Кружок "Пирамидка"- сенсорное развитие (ранний возраст)
методическая разработка на тему

Золотарева Валентина Николаевна

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_piramidka.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ  Д/С №2 «СВЕТЛЯЧОК»

Кружок «ПИРАМИДКА»

( сенсорное развитие)

Группа « Умники и умницы»

(ранний возраст)

       

       

 Подготовила: Золотарева В. Н.-воспитатель 1 кк

п. Таловая

Пояснительная записка

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Игры для детей раннего возраста в нашем кружке "Пирамидка" предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.    

Время проведения кружка:

День недели: вторник.

Время: 16:00-16:10

Продолжительность: 10 мин.

Количество деятельности в месяц: 4 раза

Всего: 36- занятий

Цель:

  • - содействие гармоничному развитию личности ребенка.
  • - развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие,  представление) у детей  раннего возраста.

Задачи:

  • Создать эмоционально – положительное настроение на занятиях.
  • Развивать интерес к занятиям по продуктивной деятельности (смена видов деятельности – интегрированные занятия; тематическая целостность, сюрпризные моменты и т.д.)
  • Ознакомить ребенка с сенсорными эталонами (общепринятыми образцами внешних свойств предметов – цвет, форма, величина).
  • Развивать мелкую моторику рук ребенка.
  • Активизировать словарь.
  • Развивать умения:
  • - по рисованию:
  • - держать правильно карандаш, кисть;
  • - проводить горизонтальные и вертикальные линии, рисовать предметы округлой формы;
  • - ритмично наносить мазки;
  • - по лепке:
  • - раскатывать комок (пластилина, теста, глины) прямым и круговыми движениями ладоней;
  • - сплющивать комочек между ладонями, отделять от большого кусочка небольшие комочки;
  • - по конструированию:
  • - различать основные формы деталей строительного материала, сооружать постройки по образцу;
  • - надставлять детали в высоту, в длину;
  • - располагать кирпичики, пластины вертикально;
  • Учить  применять полученные знания в  практической и познавательной деятельности.

Методы:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
  • Формы организации деятельности: групповая; подгрупповая; индивидуальная.

Литература:

1.       «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до года» Руководители авторского коллектива – Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова (Москва 2010 год)

2.       «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста» (методическое пособие) под ред. И.В.Петровой (Москва 2012г.)

3.       «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»  Н.В. Алешина (Москва 2008г.)

4.       «Ладушки» развивающие игры и занятия для детей раннего возраста И.В. Тимофеичева, О.Е. Оськина (Москва 2011г.)

5.       «Конструирование для малышей» Методическое пособие для воспитателей и родителей Ю.В. Микляева (Москва 2012г.)

6.       «Развивающие тренажеры из бросового материала» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ  Е.В. Полозова (Воронеж 2009г.)

7.       «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Программа, конспекты занятий Т.П.Высокова (Волгоград2011г.)

8.       Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет (книга для воспитателей детского сада)  Венгер Л.А  М.:1988, с.3-14, 34-80.

9.       «Занятия по сенсорному воспитанию» с детьми раннего возраста (пособие для воспитателя детского сада) Э.Г. Пилюгина (Москва 1983г.).

10.   «дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» (пособие для воспитателей) под  редакцией Л.А. Венгера (Москва 1973г.).

Содержание работы:

1. Диагностика (2)

Цель:

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Материал:

Игрушки  и игры с уголка сенсорики

2. Величина - цвет  «Осенние листочки»

Цель:

Учить детей обращать внимание на величину и цвет предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, развить мелкую моторику, расширить представление об осени, о подготовке животных к зиме, формировать гуманное отношение к животным.

Материал:

Лист бумаги (по кол. детей), гуашь, кленовые листочки.

3.Величина - цвет  «Яблоки»

Цель:

Продолжать обращать внимание на величину и цвет предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, развить мелкую моторику, расширить представление об осени, о подготовке животных к зиме, формировать гуманное отношение к животным.

Материал:

Яблоко, пластилин, клеенка.

4. Величина -  «Большие», «маленькие»

Цель:

Учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».

Материал:

4 большие 4 меленьких бусины (одинакового цвета); шнур или мягкая проволока; кукла и корзиночка.

5.Величина -  «Большие», «маленькие»

Цель:

Учить детей фиксировать внимание на величине предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».

(Учить чередовать предметы по величине.)

Материал:

Фигурки квадратов (кругов) двух размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые)

6.Величина -  «Какой мяч больше?»

Цель:

Продолжать фиксировать внимание на величине предметов, учить их простейшим приемам установления сходства и различия однородных предметов, сопоставляя величину объекта с образцом, ориентируясь на слова: «величина», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

Материал:

Большие маленькие мячи.

7.Величина -  «Поручения»

Цель:

Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер «величину», развивать слуховое  восприятие, совершенствовать понимание речи.

Материал:

Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, кубики, чашки. Матрешки.

8.Величина -  «Угости зайчика»

Цель:

Учить  детей сопоставлять предметы по величине, осуществлять выбор из двух разных величин, комплектовать предметы по величине.

Материал:

Игрушечный заяц, большее и меленькое ведерко. По 5 больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

9.Величина -  «Куклы заблудились»

Цель:

Закреплять умение детей сопоставлять предметы по величине, осуществлять выбор из двух разных величин, комплектовать предметы по величине.

Материал:

Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.

10.Форма -  «Круг, квадрат»

Цель:

Учить детей обращать  внимание на форму предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», « не такая», «разные», «одинаковые».

 (Учить чередовать предметы по форме.)

Материал:

5 картонных кругов, 5 квадратов одного цвета.

11.Форма - «Круг, квадрат, треугольник»

Цель:

Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления сходства и различия объектов по форме, ориентируясь на словах «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

Материал:

Круги (шар) и квадраты (кубик) , треугольники разной величины.

12.Форма -  «Заштопай»- сарафаны у матрешек

Цель:

Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления сходства и различия однородных предметов, сопоставляя формы объекта с образцом, ориентируясь на словах «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые», вставляя предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Материал:

Картонное изображение матрешки с отверстиями: круглой (шар), квадратной (кубик) и треугольной формы.

13.Форма -  «Веселые человечки» («круг, квадрат, треугольник, прямоугольник»)

Цель:

Продолжать фиксировать внимание на форме и величине предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», « не такая», «разные», «одинаковые». Учить детей группировать предметы по форме и размеру.

Материал:

Вырезанные из картона: круг (шар), квадрат (кубик), треугольник, прямоугольник (кирпичик) -  и эти же геометрические фигуры маленького размера.

14.Форма -  «Волшебная коробочка» (кубики и треугольники)

Цель:

Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм, проталкивая геометрические фигуры в соответствующие отверстия.

Материал:

Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и треугольники.

15.Форма -  «Волшебная коробочка» (кирпичики  и шарики)

Цель:

Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм, проталкивая геометрические фигуры в соответствующие отверстия.

Материал:

Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кирпичики  и шарики.

16.Форма – Величина -   «фигурки»

Цель:

Учить детей сравнивать объекты с учетом двух свойств предметов величины и формы.

Материал:

Геометрический куб с фигурками

17.Цвет – «цветные палочки»

Цель:

Учить детей обращать внимание детей на цвет предмета, устанавливать сходства и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова: «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Материал:

Палочки 4 цветов красный, желтый, синий, зеленый.

18.Цвет – «цветные палочки»

Цель:

Учить детей фиксировать внимание  на цвете предмета, выбирать предметы одного заданного цвета из четырех возможных, закреплять умение группировать предметы по цвету.

Материал:

Палочки 4 цветов красный, желтый, синий, зеленый.

19.Цвет – «курочка и цыплята»

Цель:

Продолжать фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал:

Коробка с мозаикой (или конструктора), где помещены  6 элементов желтого цвета и один белого.

20.Цвет –  «Угостим медведя ягодой»

Цель:

Учить детей выбирать предметы донного цвета, из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Материал:

Мозаика: 10 –элементов красного цвета и по 5 –элементов желтого и зеленого цвета.

21.Цвет –  «найди солнышко»

Цель:

Продолжать учить детей выбирать предметы донного цвета, из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Материал:

Мозаика

22.Цвет –  «посади травку»

Цель:

Продолжать учить детей выбирать предметы донного цвета, из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Материал:

Мозаика

23.Цвет –  «облачко на небе»

Цель:

Продолжать учить детей выбирать предметы донного цвета, из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Материал: Мозаика

24.Цвет –  «поставь букет цветов в саду»

Цель:

Учить детей группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы  по цвету.

Материал:

4- вазы (желтого, зеленого, красного, синего цветов) с бумажными цветами того же цвета

25.Цвет –  «помоги матрешке найти свои игрушки»

Цель:

Продолжать учить детей группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы  по цвету.

Материал:

Рисунки матрешек 4-х разных цветов, бусины, палочки.

26.Цвет –  «разноцветные бусы для…»

Цель:

Закрепить у детей умение группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы  по цвету.

Материал:

По 4-е белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) и шнур (или мягкая проволока) Научить детей чередовать предметы по цвету.

27.Цвет –  «огоньки ночью»

Цель:

Способствовать дальнейшему формированию у детей отношение к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технику нанесения мазка способом примакивания.

Материал:

Гуашь: красная, зеленая, желтая, синяя, кисть №4. Альбомный лист

28.Цвет –  «снежинки»

Цель:

Продолжать подводить  детей к самостоятельному выбору заданного цвета (из 4-х предложенных) отношение к цвету как к важному закрепить технику нанесения мазка способом примакивания.

Материал:

Гуашь: красная, зеленая, желтая, синяя, кисть №4. Альбомный лист

29.Цвет –  «елочки и грибочки»

Цель:

Обращать внимание детей на цветовые свойства предмета, показывая,  что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения, учить детей чередовать предметы по цвету.

Материал:

Коробка с мозаикой, где помещены: 10-ть элементов зеленого и 10-ть элементов красного цвета.

30.«Рождественский сапожок»

Цель:

Формировать у детей чувство удовлетворения и радости от процесса получения и преподнесения подарков; развивать интерес к аппликации; учить прикладывать на бумаге приготовленные педагогом фигуры и наклеивать их.

Материал:

Сапожок Деда Мороза, заготовки сапожков, цветных фигурок  (по количеству детей), клеящий карандаш.

31.«Зерна для курочки, яблоки для ежика»

Цель:

Продолжать формировать у детей чувство удовлетворения и радости от процесса получения и преподнесения подарков. Тренировать у детей навыки работы с пластичными материалами (отщипывания, скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания).

Материал:

Игрушки: курочка, ежик, пластилин

32.«Козлику капуста, кролику морковка»

Цель:

Продолжать формировать у детей чувства удовлетворения и радости от процесса получения и преподнесения подарков. Тренировать у детей навыки работы с пластичными материалами (отщипывания, скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания.

Материал:

Сапожок Деда Мороза, игрушки: козлик, зайка, пластилин

33.Цвет –  «теремок»

Цель:

Продолжать обращать внимание детей на цветовые свойства предмета, показывая,  что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения, учить детей чередовать предметы по цвету.

Материал:

Коробка с мозаикой, где помещены: квадрат – белый, треугольник – красный (по 5-6 предметов, по количеству детей)

34.Цвет –  «разноцветные шары»

Цель:

Учить детей соотносить предметы по цвету.

Материал:

Заготовка - аппликация (для каждого ребенка) («веревочки разных цветов» - найти для них свой шарик)

35.Величина-Цвет «Тучка большая, дождевая»

Цель:

Учить умению сопоставления величины и цвета, развить мелкую моторику рук, формировать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить правильно держать кисть, пользоваться красками (гуашью)

Материал:

Тучки большая и маленькая. Листы бумаги, кисти, краски.

36.Величина-Цвет «Выросли цветочки»

Цель:

Продолжать  учить умению сопоставления величины и цвета, развить мелкую моторику рук, формировать интерес к аппликационной деятельности. Продолжать учить правильно, пользоваться клеем.

Материал:

Тучки большая и маленькая. Листы бумаги, клей карандаш, заготовка – ромашек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по сенсорному развитию (ранний возраст)

Программа разработана с  учетом уровня нервно-психического развития детей раннего возраста (по эпикризным срокам), срок реализации программы 2 года (вторая группа раннего возраста и первая младша...

«Сенсорное развитие раннего возраста через различные виды деятельности»

laquo;Сенсорное развитие  раннего  возраста   через различные   виды деятельности»...

Презентация: "Проблемы речевого и сенсорного развития раннего возраста"

Проблемы речевого и сенсорного развития раннего возраста...

Сенсорное развитие раннем возрасте.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Сенсорное развитие раннего возраста и младшей группы

В данной презентации содержится информация для родителей о роли сенсорного развития...

Консультация для родителей"Сенсорное развитие раннего возраста"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

консультация для родителей 2 ранней группы "Игры для сенсорного развития раннего возраста".

Консультация для родителей ранней группы. "Игры для сенсорного развития раннего возраста",...