Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников
статья (подготовительная группа) на тему

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между родителями и сотрудниками ДОУ. Современные педагогические исследования доказывают, что и в настоящее время актуальной проблемой  является взаимодействие педагогов  дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников, так как воспитание детей в семье и в ДОУ преследует единые цели и задачи.  По мнению  Дмитрия Анатольевича Медведева, который курировал нацпроекты, забота о семье стала, по сути, пятым национальным проектом. Семья, жизнь, здоровье, образование детей, благополучие близких, спокойствие в доме, развитие общества в котором мы живём. Вот именно набор таких целей, таких приоритетов и должен составлять в совокупности национальную идею. Авторы  программы «Детство» рекомендуют использовать разные технологии взаимодействия с семьей с учётом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей педагогов и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_vospitateley_s_semyami_vospitannikov.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие  педагогов с семьями воспитанников.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между родителями и сотрудниками ДОУ.

     Современные педагогические исследования доказывают, что и в настоящее время актуальной проблемой  является взаимодействие педагогов  дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников, так как воспитание детей в семье и в ДОУ преследует единые цели и задачи.  По мнению  Дмитрия Анатольевича Медведева, который курировал нацпроекты, забота о семье стала, по сути, пятым национальным проектом. Семья, жизнь, здоровье, образование детей, благополучие близких, спокойствие в доме, развитие общества в котором мы живём. Вот именно набор таких целей, таких приоритетов и должен составлять в совокупности национальную идею. Авторы  программы «Детство» рекомендуют использовать разные технологии взаимодействия с семьей с учётом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей педагогов и родителей.

     На сегодняшний день во взаимоотношениях воспитателя и родителя существует определенная дисгармония.  Современные родители считают, что они знают достаточно все о воспитании, развитии детей, и они не хотят мириться с тем, что они что-то не знают или заблуждаются,  так или иначе им очень тяжело с этим смириться. Так что же может вызвать дисгармонию  между воспитателем и родителем: это- нехватка времени,  занятость родителей, нежелание воспитателей, чувство обиды с двух сторон. Поэтому воспитатели должны проявлять не только профессиональные качества,  и инициативу общения   с каждой семьей, но и с каждым членом данной семьи. Профессиональный воспитатель использует разнообразные методы и приемы воздействия на каждого  члена семьи и находит индивидуальный подход.

     Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ. Они заинтересованы в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Но иногда возникает непонимание между педагогами и родителями. Причин, препятствующих продуктивному взаимодействию педагогов с родителями, несколько:

-Низкий уровень социально-психологической культуры родителей и воспитателей.

-Непонимание родителями  значимости дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом.

1

-Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в ДОУ, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания.

-Отношение педагогов к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к её объектам.

-Неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок.

-Непонимание воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы ДОУ с семьёй именно родители выступают социальными заказчиками.

    Е.П.Арноутова, О.Л.Зверева, В.П.Дуброва отмечают, что общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Т.В.Короткова подчеркивает важность общения в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке, что способствует сближению воспитателей, родителей и детей. М.Д.Маханева определяет основные принципы при работе с семьей: единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка  хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания; системность и последовательность работы; индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье; взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

           Формирование эффективного взаимодействия  между  воспитателями  и родителями является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане и предполагает несколько этапов.

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

2

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

        В своей работе педагоги используют различные формы работы с семьей. Они  могут быть самыми разнообразными и зависеть от поставленных целей и желаемых результатов. Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация проектной деятельности – когда родители  активно вовлекаются во взаимодействие с работой воспитателей и жизнью детей в группе.

Информационно-аналитические формы  выявляют  интересы, потребности, запросы родителей (почтовый ящик). Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые  формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых  форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках).

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации.

Семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием,   вовлекают родителей во взаимодействие с работой воспитателей и жизнью детей в группе.

3

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

-Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению

-Показателем  эффективности взаимодействия педагогов и родителей является: проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОУ, повышение родительской активности на уровне не только общения с педагогом, но и оказания помощи и участия в мероприятиях, возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса, снижение количества претензий и агрессивности родителей, осознание родителями своей ответственности в воспитании ребёнка.

-Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений. Установление доверительных отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания. Должна быть личная заинтересованность родителей, которая поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребёнком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой. Кроме того, только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников

   Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтоб привлечь семью к участию в делах группы и детского сада, ч...

Формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников

Формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников.Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтоб привлечь семью к участию в ...

Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников по обучению татарского языка

Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников по обучению татарского языка...

Статья "ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"

В статье  рассматривается актуальная проблема социального партнерства как условие эффективного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в поликультурной образовательной среде....

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО".»

   В данном методическом пособии собраны материалы,  необходимые для организации работы педагога по самообразованию. Пособие  также содержит алгоритм действий педагога, начи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...