Консультация для воспитателей «Педагогические подходы к формированию у детей правил современного этикета»
консультация на тему

Сизова Лидия Григорьевна

Консультация для воспитателей «Педагогические подходы к формированию у детей правил современного этикета»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_det_sad.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Педагогические подходы к формированию у детей

правил современного этикета»

        Что такое этикет? Это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов. Суть его – в умении быть приятным для окружающих, настраивать людей на общение с собой, понимать их и видеть их достоинства.

        Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье и детском саду. Например, мама говорит трехлетнему малышу: «Что надо сказать бабушке за подарок? Молодец, ты вежливый мальчик». Бабушка, кормя внука, приговаривает: «Кушай, заинька, посуда любит чистоту». В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение правил поведения необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения.

        Одни дети входят в сложный мир общения легко и свободно; другие пугаются, испытывают дискомфорт. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

        Обучение детей правилам поведения требует фантазии, увлекательности и такта. Ребенок кое-что знает из родительских рассказов и самостоятельных наблюдений за окружающим миром. Наша задача – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе и доступную детскому пониманию.

        В этикете особую значимость имеют нравственные аспекты, поэтому необходимо обращать внимание детей на то, что и почему хорошо или плохо. «Почему надо здороваться при встрече? Хорошо ли в гостях обижаться и капризничать? Можно ли сесть за обеденный стол с грязными руками? Почему нельзя? Приятно ли другим участникам застолья смотреть на грязные руки?»

        Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и воспитанника. Уважение к ребенку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему создают наилучшие условия для формирования норм поведения, базирующихся на этикете. Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению ко взрослым по имени отчеству.

        Испытывая радость от общения с воспитателем, дети верят в правоту его слов. Необходимый настрой создает и выработанный совместными усилиями порядок поведения в группе, в котором приняты основные правила: умение сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения (мы и собрались для того, чтобы узнать и научиться); не бояться ошибаться; не смеяться над ошибками других.

        Формирование основ поведенческой культуры происходит следующим образом: мы должны дать ребенку 1) знание правил этикета; 2) понимание его разумности и необходимости; 3) умение применять его практически;      4) эмоциональное переживание от его выполнения. Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или иным правилом поведения, чувствовал, что хорошо и что плохо. Пройдя этот цикл, мы возвращаемся к изучаемому правилу снова, но на более глубокой основе.

        Мы формируем поведение, основанное на формах этикета, постоянно, используя для этого различные организационные формы: игры, беседы, режимные моменты, реально и специально созданные ситуации. Например, воспитатель собирается почитать детям. Дети рассаживаются. Лене стула не хватило. Что она и другие дети будут делать? Павлик отдал девочке свой стул. «Молодец, Павлуша, - говорит воспитатель. - Ты внимательный и заботливый человек. Возьми стул из раздевалки, и мы начнем читать». Закрепление норм поведения и позитивная оценка создают условия для осознанного и эмоционального выбора того или иного действия.

        Для формирования этикетного поведения необходимы следующие условия.

  1. Позитивный настрой. Нельзя обижать своих воспитанников, для чего используются обращения по именам, внимание, похвалы и т.д.
  2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Желательно, чтобы воспитатель оценивал свое поведение с позиций разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия его собственным словам. Воспитатель должен продумывать все, что помогает достижению главной цели – созданию творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.
  3. Связь с семьей. Это условие позволяет выработать единство требований к ребенку. Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, при единстве требований воспитателя и родителей.

        Дошкольники в результате проводимой работы должны понимать разумность и необходимость поведенческих правил, их нравственную основу (уважение и доброжелательность к другим людям), должны стремиться к выработке хороших манер, к уважению традиций.

        Какие же способы педагогического воздействия на детей при обучении правилам этикета целесообразно использовать?

        Приучение. Детям задают образец поведения и затем контролируют точность выполнения того или иного правила, например, за столом во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. «Сережа, посмотри как надо держать в руке нож и вилку… Что надо сделать, когда приходят гости?»

        Упражнения. То или иное действие многократно повторяется. При этом следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого действия.

        Организация воспитывающих ситуаций. Приближает детей к реальным жизненным условиям, ибо они оказываются перед выбором, например, есть вилкой и ножом или одной вилкой

        Поощрение. Широко используемый метод, реализуемый различными способами. Он побуждает детей к выбору правильного поведенческого шага в результате его нравственного потенциала.

        Наказание. Должно применяться только при условии невозможности использования других мер воздействия. Цель наказания – пробудить желание поступать хорошо, на основе норм этикета.

        Пример для подражания. Является своеобразным наглядным образцом. Примером могут быть воспитатели, родители, дети, литературные и сказочные герои.

        Словесные методы помогают более осознанному пониманию поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучных и долгих нотаций. Жизненная или сказочная история создает необходимый эмоциональный фон для восприятия правил поведения. Ведь детский опыт еще невелик, поэтому надо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации. Кроме того, беседа помогает выяснить, знают и понимают ли дети нормы и правила поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, при этом каждый ребенок может высказать свое мнение.

        Нельзя забывать и о том, что формирование правильного поведения способствует речевому развитию детей, актуализации этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью систематического проведения словарной работы. Итак, знать и уметь соблюдать правила этикета надо, а чтобы они вошли в привычку, формирование их у детей необходимо начинать с самого раннего детства.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация дла воспитателей "Гендерный подход при организации питания детей"

формирование полоролевой идентификации при приёме пищи...

Консультация для воспитателей "Инновационный подход к формированию у детей представления о русской народной культуре"

В настоящее время приобщение детей к истокам русской народной культуры является актуальной задачей. Российские педагоги выделяют большое количество способов формирования у детей представления об истор...

Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к развитию речи детей»

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по т...

Консультация для воспитателей «Педагогические приёмы в развитии речи детей раннего возраста»

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является ст...

Консультация для воспитателей «Дифференцированный подход при формировании физической готовности старших дошкольников»

Реализация дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе при формировании физической готовности детей к школьному обучению....

Консультация для воспитателей «Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий.  В связи с этим необходим поиск педагогическ...