Главные вкладки

    Кружок "Пирамидка"- сенсорное развитие (ранний возраст)
    методическая разработка на тему

    Золотарева Валентина Николаевна

    Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_piramidka.docx32.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКДОУ  Д/С №2 «СВЕТЛЯЧОК»

    Кружок «ПИРАМИДКА»

    ( сенсорное развитие)

    Группа « Умники и умницы»

    (ранний возраст)

           

           

     Подготовила: Золотарева В. Н.-воспитатель 1 кк

    п. Таловая

    Пояснительная записка

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

    Игры для детей раннего возраста в нашем кружке "Пирамидка" предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.    

    Время проведения кружка:

    День недели: вторник.

    Время: 16:00-16:10

    Продолжительность: 10 мин.

    Количество деятельности в месяц: 4 раза

    Всего: 36- занятий

    Цель:

    • - содействие гармоничному развитию личности ребенка.
    • - развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие,  представление) у детей  раннего возраста.

    Задачи:

    • Создать эмоционально – положительное настроение на занятиях.
    • Развивать интерес к занятиям по продуктивной деятельности (смена видов деятельности – интегрированные занятия; тематическая целостность, сюрпризные моменты и т.д.)
    • Ознакомить ребенка с сенсорными эталонами (общепринятыми образцами внешних свойств предметов – цвет, форма, величина).
    • Развивать мелкую моторику рук ребенка.
    • Активизировать словарь.
    • Развивать умения:
    • - по рисованию:
    • - держать правильно карандаш, кисть;
    • - проводить горизонтальные и вертикальные линии, рисовать предметы округлой формы;
    • - ритмично наносить мазки;
    • - по лепке:
    • - раскатывать комок (пластилина, теста, глины) прямым и круговыми движениями ладоней;
    • - сплющивать комочек между ладонями, отделять от большого кусочка небольшие комочки;
    • - по конструированию:
    • - различать основные формы деталей строительного материала, сооружать постройки по образцу;
    • - надставлять детали в высоту, в длину;
    • - располагать кирпичики, пластины вертикально;
    • Учить  применять полученные знания в  практической и познавательной деятельности.

    Методы:

    • Игровой метод (дидактические игры).
    • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
    • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
    • Формы организации деятельности: групповая; подгрупповая; индивидуальная.

    Литература:

    1.       «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до года» Руководители авторского коллектива – Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова (Москва 2010 год)

    2.       «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста» (методическое пособие) под ред. И.В.Петровой (Москва 2012г.)

    3.       «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»  Н.В. Алешина (Москва 2008г.)

    4.       «Ладушки» развивающие игры и занятия для детей раннего возраста И.В. Тимофеичева, О.Е. Оськина (Москва 2011г.)

    5.       «Конструирование для малышей» Методическое пособие для воспитателей и родителей Ю.В. Микляева (Москва 2012г.)

    6.       «Развивающие тренажеры из бросового материала» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ  Е.В. Полозова (Воронеж 2009г.)

    7.       «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Программа, конспекты занятий Т.П.Высокова (Волгоград2011г.)

    8.       Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет (книга для воспитателей детского сада)  Венгер Л.А  М.:1988, с.3-14, 34-80.

    9.       «Занятия по сенсорному воспитанию» с детьми раннего возраста (пособие для воспитателя детского сада) Э.Г. Пилюгина (Москва 1983г.).

    10.   «дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» (пособие для воспитателей) под  редакцией Л.А. Венгера (Москва 1973г.).

    Содержание работы:

    1. Диагностика (2)

    Цель:

    Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

    Материал:

    Игрушки  и игры с уголка сенсорики

    2. Величина - цвет  «Осенние листочки»

    Цель:

    Учить детей обращать внимание на величину и цвет предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, развить мелкую моторику, расширить представление об осени, о подготовке животных к зиме, формировать гуманное отношение к животным.

    Материал:

    Лист бумаги (по кол. детей), гуашь, кленовые листочки.

    3.Величина - цвет  «Яблоки»

    Цель:

    Продолжать обращать внимание на величину и цвет предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, развить мелкую моторику, расширить представление об осени, о подготовке животных к зиме, формировать гуманное отношение к животным.

    Материал:

    Яблоко, пластилин, клеенка.

    4. Величина -  «Большие», «маленькие»

    Цель:

    Учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».

    Материал:

    4 большие 4 меленьких бусины (одинакового цвета); шнур или мягкая проволока; кукла и корзиночка.

    5.Величина -  «Большие», «маленькие»

    Цель:

    Учить детей фиксировать внимание на величине предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».

    (Учить чередовать предметы по величине.)

    Материал:

    Фигурки квадратов (кругов) двух размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые)

    6.Величина -  «Какой мяч больше?»

    Цель:

    Продолжать фиксировать внимание на величине предметов, учить их простейшим приемам установления сходства и различия однородных предметов, сопоставляя величину объекта с образцом, ориентируясь на слова: «величина», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

    Материал:

    Большие маленькие мячи.

    7.Величина -  «Поручения»

    Цель:

    Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер «величину», развивать слуховое  восприятие, совершенствовать понимание речи.

    Материал:

    Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, кубики, чашки. Матрешки.

    8.Величина -  «Угости зайчика»

    Цель:

    Учить  детей сопоставлять предметы по величине, осуществлять выбор из двух разных величин, комплектовать предметы по величине.

    Материал:

    Игрушечный заяц, большее и меленькое ведерко. По 5 больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

    9.Величина -  «Куклы заблудились»

    Цель:

    Закреплять умение детей сопоставлять предметы по величине, осуществлять выбор из двух разных величин, комплектовать предметы по величине.

    Материал:

    Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.

    10.Форма -  «Круг, квадрат»

    Цель:

    Учить детей обращать  внимание на форму предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», « не такая», «разные», «одинаковые».

     (Учить чередовать предметы по форме.)

    Материал:

    5 картонных кругов, 5 квадратов одного цвета.

    11.Форма - «Круг, квадрат, треугольник»

    Цель:

    Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления сходства и различия объектов по форме, ориентируясь на словах «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

    Материал:

    Круги (шар) и квадраты (кубик) , треугольники разной величины.

    12.Форма -  «Заштопай»- сарафаны у матрешек

    Цель:

    Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления сходства и различия однородных предметов, сопоставляя формы объекта с образцом, ориентируясь на словах «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые», вставляя предметы данной формы в соответствующие отверстия.

    Материал:

    Картонное изображение матрешки с отверстиями: круглой (шар), квадратной (кубик) и треугольной формы.

    13.Форма -  «Веселые человечки» («круг, квадрат, треугольник, прямоугольник»)

    Цель:

    Продолжать фиксировать внимание на форме и величине предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», « не такая», «разные», «одинаковые». Учить детей группировать предметы по форме и размеру.

    Материал:

    Вырезанные из картона: круг (шар), квадрат (кубик), треугольник, прямоугольник (кирпичик) -  и эти же геометрические фигуры маленького размера.

    14.Форма -  «Волшебная коробочка» (кубики и треугольники)

    Цель:

    Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм, проталкивая геометрические фигуры в соответствующие отверстия.

    Материал:

    Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и треугольники.

    15.Форма -  «Волшебная коробочка» (кирпичики  и шарики)

    Цель:

    Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм, проталкивая геометрические фигуры в соответствующие отверстия.

    Материал:

    Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кирпичики  и шарики.

    16.Форма – Величина -   «фигурки»

    Цель:

    Учить детей сравнивать объекты с учетом двух свойств предметов величины и формы.

    Материал:

    Геометрический куб с фигурками

    17.Цвет – «цветные палочки»

    Цель:

    Учить детей обращать внимание детей на цвет предмета, устанавливать сходства и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова: «цвет», «такой», «не такой», «разные».

    Материал:

    Палочки 4 цветов красный, желтый, синий, зеленый.

    18.Цвет – «цветные палочки»

    Цель:

    Учить детей фиксировать внимание  на цвете предмета, выбирать предметы одного заданного цвета из четырех возможных, закреплять умение группировать предметы по цвету.

    Материал:

    Палочки 4 цветов красный, желтый, синий, зеленый.

    19.Цвет – «курочка и цыплята»

    Цель:

    Продолжать фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

    Материал:

    Коробка с мозаикой (или конструктора), где помещены  6 элементов желтого цвета и один белого.

    20.Цвет –  «Угостим медведя ягодой»

    Цель:

    Учить детей выбирать предметы донного цвета, из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

    Материал:

    Мозаика: 10 –элементов красного цвета и по 5 –элементов желтого и зеленого цвета.

    21.Цвет –  «найди солнышко»

    Цель:

    Продолжать учить детей выбирать предметы донного цвета, из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

    Материал:

    Мозаика

    22.Цвет –  «посади травку»

    Цель:

    Продолжать учить детей выбирать предметы донного цвета, из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

    Материал:

    Мозаика

    23.Цвет –  «облачко на небе»

    Цель:

    Продолжать учить детей выбирать предметы донного цвета, из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

    Материал: Мозаика

    24.Цвет –  «поставь букет цветов в саду»

    Цель:

    Учить детей группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы  по цвету.

    Материал:

    4- вазы (желтого, зеленого, красного, синего цветов) с бумажными цветами того же цвета

    25.Цвет –  «помоги матрешке найти свои игрушки»

    Цель:

    Продолжать учить детей группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы  по цвету.

    Материал:

    Рисунки матрешек 4-х разных цветов, бусины, палочки.

    26.Цвет –  «разноцветные бусы для…»

    Цель:

    Закрепить у детей умение группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы  по цвету.

    Материал:

    По 4-е белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) и шнур (или мягкая проволока) Научить детей чередовать предметы по цвету.

    27.Цвет –  «огоньки ночью»

    Цель:

    Способствовать дальнейшему формированию у детей отношение к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технику нанесения мазка способом примакивания.

    Материал:

    Гуашь: красная, зеленая, желтая, синяя, кисть №4. Альбомный лист

    28.Цвет –  «снежинки»

    Цель:

    Продолжать подводить  детей к самостоятельному выбору заданного цвета (из 4-х предложенных) отношение к цвету как к важному закрепить технику нанесения мазка способом примакивания.

    Материал:

    Гуашь: красная, зеленая, желтая, синяя, кисть №4. Альбомный лист

    29.Цвет –  «елочки и грибочки»

    Цель:

    Обращать внимание детей на цветовые свойства предмета, показывая,  что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения, учить детей чередовать предметы по цвету.

    Материал:

    Коробка с мозаикой, где помещены: 10-ть элементов зеленого и 10-ть элементов красного цвета.

    30.«Рождественский сапожок»

    Цель:

    Формировать у детей чувство удовлетворения и радости от процесса получения и преподнесения подарков; развивать интерес к аппликации; учить прикладывать на бумаге приготовленные педагогом фигуры и наклеивать их.

    Материал:

    Сапожок Деда Мороза, заготовки сапожков, цветных фигурок  (по количеству детей), клеящий карандаш.

    31.«Зерна для курочки, яблоки для ежика»

    Цель:

    Продолжать формировать у детей чувство удовлетворения и радости от процесса получения и преподнесения подарков. Тренировать у детей навыки работы с пластичными материалами (отщипывания, скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания).

    Материал:

    Игрушки: курочка, ежик, пластилин

    32.«Козлику капуста, кролику морковка»

    Цель:

    Продолжать формировать у детей чувства удовлетворения и радости от процесса получения и преподнесения подарков. Тренировать у детей навыки работы с пластичными материалами (отщипывания, скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания.

    Материал:

    Сапожок Деда Мороза, игрушки: козлик, зайка, пластилин

    33.Цвет –  «теремок»

    Цель:

    Продолжать обращать внимание детей на цветовые свойства предмета, показывая,  что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения, учить детей чередовать предметы по цвету.

    Материал:

    Коробка с мозаикой, где помещены: квадрат – белый, треугольник – красный (по 5-6 предметов, по количеству детей)

    34.Цвет –  «разноцветные шары»

    Цель:

    Учить детей соотносить предметы по цвету.

    Материал:

    Заготовка - аппликация (для каждого ребенка) («веревочки разных цветов» - найти для них свой шарик)

    35.Величина-Цвет «Тучка большая, дождевая»

    Цель:

    Учить умению сопоставления величины и цвета, развить мелкую моторику рук, формировать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить правильно держать кисть, пользоваться красками (гуашью)

    Материал:

    Тучки большая и маленькая. Листы бумаги, кисти, краски.

    36.Величина-Цвет «Выросли цветочки»

    Цель:

    Продолжать  учить умению сопоставления величины и цвета, развить мелкую моторику рук, формировать интерес к аппликационной деятельности. Продолжать учить правильно, пользоваться клеем.

    Материал:

    Тучки большая и маленькая. Листы бумаги, клей карандаш, заготовка – ромашек.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая учебная программа по сенсорному развитию (ранний возраст)

    Программа разработана с  учетом уровня нервно-психического развития детей раннего возраста (по эпикризным срокам), срок реализации программы 2 года (вторая группа раннего возраста и первая младша...

    Статья "Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием. Ранний возраст"

    Отмечаетмя недостаточность двигательной активности детей, начиная с раннего возраста...

    Презентация опыта работы "Сенсорное развитие младшего возраста средствами дидактических игр"

    Призентация опыта работы "Сенсорное развитие младшего возраста средствами дидактических игр"...

    Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши» Возраст детей: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год

    Аннотация к программе по сенсорному развитию«Малыши»  Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюда...

    Особенности сенсорного развития (младший возраст)

    Не стоит забывать, что первыми воспитателями  и учителями ребёнка являются родители, поэтому игры и занятия с малышом в домашних условиях имеют большое значение....

    Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

    Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...