Главные вкладки

    Выступление "Значение использования ИКТ в коммуникативной активности детей дошкольного возраста"
    компьютерная программа по теме

    Альканова Ольга Ивановна

             В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon znachenie_ispolzovaniya_informatsionno.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значение использования ИКТ в коммуникативной  активности детей дошкольного возраста

             В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно коммуникационных технологий (ИКТ) не только в системе школьного, но и дошкольного образования.

             Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому.

            В современном мире использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повышает  эффективность, мотивацию детей на поисковую деятельность, дифференцирует обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

          Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов  для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

          По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

    • использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
    • использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
    • использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

             Новые информационные технологии позволяют строить познавательный процесс более высокого уровня на основе восприятия зрительного (графика, анимация, текст), слухового (звук, видео), осязательного (клавиатура, интерактивная доска и т.д.), способствуют развитию мышления дошкольника.

          Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Они направлены на решение психологических, познавательных и коммуникативных  задач.

         ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную и речевую активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о создаваемых педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

         В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном  детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

         Эмоциональные, яркие занятия, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей – все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных и коммуникативных возможностей.

           Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Возможности ИКТ позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

    Использование информационных технологий помогает воспитателю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

    • психологически облегчает процесс усвоения  материала дошкольниками;
    • возбуждает живой интерес к предмету познания;
    • расширяет общий кругозор детей.

             Целесообразность использования информационных технологий в развитии дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой

          Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью коммуникативного  развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных средств в  ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной и речевой деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация, анализ); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

           По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

    • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
    • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
    • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
    • компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
    • постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
    • компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
    • компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую "ситуацию успеха".

         Самым веским доводом в пользу применения ИКТ на занятиях вполне может стать тот факт, что современным детям намного интересней компьютерная графика, анимация, чем просто картинки.

     Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

      - на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность;

     - привлекает большое количество дидактического материала;

     - повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;

     - обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).

            Применение ИКТ:

     - расширяет возможность самостоятельной деятельности;

     - формирует навык исследовательской деятельности;

     - обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

     а в общем, СОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА  ОБРАЗОВАНИЯ.

          Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста.

    Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек детьми дошкольного возраста....

    «Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...

    Методическая разработка дидактических игр с использование природных материалов для детей дошкольного возраста

    В работе представлены несколько вариантов игр с природным материалом, которые помогут разнообразить жизнь ребенка....

    «Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

    В настоящее время растет интерес к осмыслению  и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклораю....

    «Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

    В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора....

    Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике

    В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как уроки моделирования, в основу которой положен метод моделирования. Уроки моделирования — это изготовлени...