Применение информационных коммуникационных технологий в детском саду, как способ развития познавательного интереса.
статья на тему

        В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Применение  информационных коммуникационных  технологий  в  детском  саду, как  способ  развития  познавательного  интереса.

        В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон, DVD плейер
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Электронные доски

     Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления. Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовательно, меняется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.

      Компьютер становится и лучшим помощником педагога как при работе с детьми, так и при работе с родителями.

     Занятие на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений.

  • Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения.  
  • Появляется возможность освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.
  • Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
  • У ребенка повышается мотивация к деятельности, сохраняется интерес. Он учится с самого начала оценивать свои достижения.

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

В ситуации, когда специализированные  компьютерные игры не доступны большей части дошкольных учреждений, а среди массовых игр трудно выбрать те, которые отвечали бы требованиям  и целям  образовательной  деятельности  по  конкретной  теме, альтернативой может стать создание собственных  слайд-фильмов  и компьютерных презентаций, разработанных педагогами с учетом особенностей развития их воспитанников.

     Технология создания презентаций в программе Microsoft Power Point не требует углубленных знаний и навыков программирования, а их применение на занятиях интересно большинству детей и, что немаловажно, самому педагогу.  Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Ситуация достижения цели, заложенная в играх («Что лишнее», «Поможем Саше перейти дорогу», «Что спрятано на рисунке» и т.д.) дополнительно стимулирует ребенка к выполнению задания.  

      Испульзуя  презентацию в  виде  демонстрационного  материала у  ребят  сохраняется  интерес. Размер  картинки  позволяет  более  полно,  крупно  рассмотреть ее. Поиск демонстрационного  материала  так же  не  представляет  трудности, при наличии  интернета  можно  найти  почти  любую  картинку.

     Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.  Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

      При проведении занятий используются различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал. В игровой форме можно познакомить детей, например, со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака, или показать звуки, какие издает человек. Использование  «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет.  А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. Темы «Деревья», «Чудеса света», «Животные», «Вода» и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.

     Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед воспитателем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.  

      Использование компьютерных технологий помогает педагогу :

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)  

         Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации

 Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

         На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.      

         Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

         Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей.  

          Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.