Приобщение воспитанников к здоровому образу жизни через работу с родителями
материал (младшая группа) на тему

Малинина Надежда Ивановна

Теоретический материал включающий в себя 

1. Родительское собрание в группе раннего возраста «Компоненты формирующие ЗОЖ  детей раннего возраста" 

2. Родительское собрание в 1 младшей группе "Развитие гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни" 

3. Отчет  в ИМЦ по теме "Приобщение воспитанников к ЗОЖ через работу с родителями "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни

 

   На третьем году жизни продолжается период интенсивного развития самостоятельности во всех сферах жизни и деятельности ребенка. «Я сам», - говорит кроха и выдергивает свои ручки из ваших, чтобы помыть их, или хватает тряпку, чтобы вытереть лужу со стола.

   Очень важно не упустить этот период, когда ребенок так стремится к самостоятельности. Именно сейчас он очень хочет учиться застегивать пуговицы, умываться и одевать варежки, а также пылесосить, подметать и мыть посуду, и как раз сейчас - наиболее благоприятное время для формирования навыков самообслуживания и бытовых умений.

    Конечно, маме проще сделать все  самой, так и быстрей, и бесхлопотней. Но если в этот период ребенок не приобретет основных умений и навыков, если родители будут делать за него то, что он может сделать сам или чему он сейчас готов и способен научиться, то в дальнейшем его стремление, такое естественное для этого возраста, сильно снизится или вовсе угаснет. Позднее ребенок уже не будет получать такого удовольствия, как сейчас, от того, что он самостоятельно одевается, причесывается, ест, и научить его этому будет гораздо сложнее.

   В дальнейшем малыш будет ждать помощи от окружающих и, более того, он будет требовать её.

   После 5 лет недостаточная сформированность культурно-гигиенических навыков и бытовая беспомощность  могут отразиться на самооценке, активности и целеустремленности ребенка, сделают его более зависимым от родителей.

                                                   ***

     Как правило, к двум годам у детей хорошо развита общая моторика, а мелкая моторика требует дополнительной тренировки, но, тем не менее, двухлетние дети уже способны овладеть большинством навыков по самообслуживанию и выполнению бытовых действий.

     Привить малышу навыки и умения по самообслуживанию, не так уж сложно. Вам только придется на какое-то время запастись терпением и смириться с тем, что на самые простые вещи теперь потребуется в три раза больше времени, чем обычно, да еще придется делать дополнительную уборку после проявленной самостоятельности вашего чада. Но здесь уж никуда не денешься, потому что наступил соответствующий сенситивный период.

      Правильная последовательность – ключ к успеху

       Родителям нужно обучать ребенка последовательности действий при одевании, раздевании, во время приёма пищи, мытья рук и т.д. Желательно чередовать обычную форму показа с игровой, например, показывать определенное действие с помощью любимой игрушки малыша.

       Желание подражать – главный учитель

      В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому наиболее  эффективным будет обучение в самой ненавязчивой форме.

      Предупредите кроху, что сейчас, например, вам и ему нужно помыть руки. Неторопливо, с объяснениями, покажите последовательность мытья рук. Потом можно помыть руки игрушке. А затем возьмите руки ребенка в свои и проделайте вместе с ним нужное действие.

      В следующий раз поставьте малыша рядом с собой у раковины (на маленькую табуреточку), когда вы тоже собираетесь мыть руки, дайте ему такой же, как у вас, кусок мыла и помойте руки одновременно с ним. Делать что-то вместе с вами и то же самое, что и вы, – это же настоящее счастье!

       В дальнейшем ребенок уже будет мыть руки самостоятельно, а вы будете лишь корректно направлять и поощрять его действия. Обязательно хвалите малыша за проявление самостоятельности!

       Бытовая арифметика: разделим действие на «поддействия»

     Почти любое действие можно разделить на ряд более мелких действий, которые нужно выполнить в определённой последовательности. Поэтому, при обучении малыша определенному действию, обращайте его внимание на более мелкие действия, из которых оно состоит: «Потянем за этот конец шнурка. Теперь за другой конец. Видишь, бантик развязался. Теперь ослабим узел и развяжем его. Ну вот - ботинок можно снимать!» Или: «Берем губку, мочим ее в воде, отжимаем лишнюю воду. Теперь протри свои сапожки. Вот какие чистые, красивые стали!»

            Дела по силам

     Родителям необходимо оказывать ребенку небольшую помощь, выполняя за него самую трудную часть работы. Например, для того чтобы ребенку было проще снять с себя носки, немного стяните каждый носок с ножки, или наполовину вставьте пуговицу в петлю, чтобы малышу осталось лишь слегка потянуть, и она расстегнулась.

     Сначала пусть малыш научится самостоятельно раздеваться, а уж затем - одеваться, так как это ему будет легче.

       Конечно, многие действия по самообслуживанию ребенку пока не по плечу, и вы еще долгое время будете что-то делать вместо него. Но при этом для удовлетворения его тяги к самостоятельности даже в сложном деле можно оставлять малышу сделать то, что он может. Например, вы одеваете на него колготки, а он их подтягивает до конца.

        Навык рождается из повторения

     Любое действие осваивается детьми, прежде всего, при постоянном повторении. По мере овладения ребенком необходимыми навыками родителям останется только напоминать ребенку о последовательности действий, ненавязчиво контролировать и подсказывать.

Советы по развитию у детей гигиенических навыков и навыков самообслуживания

· Для ознакомления ребенка с действиями по самообслуживанию можно использовать: наблюдения за действиями взрослых и других детей, рассматривание иллюстраций в книгах, дидактические игры, чтение художественных произведений, рассказывание соответствующих потешек и стихов.

· Воспитывайте у ребенка любовь к порядку. Предлагайте ребенку помочь вам, когда вы убираете квартиру, развешиваете одежду, расставляете в коридоре обувь...

· Воспитывайте у ребенка привычку к опрятности: помогайте пользоваться носовым платком, салфеткой, обращайте внимание малыша на его одежду (если она мокрая или запачкана, предложите её сменить), учите беречь вещи.

· Прививайте крохе навыки культурного поведения: спокойно сидеть за столом, пользоваться салфеткой, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.

· Будьте постоянны, систематичны и последовательны, соблюдайте ежедневно повторяющиеся ритуалы приема пищи, отхода ко сну, собирания на прогулку и т.д. Ритуалы помогают ребёнку настроиться на определенные действия.

· Пусть малыш лучше плохо, но сам умоется или причешется, чем вы раз за разом будете делать это за него, отбивая желание пробовать свои силы.

          И обязательно хвалите малыша за любые усилия.

· Старайтесь сделать процесс привития культурно-гигиенических навыков интересным. Если ребенок напрочь отказывается что-то делать, не стоит идти напролом, лучше применить маленькие хитрости (например, не чистим зубки, а «красим» их «белой краской»).

· Помогайте крохе усваивать культурно-гигиенические навыки и с помощью игровых ситуаций: напоминайте, например, что игрушечному медвежонку тоже надо мыть руки перед едой.

· Для формирования культурно-гигиенических навыков у малыша создайте определенные условия: повесьте крючок для полотенца так, чтобы ребенок легко мог до него дотянуться, подставьте к раковине скамеечку (с нескользящими ножками), чтобы ему было удобно доставать до крана. Ребенок должен иметь возможность посмотреть на себя в зеркало, чтобы проверить свой внешний вид; расческа, щетка для одежды, чистящий ролик тоже должны быть ему доступны.

· Учитывайте, что скорость формирования навыков самообслуживания индивидуальна для каждого малыша и зависит от его особенностей, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик) и многих других факторов.

             Освоенные культурно-гигиенические навыки только к 5-6 годам превратятся в привычные действия, выполнение которых станет личной потребностью ребенка. Поэтому у двух-трехлетнего ребенка необходимо постоянно повторять и закреплять навыки самообслуживания. Иначе, малыш может перестать использовать недавно полученный навык.

        Показатели воспитания культурно-гигиенических навыков

                          2 года – 2года 6 месяцев

· Уверенно держит в руках чашку, пьет из неё.

· Ест самостоятельно.

· Одевается и раздевается с помощью взрослого.

· Может расстегнуть несколько пуговиц, застегнуть одну-две и развязать шнурки.

· По напоминанию пользуется носовым платком и расчёской.

· Может сам чистить зубы.

· С небольшой помощью взрослого моет руки и лицо.

· Сообщает о физиологических потребностях.

· С помощью взрослого кладет вещи на место, убирает игрушки, поддерживает порядок.

· Пытается исправить погрешность в одежде – отряхнуть курточку, поправить шапку и т.п.

· Здоровается, прощается, благодарит.

                          2 года 6 мес. - 3 года

· Одевается с небольшой помощью взрослого, может застегивать пуговицы.

· Самостоятельно раздевается, развешивает одежду.

· Может сам обуться, правильно одевает левый и правый ботинок.

· Придя домой, переобувается в домашнюю обувь.

· Замечает непорядок в своей одежде и одежде других и стремится исправить его.

· Выполняет посильные поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

· Знает свои бытовые принадлежности: своя чашка, тарелка, зубная щетка, полотенце и т.д.

· Сам моет руки с мылом, вытирается, умывается, вешает полотенце на место.

· Пользуется носовым платком и салфеткой.

· Самостоятельно пользуется горшком.

· Культурно ведет себя за столом, аккуратно ест.

· Уважительно относиться к другим людям и с удовольствием оказывает им помощь: подаёт упавшую вещь, помогает бабушке найти очки или приносит дедушке газету, кормит рыбок, угощает и т.п.

· Соблюдает правила поведения в обществе: не мусорит на улицах, не обижает животных, не ходит по газонам и т.д.

             (Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).

     



Предварительный просмотр:

                                Родительское собрание на тему:

          «Компоненты формирующие ЗОЖ  детей раннего возраста».

Здравствуйте, уважаемые родители. Цель нашего собрания – обсудить условия, способствующие укреплению здоровья ваших детей в условиях ДОУ и семьи.

.   Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастуювы, занятые работой, с одной стороны, не можете дать ребенку положительный личный пример здорового образа жизни, а с другой - не успеваете противостоять отрицательным внешним влияниям (техника, экология).

       Ценность здоровья доказывает народная мудрость, выраженная в поговорках..

 Береги здоровье смолоду.

 Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

 Где здоровье, там и красота. Здоров будешь – все добудешь.

 Здоровье дороже богатства..

1 слайд.

Образ жизни - тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации.

   Если образ жизни способствует укреплению здоровья, то есть основания говорить о реализации здорового образа жизни, который может обеспечить оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

2 слайд.

Здоровье - качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.

  Состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. .

   Наше собрание посвящено социальным факторам, влияющим на образ жизни детей. Мы - ближайший социум – оказываем огромное влияние на то, будет этот образ жизни здоровым.

Предлагаю следующие  вопросы: 3 слайд

  1. Влияние питания на состояние здоровья.
  2.  Взаимосвязь движения и здоровья.
  3.  Рациональный режим дня – основа ЗОЖ                          

                             4.    Решение оздоровительных задач с помощью закаливания.

                             5.    Эмоциональный климат – компонент здоровья.

1. . В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

             Основные принципы рационального питания:

-Обеспечение баланса

-Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.

-Соблюдение режима питания.

. Слайд 4.Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

2. Слайд 5.Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

     Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

    Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

- Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.

- Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

- Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

- Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Любое спортивное оборудование, а тем более новое – это всегда стимул активизации физкультурно-оздоровительной деятельности. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно ли без особых значительных финансовых затрат обновить игровой инвентарь? Если у вас есть желание что-то сделать своими руками и немного фантазии, вы легко справитесь с этой задачей.(показ инвентаря)

       В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.

 6 слайд. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

 3.  При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

   При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

 - Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

- Формирование культурно-гигиенических навыков.

- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

- Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

   Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

4. Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию  функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления.

Слайд 7.  Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма.

8 слайд.5. Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создавать  психологический комфорт и дома и в детском саду.

     Если нет возможности  решить конфликт в отсутствие ребенка, старайтесь не повышать голос и не размахивать руками. В противном случае создаются предпосылки для возникновения у малыша капризов, неврозов, ЗПР, заикания.



Предварительный просмотр:

Приобщение воспитанников к ЗОЖ через работу с родителями

Воспитатель МДОУ № 62 г. Кандалакша

 Малинина надежда Ивановна

     Сегодня мы беседуем об организации работы с семьей. Начиная работу в группе раннего возраста, я понимала, что более насущной проблемы для родителей, чем здоровье их детей, нет.  По теме «Приобщение воспитанников к ЗОЖ через работу с родителями» я работаю второй год. нет. Актуальность темы обусловлена не только тем, что дети в период адаптации начинают чаще болеть, но и тем, что молодые родители хоть и заинтересованы проблемой,  не достаточно  владеют информацией в вопросах грамотного подхода к формированию  здорового образа жизни.

      В процессе подготовки к родительскому собранию по теме: «Компоненты формирующие здоровый  образ жизни  детей раннего возраста», родителям были предложены предварительные задания: заполнить анкету, принести для стенда фотографию ребенка во время прогулки и составить «Кодекс здоровья» малыша. Эти несложные задания позволили понять отношение родителей к здоровому образу жизни и выделить вопросы  вызвавшие затруднение.

    При заполнении анкеты у 22% родителей вызвали затруднения вопросы о рациональности питания, 64% опрошенных не закаляют детей, потому что не владеют необходимой информацией. (слайд 2)

     Принесенные фотографии были размещены на стенде: «На прогулку становись! Эй, здоровье, укрепись!». (слайд 3) 40% семей наглядно продемонстрировали низкую активность детей на прогулках и организацию полезных игр родителями.  

    «Кодексы здоровья» показали, что семей действительно имеющих, а главное соблюдающих правила с целью сохранения здоровья –20% (слайд 4). Многие правила можно взять самим на заметку, например:

-Кушать овощи и фрукты, про белки не забывать,

Пить кефир, а вечерами лучше раньше лечь в кровать.

-Чтоб здоровье не терять нужно каждый день стараться,

Даже если тяжело, чаще улыбаться!

    Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку положительный личный пример здорового образа жизни, а с другой - не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения в целом и воспитателей в частности.

    На родительском собрании к рассмотрению была предложена схема компонентов здорового образа жизни. Какие компоненты назвали бы вы? После полученных ответов - (слайд 5).

 Родителям  были раскрыты следующие  вопросы:

1.Влияние питания на состояние здоровья.

2. Взаимосвязь движения и здоровья.

3.Рациональный режим дня – основа ЗОЖ                          

        4. Решение оздоровительных задач с помощью закаливания.

        5.  Эмоциональный климат в семье – компонент здоровья.

Результатами собрания стали:

- желание родителей начать избавляться от вредных привычек;

- решение приобрести и изготовить инвентарь для занятий физкультурой и закаливающих процедур;

- провести игровую программу для пап с тематикой « В здоровом теле – здоровый дух».

      Весь спортивный инвентарь  малыши воспринимают как действие для игры, занимаются физкультурой и закаливающими процедурами с огромным удовольствием: (слайд 6) фото

- погремушки;

-массажные коврики;

- ленты;

-массажные мячи;

- платочки.

     Массажные коврики используются не только на физкультуре, но и для закаливающих процедур. (слайд 7) фото

Расположен инвентарь в зоне двигательной активности. Хотелось бы отметить точку зрения кандидата педагогических наук, зав.кафедрой «здоровье ребенка» Орловского университета  Бочаровой Н.И. Она предлагает размещать  атрибуты в разных местах, создавая ситуации для активизации двигательной деятельности.

    В рамках традиционных акции «Папин Апрель» и «День открытых дверей» была проведена познавательно-развлекательная викторина для пап «Я и мой ребенок».(слайд 8) фото. Папы отвечали на серьезные вопросы о питании, навыках гигены своих малышей, выполняли  шуточные задания (присесть с ребенком на руках). Компетентное жюри в лице мам выявило «супер - папу», который, к тому же, оказался единственным некурящим среди участников.  Я уверена, что игра, экскурсия по группе, чаепитие передружили всех присутствующих. А это непременное условие успешного взаимосотрудничества! Родители предложили такого рода мероприятие сделать традицией группы.

     Данный опыт работы с родителями был представлен год назад коллегам на презентации проекта «Даешь ЗОЖ!» и на курсах повышения квалификации воспитателей ДОО, в рамках семинара «Современные подходы в организации  образовательного процесса в условиях подготовки к введению ФГОС».

      Заинтересованность родителей и эмоциональная отзывчивость детей мотивировали продолжение работы по теме. С сентября 2013 с помощью родителей в группе выпускается «Дневничок – здоровячок».  В рубриках «Игры на улице», «Полезное меню» родители делятся своим опытом оздоровительных прогулок с детьми и рецептами полезных детских блюд. Рубрика «Навыки гигиены и самообслуживания» издается в виде таблицы, которая информирует родителей о том, какому навыку следует уделить повышенное внимание ближайшее время.

     Я не сомневаюсь в том, что эти формы работы с семьей помогут приблизить еще на несколько шагов моих воспитанников к здоровому образу жизни, и как следствие помочь им вырасти сильными, любознательными и активными детьми. (слайд 9)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: " Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды"

Из опыта работы: " Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды"...

Обобщенный опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через взаимодействие с родителями».

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от условий, которые его окружают, поэтому важно, чтобы родители были педагогически грамотными и осознавали полноту ответственности, которая на н...

Обобщенный опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через взаимодействие с родителями».

Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ...

"Приобщение детей к здоровому образу жизни через взаимодействие с семьями воспитанников"

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. Познавательное развитие - это совокупность количественных и качестве...

Материал из опыта работы "Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни через проектную деятельность".

Представлен материал о внедрении в практику работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями такой формы обучения как эколого-оздоровительные походы....

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через взаимодействие с родителями»

В статье  рассматривается актуальная  на сегодняшний день проблема взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи  по воспитанию основ здорового образа жизни у...