Значение дидактической игры как средства формирования познавательного интереса детей
консультация (средняя группа) на тему

Шафеева Нина Петровна

       В настоящее время, как и в прошлом, дидактическая  игра  имеет большое значение в развитии ребенка. Она эффективно влияет на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_didakticheskoy_igry_kak_sredstva_formir.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Значение дидактической игры как средства формирования

                       познавательного интереса детей

       В настоящее время, как и в прошлом, дидактическая  игра  имеет большое значение в развитии ребенка. Она эффективно влияет на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Значение дидактической игры выражается в том, что она способствует:

    - развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

     - обогащению сенсорного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать выводы). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

      - речевому развитию  детей: пополняется словарь, активизируются новые слова в речи, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Серию игр можно использовать для развития фонематической стороны языка: так, играя, дети не замечают того, что они многократно повторяют одно и то же звукосочетание, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль животного, то подражают движущемуся автомобилю, летящему самолету, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.

       - социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.

       - художественно-эстетическому развитию – совершая какое-либо действие ,ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческого воображения.  

          Основными компонентами структуры  дидактической игры  являются: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. Дополнительные компоненты - сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.

Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

Игровые действия. Игровая и дидактическая задача реализуются в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей.

Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры.

 Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.  В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом.

Игры с природным материалом всегда вызывают у детей желание живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки» и др.

Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию, находят сходства и различия, алогизмы и суждения.

        В основе словесных игр лежит опыт детей, их наблюдения. Цель этих игр – систематизация и обобщение. Они применяются на этапах закрепления и повторения материала. Выделяют следующие виды словесных игр:

    - Игры – предложения;

    -Игры – беседы;

    - Игры – сказки;

    -Интеллектуальные игры;

    -Игры – загадки;

    -Игры – поручения;

    - Игры-путешествия

             Игры – путешествия  напоминают сказку, её развитие и чудеса. Игра – путешествие отражает реальные события или факты, но обычное раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Цель игры- путешествия – усилить впечатления, придать познавательному содержанию некоторую сказанную необычность, обратить внимание детей на то, что будет дальше, что находится рядом, но не замечается ими. В названии игры – путешествия, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, желание прийти на помощь, активизирующие игровую деятельность. В игре – путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтичное решение задач, радость от её решения, отдых. Игра  – путешествие включает в себя песни, загадки, подарки и т.д.

          Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и короче по продолжительности. Они основаны на действиях с предметами, игрушками, словесными инструкциями. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы-фрукты (овощи)», «Разложи кубики  по величине».

          Игры – предложения: “Что бы я сделал...?” или “Что было бы...?” иногда началом таких игр может быть картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления, последовательного действия. Игровая задача заложена в самом названии, с которого педагог начинает игру. Эти игры требуют умения соотносить знания с обстоятельствами, установление причинно-следственных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

          Игры – загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассматривать, делать выводы. Ю.Г. Илларионова отмечала: “Загадка, не смотря на небольшой размер, имеет много ценных качеств, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Необходимо  только, обращаясь к загадке, уметь видеть и мудрую глубину и эстетическую привлекательность. Учите детей отгадывать загадки”.

          Игры – беседы. Главное в них - общение детей с воспитателем, воспитателя с детьми, детей друг с другом. Отличительными чертами такого общения являются непосредственный опыт, заинтересованность, добросовестность, вера в “правду игры”, радость игры. Игра – беседа воспитывает умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Основным средством игры – беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чём-либо.

          Игры – сказки раскрывают для детей характер отношений, которые они в силу подражания незаметно усваивают. Питает игру художественная литература для детей. Источником, обогащающим игру, являются наглядно – изобразительные средства, в первую очередь – картинки.

          Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

          Играя в игры, ребенок получает подготовку к жизни, игра становится своего рода школой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры имеют большое значение для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное вы...

Опыт работы«Дидактические игры, как средство развития познавательного интереса детей»

Представлен опыт работы по использованию дидактических игр в познавательном развитии дошкольников...

Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста".

Основной способ познания для ребенка - ваши рассказы, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком. С 4 лет с ребенком необходимо бесе...

Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы.

Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы....