Проект "Школа"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Цель: ввести детей в отношения между учителем и школьниками, повысить интерес к школе и адаптировать дошкольников к новому этапу их жизнедеятельности «ученик».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_shkola.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

«ШКОЛА»

для старшего дошкольного возраста

Смирнова Светлана Валериевна,

Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №178» г. Перми

 

Актуальность:

Сюжетно-ролевые игры  - самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Цель: ввести детей в отношения между учителем и школьниками, повысить интерес к школе и адаптировать дошкольников к новому этапу их жизнедеятельности «ученик».

Объект изучения: школьная деятельность, сюжетно-ролевая игра «Школа»

Гипотеза: сюжетно – ролевая игра «Школа», одна из лучших видов деятельности, имеющая непринужденный и свободный характер, позволяющая не только повысить интерес к школе, но и познакомить со всеми правилами школьной жизни и воспитать положительного и грамотного ученика.

Вид проекта: среднесрочный, групповой, игровой.

Задачи: 

  • Расширять знания детей о школе.
  • Познакомить с режимом дня школьника, расписанием уроков, понятиями «урок», «звонок», «учитель», «ученик», «завуч», «директор».
  • Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
  • Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
  • Повысить интерес детей к школе и школьной жизни.

Аннотация

в преддверии подготовки к школьной  жизни и новому статусу школьника необходимо познакомить детей со школой, ввести образ школы и школьника в игровую деятельность детей.

Предполагаемый результат:

  • Дети должны научится правильному поведению в школе, познакомиться с режимом дня школьника, овладеть навыками школьных терминов, развить положительную и образовательную  ступеньку к самостоятельной взрослой жизни.
  • Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи по игре «Школа»
  • Возникновение и решение ситуаций - отношений между учителем и учениками.
  • Ролевое общение, короткий диалог.
  • Победить в детях страх и боязнь перед школой.

 

Экономическое обоснование:

портфели, дневники, указка, глобус, школьная доска, мел, журнал для учителя, повязки для дежурных. Фартуки для девочек.

Участники проекта:

  • воспитатель
  • дети старшей группы

Словарная работа

Учитель, ученик, директор, завуч, парта, доска, урок, звонок, перемена, дневник, оценка, ранец, портфель.

План реализации проекта:

Процесс

Совместная деятельность

педагога и детей

Деятельность

педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика: игровых навыков; игровой среды

Диагностика по методике Г. Урунтаевой.

Обрисовка сюжета

Изучение литературы, методичек, наблюдение за детьми.

Организационная работа

Теоретическое  направление

Чтение художественной литературы

«Чук и Гек» А.Гайдар,

«Школьницы » А.Л. Барто.

«Сосчитай-ка» Гариф Гумер

«Кто и лодыри» С.Я.Маршак

«Забавная азбука» в стихах и картинках»,

Заучивание стихотворения

«Первый день календаря» С.Я.Маршак

Продуктивные виды деятельности:

Изготовление атрибутов для игры,

Оформление школьного класса,

Приобретение родителями доски, портфелей.

Пошив детских фартуком, повязок дежурных.

Беседы с детьми

«Скоро в школу»,

«Меню для первоклассника»,

«Права и обязанности школьника»,

Работа с родителями

Беседа «Портрет будущего первоклассника»,

Консультация «Скоро в школу»,

«Первоклассник 21 века »

Анкетирование «Школьная проблема»

Дидактические игры

Магнитная азбука,

Логико – мышления для малышей,

Почитай-ка,

Экологическое лото,

Точное время.

Придумывание воспитателем материала для игры в школу, работа по организации детей

Проведение ряда работ с детьми и родителями, основанные на теоретических знаниях.

Практическое занятия

Экскурсия

Подготовка и проведение экскурсии в среднюю школу № 93

Занятие

«Здравствую школа»

Рассказчик

Основной

Систематизация информации

Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства

Обеспечение руководства

Распределение ролей.

Взятие на себя второстепенной роли.

Обсуждение содержания игры — вопросы.

Руководство организацией игрового пространства

Игровая деятельность детей

Игра.

Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.

Взаимосвязь с партнером (конструктор — строитель).

Изменение ролевого действия в ходе игры

Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций

Заключительный

Итог

Принимают участие в обсуждении проведенной игры.

Оценивают умение играть вместе

Подведение итогов игры.

Диагностика игровых умений

ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «Школа»

Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Задачи:

  • учить детей до начала игры распределять роли,
  • подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий;
  • способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры);
  • создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры;
  • развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.

Структура игры

Общие методические приемы

Методические приемы, используемые в игре

Задачи

Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников

Формировать умение комбинировать предложенные ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете 

Формировать умения восстанавливать школьную обстановку,  события из жизни школьника, соблюдая режим дня используя правильно все атрибуты.

Формировать умения выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания сверстников)

Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми

Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру)

Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о школе, создать заинтересовывающий момент

Предварительно обсудить содержание игры

Выслушивать мнения детей о том, какая подготовка необходима дома, что требуется выполнить, прежде чем пойти в школу, что может случится в школе, что вас там ждет, обсудить расписание уроков, чем займетесь после школы.

Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры

С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию и т.п.

Обсудить результат игры

В конце игры предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т.п.

Способы руководства игрой

Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент

Задать вопросы о том, что такое школа, учитель, урок, перемена, директор.

Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным родам

С помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры

Взять на себя роль

Взять на себя второстепенную роль

Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений

В процессе игры направить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей

ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

« ХОЧУ В ШКОЛУ »

для старшего дошкольного возраста

                                                                  

                 

Педагогический проект «ХОЧУ В ШКОЛУ».

  1. ЭТАП: долгосрочный
  2. Тип проекта: творческий.

Реализация проекта ведётся по трём направлениям:

  • Дети;
  • Родители;
  • Педагоги.

Число участников: 30 воспитанников подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок проведения: 3 месяца.

Актуальность проблемы.

Уж много лет наш детский сад сотрудничает со школой №6 . Дошкольники проходят подготовку к школе с февраля по апрель один раз в неделю. Существует такая великолепная традиция: мы каждый год приглашаем учителей на собрание, на занятия. Учителя выступают на родительских собраниях. При поступлении в школу отмечается хорошая подготовка наших выпускников к обучению, но у некоторых детей возникают проблемы в общении со сверстниками и незнакомыми взрослыми, они становятся замкнутыми, а их поведение вызывает тревогу. Безусловно, это отражается на успеваемости. Мы задумались: как решить эту проблему?

Путём проб и ошибок, мы пришли к проектному методу и подготовили проект «ХОЧУ В ШКОЛУ».

Цель проекта: Формировать обобщенные представления о школе, облегчить адаптацию детей к современной школе.

Задачи:

  1. Уточнить представления детей о школе: что такое школа, чему в ней учат, какие бывают школы, какими школы были раньше, как и где учились наши родители?
  2. Развивать кругозор, формировать умение общаться со сверстниками.
  3. Воспитывать уважение к труду взрослых, к труду сверстников.

Обеспечение проектной деятельности.

  1. Методические: произведения художественной литературы о школе.
  2. Материально-технические: альбомы, фотографии, сюжетные картинки, презентации, предметная среда группы (школьные принадлежности)

Предполагаемый результат.

  1. Изменение мотивации о школе, снижение беспокойства у детей, и у родителей.
  2. Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности.
  3. Обеспечение полной информированности родителей выпускников о школах г. Благовещенска.
  1. ЭТАП

Разработка проекта «ХОЧУ В ШКОЛУ».

  1. Довести до детей важность этой проблемы.
  2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
  3. Организовать экскурсии в школы, в школьные библиотеки.
  4. Привлекать родителей к совместной работе.
  5. Подготовить тематические выставки.

Выполнение проекта «ХОЧУ В ШКОЛУ».

  1. Представление проекта на родительском собрании.
  2. Оформление соответствующей предметной среды группы           (школьный уголок)
  3. Обогащение библиотеки группы литературой о школе.
  4. Организация экскурсии в школу.
  5. Организация взаимопосещений детьми (дошкольниками) уроков, праздников в школе и учителей в детском саду.
  6. Оформление выставки детских работ: « Я иду в школу », аппликация « Мой портфель ».
  7. Оформление фотовыставки « Наши родители-ученики ».
  8. Проведение вечера воспоминаний « Мы тоже были учениками».
  9. Оформление выставки « Буквари разных поколений ».

Презентация проекта.

Проведение вечера воспоминаний «Мы тоже были учениками».

Словарная работа.

Учитель, ученик, парта, директор, ручка, урок, доска, звонок, перемена, дневник, портфель, тетрадь.

План реализации проекта.

  1. Выявление проблемы.

Диагностика:

  • игровых навыков;
  • игровой среды;
  1. Организационная работа.
  • Чтение художественной литературы:

«Школьницы» А.Л. Барто.

«Сосчитай-ка» Гариф Гумер.

  • Заучивание стихотворения

«Первый день календаря» С.Я. Маршак.

  • Продуктивные виды деятельности:

-изготовление атрибутов для игры «школа»;

-оформление школьного уголка;

  1. Теоретическое направление.
  • Беседы с детьми

- «Скоро в школу»

- «Права и обязанности школьника»

  • Работа с родителями

- Консультация «Скоро в школу»