Главные вкладки

    Занятие клуба родителей будущих первоклассников «Уже не малыш, еще не школьник»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Заречнева Ольга Николаевна

    Совместное занятие родителей и воспитанников подготовительной к школе группы, целью которого является формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу, а так же повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon zanyatie.zip2.67 МБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие клуба родителей будущих первоклассников

    «Уже не малыш, еще не школьник»

    Цель: формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу; повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

    Добрый вечер, детки, а так же их родители! Я рада приветствовать вас в нашем клубе!

    1. Упражнение  «Лучики солнца» 

    Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Улыбнитесь друг другу. А теперь протяните  руки вперед. Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте прочувствовать его тепло.

    Ребята, вы, а вместе с вами и ваши родители, стоите на пороге школы. Осталось пройти совсем чуть-чуть и вы – первоклассники. Но путь этот может оказаться нелегким. А чтобы все прошло гладко, необходимо помогать, поддерживать и доверять друг другу.

    1. «Слепой и поводырь»

    Вам, дорогие взрослые, мы должны завязать глаза. Доверьтесь своим детям так, как они вам доверяют.  А вы, ребята, берите за руки своих родителей и в путь! Вам нужно пройти много препятствий и провести через них своих родителей (дети проводят родителей по залу, помогая им преодолеть различные препятствия).

    С первым заданием вы справились! Молодцы! Но на самом деле в пути иногда случаются неудачи. Тогда важно поддержать, подбодрить друг друга, а иногда и пожалеть.

    1. «Погладь котенка»

    Мамочки и папочки, представьте, что ваши детки – маленькие испуганные котята. Вам нужно погладить и приласкать котенка. Котята могут мурлыкать от удовольствия.

    А теперь родители будут котятами, а дети погладят и приласкают котят.

    Я предлагаю занять места за столами и выполнить следующее упражнение.

    1. «Оживи ладошки»

    Дети и родители обводят свои ладони и обмениваются ими. Дети переходят с воспитателем в другой зал, где заканчивают упражнение.

    Задание: Родители -  на каждом пальчике пишут прилагательное, характеризующее их ребенка. Дети – на каждом пальчике рисуют то, с чем ассоциируются родители.

    1. Лекция для родителей «Воспитание ребенка от 6 до 7 лет»

        Возраст шести лет считается переходным в развитии каждого ребенка. Наступает так называемый кризис 7 лет. Толчком к запуску этого кризисного периода является группа факторов:

    • Ребёнок быстро вытягивается в длину
    • Происходит смена зубов
    • Поступление в школу

    Уже не малыш, но еще и не школьник. Поведение ребенка начинает довольно заметно меняться.

    Основные проявления кризиса

    • Ребёнок начинает часто капризничать
    • В поведении появляются "искусственные" элементы (т.е. видно, что он специально пытается изменять своё поведение)
    • Ребёнок начинает часто паясничать, дурачиться, "строить из себя клоуна"
    • Начинает дифференцироваться внутренняя и внешняя стороны личности ребёнка
    • Утрачивается детская непосредственность. Т.е. если раньше можно было сказать, что ребёнок внешне такой же, как и внутри, то теперь мы видим, что внутренний мир ребёнка проявляется во внешнем через призму его интеллекта. Теперь, если ребёнку задать вопрос, то ответ на него прозвучит после некоторой паузы.
    • Ребёнок начинает разбираться и ориентироваться в своих эмоциях и чувствах. Теперь он знает, что такое радоваться, гневаться, бояться, огорчаться, печалиться и т.д.
    • Ребёнок часто спорит
    • Ребёнок начинает часто нарушать правила
    • Могут появиться страхи
    • Проявляется самостоятельность. Ребёнок хочет всё делать самостоятельно, "как взрослый".

    Как и предыдущие кризисы, рано или поздно, этот кризис проходит.

    Как помочь ребёнку?

    • Любите ребёнка не за что-то, а просто так. (за что-то можно похвалить)
    • Помогите ребёнку проявить свои способности и знания. Пусть расширяется круг его новых знаний, умений и навыков.
    • Ребёнку важна положительная оценка его достижений родителями. Предоставляйте ребёнку обратную связь
    • Предоставьте ребёнку самостоятельность
    • Обеспечьте ребёнку чувства защищённости и безопасности. В них он сейчас нуждается больше всего
    • Если раньше, в процессе воспитания, вы могли использовать принцип "запрос ребёнка - запрет или разрешение родителя", то теперь эту схему стоит усовершенствовать. Пусть появляется всё больше областей, где ребёнок может сам принимать решение и нести за него ответственность. Тут уместно вспомнить принцип светофора: ребёнок должен понимать, что есть зелёная зона - это то, где он сам принимает решение и несёт за него ответственность. Есть красная зона - это то, что строго запрещено. Пока ещё ребёнку нельзя ей заниматься. И есть жёлтая зона - это промежуточная зона между зелёной и красной. Ей стоит заниматься вместе с родителями или самостоятельно, но соблюдая ряд правил, установленных родителями.
    • В этом возрасте детям всё ещё трудно упорядочивать свою деятельность во времени, поэтому полезно создавать наглядные материалы - настенные плакаты, таблицы и т.п., в которых будет отражён режим дня или список дел, которые должны быть выполнены к определённому времени или до того, как ребёнок, скажем, пойдёт смотреть телевизор.
    • Л.С. Выготский (известный отечественный психолог) разработал концепцию зон развития. Есть зона ближайшего развития (это то, что ребёнок умеет делать сегодня только с помощью взрослого) и есть зона актуального развития (это то, что сегодня ребёнок умеет делать без помощи взрослого). Развитие ребёнка идёт по принципу "То, что сегодня ребёнок умеет делать с помощью взрослого, завтра он сможет это делать сам". Отсюда правило: если ребёнок сидит и что-то делает без вашей помощи и не просит о помощи, не мешайте ему. Это даст понять ему, что он всё делает правильно (т.е. воспримет это как одобрение себя и своей деятельности). А вот если ребёнок просит вас о помощи, обязательно помогите ему. 
    • Позволяйте ребёнку сталкиваться с негативными последствиями своих действий. Это поможет ему лучше понять причинно-следственную связь и свою ответственность. Не надо наказывать за неудачи.
    • Многие волнующие ребёнка вопросы можно прямо словесно с ним обсуждать. Если прямо ребёнок говорить не готов, то можно использовать сказкотерапию.
    • Стоит готовить ребёнка к школе. Помните, что для подготовки мало научить читать и писать. Готовность ребёнка к школе - это гармоничное развитие. Сюда входит и физическая готовность (развитие крупной и мелкой моторики) и развитие эмоционально-волевой сферы и развитие высших психических функций (память, внимание, ощущение, мышление, восприятие, речь)
    • Учите ребёнка управлять своими эмоциями (помните, что первые, с кого ребёнок копирует поведение - это вы, его родители). Для сложных вопросов можно использовать сказкотерапию.

    Особенности данного возрастного периода

    Ребенок  уже умеет хорошо ориентироваться в социуме, пользоваться его нормами и правилами, он становится менее капризным и импульсивным, учится сдерживать свои эмоции, отстаивать свою точку зрения и мнение перед сверстниками. Он начинает понимать, что такое дружба и справедливость.

    Для ребенка этого возраста становится важным иметь свой круг общения и постоянных друзей. Они могут ссориться и даже драться, но иногда связь, которая налаживается между друзьями в детстве, тянется через всю жизнь. Если у ребенка возникают какие-то сложности в отношениях со сверстниками, то задача  родителей - направить их отношения в нужное русло,  постараться помочь разобраться в сложившихся ситуациях. Главное, в этот момент, наладить доверительные отношения с ребенком, нужно, чтобы он не боялся, не стеснялся рассказать папе с мамой о своих трудностях.

    В возрасте 6 лет ребенок начинает все больше времени проводить с друзьями, постепенно отдаляясь от родителей и, от этого становится немного грустно. Старайтесь проводить с вашим ребенком как можно больше времени. Делайте с ним поделки, рисуйте, лепите, читайте, ходите в театры, кино – вы все равно останетесь для ребенка самыми близкими и родными людьми. Старайтесь обсуждать с ним все те, события, которые с ним произошли, пока вас не было с ним рядом (садик, занятия в кружках и секциях). Старайтесь очень внимательно относиться ко всем его рассказам, даже если вы понимаете, что это выдумка.

    В этот период у детей часто просыпаются первые симпатии к противоположному полу. «Ухаживания» заключаются в толчке с горки, в дерганье за косичку или в весело показанном языке. Согласитесь, это так мило. Ведь нет ничего более искреннего, чем детские отношения, детские чувства. Они еще не научились лукавить, как взрослые.

    Не за горами тот день, когда ваш малыш впервые переступит порог школы. Тут вы должны прийти к нему на помощь, ведь теперь ему больше придется заниматься теми вещами, которые требуют от него взрослые, а не тем чем он хотел бы заниматься в данный момент. Очень важно развивать у ребенка усидчивость и внимание. В противном случае у него могут возникнуть проблемы в школе. Но не стоит забывать и о том, что у ребенка должно оставаться достаточно времени на отдых и занятия своими делами.

    Также в этом возрасте уже стоит начинать воспитывать в ребенке чувство ответственности. Это можно сделать разными способами. Например, заведите ребенку домашнего питомца. Не нужно покупать животное, которое требует серьезного ухода. Можно ограничиться хомячком или попугайчиком. Возложите на ребенка обязанности по чистке клетки и заботе о еде и воде.

    Еще одним вариантом может быть разделение с ребенком обязанностей по дому. Вы можете предложить ему несложную работу, такую как протереть пыль, помыть полы в ванной комнате, полить цветы или помочь вам убрать посуду после ужина.

    Не забывайте хвалить ребенка. Но, помните, похвала должна быть заслуженной. Если Ваш ребенок сделал что-то не так, обязательно нужно дать ему понять об этом. Четко и ясно. Ни в коем случае не наказывайте ребенка молчанием – Вы лишаете Вашего малыша самого дорогого – общения с мамой.

    А сейчас  хочу предложить вашему вниманию комплекс несложных упражнений и заданий, который можно  использовать для подготовки ребенка к школе. С одной стороны – это развивающие занятия (тренировка), направленные на развитие определенных функций у ребенка, с другой стороны – тест, который позволит вам оценить готовность будущего первоклассника.

    У данного комплекса есть ряд достоинств: предложенные задания просты и привлекательны для ребенка; выполнение упражнений не занимает много времени; не требует большого количества методических материалов и пособий; задания можно изменять и модифицировать самостоятельно. При регулярном использовании тест-тренировки у ребенка формируются умения слушать, наблюдать и перерабатывать полученную информацию, запоминать и воспроизводить информацию, действовать по образцу, видеть структуры и копировать их, ориентироваться в пространстве. Кроме того развивается внимание, память, произвольность, мелкая моторика и многое другое.

    (Дети возвращаются в зал. Совместно с родителями выполняют задания теста-тренировки)

    1. Тест-тренировка при подготовке ребенка к школе (приложение 1)
    1.  «Выполни инструкцию»

    Цель: развитие умения концентрироваться, развитие памяти, тренировка способности удерживать инструкцию в голове в процессе выполнения заданий.

    Пример задания: перед тобой нарисовано 5 дорожек. На третьей дорожке нарисуй 5 одинаковых кубиков. Все кубики должны быть разного цвета. Самый правый кубик – синий, самый левый – красный, средний кубик – желтый.

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    Условия задания зачитываются одновременно, повторяются 2-3 раза. Еще раз после выполнения работы (для самопроверки и исправления ошибок).

    1. «Запомни»

    Цель: развитие концентрации внимания, объема памяти, восприятия.

    Задание состоит из 3 частей.

    1. Развитие слуховой памяти

    Пример задания: сейчас я назову тебе несколько слов. Ты должен внимательно  прослушать и затем повторить их: дом, кот, осень, люстра, картина, лес, дерево, ветер, самолет, карандаш.

    1. Развитие зрительной памяти

    Пример задания: ребенку предлагается рассмотреть и запомнить картинки. Затем картинку закрывают, ребенку предлагается в любом порядке назвать запомнившиеся картинки.

    1. Развитие кинестетической памяти

    Пример задания: задание заключается в запоминании  последовательности цветов (картинок, предметов) с последующим их выкладыванием в этой последовательности.

    1. «Графический диктант»

    Цель: развитие умения слушать инструкцию, развитие пространственной ориентации, развитие внимания, моторики, развитие способности работать по образцу.

    Пример задания: сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я укажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги.

    Графический диктант для дошкольников. Рисование по клеточкам рыбки

    Графический диктант для дошкольников. Рисование по клеточкам рыбки

    1. «Работа по образцу»

    Цель: развитие внимания и произвольности, умения работать по образцу.

    Пример задания: для работы предлагается текст или рисунок. Лист с образцами можно положить на стол (имитация работы с учебником), а можно повесить на доску или стену (имитация работы с доской и наглядными материалами). Ребенку предлагается перерисовать то, что он видит на образце.

    http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000017/pic/000007.jpgрисунок

    1. «Корректурная проба»

    Цель: развитие объема, устойчивости, концентрации, распределения, переключаемости и произвольности внимания.

    Пример задания: ребенку предлагается макет. Он должен заполнить его по образцу, просматривая по порядку каждую фигуру (букву, значок, цифру) и отмечая нужную.

    http://www.resobr.ru/upload/muzruk/2012/4-21.jpg

    1. Обсуждение результатов  упражнения «Оживи ладошки»

    Наступает самый приятный момент нашего занятия. Родители по очереди  рассказывают о том, какие у них дети (называют прилагательные, которыми они охарактеризовали своего ребенка).

    Дети в свою очередь показывают свои рисунки и рассказывают о родителях.

    1. Упражнение «Елка» (получение обратной связи)

    Наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Так как скоро наступят новогодние праздники, я предлагаю вам нарядить елку. Сейчас каждый из вас повесит на нашу елочку шарик. Если вам понравилось занятие – повесьте на елочку красный шарик, если не понравилось – синий.

     

    Я желаю вам успехов, удачи и всего самого замечательного!

    В конце занятия родители получают буклеты «Возрастные особенности детей 6-7 лет» (приложение 2), варианты графических диктантов (приложение 3) и корректурных заданий (приложение 4) для детей.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ

    Задачи:  Развитие коммуникативных умений родителей.  Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.  Расширение возможностей понимания своего ребенка.  Развитие уме...

    Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ

    Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.Расширение возможностей понимания своего ребенка.Развитие умения осмысливать сво...

    Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью» с использованием ИКТ

    Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.Расширение возможностей понимания своего ребенка.Развитие умения осмысливать сво...

    Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

    Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

    План занятий клуба для родителей будущих первоклассников.

    Поступление ребенка в школу - серьезная стрессовая ситуация, как для ребенка, так и для всей семьи - к этому необходимо готовиться заранее. Именно поэтому я выбрала одну из наиболее эффективных форм в...

    Родительское собрание «Тренинг-занятие для родителей будущих первоклассников».

    Родительское собрание «Тренинг-занятие для родителей будущихпервоклассников».Разработала: Латыпова А.Мвоспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 31»Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработ...

    Тренинг-занятие для родителей будущих первоклассников

    Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического ра...