Главные вкладки

    Картотека прогулок для детей средней группы
    картотека (средняя группа) на тему

    Картотека прогулок для детей средней группы. Зима. 54 прогулки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл progulki_zima_sr.gr_.docx83.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Средняя группа

    Прогулка  1

     Наблюдение за синицей

    Цели: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

    Ход наблюдения

    Синица расписная

    Свистит не уставая.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Что это за птица?
    • Как она выглядит? Какого она цвета?
    • Какие изменения происходят в жизни синиц весной?
    • Чем питаются синицы?
    • Как люди заботятся о них?
    • Какую пользу они приносят?

    Трудовая деятельность

    Очистка участка от снега.

    Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.

    Подвижные игры

    «Мы — веселые ребята».

    Цели:повышать двигательную активность; быстро действовать по сигналу воспитателя.
    «Птички и кошка».

    Цель: учить «слетать» только по зову, бегать в пределах площадки, спрыгивать на обе ноги, легко сгибая их в коленях.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.

     

    Средняя группа

    Прогулка 2

    Наблюдение за погодой

    Цели:продолжать формировать представление о сезонном явлении — гололедице;

     развивать наблюдательность.

    Ход наблюдения

    На ладонь упала робко

    Первая снежинка.

    Ей, наверно, очень плохо

    На лесной тропинке?

    Что такое за окном?

    Сразу в доме посветлело!

    Это снег лежит ковром,

    Самый первый, самый белый!

    На заборах, на крылечке

    Все блестит и все бело.

    Нет свободного местечка —

    Всюду снега намело.

    С утра было тихо, но потом подул холодный ветер, пошел мелкий дождь. Вскоре все вокруг затянуло тонким слоем льда. Когда идешь по этому ледку, он с треском разламывается под ногами. Подо льдом часто виднеются зеленая травка, почерневшие стебли. Очень скользко. Воздух становится стылым, почти морозным. Это декабрь, а не ноябрь.

    Трудовая деятельность

    Расчистка дорожек от снега. 

    Подвижные игры

    «Кто выше?», «Найди меня».

    Цель: учить легко прыгать, играть, строго соблюдая правила.

    Индивидуальная работа

    «Белые снежинки».

    Цель: учить плавно двигаться

    Средняя группа

    Прогулка 3

     Наблюдение за березой и рябиной

    Цели: формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе.

    Ход наблюдения

    Воспитатель организует беседу с детьми, обращая деревья, стоящие на участке

    • Назовите, какие деревья и кустарники

    Что делают зимой деревья?

    • По каким характерным особенностям можно узнать березу,
    • Как чувствуют себя деревья зимой?
    • Хорошо им или плохо зимой?
    • Для чего нужен снег деревьям?
    • Что может произойти, если много снега на ветках? 

    Деревья зимою, деревья зимою

     Пронизаны ветром и стужей самою,

    И стройные сосны и острые ели

    Встают, как солдаты, навстречу метели.

    Трудовая деятельность

    Сбор снега для постройки.

    Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

    Подвижные игры

     «Сбей кеглю».

    Цель: добиваться улучшений координации движений, умения придать силу броску.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель: закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления.

    Средняя группа

    Прогулка 5

    Наблюдение за солнцем

    Цель: формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.

    Ход наблюдения

    Солнечные зайчики

    Играют на стене.

     Помани их пальчиком,

    Пусть бегут к тебе.

     Воспитатель задает детям вопросы.

    • Где спит солнышко?
    • Откуда оно поднимается?
    • Греет ли солнышко зимой?

    Трудовая деятельность

    Расчистка дорожки от снега.

    Цели: учить доводить начатое дело до конца; воспитывать положительное отношение к труду.

    Подвижные игры

    «Зайцы», «Птички и кошки».

    Цели: учить играть, соблюдая правила; развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.

    Индивидуальная работа

    «Подбрось повыше».

    Цели: учить бросать мяч вверх и ловить его; развивать внимание.

    Средняя группа

    Прогулка 7

    Наблюдение за птичьими следами на снегу

    Цели: расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит;

    воспитывать наблюдательность и внимание.

    Ход наблюдения

    Мы снова пришли с вами в птичью столовую. Сегодня мы будем следопытами: определим, какой птице какие следы принадлежат. Обратите внимание, на снегу множество следов: маленькие, средние и большие.

    Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно, они принадлежат самым маленьким птицам — воробью или синичке. А эти побольше. Как вы думаете, кто мог оставить такие вот следы? Ну, конечно же, они принадлежат голубю.

    А эти большие. Наверное, здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. А кому они принадлежат? Правильно, вороне. Вот, ребята, не увидев птиц, можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую.

    Трудовая деятельность

    Постройка снежной горки.

    Цель: воспитывать любовь к труду и дружеские взаимоотношения.

    Подвижные игры

    «Ворона — воробей».

     Цели:  внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде; упражнять ориентироваться в пространстве; воспитывать дружеские взаимоотношения.


    «Лохматый пес».

    Цель: продолжать учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.

    Индивидуальная работа

    «Попади комом снега в цель».

    Цель: развивать глазомер и силу броска.

    Средняя группа

    Прогулка  9

    Наблюдение за птицами

    Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах (узнавать птицу, называть части ее тела).

    Ход наблюдения

    Дети выходят на прогулку и наблюдают, кто первый прилетел к кормушке. Конечно же, это воробей, он прыгает и клюет. Вот посмотрите, еще прилетели воробьи.

    Как называется птичка с красной грудкой? Вот и наша старая знакомая летит. Какую песенку она поет? Прислушайтесь. Они между собой переговариваются, наверное очень рады, что появились у них друзья, которые о них позаботятся. Какого цвета перышки на крыльях у сороки?

    Птицы очень пугливые. Если заметят что-то неладное, быстро вспорхнут и улетят. Ребята, представьте, что вы воробьи. Покажите своими движениями и голосом, что на участок прилетели воробушки. А теперь представьте, что вы — сороки. Покажите, как они машут крыльями в полете и какую песенку поют.

    Трудовая деятельность

    Постройка из снега столовой для птиц.

    Цель: учить трудиться сообща, дружно, приходить на помощь товарищу.

    Подвижная игра

    «Собачка и воробьи».

    Цель: продолжать учить бегать в разные стороны, ориентироваться в пространстве.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цели:  закреплять умение быстро бегать; развивать ловкость и силу броска.

     Средняя группа

    Прогулка 11

    Наблюдение за погодой

    Цель: учить самостоятельно выделять и называть нения в природе зимой.

    Ход наблюдения

    Он к бровям моим прирос,

    Он залез мне в валенки.

    Говорят, он — Дед Мороз,

    А шалит, как маленький.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • На улице тепло или холодно?
    • Почему люди прячут носы в воротники пальто и быстро идут по  улице?

    •        Как были одеты люди летом? Сравните.
    Морозы стали крепче, и
      не всегда можно гулять. На улице очень холодно люди идут быстро по улице, чтобы не замерзнуть.

    Трудовая деятельность Расчистка от снега дорожки, ведущей к кормушке.

    Цель: учить правильно пользоваться метлой, доводить  дело до конца.

    Подвижные игры

    «Мороз — красный нос», «Мы — веселые ребята».

    Цели:  учить четко говорить текст в игре; соблюдать правила игры.
    Индивидуальная работ:

    Попрыгунчики.

    Цель: : учить прыгать с продвижением вперед

    Средняя группа

    Прогулка 13

    Наблюдение за ветром

    Цель: продолжать совершенствовать навыки в определении наличия и направления ветра.

    Ход наблюдения

    С бугорка на бугорок

    Ловко прыгал ветерок.

    По дорожке он бежал,

     В сугроб весело упал.

    Только вовсе не намок

    Этот ловкий ветерок.

    Нарисую ветер тихий, нежный,    

     Нарисую грозовой и снежный,

    И такой, что с травами играет,

     И такой, что волны поднимает.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Дует ли ветер?
    • Холодный он или теплый?
    • Как можно узнать, что дует ветер?
    • В какую сторону он дует?

    Трудовая деятельность

    Сгребание снега в определенное место для построек.

     Цели: учить выполнять задание хорошо; воспитывать положительное отношение к труду.

    Подвижные игры

    «Ловишки», «Вороны и гнезда».

    Цель: учить бегать по всему участку, быстро реагируя на сигнал воспитателя.

    Индивидуальная работа

     Метание в цель.

    Цель: закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании.

     Средняя группа

    Прогулка  15

    Наблюдение за снегом

    Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).

    Ход наблюдения

    Тихо-тихо снег идет,

    Белый снег, мохнатый.

    Мы расчистим снег и лед

    Во дворе лопатой.            М. Познанская

    Белым снегом все покрыло:

    И деревья и дома.

    Свищет ветер легкокрылый:

    «Здравствуй, зимушка-зима!»    Г. Ладонщиков

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Какого цвета снег?
    • Какой на ощупь?
    • Что из него можно сделать?
    • Почему снег тает на ладошке?

    Трудовая деятельность

    Уборка снега на участке.

    Цели:собрать снег в ведро и внести в группу для поливки растений  водой; поручить расчистить дорожки.

    Подвижные игры«Снежинки», «Кто скорей добежит до флажка?».

     Цель: развивать меткость, ловкость, быстроту, смекалку (усложнение — включить преодоление препятствий).

    Индивидуальная работа

    «Кто выше прыгнет?».

    Цель: учить прыгать в высоту, развивать силу, ловкость.

    Средняя группа

    Прогулка 17

    Сравним живую и игрушечную ель

    Цель: показать детям главные особенности живого дерева.

    Ход наблюдения

    Ель на участке живая, у нее корни в земле, питаются ее соками Зимой ель спит, в теплое время года дерево растет: появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее. Ель издает аромат. Искусственная елка тоже красивая, ее можно украсить игрушками, она не будет осыпаться.

    Мне елку купили, мне елку купили! Ее на опушке в лесу не рубили, А сделали елку на добром заводе, Хорошие дяди, веселые тети! Скорей приходите, скорей поглядите На елку из тонких серебряных нитей, Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной, Задень, и она зазвенит еле слышно. А елка лесная осталась живая. Кому? Никому, просто ветру, метели, Соседке живой и не спиленной ели.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Как узнать, живое дерево или искусственное?
    • Почему нельзя рубить деревья?

    Трудовая деятельность

    Очистка участка от снега, сбор его в кучки для постройки горок для катания кукол на санках.

     Цель: воспитывать трудолюбие.

    Подвижные игры

    «Цыплята», «Кто дальше бросит?».

    Цель: упражнять в прыжках на двух ногах, спрыгивании со скамейки, метании шишек, снежков на дальность.

    Индивидуальная работа

    «Воротики», «Катание на кругах».

    Цель: упражнять в ходьбе «змейкой», держась за руки; в катании с горки на кругах, сохраняя направление.

    Средняя группа

    Прогулка  19

     Наблюдение за снегопадом

    Цель: закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

    Ход наблюдения

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Какого цвета снежинка?
    • У кого шубка такого же цвета?
    • Посмотрите, какого цвета зимушка-зима?

    Села снежинка на рукав и растаяла. Была и вот ее нет! Вот какая звездочка-малютка.

    Снег, снег кружится,

    Белая вся улица!

     Собралися мы в кружок,

    Завертелись, как снежок.

    Трудовая деятельность

    Сгребание снега на участке в определенное место; расчистка дорожки к крыльцу (коллективный труд). 

    Цели:формировать ответственное отношение к труду; учить выполнять коллективные поручения.

    Подвижные игры

    «Дед Мороз», «Снег кружится».

    Цели:прививать умение выполнять характерные движения; продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

    Индивидуальная работа

    «Попади в цель».

    Цель: развивать меткость, глазомер.

    Средняя группа

    Прогулка 21

    Наблюдение за трудом дворника

    Цели: продолжать знакомство с трудом дворника; формировать желание приходить на помощь окружающим; воспитывать чувство уважения к труду взрослых; способствовать развитию связной речи.

    Ход наблюдения

    Тихо-тихо снег идет,

    Белый снег, лохматый.

    Мы расчистим снег и лед

    На дворе лопатой.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Какое время года сейчас?
    • Почему вы так думаете?
    • Кто убирает снег?
    • Чем он работает?
    • Кому нужен труд дворника?

    Трудовая деятельность

    Расчистка дорожек от снега.

    Цель: показать детям, как правильно держать лопату и сгребать снег в одну кучу.

    Подвижные игры

    «Дед Мороз», «На елку».

    Цели: тренировать в умении свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга; быстро действовать по сигналу воспитателя; повысить эмоциональный настрой детей.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель: способствовать развитию двигательных навыков (бег, прыжки, кидание снежков в цель).

    Средняя группа

    Прогулка 23

    Наблюдение за изменениями на участке детского сада

    Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас.

    Ход наблюдения

    Улицей гуляет Дед Мороз,

    Иней рассыпает по ветвям берез.

    Ходит, бородою белою трясет,

    Топает ногою, только треск идет.

    Посмотрите, сколько снега на площадке. В народе говорят: «Чем больше снега зимой, тем лучше урожай осенью». Ребята, зачем мы очищаем дорожки от снега и сваливаем его на грядки, под деревья? Снег — одеяло для земли. Зачем мы повесили кормушку именно на участке огорода? Наступит весна и птицы в знак благодарности за то, что мы их зимой кормили (семечками, крупой, крошками), поедят вредителей на нашем огороде.

    Трудовая деятельность

    Коллективный труд по уборке снега с дорожек.

    Цель: закреплять умение работать сообща.

    Подвижная игра

    «Бездомный заяц».

    Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цели: закреплять умение бегать на скорость; развивать меткость и силу броска.

     Средняя группа

    Прогулка 25

    Наблюдение за машинами

    Цель: расширять знания о наземном транспорте (их классификация, назначение).

    Ход наблюдения

    Воспитатель загадывает детям загадку.

    Начинает он копать

    — Заменяет сто лопат.

    Длинной шеей поверчу —

    Груз тяжелый захвачу. (Экскаватор.)

    Не живая — а идет, Неподвижна — а ведет. (Дорога.)

    Запылал у чудища Изумрудный глаз. Значит, можно улицу  Перейти сейчас. (Светофор.)

    Понаблюдать за машинами, отметить их классификацию, назначение, применение. Обратить внимание на то, что на улице гололед. Что это такое? Почему машинам трудно ехать, они тормозят?

    Наблюдение на перекрестке за движением машин и людей во время гололеда. Повторить основные правила перехода улицы без светофора.

    Гололед,гололед —

    Вверх тормашками полет.

    Где стоит машин поток —

    Там не площадь, а каток.

    Кто не едет, а скользит —

    Потому что тормозит.

    Гололед,гололед —

    Это значит голый лед.

    Никуда не выходи —

    Лучше дома посиди

    И в окошко погляди!

    Трудовая деятельность:  Расчистка снега с дорожек, скамеек.

    Цель: воспитывать желание помочь взрослым в уборке территории от снега.

    Подвижные игры:  «Охотники и олени».

    Цель: согласовывать движения друг с другом.

    Индивидуальная работа:  

    Метание в цель.

    Цель: закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании.

    Средняя группа

    Прогулка 27

    Наблюдение за зимующими птицами

    Цели: расширять представления о зимующих птицах;  воспитывать любовь и заботу о них.

    Ход наблюдения

    Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Каких зимующих птиц вы знаете?
    • Трудно ли птицам добывать корм зимой?
    • Что нужно смастерить для корма?

    С наступлением холодов зимующие птицы (воробьи, вороны, сороки, голуби, синицы и снегири) приближаются к жилью человека. Для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли (заснули). Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их. Мы будем подкармливать птиц осенью и зимой, чтобы они не погибли от голода.

    Трудовая деятельность

    Сгребание снега вокруг деревьев.

    Цель: приучать к труду, оказывать помощь взрослым.

    Подвижные игры

    «Птички и дождик», «Кошки и мышки».

     Цели: учить быстро двигаться по сигналу воспитателя; упражнять в произношении звуков.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель: учить бросать снежки вдаль.

    Средняя группа.

    Прогулка 29

    Наблюдение за живым объектом.

    Цель: формировать желание заботиться о зимующих птицах.

    Ход наблюдения

    Наблюдение  за крупными птицами на кормушках: сороки, вороны, галки – это все «воронья» родня.  Почему птицы пожаловали из леса в город? Что они едят? Почему не бояться людей? Где птицы проводят ночь? Снегопады засыпали все сорные травы, нет еды, вечером эти птицы стаями кружат над городом, а ночью летят в парк, садятся на деревья и там проводят ночь.

    Художественное слово:  Говорила сорока – сороке: «Я как рыба молчу на уроке».

    Дидактическая игра: «Какие это птицы» - учить называть 2-3 вида зимующих птиц.

    Трудовая деятельность

    Цветной водой полить снег, привлечь детей, чтобы наполни снег цветной водой.

    Подвижные игры

     «Два мороза»

    Цель: упражнять детей в беге, воспитывать ловкость, смелость.

    «Хоккей»

    Цель: учить детей вести шайбу прямо и змейкой.

    Развитие движений:

    Цель:учить  перелезать через сугробы.

    Прогулка 31

    Средняя группа.

    Наблюдение за живым объектом

    Цель: формировать желание заботиться о зимующих птицах.

    Ход наблюдения                                                                                                           Наблюдение  за зимующими птицами: воробьи, голуби, вороны. Как называются эти птицы? Где они живут? Чем питаются? Как им нужно помогать? Какие это птицы (зимующие)? Внести картинку «кормушки», рассмотреть ее. На улице вынести кормушку, насыпать корма и понаблюдать за птицами. 

    Художественное слово:

    Сколько шума и возни,

    Споров: кто здесь первый!

    Воробьишку покорми –

    Не смотри, что серый.

    «Чив да чив», скок да скок –

    И от кошки наутек!

    Трудовая деятельность  

    Вместе с детьми построить снежные валы и облить их водой.

    Дидактическая игра

    «Назови зимующих птиц» - учить называть 2-3 вида птиц. 

    Подвижные игры

    «Перелетные птиц»

    Цель: учить детей бегать, упражняться прыжках, уметь от одного движения перейти к другому, развивать ловкость, ориентировка в пространстве.

     Развитие движений

     боковой галоп со сменой направления.

    Средняя группа.

    Прогулка 33

    Наблюдение за транспортом

    Цель: закреплять знания детей о частях машины, ее назначении.

    Ход наблюдения

    Что это за машина? Назвать ее части на внешний вид? Кто на ней работает?  Какой груз возят? Кто и как выгружает продукты? Почему возят на машине? Что и кто и для чего нужны эти продукты?

    Художественное слово:

    Жили были сто ребят

    Все ходили в детский сад

    Все садились за обед

    Все съедали 100 котлет.

    Дидактическая игра

    Д/и «Угадай по описанию»

    Цель: угадать транспорт по описанию.

    Трудовая деятельность

    Цель:  продолжать учить строить из снега игровые постройки, поливать их водой, воспитывать желание трудиться. 

    Подвижные игры

    «Быстро возьми и быстро положи»

    Цель:упражнять в беге, ловкости и развивать смекалку.

    Развитие движений

     скольжение по ледяной дорожке

    Средняя группа

    Прогулка 4

    Наблюдение за ветром

    Цель: учить определять наличие и направление ветра.

    Ход наблюдения

    Ветер-ветерцо,

    Не дуй мне в лицо,

    А дуй мне в спину,

    Чтоб идти было в силу.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Есть ли ветер?
    • Откуда дует ветер?

    • Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легче?

    Трудовая деятельность

    Сооружение горки для кукол, прихлопывая снег лопаткой.

    Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного •труда и его результата.

    Подвижные игры

    «Кони», «Лягушки».

    Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание;

    следить за правильностью выполнения заданий.

    Индивидуальная работа

    «Не наскочи».

    Цель: учить перепрыгивать через предмет, не задевая его.

    Средняя группа

    Прогулка   6

    Наблюдение за вороной

    Цели: продолжать знакомить с вороной; углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них.

    Ход наблюдения

    Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

    Как лиса среди зверей,

    Эта птица всех хитрей.

    Прячется в зеленых кронах,

    И зовут ее ... (ворона).

    • Какие у вороны клюв, хвост, крылья?
    • Эта птица улетает в теплые края или нет?
    • Чем питается?
    •  Как высиживает птенцов? Где?
    • Где живет?
    • Есть ли у нее враги?

    Трудовая деятельность

    Расчистка от снега и мусора дорожек на участке.

     Цель: воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, учить работать сообща.

    Подвижные игры

    «Вороны».

    Цель: учить прыгать на двух ногах, бегать в разных направлениях, четко и правильно произносить текст.

    «Перелетные птицы».

     Цели: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки; влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель: отрабатывать бег «змейкой», обегая поставленные в ряд предметы

    Средняя группа

    Прогулка 8

    Наблюдение за рябиной

    Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой, рассказать, как сберечь ее от сильных морозов.

    Ход наблюдения

    Наступила зима. Стоит наша рябина без листьев. Птицы исклевали ягоды, некоторые ягоды упали на землю, а налетевшие метели укрыли их белым покрывалом. Так под снегом и лежат они, словно законсервированные, до весны.

    Трудовая деятельность

    Сгребание снега на участке в определенное место.

     Цель: закреплять умение действовать лопатками.

    Подвижные игры

    «Снежинки и ветер».

    Цель: учить ходить по кругу, по сигналу воспитателя перемещаться в разных направлениях.

    Индивидуальная работа

    «Гонки на лыжах».

    Цель: учить, с заданной точки по сигналу передвигаться до сугроба, отталкиваясь ногами.

    Средняя группа

    Прогулка 10

    Наблюдение в птичьем парке

    Целизакреплять представление о птичьем мире; упражнять в узнавании птиц по описанию.

    Ход наблюдения

    На свободном участке разместить на ветках деревьев и кустарников плоскостные изображения птиц (воробей, ворона, сорока, синичка, снегирь).

    Перед выходом на прогулку воспитатель объявляет, что сегодня они пойдут в парк. В парке очень много птиц, которые остаются у нас зимовать.

    Обратить внимание детей, что птички не живые, а вырезаны из картона и разукрашены как настоящие. Поэтому мы не слышим голоса птиц, но вы сами будете имитировать голоса, распознав их.

    Воспитатель загадывает детям загадки.

    На суку сижу,      Кар-кар! — кричу. (Ворона.)

    Чик-чирик!           С ветки прыг!

    Клюй, не робей.    Кто это? (Воробей.)

    Какую песенку поет воробей? Найдите плоскостное изображение воробья на ветке дерева или кустарника и назовите, на каком дереве он сидел.

    Эта хищница болтлива,      Воровата, суетлива,
    Стрекотунья белобока,           А зовут ее... 
    (сорока).

    Красногрудый, чернокрылый,

    Любит зернышки клевать,

    С первым снегом на рябине

     Он появится опять. (Снегирь.)

    Дети находят этих птиц после отгадки загадок. Вот какие вы внимательные: знаете всех птиц и правильно назвали деревья и кустарники, на которых они сидели.

    Трудовая деятельность: Постройки из снега на участке. Цели:  - учить помогать воспитателю в постройке из снега; - воспитывать дружеские взаимоотношения.

    Подвижная игра:

    «Ворона — воробей». Цели:  внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде; упражнять ориентироваться в пространстве; воспитывать дружеские взаимоотношения.

    Средняя группа

    Прогулка 12

    Наблюдение за птицами

    Цели:  - формировать желание заботиться о зимующих птицах;  -  учить сравнивать ворону и воробья, находя отличительные признаки.

    Ход наблюдения

    Обратить внимание на зимующих птиц, рассказать, что зимой им очень голодно: нет мошек, червячков. Только люди могут помочь — покормить их.

    Ребята! Сейчас мы будем угощать птиц крошками хлеба, семечками, зернышками; корм надо рассыпать по всей дорожке, чтобы птицы увидели, а сами отойдем в сторону и понаблюдаем.

    Вот, ребята, стали и птицы слетаться в зимнюю столовую. Первыми, конечно, прилетели воробьи,вороны, синички.

    Давайте сравним воробья и ворону.

    Какое оперенье у воробья? Какая из этих птиц больше размером? Как внешне можно их отличить? А чем они схожи? Чем они питаются? Какую песенку поет воробей? А какую ворона? Какие особенности вы еще заметили в их  поведении? Как вы думаете, почему нахохлились птицы? (Потому что им  очень холодно и они хотят есть.) Почему птицы прилетают ближе к людям? (Они  хотят есть и уедут, когда люди покормят их.) Чтобы птицы не погибли от голода, что нужно сделать? (Повесить кормушки и подкармшвать их крошками, сухими ягодами, семечками.)

    Трудовая деятельность:  Постройка снежной горки.

    Цель: учить собирать снег в кучу и утрамбовывать его лопатками.

    Подвижная игра:  

    «Собачка и воробьи».

     Цели: закреплять знания о характерных движениях птиц; учить имитировать их голоса.

    Индивидуальная работа: Развитие движений.

    Цели: - учить ориентироваться на участке; -  находить спрятанный предмет по словесному описанию.

     Средняя группа

    Прогулка 14

    Наблюдение за елью

    Цель: формировать представление о строении ели.

    Ход наблюдения

    Ее всегда в лесу найдешь,

    Пойдешь гулять — и встретишь.

     Стоит колючая, как еж,

    Зимою в платье летнем.

    Ель — дерево высокое, у него ствол прямой, покрытый шершаво-коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками. Зимой ветки покрыты снегом, поэтому опущены вниз, елочка стоит в снегукак в шубке. Она и зимой зеленая, иголки не желтеют и не опадают как у других деревьев.

    Трудовая деятельность

    Коллективный труд на участке по уборке снега.

    Цель: закреплять умение пользоваться деревянной лопаткой.

    Подвижные игры

    «Ловишки», «С бережка на бережок».

    Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках через шнур.

    Индивидуальная работа

    «Допрыгай до флажка», «В воротики».

    Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, в подлезании.

    Средняя группа

    Прогулка 16

    Наблюдение за погодой

    Цели: продолжать расширять и углублять представления о солнце в зимних условиях;

    формировать интерес к неживым объектам природы.

    Ход наблюдения

    Где ты, солнце, в самом деле?

    Мы совсем окоченели.

    Без тебя вода замерзла,

    Без тебя земля промерзла.

    Выйди, солнышко, скорей!

    Приласкай и обогрей!

    Избу осветило, всех развеселило.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Какое сегодня солнце?
    • Каждый ли день мы видим солнце?
    • На что оно похоже?

    Зимой солнышко выходит позже, а прячется раньше. Оно светит, но не греет.

    Трудовая деятельность

    Сгребание снега на участке в определенное место; расчистка дорожки, ведущей к березе и рябине.

    Цель: учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

    Подвижные игры

    «Найди свой домик», «Утята».

    Цель: учить впрыгивать в круг и выпрыгивать по команде, находить свои «домики».

    Индивидуальная работа

    «С вала на вал».

    Цель: учить прыгать с вала на вал, развивать равновесие.

    Средняя группа

    Прогулка 18

    Наблюдение за солнцем

    Цель: формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.

    Ход наблюдения

    Солнечные зайчики

     Играют на стене.

     Помани их пальчиком,

    Пусть бегут к тебе.

     Воспитатель задает детям вопросы.

    • Где спит солнышко?
    • Откуда оно поднимается?
    • Греет ли солнышко зимой?

    Трудовая деятельность

    Расчистка дорожки от снега и укладка его на санки.

    Цели: учить доводить начатое дело до конца; воспитывать положительное отношение к труду.

    Подвижные игры

    «Зайцы», «Птички и кошки».

    Цели: учить играть, соблюдая правила;  развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.

    Индивидуальная работа

    «Подбрось повыше».

    Цели:учить бросать мяч вверх и ловить его; развивать внимание.

    Средняя группа

    Прогулка 20

    Наблюдение за погодой

    Цель: учить замечать изменения в природе.

    Ход наблюдения

    Ой ты, зимушка-краса!

    Побелила все леса,

    Горы снега намела,

    Нас кататься позвала.

    Повела зима над нами

     Снеговыми рукавами

    И рассыпала снежинки

    На поля и на леса.

    Мы с горы кататься будем,

    И поэтому нам очень-очень

    Нравится зима.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Что изменилось в природе?
    • Чем покрылась земля?
    • Что лежит на ветках деревьев?
    • Что делают деревья зимой?

    Трудовая деятельность

    Расчистка кормушек от снега, кормление птиц.

    Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

    Подвижные игры

    «Снежная карусель», «Ловишки».

    Цели:учить быстро действовать по сигналу воспитателя; развивать внимание, быстроту бега.

    Индивидуальная работа«Самым ловким окажись!».

    Цель: продолжать развивать ловкость, выносливость.

    Средняя группа

    Прогулка 22

     Наблюдение за снежинками

    Цель: продолжать закреплять знания о снежинке, ее свойствах.

    Ход наблюдения

    Белая, узорная

    Звездочка-малютка,

    Ты слети мне на руку,

    Посиди минутку.

    Покружилась звездочка

    В воздухе немножко,

    Села и растаяла

    На моей ладошке.

    О. Рождественская

    Трудовая деятельность

    Расчистка дорожек от снега.

    Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

    Подвижные игры

    «Метелица», «Скок-подскок».

    Цель: учить бегать друг за другом, не натыкаясь на предметы, между валами, снежными постройками, уметь быстро действовать по сигналу воспитателя.

    Индивидуальная работа

    «Кто дальше?».

    Цели: учить прыгать в длину с места и с разбега; развивать силу прыжка.

    Средняя группа

    Прогулка 24

    Наблюдение за снегирями

    Цель: расширять знания и представления о внешнем виде и повадках снегирей.

    Ход наблюдения

    Подойду поближе к ней —

    И глазам не верится.

    Стайка алых снегирей

    Облепила деревце!

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Опишите, как выглядит снегирь.
    • Где живут снегири осенью?
    • Чем питается снегирь?
    • Какие звуки он издает?

    С наступлением первых заморозков к нам на участок прилетают снегири. У самца снегиря спинка синевато-серая, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. У самочки грудка темно-серая. Осенью снегири собираются в стайки, летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника. Кричит снегирь «рюм-рюм».

    Трудовая деятельность

    Подметание дорожек метлой.

    Цель: приучать выполнять трудовые поручения.

    Подвижные игры

    «Перелет птиц», «Зайцы и волк».

    Цель: упражнять в лазанье, спрыгивании с лестницы, беге.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель: способствовать развитию двигательных навыков (бег, прыжки, кидание снежков в цель).

    Средняя группа

    Прогулка 26

    Наблюдение за синичкой

    Цели: - расширять представления детей о внешнем виде синички, ее  повадках, среде обитания;воспитывать заботу о зимующих птицах.

    Ход наблюдения

    Угадай, какая птица —

    Бойкая, задорная,

    Ловкая, проворная?

    Звонко телькает: «Тель-тель!

    Как хорош осенний день!»

    Воспитатель задает детям вопросы.

    Как выглядит синичка? Как передвигается? Чем она питается? Где зимует? Как она кричит?

    Оперение синички яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам и веткам деревьев. Осенью синички собираются в стаи, облетают сады и парки. В садах они клюют спелые яблоки, ягоды боярышника и барбариса. В ноябре люди отмечают «Синичкин день» — укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки несоленого сала. В народе говорят: «Не велика птичка синичка, а и то свой праздник знает».

    Трудовая деятельность

    Закрепление на ветках деревьев самодельных кормушек, кормление птиц хлебными крошками.

    Цель: привлекать детей к подкормке зимующих птиц.

    Подвижные игры:  

    «Самолеты», «Ловишки».                                          

            Цели:упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;воспитывать ловкость и выносливость. 

    Индивидуальная работа: 

     Развитие движений.

    Цель: упражнять в прыжках на месте на двух ногах (20 прыжков 2—3 раза в чередовании с ходьбой).

    Средняя группа

    Прогулка 28

    Наблюдение за погодой.

    Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас.

    Наблюдение за снегопадом.  В январе часто бывают снегопада, появляются низкие тучи, все вокруг темнеет и начинает падать снег: кажется, что с неба сплошным потоком летит пух. Все вокруг наполнено движениями и удивительной тишиной. Рассказать детям о снегопаде,  узнать их отношение к нему. Обратить детей на красоту природы, когда снег только-только ложиться. Провести эксперимент с падающими снежинками на ладонь.

    Художественное слово: Константин Бальмонт «Снежинка».

    Светло-пушистая,снежинка белая,

    Какая чистая, какая смелая!

     Дорогой бурною

    Легко проносится, ее в высь лазурную,

    На землю просится.

    Лазурь чудесную она покинула,

    Себя в безвестную   страну низринула.

     В лучах блистающих скользит, умелая

    Средь хлопьев тающих сохранно-белая.

    Под ветром веющим дрожит, взметается,

    На нем, лелеющем, светло качается.

      Его качелями она утешена

    С его метелями крутится бешено. 

    Но вот кончается дорога дальняя,

     Земли касается,звезда кристальная.

    Лежит пушистая,снежинка смелая.

    Какая чистая, какая белая!

    Трудовая деятельность:

     Продолжать сгребать снег в кучу.

    Подвижные игры.

    «Караси и щука»

    Цель: учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, бегать по сигналу.

    «Санный поезд»

    Цель:учить детей бегать парами.

    Развитие движений: метание в цель левой и правой рукой.

    Средняя группа.

    Прогулка 30

    Наблюдение за погодой.

    Цель: продолжать закреплять знания о снеге, его свойствах.

    Рассказывать о свойствах снега. Снег согревает почву от промерзания. Как вы думаете, рыхлый или уплотненный снег лучше сохранит тепло? Рыхлый слой снега лучше сохранит тепло, так как там много воздуха, поэтому снег около деревьев  не надо уплотнять. Снежный покров является источником влаги для растений в весенний период, поэтому в колхозах на полях проводят снегозадержание, делая валы из снега.  В ведро насыпать снег и отнести его в группу, так как в нем много кислорода и поэтому полезно поливать комнатные растения растаявшим снегом.

    Художественное слово:

    Чудная картина,

    Как ты мне родна:

    Белая равнина,

    Полная луна,

    Свет небес высоких,

    И блестящий снег,

    И саней далеких

    Одинокий бег (А.А. Фет).

    Трудовая деятельность 

    предложить детям накидать снега на клумбы, около стволов деревьев и кустарников.

    Дидактическая игра

     «Назови по описанию»

    Цель: закрепить у детей умение угадывать по описанию деревья и кустарники.

    Подвижные игры

     «Не оставайся на снегу».

    Цель: упражнять детей в ловкости, прыжках.

    Развитие движений:

    Цель: метание снежков в движущуюся цель.

    Средняя группа.

    Прогулка 32

    Наблюдения за деревьями и кустарниками.

     Цель: продолжать наблюдение за деревьями и кустарниками  зимой, рассказать, как сберечь ее от сильных морозов.

    Ход наблюдения

    Назовите, какие деревья и кустарники 2 – 3 вида вы знаете. Почему деревья и кустарники иногда укрываю снегом?  Как зимой деревья защищаются от холода? Как люди защищают их от холода?

    Художественное слово: 

     «Спасибо мороз, что снегу нанес»

     Нужно беречь деревья от мороза, утеплять их снегом.

     Трудовая деятельность  

    Дать лопаты подгруппе детей и предложить детям укрыть деревья и кустарники

    Дидактическая игра

     «Как называется это дерево»

    Цель:учить детей по внешнему виду и описанию определять дерево.

    Подвижные игры

    «Волк и овцы»

    Цель: упражнение в прыжках в длину с разбега, развитие ловкости, быстроты движений, умения быстро действовать  по сигналу.

    Развитие движений 

     развить умения метать снежки точно в цель.

    .

    Средняя группа.

    Прогулка 34

    Наблюдение за снегопадом.

    Цель: закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

    Ход наблюдения

    Что это? Как идет снег? Как он падает? Почему снег кружиться? Какой он? (подобрать определения)  Что появилось после снегопада?  Как называется явление когда падает снег?

    Художественное слово:

    Снег кружиться,

    Белая вся улица,

     Собрались мы в кружок,

    Завертелись как снежок.

    Дидактическая игра

     «Времена года» что бывает зимой (снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз).

    Цель:закреплять знания детей о признаках зимы

    Трудовая деятельность

    продолжать очищать участок от снега и собирать его для постройки горки из снега.

    Подвижные игры

     «Снежная карусель»  

    Цель: упражнение в ловкости, беге, прыжках.

    Развитие движений

    прыжки вокруг санок.

    Средняя группа

    Прогулка 35

    Наблюдение за неживым объектом. 

    Цель: продолжать знакомить детей с деревьями, рассказать почему деревья не мерзнут зимой.

    Ход наблюдения:

    Продолжать рассказывать о деревьях. Почему они не промерзают? Какая у них есть защита? Как мы помогаем деревьям перенести холодную зиму? У них есть защита: все лето деревья откладывают под кожицей ствола и веток особую ткань – пробковую.  Она не пропускает из дерева ни вод, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старее деревья  легче переносят холод.

    Художественное слово:

    Ель обыкновенная -

    издали надменная,

    а вблизи - уютный дом...

    Дидактическая игра

     «Найди старое дерево и молодое»

    Цель: учить детей по внешнему виду определять дерево.

    Трудовая деятельность

    очистить дорожку, залить водой, сделать ледяную дорожку для скольжения.

    Подвижные игры

    «Лошадки»

    Цель: упражнение в ходьбе с соблюдением равновесия, прыжках, развивается быстрота, ловкость, координация движений.

    Развитие движений

    Спрыгивания со ступеньки.

     

    Средняя группа

    Прогулка 37

    Наблюдение за погодой.

    Цель: продолжать знакомить детей с разными свойствами снега.

    Ход наблюдения

    Одинаковые ли снежинки в разную погоду, в оттепель и в холодный, морозный день? Форма снежинок изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно; они крупные, блестящие, похожи на цветы или звездочки. Во время оттепели снежинки образуют хлопья. Предложить детям внимательно рассматривать их. Соотнести форму снежинок с состоянием погоды.

    Художественное слово:

    Скатерть бела, все поле одела (снег).

     Что за звездочки сквозные, на пальто и на платке?

     Все сквозные, вырезные, а возьмешь воду в руке (снежинки).

    Дидактическая игра

    «Угадай по голосу»

    Цель: развивать умения слушать других.

    Трудовая деятельность

    дать детям метлы, подмести веранду, дорожки

    Подвижные игры

     «Два мороза»  

    Цель: упражнять детей в беге с увертыванием, учить согласовывать движения со словами.

    Развитие движений

     Ходьба по снежному длинному валу и спрыгивание  с него.

    Средняя группа

    Прогулка 39

    Наблюдение за погодой.

    Цель: учить детей замечать изменения в природе

    Ход наблюдения

    Очень красивый зимний пейзаж. Обратить внимание детей на большие сугробы снега, блестящие на солнце днем и при фонаре вечером. Что можно сказать про снег, какой он? (подбор прилагательных: пушистый, пухлый, мохнатый; глаголов:  переливается, искрится на солнце). Давайте присмотримся к снегу, ведь он не только белый. Зимой он часто меняет цвет в зависимости от освещения. Какие оттенки вы видите? (голубой, синеватый, желтый).

    Художественное слово:

    Белый снег, пушистый

    В воздухе кружится

    И на землю тиха

    Падает, ложится.

    И под утро снегом

    Поле забелело,

    Точно пеленою

    Все его одело.

    Темный лес что шапкой

    Принакрылся чудной

    И заснул под нею

    Крепко, непробудно... И.З. Суриков

    Дидактическая игра

    «Назови одним словом»

    Цель: активизировать  в речи обобщенные слова

    Трудовая деятельность очистить одежду друг друга от снега

    Подвижные игры

     «Снежная карусель»  

    Цель:  упражнять детей в ловкости, прыжках.

    Развитие движений ходьба по узкой снежной дорожке с перешагиванием через различные предметы

    Средняя группа

    Прогулка 41

    Наблюдение за солнцем

    Цель: формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.

    Ход наблюдения

    Солнечные зайчики

    Играют на стене.

     Помани их пальчиком,

    Пусть бегут к тебе.

     Воспитатель задает детям вопросы.

    • Где спит солнышко?
    • Откуда оно поднимается?
    • Греет ли солнышко зимой?

    Трудовая деятельность

    Расчистка дорожки от снега.

    Цели: учить доводить начатое дело до конца; воспитывать положительное отношение к труду.

    Подвижные игры

    «Зайцы», «Птички и кошки».

    Цели: учить играть, соблюдая правила; развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.

    Индивидуальная работа

    «Подбрось повыше».

    Цели: учить бросать мяч вверх и ловить его; развивать внимание.

    Средняя группа

    Прогулка 43

    Наблюдение за воздушным транспортом

    Цель:расширять знания о воздушном транспорте, его использовании и назначении.

    Ход наблюдения

    Вырасту — буду летчиком смелым.

    Нет для мальчишки лучшего дела!

    Воспитатель загадывает детям загадки, задает вопросы.

    Летит птица-небылица,

    А внутри народ сидит,

    Меж собою говорит. (Самолет.)

    Без разгона ввысь взлетает,

    Стрекозу напоминает.

    Отправляется в полет

    Наш российский ... (вертолет).

    Какие виды транспорта вы знаете? Что относится к воздушному транспорту? Чем похожи между собой самолет и вертолет? Чем они отличаются? Какое их назначение? (Перевозка грузов, пассажиров.) Кто обслуживает воздушный транспорт? (Пилоты, штурманы,

    механики.)

    Отметить, что самолет поднимается высоко под облака, а вертолет летит значительно ниже.

    Трудовая деятельность

    Расчистка дорожки после снегопада.

    Цель: закреплять умение работать сообща, радоваться результате \ своего труда.

    Подвижные игры

    «У оленя дом большой».

    Цель: закреплять умение соотносить движение с текстом. «Самолеты».

    Цель: развивать умение быстро действовать по сигналу, быстрот внимание.

    Индивидуальная работа

    Ходьба между линиями (10—15 см). 

    Цель: развивать и совершенствовать двигательную активность.

    Средняя группа

    Прогулка 45

    Наблюдение за трудом дворника

    Цели: продолжать знакомство с трудом дворника; формировать желание приходить на помощь окружающим; воспитывать чувство уважения к труду взрослых; способствовать развитию связной речи.

    Ход наблюдения

    Тихо-тихо снег идет, Белый снег, лохматый. Мы расчистим снег и лед На дворе лопатой.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Какое время года сейчас?
    • Почему вы так думаете?
    • Кто убирает снег?
    • Чем он работает?
    • Кому нужен труд дворника?

    Трудовая деятельность

    Расчистка дорожек от снега.

    Цель: показать детям, как правильно держать лопату и сгребать снег в одну кучу.

    Подвижные игры

    «Дед Мороз», «На елку».

    Цели:

    • тренировать в умении свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга;
    • быстро действовать по сигналу воспитателя;
    • повысить эмоциональный настрой детей.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель: способствовать развитию двигательных навыков (бег, прыжки, кидание снежков в цель).

    Средняя группа

    Прогулка 47

    Наблюдение за голубями

    Цели:

    • расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;

    формировать реальные представления о жизни птиц.

    Ход наблюдения

    Известно с давних нам времен, Что эта птица — почтальон.

    Воспитатель организует беседу с детьми, задает вопросы.

    • Как называют эту птицу?
    • Какого окраса она может быть?
    • Какого размера?
    • Голубь — перелетная птица?
    • Какую пользу приносят голуби?
    • Где они вьют свои гнезда?
    • Почему голубя называют почтальоном?

    Про сороку говорят, что она стрекочет, про воробья — чирикает, про голубя, что он воркует.

    Трудовая деятельность

    Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора.

    Цель: приучать к чистоте и порядку на участке.

    Подвижные игры

    «Догони голубя».

    Цель: совершенствовать ловкость, быстроту (бежать по сигналу, не оглядываясь назад).

    «Совушка».

    Цель: учить начинать движение по сигналу, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичные движения рук.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

    Средняя группа

    Прогулка 49

    Наблюдение за собаками

    Цели:

    - расширять представления о породах собак;

    — воспитывать заботливое отношение к животным.

    Ход наблюдения

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Какие породы собак вы знаете?
    • Какую пользу они оказывают людям?

    Каких только собак не бывает: служебные, охотничьи, декоративные. И все они верно служат человеку. Овчарки помогают пограничникам охранять границу, стерегут отары овец. Лайки помогают охотникам выслеживать зверя в лесу. Декоративных собак — пуделей, болонок и др. держат дома, потому что они красивы и умны.

    Это — пес сторожевой, Он может лаять как живой. Но он не лает потому, Что мы понравились ему.

    Трудовая деятельность

    Расчистка дорожек от листьев.

    Цель: прививать любовь к труду в коллективе.

    Подвижная игра

    «Догони меня».

    Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.

    Средняя группа

    Прогулка 51

    Наблюдение за автомобилями

    Цели:

    • учить различать автомобили по их назначению;
    • формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.

    Ход наблюдения

    Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улицам города. Рассмотреть их внешний вид, ответить на вопросы.

    • Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, водный, воздушный.)
    • Какие функции выполняет та или иная машина?

    Их видно повсюду, их видно из окон, По улице движутся длинным потоком. Они перевозят различные грузы —

    Кирпич и железо, зерно и арбузы. За эту работу мы их полюбили, Они называются... (автомобили).

    Трудовая деятельность

    Сбор и вынос в определенное место сухих листьев, подметание дорожек.

    Цели:

    • приучать к чистоте и порядку;
    • закреплять умение трудиться в коллективе.

    Подвижные игры

    «Цветные автомобили».

    Цель: продолжать развивать двигательную активность с помощью игр с предметами (рулями). «Лиса в курятнике». Цели:

    • совершенствовать умение быстро действовать по сигналу;
    • развивать ловкость.

    Индивидуальная работа

    Прыжки с места на двух ногах — энергично отталкиваться и правильно приземляться.

    Цель: развивать ловкость.

    Средняя группа

    Прогулка 53

    Наблюдение за кошкой.

    Цельзакреплять представление о характерных особенностях кошки.

    Ход наблюдения

    Острые ушки,

    На лапках подушки.

    Усы, как щетинка,

    Дугою спинка.

    Днем спит, на солнышке лежит,

    Ночью бродит, на охоту ходит.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Где живет кошка?
    • Кто ухаживает за ней?
    • Как выглядит кошка, каковы ее повадки?
    • Чем питается?

    Кошка живет рядом с человеком. Он за ней ухаживает. Кошка большая и пушистая. На голове у нее уши, большие глаза, которые в темноте светятся, длинные усы. У нее четыре лапы с мягкими подушечками. Поэтому она может очень тихо ходить и неслышно подкрадываться. Кошка умеет лазать по заборам и деревьям с помощью острых когтей. А еще у кошки длинный красивый хвост. Она любит Молоко, ест рыбу и мясо.

    Трудовая деятельность

    Подметание дорожек, сбор мусора.

    Цель: воспитывать трудолюбие.

    Подвижная игра

    «Кот и мышь».

    Цель: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель: закреплять навыки в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

    Средняя группа

    Прогулка 36

    Наблюдение за неживым объектом.

    Цель: закреплять знания детей о строение дома 

    Ход наблюдения:

    Рассматривание строения домов: фундамент, стены, кона, двери, крыша, балконы  на снегу нарисовать 2, 3, 4, 5-ти этажные дома. Цель – ознакомление в окружающими, развитие речи, обогащение словаря.

    Художественное слово:

    Целый день так да тук

    Раздается громкий стук

    Строим дом, дом большой

    И с крылечком и трубой

    Будут жить в доме том

    Зайка с мишкой и слоном

    Дидактическая игра

    «Опиши дом»

    Цель:учить детей составлять рассказ описание.

    Трудовая деятельность

    помочь малышам очисть участок от снега – воспитывать заботу о малышах, дружеские отношения.

    Подвижные игры

    «С кочки на кочку»

    Цель: упражнять детей в прыжках.

    Развитие движений

     «Веселые тройки», «Карусель санная», «Прыг, скок и прыжок»

    Цель: упражнять детей в беге, прыжках, поворотах вправо, влево.  

    Средняя группа

    Прогулка 38

    Наблюдение за метелью.

     Цель: закреплять знания детей о метели

    Ход наблюдения:

    Как называется погода, когда ветер метет и кружит снег?  Предложить детям пройти на крытую веранды или постоять  у стенки детского сада, дома, пусть понаблюдают за метелью. Предложить им прислушиваться к завыванию ветра. Обратить внимание детей, что он поднимает снег в воздух, кружит с места на месте, наметает из него сугробы.

    Художественное слово:

     Буря мглою небо кроет,                                                                                                        Вихри снежные кружа                                                                                                                   То, как зверь она завоет,                                                                                                                     То заплачет, как дитя (А.С. Пушкин).

     Не зверь, а воет (вьюга).

    Дидактическая игра

    «Придумай слово»

    Цель: научить детей подбирать однокоренные слова к предложенным словам.

    Трудовая деятельность

    после метели предложить расчистить дорожки, окапать снегом деревья и кусты.

    Подвижные игры

    «Мы веселые ребята»  

    Цель: упражнять детей в ловкости, прыжках.

    Развитие движений

    скольжение по ледяной дорожке с выполнением дополнительных заданий: присесть и снова встать.

    :

    Средняя группа

    Прогулка 40

    Наблюдение за снегом. 

    Цель:  : продолжать знакомить детей с разными свойствами снега.

    Наблюдение за свойствами снега. Предложить детям провести опыт: налить в банки воды и в морозный день одну закопать глубоко в снег, а другу оставить на воздухе. Понаблюдать в какой банке вода замерзнет быстрее. Итак, в банк, оставленной на морозном воздухе, вода замерзнет быстрее. Вывод: снег защищает почву, не давая ей охладиться и поэтому растения под снегом остаются зелеными.

    Художественное слово: 

    Снег кружится,

    Снег ложится -

    Снег! Снег! Снег!

    Рады снегу зверь и птица

    И, конечно, человек!

    Рады серые синички:

    На морозе мерзнут птички,

    Выпал снег - упал мороз!

    Кошка снегом моет нос.

    У щенка на черной спинке

    Тают белые снежинки.

    Тротуары замело,

    Все вокруг белым-бело:

    Снего-снего-снегопад! (С. Маршак)

    Дидактическая игра

     «Назови одним словом»

    Цель:активизировать  в речи обобщенные слова

    Трудовая деятельность убери веранду – учить детей правильно держать лопату

     Подвижные игры

    «Быстро возьми и быстро положи»

    Цель:упражнять в беге, ловкости и развивать смекалку.

    Развитие движений ходьба по узкой снежной дорожке с перешагиванием через различны предметы.

    Средняя группа

    Прогулка 42

    Наблюдение за машинами

    Цель: расширять знания о наземном транспорте (их классификация, назначение).

    Ход наблюдения

    Воспитатель загадывает детям загадку

    Неподвижна — а ведет. (Дорога.)

    Запылал у чудища изумрудный глаз.

    Значит, можно улицу перейти сейчас. (Светофор.)

    Понаблюдать за машинами, отметить их классификацию, назначение, применение. Обратить внимание на то, что на улице гололед. Что это такое? Почему машинам трудно ехать, они тормозят?                                                                                                              Повторить основные правила перехода улицы без светофора.

    Гололед,гололед —

    Вверх тормашками полет.

    Где стоит машин поток —

    Там не площадь, а каток.

    Кто не едет, а скользит —

    Потому что тормозит.

    Гололед,гололед —

    Это значит голый лед.

    Никуда не выходи —

    Лучше дома посиди

    И в окошко погляди!

    Трудовая деятельность: Расчистка снега с дорожек, скамеек.

    Цель: воспитывать желание помочь взрослым в уборке террито­рии от снега.

    Подвижные игры: «Охотники и олени».

    Цель: согласовывать движения друг с другом.

    «Попади в цель».

    Цель: развивать глазомер.

    Индивидуальная работа:

    Метание в цель.

    Цель: закреплять умение принимать правильное исходное поло­жение при метании.

    Средняя группа

    Прогулка 44

    Наблюдение за снегом

    Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).

    Ход наблюдения

    Тихо-тихо снег идет,

    Белый снег, мохнатый.

    Мы расчистим снег и лед

    Во дворе лопатой. М. Познанская

    Белым снегом все покрыло:

    И деревья и дома.

    Свищет ветер легкокрылый:

    «Здравствуй, зимушка-зима!»

    Г. Ладонщиков

    Воспитатель задает детям вопросы.

    •Какого цвета снег?

    •Какой на ощупь?

    •Что из него можно сделать?

    •Почему снег тает на ладошке?

    Трудовая деятельность

    Уборка снега на участке.

    Цели:

    •собрать снег в ведро и внести в группу для поливки растений водой;

    •оручить расчистить дорожки.

    Подвижные игры

    «Снежинки», «Кто скорей добежит до флажка?».

    Цель: развивать меткость, ловкость, быстроту, смекалку (усложнение — включить преодоление препятствий).

    Индивидуальная работа

    «Кто выше прыгнет?».

    Цель: учить прыгать в высоту, развивать силу, ловкость.

    Средняя группа

    Прогулка 46

    Наблюдение за уборочными машинами

    Цели: - расширять знания о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; - закреплять умение находить изображение машин по описанию;- воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых.

    Ход наблюдения

    Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

    • Бывает ли у дождика четыре колеса?
    • Скажите, как называются такие чудеса?
    • Почему поливальную машину называют машиной-фонтаном?
    • Какую работу она выполняет? Чем похожа машина-фонтан на бензовоз? Чем отличается?

    Что за дворник удалой грязь сгребал на мостовой? Это механический дворник, спереди к нему прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами вращаются мохнатые круглые щетки. Сделаны они из стальной проволоки, поэтому щетина у них жесткая, колючая.

    • Почему чудо-машины выезжают убирать улицы утром?
    • Почему эти машины мы называем чудо-дворниками?

    Трудовая деятельность: Сбор на участке сухих листьев, веток, погрузка их на носилки.

    Цели: - приучать к чистоте и порядку;

    • вызывать желание трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.

    Подвижные игры

    «Кто самый меткий?», «Догони».

    Цель: развивать самостоятельность в организации подвижных игр, меткость, ловкость, умение соблюдать правила.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель: закреплять умение пролезать и подлезать в воротики.

    Средняя группа

    Прогулка 48

    Наблюдение за трудом шофера

    Цели:

     продолжать знакомство с работой шофера, названиями частей машины;

    — воспитывать уважение к труду взрослых.

    Ход наблюдения

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Что это за машина?
    • Как называется человек, который ее водит?
    • Какие еще бывают машины?
    • В чем разница между грузовым и легковым автомобилем?

    Трудовая деятельность

    Уборка участка детского сада от мусора.

    Цели:

    • формировать ответственное отношение к заданию;
    • поощрять инициативу в оказании помощи друг другу, взрослым.

    Подвижные игры

    «Мы — шоферы», «Воробушки и автомобиль».

    Цели:

    • развивать пространственную ориентировку;
    • воспитывать самостоятельность в организации игры.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.

    Средняя группа

    Прогулка 50

    Наблюдение за собакой

    Цели:

    • формировать представление о внешнем виде собаки;
    • воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.

    Ход наблюдения

    Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

    Заворчал живой замок,

    Лег у двери поперек.

    Две медали на груди,

    Лучше в дом не заходи. (Собака.)

    • Как выглядит собака?
    • Где она живет?
    • Чем питается?
    • Кто ухаживает за собакой?

    Собака — преданный друг человека. Пес Шарик большой, шуба густая, теплая, коричневого цвета. Голова у Шарика большая, мордочка вытянутая, на голове висячие уши белого цвета; красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У него четыре лапы с когтями, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.

    Трудовая деятельность

    Сбор шишек и листьев.

    Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

    Подвижная игра

    «Лохматый пес».

    Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

    Индивидуальная работа

    Ходьба по короткой и длинной дорожке. 

    Цель: закреплять представления о длине.

    Средняя группа

    Прогулка 52

    Наблюдение за трудом шофера

    Цели:

    • продолжать формировать представление детей о труде шофера;
    • воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

    Ход наблюдения

    Воспитатель задает детям вопросы.

    • Какие это машины?
    • Как вы догадались?
    • Что есть у машины? (Фары, колеса, кабина, кузов.)
    • Для чего нужны фары?

    Трудовая деятельность

    Сбор камешков на участке.

    Цель: формировать умение выполнять коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы.

    Подвижные игры

    «Мы — шоферы», «Листопад».

    Цели:

    • продолжать развивать двигательную активность детей;
    • поощрять стремление отражать в игровой деятельности знания о труде взрослых.

    Ветер с листьями играет, Листья с веток обрывает. Листья желтые летят Прямо на руки ребят.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель: способствовать развитию двигательных навыков.

    Средняя группа

    Прогулка 54

    Наблюдение за  птицами.

    Цель: продолжать учить наблюдать за птицами.

     Какие птицы прилетают на кормушку? В какое время дня прилетают вороны, галки, сороки; синицы, свиристели, снегири? Какие это птицы? Почему мы их  кормим два раза? Какие птицы сразу же садится на кормушку, а какие немного подождав на ближних деревьях и кустарниках? Чем мы кормим птиц? Какие птицы, какой корм любят?  В какое время улетают птицы с кормушки? Если нет возможности понаблюдать за птицами, нужно показать картинку «Зимующие птицы» и рассказать о них.

    Художественное слово: 

    Говорила сорока – сороке: «Я как рыба молчу на уроке».

    Дидактическая игра

    «Какие это птицы»

    Цель:чить называть 2-3 вида зимующих птиц.

    Трудовая деятельность

    Продолжать учить строить снежный постройки

    Подвижная игра

     «Два мороза»

    Цель: упражнять детей в беге, воспитывать ловкость, смелость.

    Индивидуальная работа

    Продолжать учить детей перелезать через препятствие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека прогулок для детей средней группы

    СентябрьПрогулка  1Наблюдение за сезонными изменениями в природеЦели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее)...

    Картотека прогулок для детей среднего дошкольного возраста

    Картотека прогулок для детей среднего дошкольного возраста...

    Картотека прогулок для детей средней группы

    Картотека прогулок для детей средней группы...

    Картотека прогулок для детей средней группы.

    материал для помощи в планировании прогулки....

    Картотека прогулок для детей средней группы

    Картотека прогулок для детей средней группы...

    Картотека прогулок для детей среднего дошкольного возраста

    Дананя картотека рассчитана для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Картотека рассчитана на весь учебный год.Материал будет полезен молодым специалистам, студентам и воспитателям....