Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру.
консультация на тему

Шлепнина Елена Валериевна

Для развития коммуникативных навыков у детей рекомендуются игры, направленные на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умения слушать и слышать другого человека, формирование навыков кколлективной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру

Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ является игра.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение  слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения,  воспитывает культуру общения (хорошие манеры),умение сопереживать. В игре они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыковэто:

- совмещение элементов игры и учения;

-переход от игр - забав через игры - задачи к учебно – познавательной деятельности;

-постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;

-повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;

-единство обучающих и воспитательных воздействий.

При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывать особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Для этого необходимо помнить несколько простых правил:

1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.

2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.

3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.

5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей, умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.

Ежедневное включение в педагогический процесс игр  на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы:

- игры-инсценировки,

- игры-забавы,

-  игры - соревнования,

- дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры,

- подвижные игры,

- игры-драматизации,

- игры-имитации, 

- игры-хороводы,

- беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

 

Игры на развитие коммуникативных навыков

Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие   игры.  Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.

Хороводная игра «Ау!»

Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Ход игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей.  Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Подвижная игра «Возьми игрушку»

Цель. Развивать навыки общения, умения просить.

Ход игры. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми, пожалуйста, … (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель. Воспитывать уверенности в себе, в своих силах.

Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. Для неговорящих детей показать.

Дидактическая игра «Вежливые слова»

Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встрече с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игра-имитация «Обезьянка» 

Цель. Развить способность подражать мимике и жестам.

Ход игры. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.

Творческая игра «Рукавички»

Цель. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов  раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

Игра-драматизация «Подарок на всех»

Цель. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Ход игры. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель. Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других.

Ход игры. Педагог  читает детям стихотворение или рассказ по заданной теме, дети изображают ситуации при помощи картинок на столе или фланелеграфе.

Подвижная игра «Не намочи ног»

Цель. Учить проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается по две дощечки. Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.

Игра-упражнение «Пожалуйста»

Цель. Вырабатывать навык употребления «Волшебных слов».

Ход игры. Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

Дидактическая игра « Не поделили игрушку»

Цель. Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

Ход игры. Педагог сообщает, что сегодня к ним прилетел Карслон и оставил много игрушек. Педагог достает из сумки новые игрушки, они все разные. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает за ними со стороны. Если в группе складывается конфликтная ситуация из-за игрушек, педагог успокаивает детей и предлагает разобраться всем вместе в сложившийся ситуации.

Подвижная игра «Танцоры и музыканты»

Цель. Учить детей пользоваться общими вещами, уступать друг другу, выражать симпатию другому ребенку.

Ход игры. Игра проводится под музыкальное сопровождение. Взяв куклу, педагог показывает, как можно с ней танцевать. Потом, он позывает 3-4 детей, предлагает каждому выбрать куклу. Дети с куклами становятся вокруг педагога и вместе с ним выполняют плясовые движения. Во время выступления «танцоров» остальные  участники подпевают и выполняют роль музыкантов (играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру  на гармошке). После пляски, передают свои куклы тем, кто еще не плясал, выражая свою симпатию определенному ребенку.

Творческая игра «Страна вежливости»

Цель.  Учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия. Учить общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг  к другу.

Ход игры. Педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Далее педагог читает стих. В. Солоухина «Здравствуйте», дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.

Творческая игра «Кто здесь кто?»

Цель. Учить средствам жестикуляции и  мимики, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки

Ход игры. Педагог предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известным сказкам, изображая героев средствами мимики и жестов.

Игры - ситуации

Цель. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Ход игры. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Две девочки  поссорились –помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

5. Ребёнок плачет – успокой его.

6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

Игра - инсценировка «Мой день»

Цель. Развивать умение видеть и понимать себя и окружающих, внешний и внутренний мир.

Ход игры. Чтение стих. «Мой день». ( Утром я проснулся сам, Утром я оделся сам, А потом умылся сам, Съел свой завтрак тоже сам...) Беседа о прочитанном. Предложить детям рассказать, как себя ведут, что умеют делать самостоятельно, можно отобрать нужные картинки или нарисовать.

Сюжетно-ролевая игра «Буратино и дети»

Цель. Учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.

Ход игры. В группу входит Буратино. Здороваются. Говорят, что хотели бы посмотреть, как ребята живут. Дети показывают свои игровые уголки, игрушки и др. Буратино предлагает поиграть всем вместе, интересуется, умеют ли дети дружно играть. Буратино загадывает детям загадки. Дети отгадывают. Повторяют правила вежливого общения.

Сюжетно-ролевая игра «Маленькие помощники» 

Цель. Приучать детей помогать в работе по дому, учить  совместной деятельности и общению.

Ход игры. Педагог читает стихотворение. В нужное время по его сигналу каждый из детей показывает, как он умеет выполнять свою работу.

Например, стихотворение Сильвы Капутикян «Что мне делать?»

Из окошка пыль летела. На шкафу она осела.
Вон - уселась и сидит. Полировка не блестит.
Я сегодня поутру Пыль со шкафа всю сотру.
Только с пола не достать! Шкаф, пожалуйста, присядь!
Опусти-ка полки вниз И немножечко пригнись!..
- Нет, никак не дотянуться! И не хочет шкаф нагнуться.
Что ж, стремянку принести? Или быстро подрасти?

Или стихотворение Агнии Барто "Маляр"

Мы с дедом красили сарай,
Мы встали с ним чуть свет.
- Сначала стену вытирай,-
Учил меня мой дед. …

Возможно, не все из этих игр мы можем использовать на логопедических занятиях, но мы можем порекомендовать их воспитателю.

Преодолеть закомплексованность, развить коммуникативные навыки помогает участие в художественной самодеятельности: занятия концертной деятельностью, участие в утренниках, родительских собраниях и пр. мероприятиях.  В нашем саду большое внимание уделяется театрализованной деятельности. И если в представлениях на городских семинарах участвуют одни дети, то более замкнутые выступают перед родителями на собраниях, в группе для детей.

Логопед может использовать такую нетрадиционную форму проведения занятия, как метод интервьюирования. Цель такого занятия – развитие диалогической формы речи с включением второго ребенка в речевую деятельность. Такой прием помогает научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в логической последовательности, совершенствовать навыки использования невербальных средств общения, опираться при составлении связного высказывания на условные знаки, отображающие ход беседы детей друг с другом. (См. «Логопед» №7, 2010)

Провести игру «Интервью на зимней детской площадке»

Предварительно с детьми разбираются условные знаки, варианты вопросов и ответов (например, волна обозначает волнение, рукопожатие – знакомство и т.д.).

1.   Волнение. (Устранять избыточное волнение, контролировать эмоции.)  

2.   Приветствие.  (Здравствуйте! Добрый день! Другие варианты.)

3.   Знакомство. (Разрешите представиться… Я корреспондент…)

4.   Тема диалога.(Разрешите задать вам вопрос о…, или мы хотим побеседовать  о «Зимних развлечениях детей»)

5.   Зимние развлечения. (В какие зимние развлечения вы предпочитаете играть? Чем любите заниматься на улице?  С кем вам нравится играть?)

6.  Эмоции, настроение. (Какие вы испытываете чувства, когда принимаете участие в зимних развлечениях? Вы всегда веселые, или бываете грустными в какие-то моменты?)  

7. Безопасность. (Какие меры предосторожности вы используете , когда принимаете участие в зимних развлечениях?  Как надо вести себя там, где много детей?)

8. Выход из диалога. (Вы очень интересно рассказали, кА проводите время на улице. Нам понравилась вести беседу.)

9. Благодарность. (Спасибо за интересную беседу. Мы очень благодарны, что выделили для нас минутку.)

Так можно обыграть разные темы. Условные знаки меняются, но не все.

      В одном из номеров  журнала «Логопед» предлагают использовать нетрадиционные средства коммуникации в работе с детьми с ОНР.

Например, фоторамка Kodak EasyShare  используется на индивидуальных занятиях в сочетании с традиционными методами (фрагментарно) и с соблюдением всех технических и санитарно-гигиенических требований. Рамка воспроизводит слайд-шоу, видеоклипы, музыку. Можно использовать при проведении артикуляционной гимнастики. Появившееся изображение в речевом и музыкальном сопровождении ребенок сначала рассматривает, затем выполняет самостоятельно. Есть еще электронное пособие «Чудо-книга» формата А3 из двух «страниц», оснащенных внутри магнитами и светодиодами. Она дает возможность детям наглядно представить конкретную ситуацию  с определенным персонажем и содержанием. Например, барон Мюнхгаузен летит на ядре и сверху все видит маленьким. Он смотрит вниз и удивляется: «Какое все отсюда крошечное! Маленькие домики, деревца, и т.д.»  

Список литературы

1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб,  2010.

2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. –  « Книголюб» М.,   2006.

3. Пазухина  И.А.  Давайте познакомимся! Тренинговые занятия.  - “Детство-Пресс” Спб, 2004.

4. Мазурова Н.А.  Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004.

5. «Логопед» №7  2010, №3   2011, №2  2012.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)...

"Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность"

В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты основные понятия: коммуникативные навыки, социализация детей с ОВЗ. т...

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру

Игры, .используемые для коммуникации детей...

Консультация: «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру»

Консультация учителя-дефектолога для воспитателей...