«Организация развивающей пространственной среды в образовательной деятельности детей дошкольного возраста».
методическая разработка на тему

Тумайкина Валентина Николаевна

Организация  развивающей пространственной среды в образовательной  деятельности детей дошкольного возраста.
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего

инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит

трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный

стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)1 подразумевает создание

благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и

творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,

другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной

общеобразовательной программы дошкольного образования. ,выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.

    Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:

·        образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов,

·        оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

·        двигательной активности детей, возможности общения и совместной

деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

·        различных образовательных программ с учетом применения и инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
 

«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это

специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное

оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_r-sreda.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  развивающей пространственной среды в образовательной  деятельности детей дошкольного возраста.
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего

инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит

трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный

стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)1 подразумевает создание

благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и

творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,

другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной

общеобразовательной программы дошкольного образования. ,выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.

    Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:

  • образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов,
  • оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
  • двигательной активности детей, возможности общения и совместной

деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

  • различных образовательных программ с учетом применения и инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это

специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное

оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)».

 Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения

является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В

рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования

возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной

среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для

реализации общеобразовательной программы.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна

обеспечивать и гарантировать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального

благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства

Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на

возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

  • создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации

непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

  • открытость  дошкольного образования и вовлечение родителей (законных

представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия

взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

  • создание равных условий, максимально способствующих реализации

различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей,

принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и

социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные)

возможности здоровья.

    В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает

свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую,

воспитывающую, стимулирующую функции.

В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование,

мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также

необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не

только развивающей, но и развивающейся.

Принципы организации предметно-пространственной среды в

образовательных учреждениях  основаны на психолого-педагогической концепции

современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка4.

В соответствии с ФГОС  развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе

технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

-трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в

зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и

возможностей детей;

- полифункциональной  обеспечивать возможность разнообразного

использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких

модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской

активности;

- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей

с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам,

пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по

обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

   Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной

целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из

направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять

образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

 Принимая во внимание интегративные качества образовательных

областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно- исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной

литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса

следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка

предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и

инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки,

предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести

информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую

детскую деятельность.

Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС,

возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.

При реализации образовательной программы дошкольного образования в

различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:

- соответствие общеобразовательной программе ДОО;

- соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям

пребывания детей в ДОО5;

- соответствие возрастным возможностям детей;

- трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и

возможностей детей;

- возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих

материалов в разных видах детской активности;

- вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов

(игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;

- наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными

возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в

организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим

средствам среды.

- соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности

при использовании согласно действующим СанПиН6.

    С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна

обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне

образовательного процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая

множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств» – «игровую

поддержку развития детей»7.

.  Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы  дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
  Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. __

Создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить правила:
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная развивающая среда должна способствовать реализации всех образовательных областей в образовательном процессе, включающем: совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 

3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 
4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 
5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 
Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности необходимо оборудовать уголок экспериментирования, в который входит образно-символический материал (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, графические (наглядные) модели, иллюстрированные схемы-таблицы, графические "лабиринты", условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т.п.), нормативно-знаковый (наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.)
6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы
7.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 
8.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 
9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

     Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.  При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Итак: в рамках группового пространства.  рекомендуется разместить следующие центры:

- сюжетно-ролевых игр «Мы играем»;

- сенсомоторного развития «Мир под рукой»;

- уединения «Мой маленький домик»;

- безопасности;

- конструирования «Маленький строитель»;

- физкультурно-оздоровительный «Мы - спортсмены»;

- театрализации «Играем в театр»;

- краеведения «Мой край»;

- творчества «Талантливые пальчики»;

- музыкальный «Мир звуков»;

- развития речи «Будем говорить правильно»;

- групповой библиотеки «Здравствуй, книжка»;

- центр песка и воды;

- природы «Юные экологи»;

- экспериментирования «Юные исследователи»;

- развивающих игр «Юные эрудиты»;

Для реализации гендерного воспитания детей при создании развивающей среды необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, подбирать необходимые атрибуты для полоролевых игр. Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большую часть оборудования можно хранить в коробках на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют какую игру выбрать.

В физкультурно-оздоровительном центра «Мы - спортсмены» может быть использована нетрадиционное оборудование : массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, мешочки с песком, массажные мячики, дорожки с изображение следов для развития координации движений. Все материалы должны соответствовать экологическим и гигиеническим требованиям.

Необходимо уделить большое внимание воспитанию у дошкольников чувства патриотизма. В старших  группах центральное место должно быть отведено центру краеведения, где дети могут ознакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного города и края. В центре можно разместить карту страны, области, портрет президента России, символику Государства, глобус, кукол в национальных костюмах, тематические альбомы, фотоальбомы, литературу со стихами о родине, портреты знаменитых людей и т.д.

Необходимо создать условия для развития самостоятельной художественной деятельности. В доступном для детей пространстве собрать многообразие изобразительных материалов: карандаши, бумага, восковые мелки, формочки для лепнины, пластилин, белая и цветная манка, алгоритмы выполнения работ, образцы альбомов жанровой живописи и декоративно-прикладного искусства, трафареты и шаблоны.

В предметно-пространственную среду каждой группы можно включить искусственные и природные объекты. На ряду с центрами «Юные экологи», где дети наблюдают и ухаживают за растениями, в группах необходимо оборудовать центры экспериментирования «Юные исследователи» для проведения элементарных опытов с песком, водой и другими природными и неприродными веществами.

В центре «Эрудиты» надо тщательно подобрать разнообразные развивающие игры, направленные на развитие воображения, памяти, мышления, внимания («Сложи узор», Блоки Дьенеша) Группы могут быть оснащены магнитными досками, коврографами.

Развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Поэтому дидактический стол в группах раннего возраста является частью центра развивающих игр. В центре сенсомоторного развития «Мир под рукой» дети могут поиграть с пирамидками, разноцветными счётами, вкладышами, шнуровками. Можно оформить дополнительно настенное панно для развития тактильных и зрительных ощущений.

В центре безопасности размещают материал по ПДД и пожарной безопасности. Сюда входят дидактические игры, пособия, иллюстрации, макеты района с перекрёстками и знаками, дорожные знаки, светофор.атрибуты для обыгрывания и т.д.

Преимущества подобной развивающей среды в том, что появится возможность приобщить всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребёнок выбирает занятия по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Ожидается ,что воспитанники будут меньше конфликтовать между собой, будут редко ссориться из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены разнообразной интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников при этом обеспечен. Планируется что значительно возрастёт продуктивность самостоятельной деятельности : в течении дня дети могут создать и выполнить много рисунков, поделок, построек, провести эксперименты и игровые импровизации.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

МКУ « ЦИМОМОУ

Лямбирского муниципального района РМ »

«Организация  развивающей пространственной среды в образовательной  деятельности детей дошкольного возраста».

Выступление на педагогических чтениях для воспитателей методического объединения

Лямбирского района.

                                                               Подготовила:

воспитатель Тумайкина В.Н.

2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС...

«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста

Актуальным вопросом на сегодняшний день является соответствие воспитателя требованиям Профессионального стандарта педагога дошкольного образования (далее Профстандарт), вступившего в силу ...

Требования к предметно-пространственной среде по ФГОС. Старший дошкольный возраст

Требования к предметно-пространственной среде по ФГОС для детей старшего дошкольного возраста...

Оформление развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе дошкольного возраста

Фотографии и представление игровых уголков группы дошкольного возраста....

Проект: Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС

Проект:Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС...