Театрализованная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста
статья на тему

Значение театрализованной деятельности в жизни младших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Истоки театральной деятельности лежат в народном творчестве, в народной педагогике. Народная педагогика и есть тот механизм, который развивает в человеке «житейское умение» - способность жить в мире и согласии с собой и с окружающим миром. Среди богатого арсенала сложившихся в народе педагогических традиций существуют способы и приёмы воспитания у детей оптимизма и жизнерадостности.

Первым педагогическим произведением у человечества была колыбельная песня. Её функция – успокоить, убаюкать маленького ребёнка. Мудрый народ, не знакомый с основами психологии, путём многолетних наблюдений понял, что сделать это можно не бурной, удалой песней, а тихой, монотонной, умиротворяющей мелодией. Так создалась форма для колыбельной песни. В ней высказываются материнские надежды и мечты видеть своё дитя добрым, справедливым, красивым духовно и физически. Эти извечные материнские мечты высказываются такими нежными, идущими от любящего сердца словами, что придают колыбельной песне ни с чем не сравнимую воспитательную силу.

Логическим продолжением колыбельных песен являются пестушки и потешки – короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают ребёнка в первые месяцы жизни. Анализ текстов позволяет выделить главные их особенности: быстрый ритм, шуточно-юмористическое содержание, связанные с различными движениями детей. Мудрый народ сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребёнка в его первых и очень трудных для него шагах: «Ай, деточка, попляши. Твои ножки хороши!» Помимо радости и удовольствия, которые несут эти короткие стихи, они одновременно содержат «уроки» жизни, причём уроки эти ненавязчивые, простые, интересные, занимательные.

В 3-4года к ребёнку приходят прибаутки – маленькие смешные сказочки, рассказы или выражения, придающие речи юмористический оттенок. Введение фантастических элементов, небыличного материала, когда утки могут играть в дудки, таракан дрова рубить, кошка ширинку шить, способствует развитию воображения, фантазии, способности взглянуть на вещи с необычной стороны. Так зарождается оригинальность мышления, что лежит в основе любой творческой деятельности. Однако воображение творит свой мир не в отрыве от реальности, а на её основе. И здесь опять ясно выступают те человеческие качества, которые либо одобряются, либо порицаются обществом. Характерным примером служит известная всем прибаутка: «Тили, тили, тили, бом…».

С самых ранних лет ребёнок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создаёт соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребёнка, повышает его уверенность в себе.

В театральной деятельности мы выделяем два типа задач – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникабельных особенностей ребёнка и образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. Для того чтобы театральные занятия были увлекательными надо сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.

Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, приглашённых артистов кукольных театров.

Со второй младшей группы дети обучаются простейшим приёмам управления куклами настольного театра. Мы предлагаем им придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребёнок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы ещё не очень развита, внимание рассеяно. Как бы примитивны ни были истории, сочинённые малышами, мы радуемся вместе с ними любому проявлению творчества, стремимся, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребёнка. Ведь разыгрывание сочинённых сказок духовно раскрепощает малыша, даёт ему возможность поверить в свои силы.

Следующий этап работы – это этюды, которые помогают детям постигать секреты управления театральными куклами, основы актёрского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.

Дети второй младшей группы разыгрывают с настольными куклами хорошо им знакомые сказки: «Курочка Ряба», « Маша и Медведь», «Бычок – смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Мы стараемся не заучивать с детьми текст, предлагаем им самим придумать диалоги.

К концу года все дети второй младшей группы овладевают техникой управления настольными куклами, умеют до конца спектакля концентрировать внимание на кукле, учатся внимательно слушать своего партнёра, вовремя подавать реплики, пытаются сочинять небольшие сказки, в которых сопровождают движение куклы песенкой.

Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие психические функции.

В своей работе мы заметили, что некоторые дети в силу своих психологических особенностей боятся принимать участие в групповой деятельности. Чтобы помочь таким детям мы создаём между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Желание педагогов понять психологические проблемы ребёнка, стремление помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации создают предпосылки для дальнейшей творческой деятельности. В такой ситуации на помощь ребёнку приходят театральные куклы. Они ни кого не могут оставить равнодушными, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни. Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придётся впоследствии выводить из тупиковой ситуации.

Куклы могут почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. В своей работе мы используем хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф), театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы. С большим удовольствием следят малыши за движущимися на ярко освещённом экране фигурами. Театр теней приковывает их внимание, развивает умение сосредоточиться. Замечательную возможность поиграть вместе с ребёнком предоставляют пальчиковые куклы. Игры с ними помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя с взрослыми, он овладевает ценными навыками общения.

Для детей мл. группы самый простой и доступный театр – это театр кукол на столе. Для него подойдут актёры, связанные крючком, вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные, изготовленные по типу богородской игрушки. Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров.

Особое место в художественных постановках следует уделять текстам в стихотворной форме. Влияние поэтического слова на личность общеизвестно. Благодаря простоте и музыкальности звучания слов дети, играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образным выражениям. К тому же, неоднократно повторяя свои роли, ребёнок тренируется в развитии голосового аппарата. Таким образом, используя средства театральной постановки, воспитатель, окружая ребёнка разнообразным миром слов, музыки, движения и чувства, решает сразу несколько задач. Сценарии, написанные по мотивам русских народных сказок, быстро найдут дорогу к сердцу ребёнка.

Мы избегаем назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считая, что каждый ребёнок талантлив от природы, каждому и стремимся помочь раскрыть свои способности.

Занимаясь с детьми театром, мы поставили перед собой цель – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети могли использовать в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...

17.02.2019 «Метод проектной деятельности в ДОУ в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

laquo;Метод проектной деятельности в ДОУв работе с детьми младшего дошкольного возраста»С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Сам...

"Использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогу откроет большие возможности для активизации мыслите...

«Конструктивно-модельная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Модельно-конструктивная деятельность создаёт условия для организации детского коллектива и может быть использована воспитателем в целях формирования у детей элементов сотрудничества и взаимодействия. ...

"Проектная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста с учётом ФГОС"

В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным...