Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования устного народного творчества.
консультация (младшая группа) на тему

Беляева Светлана Владимировна

в материале говорится о использовании устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего

возраста посредством использования устного

народного творчества.

Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского возраста

и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан

с детским бытом, с повседневной детской жизнью,

который возник, и вырос и развился из исканий

высокой радости детской народной массы.

Это детский фольклор»

Г.С. Виноградов

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

        Устное народное творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому ему была присуща устная форма выражения. Искусство слова отражало действительность через художественные образы, показывало наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты в жизни народа. В народе из покон веков вырабатывался свой самобытный нравственный уклад, своя духовная культура, множество обычаев и традиций, которые проявлялись в отношении к природе, в устном народном творчестве, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. У каждого народа свои сказки, которые передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

На ранних этапах истории человечества люди не только заботились о поддержании своего существования, но и стремились сохранить свой род, свое племя. Все, что способствовало воспитанию сильного, ловкого, смышленного и здорового человека, стало содержанием сказок, загадок, былин, потешек, которые учат безопасному поведению в быту, на природе.

Устное народное творчество, касающееся маленьких детей, пронизано искренней и светлой любовью, нежностью и заботой. Наши предки оставили нам необыкновенно богатое литературное наследие: колыбельные, пестушки, потешки, скороговорки, загадки.

В далёком прошлом наши пробабушки не знали, что такое физкультура, закалка, массаж, но всё, что нужно, делали – под разные песенки, шуточки – прибауточки. Потешки – пестушки учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где – ротик, где носик.

Все знакомы с «непонятным упрямством» детей. И очень трудно порой бывает взрослым сохронять спокойствие во время приступов упрямства маленького человечка. В таких случаях выручают потешки. Они помогают ребёнку настроится на нужный лад, в игровой форме сделать то, что необходимо. С их помощью вы сделаете жизнь вашего малыша веселее и интереснее, легче найдёте контакт с ребёнком в некоторых ситуациях даже сможете избежать массы ненужных слёз.

Итак, с добрым утром! Первое, что должен увидеть малыш, - улыбающееся родное лицо. Ваша улыбка – подтверждение тому, что всё хорошо.

Как известно, дети легче воспринимают стихотворную и сказочную формы познания мира. Короткие несложные стихи могут стать частью утреннего ритуала ребёнка. Например:

Ясный день пришёл давно

И стучится к нам в окно!

Потянушки – потягушки,

Кто тут сладкий на подушке?

Кто тут нежится в кроватке?

Чьи тут розовые пятки?

 В эти радостные минуты малыша нужно поцеловать, нежно его погладить. Ласковые прикосновения должны быть неотъемлемой частью утреннего ритуала пробуждения.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

          Умываемся! С самого раннего возраста необходимо приучать малыша к соблюдению элементарных гигиенических правил. Если же у вас возникли проблемы с утренним умыванием, то надеемся, стихи помогут. Например:

             Водичка, водичка,

             Умой моё личико,

             Чтобы глазоньки блестели,

              Чтобы щёчки краснели,

             Чтоб смеялся роток,

             Чтоб кусался зубок.

  ***

Водичка, водичка,

Умой Настино личико.

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умой Настино личико. …

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл. Ведь поведение  за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и также к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время приема пищи, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.

             Питание малыша играет важнейшую роль в его жизни. Многие мамы знают, как тяжело накормить малыша, и если вы ломаете голову, как накормить маленького упрямца, то давайте попробуем решить проблему вместе:  - Птичка зёрнышки клюёт,

               Колет белочка орешки,

               Травку козочка жуёт,

               Ест улитка сыроежки

               Молоко котёнок пьёт,

               У мышат головка сыру

   Косточку щенок грызёт,

   У пчелы кусок зефира,

   Сено ест смешной телёнок,

 Кролик скушал лист капустный.

Что же любит наш ребёнок?

Кашу? Ах как это вкусно!

Привлеките ребёнка к процессу одевания, создайте видимость его самостоятельных действий и не забудьте похвалить.

                       

                       Мы на пухлые ручонки надеваем рубашонку.

                       Повторяй за мной слова: ручка – раз, ручка – два!

                       Застегнём застёжки на твоей одёжке: пуговки и кнопочки,

                       Разные заклёпочки.

         На мою малышку наденем мы штанишки.

         Повторяй за мной слова: ножка – каз, ножка – два!

         Обуваем ножки, бегать по дорожке.

         Повторяй за мной слова: ножка – раз, ножка – два!

                       Хоть устали одеваться, но не будем возмущаться!

                      Что осталось – глова? Вот и кепочка – раз, два!

Уже в раннем возрасте выполнение режима создает известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо, прежде всего, приучать ребенка выполнять требования режима (во время садиться за стол для приема пищи), привит ему навыки самообслуживания (самостоятельно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вещать одежду на стул). При этом не только развиваются важные практические навыки, но и меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми.

Ребенок, раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился.

Использованная литература:

Горшкова О.И. «Потешки, скороговорки, загадки, считалки для самых маленьких»

Гурина И.В. «Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический материал и разработанная методика по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, ка...

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Знакомство родителей с использовнаием фольклора в повседневной жизни как помощи в обучении ребенка навыкам....

Работа с родителями по теме: "Использование малых форм фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Перспективное  планирование  работы  с  рдителями  на   учебный  год  по  теме:  "Использование  малых  форм  фольклора  в...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...