Программа "Чудеса в решете"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Ганшу Татьяна Викторовна

Цель  - формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Цель комплекса игровых занятий «Чудеса в решете» - формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка младшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
  2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  4. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для      возникновения удивления по отношению к наблюдаемым  явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Принципы, на которых строилась программа:

  1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.
  2. Учет актуального и потенциального уровней развития ребенка предполагает оценку реальных возможностей дошкольника и его способности к обучению, реализуемые в сотрудничестве со взрослым.
  3. Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в опытно-экспериментальной деятельности определенных умений и навыков.
  4. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любознательности. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагал (но не настаивал) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Форма организации опытно-экспериментальной работы носила характер регулярных  26 игровых занятий, которые проводились 1 раз в неделю по 15-20 минут, что позволило систематически и последовательно производить изменения в группе, в соответствии с поставленными целями. Все занятия были построены на принципах преемственности и последовательности. В начале занятия и в конце всегда уделялось время на вспоминание и краткое обсуждение того, что происходило на прошлой встрече.

Проводимые занятия имели следующую структуру, состоящую из нескольких ступеней:

  1. На первой ступени детям предлагалась какая-то ситуация. Вместе с детьми педагог разбирал ее особенности и различные возможности действия в ней. Тем самым раскрывалось пространство возможных действий в предложенной ситуации.
  2. На второй ступени происходила самостоятельная деятельность детей под руководством педагога. На этом этапе дети вместе с педагогом искали возможности действия в ситуации, выбирали какой-то один способ обращения с предложенным материалом и использовали его.
  3. Третья ступень предполагала совместный анализ. Педагог вместе с детьми разбирал использованные способы обращения с предложенным материалом. Это давало возможность детям наиболее полно увидеть возможные способы действия в ситуации.

При разработке содержания игровых занятий мы опирались на этапы процесса приобщения ребенка к новой для него деятельности, включающие этап открытия нового предмета деятельности, этап поддержки и этап становления потребности.

В нашей работе применялась следующая система организации занятий-игр на развитие познавательной активности в опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, ее можно условно разделить на 3 блока, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.

Дата проведения

Тема занятия

Краткое содержание занятия

I. блок «Превращения капельки Воды»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воде, активизировать речь и обогащать словарь.

Октябрь

Октябрь

1 неделя

Тема: «Узнаем, какая вода?»

Выявить и уточнить знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. Развивать речь детей, активизировать словарь: жидкая, прозрачная, бесцветная.  Подвести к пониманию того, что вода может менять цвет.

2 неделя

Тема: «Шипучая вода»

Закрепить знания детей о том, что в воде растворяются некоторые (сода, лимонная кислота, сахар), познакомить о взаимодействии некоторых веществ с водой.

3 неделя

Тема: «Поможем воде стать чистой»

Развивать логическое мышление. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Закрепить в речи слова: фильтр, воронка.

4 неделя

Тема: «Опыт с водой и яйцом»

Дать представления о свойствах воды, если в соленую воду опустить яйцо, то оно будет плавать на поверхности.

Ноябрь

1 неделя

Тема: «Кувшин журавля»

Учить отмеривать мерным стаканчиком, переливать воду в другую емкость, называть количество один, два, три, пусто.

2 неделя

Тема: «Пена пенная»

Показать детям, как сделать пену, позабавиться с пеной: делать «перчатки», «горку», «воронки».

3 неделя

Тема: «Радуга мыльных пузырей»

Познакомить детей со свойствами воды (в воде растворяются вещества - мыло), раскрыть некоторые свойства и качества рукотворных предметов: мыло, мыльные пузыри; воспитывать дружеские взаимоотношения, доставить детям радость, поднять настроение.

4 неделя

Тема: «Дружба воды и красок»

Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета.

Декабрь

1 неделя

Тема: «Изготовление ледяных фигурок»

Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Воспитывать аккуратность в работе с водой.

2 неделя

Тема: «Дождик-дождик кап-кап-кап»

Опыт с губкой. Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе. Дать представление о том, что губка имеет свойство впитывать в себя воду.

II. блок «Подземная кладовая: удивительный песок»

Цель: познакомить  детей с песком и со свойствами песка, правилами безопасности при работе с песком во время проведения опытно-экспериментальной деятельности, развивать стремление к преобразованию предмета.

Декабрь

3 неделя

Тема: «Знакомство с песком»

Способствовать расширению знаний детей о свойствах песка.

Январь

2 неделя

Тема: «Песочные часы»

Установить свойства песка: сухой песок может двигаться, движение песка похоже на течение.

3 неделя

Тема: «Песочный конус»

Установить свойства песка: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.

4 неделя

Тема: «Домик для муравья»

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.

Февраль

1 неделя

Тема: «Как построить замок из песка?»

Познакомить детей со свойствами мокрого песка: мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет.

2 неделя

Тема: «Цветной песок»

Научить делать цветной песок – перетирать его с цветным мелом.

3 неделя

Тема: «Песочная картина»

Научить рисовать песком простые предметы окружающего мира: цветок, яблоко, ель, солнце, туча.

4 неделя

Тема: «Пирожки-куличики для куклы Даши»

Научить делать формы из мокрого цветного песка.

III. блок «Каменный мир хозяйки Медной горы»

Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами,

обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер,  поверхность, температура, вес, плавучесть. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Март

1 неделя

Тема: «Определение цвета и формы камня»

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.). Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.   

2 неделя

Тема: «Я большой камень, а ты маленький»

Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?  Вывод: камни бывают разных размеров.

3 неделя

Тема: «Самый гладкий камень и самый шершавый»

Определение характера поверхности. Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

4 неделя

Тема: «Каменный мир через увеличительное стекло»

Изучение поверхности камня через лупу.

Апрель

1 неделя

Тема: «Камень, соломинка и лапоть»

Опыт на плавучесть. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Обратить внимание на дополнительные явления - по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

2 неделя

Тема: «Домик для черепашки Агашки»

Познакомить со свойствами камня (твердый, тяжелый, бывает разного цвета, формы, величины). Из камня можно строить различные сооружения.

3 неделя

Тема: «Дорожка для Каркуши»

Закрепить и уточнить  знания детей о свойствах камней: тяжелый, легкий, большой, маленький, твердый. Научить выкладывать дорожку на мокром и сухом песке.

4 неделя

Тема: «Камушек в корзинке»

Закрепить знания детей о свойствах сухого песка, камня. Научить пользоваться ситом для отсеивания камней из песка.

Список литературы

  1. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2001.- 228 с.
  2. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 523 с.
  3. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] /Д.Б. Годовикова// Вопросы психологии. - 1984. - № 1.- С.14.
  4. Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребенка-дошкольника [Текст]/Д.Б. Годовикова// Общение и развитие психики. – М.: АПН СССР, 1986. – С. 96 – 106.
  5. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст]/ Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С 28 - 32.
  6. Голицин В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст]/ В.Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.- С.19-22.
  7. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы [Текст]/Н.С. Голицына. - М.: Скрипторий, 2007. – С.53.
  8. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 1998.- № 10. – С.22.
  9. Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно – практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского [Текст] / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. - Москва – Бирск, 2004. -С. 80 – 89.
  10. Клопотова Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольника//http://psymania.info/raznoe/285.php.
  11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007.- 421 с.
  12. Колесникова Л. Учение без утомления [Текст] / Л. Колесникова// Дошкольное образование. - 2008. – №5.–56–60 с.
  13. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. – Барнаул, 2000.- С.32.
  14. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст]/ М.И. Лисина// Вопросы психологии, 1982.- № 4.- С.18-35.
  15. Марусинец М. Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание [Текст] / М. Марусинец. – М.: Просвещение, 1999.- №11.-С.12.
  16. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии. – 2003. - № 2. – 234 с.
  17. Особенности мотивационных предпочтений различных форм познавательной деятельности у дошкольников// Психология и культура. Материалы Ш Съезда РПО. – СПб.: Питер, 2003. - №2. – С.17.
  18. Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. – Шадринск, 1992.- С.34.
  19. Фролов А.А. Развитие познавательной активности у дошкольников [Текст] / А.А. Фролов.– М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 400 с.
  20. Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1971.- 234 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактической игры « Чудеса в решете».

·         игра, направленная  на познавательно-речевое развитие дошкольников.·         название дидактической игры...

"Золотое решето" конспект пленера с детьми младшей группы

Пленер – изобразительная деятельность на открытом воздухе. Художник  работает в различных стилях и любыми художественными средствами по своему выбору для изображения натуры. Конечно художники мал...

Конспект занятия "Чудеса в решете"

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию...

«Чудеса в решете» с Шапокляк сценарий новогоднего праздника для детей старшего возраста.

сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста...

НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК «ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ».

Цель: приобщение к традиционной русской культуре проведения новогодних праздников....

Сценарий литературного вечера "А.Л. Решетов"

Сценарий литературного вечера березниковского поэта Л. Решетова для детей старшего дошкольного возраста....