Нормы речевого развития
методическая разработка на тему

Бибикова Марина Анатольевна

Речь в норме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv.rechi_norma.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей 5 года жизни

   На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь становится разнообразней, точнее и  богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих.

    Увеличение словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи и др.).

В речи детей среднего возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки

 Высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, ребенок затрудняется одновременно следить и за грамматической формой изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании каждого из простых предложений, входящих в состав сложного.

У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании  слов и нередко сам подбирает пары слов: Маша-каша, Миша-Гриша. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные двустишия. Такое стремление требует всякого поощрения со стороны взрослых, т. к. оно развивает речевой слух.

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает ребенку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения более сложных звуков.

 В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение:  исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т и Д; исчезает замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, свистящими  С, З, Ц.

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки Л, Р.

 Дети отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру, правильно употребляют в словах ударение.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, вычленять его из слова, подбирать слова на заданный звук.

Значительно расширяются возможности детей в использовании своего голосового аппарата. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.

Чтобы речь развивалась в соответствии с возрастом, необходимо чтобы взрослые общались с детьми, дети должны слышать речь. Речь взрослого является образцом для ребенка, она должна быть спокойная, неторопливая, содержательная.

 Формирование речи идет по нескольким направлениям:

Развитие словаря, фразы:

 - называние предметов по различным лексическим темам: овощи, фрукты, одежда, животные, птицы, зима, посуда.  Называние деталей этих предметов. Машина – кузов, кабина и т. д.  Не просто  рубашка, а петля, воротник манжеты, рукава.

- называние действий по этим темам (фрукты: растут, созревают, поливают, срывают…)

 - называние признаков предметов (красный, круглый, сладкий, мягкий, гладкий, спелый.)

 - составление предложений по демонстрируемым действиям, по картинке, по представлениям.

 Развитие грамматического строя речи

- уменьшительно-ласкательные суффиксы (домик, куколка, платьице)

- мн. ч. И. П. существительных (дом – дома, зеркало – зеркала, перо – перья)

 - Р.п. мн. ч.  (Стулья – много стульев, медведь – много медведей). Следует обращать внимание детей на окончания слов.

Подготовка детей среднего возраста к обучению в школе заключается не в изучении букв и упражнении в чтении, а в развитии фонематического слуха, т. е. в умении услышать звук на фоне слова, выделить звук из слова и т. д. Чтобы правильно произнести звук «С» в речи, сначала надо научиться слышать его.

 Игры направленные на развитие речи:

«Найди игрушки (предметы, картинки) в названии которых есть звук «С» (Сь, З, Зь, Ц, Ш…)».  Ребенок повторяет за взрослым слово, выделяя голосом заданный звук, например, сссобака, ссслон, ссскакалка, мяч, кубик и отбирает те игрушки, в названии которых есть звук «С».

 «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук «З». Взрослый медленно произносит слово, чтобы ребенок мог услышать каждый звук: зайка, мышка, замок, зонт, машина.

          «Скажи как я». Взрослый произносит слово, выделяя какой-то звук, например, мммышь, соммм, комммок, а ребенок также повторяет.

«Найди предмет». Ребенку предлагают посмотреть вокруг и найти предметы на определенный звук (стакан, сумка, совок, стол).

 «Какой звук потерялся?»   (взрослый читает стихотворение, в одном или в нескольких словах пропуская звук, например, «Подготовлен …амолет, он отправится в полет», а ребенок должен правильно произнести слово с пропущенным звуком).

«Едят или не едят?»  Взрослый называет вперемешку продукты питания и предметы, которые есть нельзя - капуста, редиска, хлеб, машина, сахар, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит название продуктов питания).

   «Можно ездить или нет». Взрослый называет средства передвижения и другие предметы -санки, самолет, стул, сапог, автобус, сок, а ребенок говорит, можно ездить или нет.

«Найди ошибку».  Взрослый называет правильные и неправильные действия, например,  «лошадь пищит, ежик летает, собака лает, кошка мяукает, корова рычит», а ребенок исправляет ошибочные высказывания .  


Развитие речи детей 4 года жизни

На четвертом году жизни дети начинают высказывать простейшие суждения  о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года  хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.

К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются  другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший.  К концу года дети используют в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (мамина чашка, папин стул). Однако ребенок еще не пользуется собирательными существительными – одежда, овощи, фрукты, мебель.

Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако часто встречаются грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными, неправильно употребляют падежные окончания («Мама окны моет»); при образовании родительного падежа сущ-х мн. Числа отмечается влияние окончания   -ов,  - ев на другие склонения (дом – домов, ручка – ручков).

  На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так,  укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения)  твердых согласных: санки вместо «сянки». Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных, становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов.

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие сложные для усвоения звуки, как Ы, Э, Х, приближаются к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук Ц. У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р), но, как правило, большинство детей заменяют звук Ш  звуком С, Ж – З, Ч – Ц, Щ – С или Сь. Сонорные звуки Р, Рь, Л дети заменяют звуком Й или Ль.

У детей четвертого года жизни  следует уточнять  и закреплять  правильное произношение звуков: м, мь, п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, н, нь, к, кь, г, гь, х, хь, й, ф, фь, в, вь, с, сь, з, зь, ц. Необходимо вырабатывать четкое и внятное произнесение слов и фраз, развивать слуховое внимание, речевой слух, голосовой аппарат.  Взрослые предлагают ребенку отчетливо называть игрушки, животных, предметы изображенные на картинках, четко произносить звуки в звукоподражаниях (динь-дон, пи-пи-пи, ку-ку, мяу, бом, но-но), слова в потешках, считалках,  стихах, загадках, диалогах, инсценировках.

Для развития слухового внимания предлагают различать неречевые звуки (постучать карандашом и пошуршать листом бумаги, привлекают внимание к домашним звукам – это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, телефон, фен; к уличным звукам – это капает дождь, это проехала машина, летит самолет..), определять источник и направление звука (поиграть в жмурки со звучащей игрушкой).  Детей учат различать речевые звуки  -  дифференцировать звукоподражания  («би-би-би» – гудит машина,   «пи-пи-пи» - пищит мышка), отличать голоса разной громкости (тихо мяучит котенок, громко мяукает кошка).

Игры направленные на развитие речи:

 «Найди игрушки (предметы, картинки) в названии которых есть звук «С» (Сь, З, Зь, Ц, Ш…)».  Ребенок повторяет за взрослым слово, выделяя голосом заданный звук, например, сссобака, ссслон, ссскакалка, мяч, кубик и отбирает те игрушки, в названии которых есть звук «С».

«Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук «З». Взрослый медленно произносит слово, чтобы ребенок мог услышать каждый звук: зайка, мышка, замок, зонт, машина.

          «Скажи как я». Взрослый произносит слово, выделяя какой-то звук, например, мммышь, соммм, комммок, а ребенок также повторяет.

«Найди предмет». Ребенку предлагают посмотреть вокруг и найти предметы на определенный звук (стакан, сумка, совок, стол).

         «Какой звук потерялся?»   (взрослый читает стихотворение, в одном или в нескольких словах пропуская звук, например, «Подготовлен …амолет, он отправится в полет», а ребенок должен правильно произнести слово с пропущенным звуком).


Характеристика речи детей 2-3-х лет.

Словарь. Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность детей становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.

Словарный запас  по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, одежды и прочее, т. е. в основном тех объектов, которые находятся в ближайшем их окружении. На 3-ем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами. Но все же в словарном запасе малыша преобладают существительные (60%), затем глаголы (25%) и меньше всего (10%) прилагательные.  Ребенок начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами. Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.

Грамматический строй речи.  На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями («Мосьно?» - можно) так и предложениями из нескольких слов («мама будет умываться»). Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных («Куда папа посола?» - куда папа пошел?), числе и падеже («Вот лубасек» - Вот рубашка);  не всегда употребляют союзы и предлоги («миса сидит кусит» - Миша сидит и кушает; «Кису каду паток» - Кошку кладу в платок).

На третьем году жизни ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Однако содержание произведения должно быть близко жизненному опыту малыша.  При пересказе сказок ребенок способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова либо группы слов. Небольшие тексты, почитанные многократно, запоминают наизусть.  

Звукопроизношение.  О произносительной стороне речи ребенка можно судить только тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей речевой единицей. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, пь, б, бь, м, мь), губно-зубные (ф, фь, в, вь),  переднеязычные (т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль), заднеязычные (к, кь, г, гь, х, хь). Свистящие звуки (с, з, зь, ц),  шипящие (ш, ж, щ, ч) и сонорные (р, рь, л) он обычно или пропускает, или заменяет (с-сь, фь;   з-с, в;  ц-ть; ш-сь и др.)

На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общаются с ребенком, но и все окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги («клой» - открой, «сото» - высоко), а при стечении согласных один звук («камейка» - скамейка, «тул» - стул); вставляют лишние звуки в слово («таньканчик» - стаканчик) и т. п.

В произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: переставляют слоги, укорачивают слова, заменяют или опускают отдельные звуки.

Дети этого возраста имеют укороченный слабый выдох, многие говорят недостаточно громко, не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка (дети спят). У ребенка еще недостаточно устойчивое внимание к речи взрослых, он может часто отвлекаться.

Главным средством развития речи ребенка 2—3 лет является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были наполнены живыми образами, конкретным, действенным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами.

Рассматривание отдельных картинок и рассказывание по ним или по книжке-картинке очень полезно детям. Объясняя изображение или рассказывая по поводу нарисованного, взрослые должны давать ребенку образцы правильной речи. Конечно, надо подбирать для рассматривания картинки с понятным ребенку сюжетом.

С большим удовольствием дети слушают рассказы из их жизни, о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым и понятным. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями. Чтобы приучить ребенка внимательно слушать, надо создать благоприятную обстановку: в комнате должно быть тихо и никто ничем не должен его отвлекать. Детям этого возраста нужно рассказывать сказки. Доступны и интересны им такие народные русские сказки, как «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Колобок», «Три медведя» и т. п.

Детям нужно читать стихи. Их радует ритм стиха, стихи обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки, например про кота, гусей, уточку и т.п. Желательно, чтобы стихотворение закрепляло непосредственные впечатления ребенка. Например, он видит за окном дождь, хорошо именно в это время рассказать ему стишок про дождь. Конечно, это не значит, что про дождь нельзя рассказать ребенку в другое время или в другой форме.

Стимулируйте у детей употребление в речи нескольких глаголов, последовательно описывающих развитие действия с одним героем. Например, рассматривая совместно с ребенком серию картинок про мишку, который хотел полакомиться медом лесных пчел, начинайте фразу, но не заканчивайте ее, чтобы малыш вставил в конце нужное слово. «Мишка по лесу... (идет, гуляет). На дереве — улей с медом. Мед мишка очень... (любит, хочет). Вот мишка на дерево... (лезет). А сейчас сюда пчелы... (летят)». Помните, что в таком рассказе должно быть совсем немного слов, но их употребление должно как бы подталкивать ребенка к вспоминанию и называнию нужных глаголов. Постепенно можно будет переходить к «нанизыванию» глаголов друг на друга, когда при рассказе по картинкам ребенок в хорошо знакомом тексте использует прием подстановки нужного глагола после союза «и», неоднократно повторяемого взрослым. Взрослый при этом показывает на картинке нужное действие, но не называет его («Мишка мед любит и на дерево... Пчелы увидели медведя и на него...»). Заключительным приемом, используемым при пересказе по картинкам содержания хорошо известного текста, может быть употребление взрослым первого предложения с последующим приглашением ребенка его продолжить («Мишка по лесу идет и...»).

Очень важно активизировать в самостоятельной речи ребенка употребление разнообразных прилагательных. Ваш малыш прежде всего должен освоить такие качественные прилагательные, как большой — маленький, горячий — холодный, хороший — плохой и т. п. Эти слова выражают не только понимание малышом основных характеристик знакомых ему предметов окружающего мира, но и его эмоциональное отношение к ним.

Развивайте пальчиковую моторику рук, изображая   содержание стихов, потешек руками.

Дети после 2 лет уже начинают употреблять в своей речи некоторые существительные в нужном падеже («Где твоя книжка? — «На столе!»). Проверьте, все ли значения предлогов доступны вашему малышу, может ли он спрятать игрушку в карман, за спинку, под стол, в ящичек, умеет ли находить предметы, ориентируясь на речевую инструкцию, содержащую различные предлоги (Достань машинку из ящика. А мячик спрятан в сумочке). Постарайтесь убирать предметы в необычные места, чтобы ребенку надо было обратить особое внимание на предлог, употребленный в речевой инструкции при их поиске (за диваном, под диваном, на диване, под подушкой, за креслом).

Для того чтобы ваш малыш успешно усвоил основные окончания множественного числа существительных (кот — коты; дом — дома), словообразовательные суффиксы со значением размерности (нос — носище — носик), принадлежности (мамин, папин), надо обязательно проговаривать вместе с ребенком эти слова, следя за тем, как малыш произносит окончания.

Обязательно произносите с малышом потешки и чистоговорки. Ребенку нужно сказать потешку на одном выдохе, это не так просто для маленького человека, особенно вначале, так что начните с самого элементарного, например, с гласных звуков. Пусть ребенок поаукает: ау-ау-ау-ау; поизображает младенца: уа-уа-уа-уа, "поработает" эхом: ушла-а-а-а; повезло-о-о-о. Произносить гласные нужно на одном выдохе, не "отрубая" их друг от друга. Постепенно переходите к более сложному материалу: ай-яй-яй-яй, ой-ей-ей-ей, уй-юй-юй-юй, эй-ей-ей-ей. Подойдут самые разнообразные короткие потешки, стишки:

- па-па-па - пила тупа                               - да-да-да - иди туда                              
- ип-ип-ип - много лип                              - ду-ду-ду - домой иду
- ба-ба-ба - болит губа                            - ды-ды-ды - дай воды
- бо-бо-бо - упал забор                            - ко-ко-ко - пей молоко
- бу-бу-бу - купи трубу                           - ку-ку-ку - блины пеку
- бы-бы-бы - набрал грибы                     - ах-ах-ах - кот в кустах

- та-та-та - поймай кота                           - аф-аф-аф - купили шкаф
- то-то-то - мало пальто                           - ва-ва-ва - растет трава
- ту-ту-ту - поет петух                               - мы-мы-мы - плывут сомы
- ит-ит-ит - Таня спит                                - на-на-на - вон стена
- от-от-от - крадется кот                            - са-са-са - летит оса

Характеристика речи детей 6 года жизни.

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребенок не толь ко выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять.

За год словарь увеличивается на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом).

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) — существительные (вход — выход), прилагательные (хороший — плохой), наречия (быстро — медленно), глаголы (говорит — молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? — Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный), наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? — Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко и т. д.); близкие но смыслу слова — синонимы (ходить — идти, шагать, топать, вышагивать и др.).

Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных надежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят часы»).

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы его высказывание было правильно понято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой собирал грибы, ловил рыбу, купался в пруду и пр.).

На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей и этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить различной сложности слова.

Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности; они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями; могут передавать свои чувства но отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их формирование: р — горловое, одно-ударное, звуки ш, ж — боковые, с, з — межзубные. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки л и р. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко.

На этом возрастном периоде продолжает совершенствоваться фонематический слух.

Занятия в этом возрасте ориентированы на закрепление навыка четкого произношения всех звуков родной речи, на расспознование на слух таких групп звуков:  с-з, с-ц, ж-ш,  с-ш, з-ж, ц-ч, ч-щ, л-р.

Для того ,чтобы ребенок без труда различал звуки, ему можно предлагать называть изображение на картинках предметы в названиях, которых  есть оба звука (например с и з) при этом просить ребенка четко произносить слова, чтобы ясно слышались звуки (ссслон - ззаяц)

Также следует ребенку предлагать проговаривать скороговорки, стихи, потешки, считалочки,  с помощью них ребенок не только упражняется в четком произнесении слов и фраз, но и в развитии голосового аппарата.

Игра  «Придумай слово»

Ребенок должен придумать слово по заданию:

- с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова.

Например: слон, коса, рис

Игра «Поймай слог»

Взрослый называет слог, а ребенок «превращает» его в слово.

Например: па- папа, ку – кукла, ар – арбуз и т.д..

Игра «Раздели правильно»

Взрослый называет слово, ребенок хлопает в ладоши столько раз сколько в слове слогов.

- перед ребенком вы раскладываете несколько картинок и просите назвать их четко. Допустим, это "шапка", "машина", "карандаш" и "подушка". Пусть малыш попытается определить, какой звук есть во всех названиях. Чтобы помочь ему, произнесите сами эти слова, выделяя голосом именно "ш": "шшапка". А теперь предложите ребенку придумать слова, в которых тоже есть звук "ш". Вариантами усложнения могут быть задания, когда вы используете картинки не только со звуком "ш", но и, например, со звуком "с". Ребенку нужно не перепутать их и не смешать, в то время, как он будет выбирать нужное. Спросите малыша, в каких словах "ш" слышится в начале, в середине, в конце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы речевого развития

Все родители, конечно же, хотят, чтобы у его ребёнка не было проблем с речью. Чтобы вовремя заметить, есть ли у малыша проблемы с речью, необходимо знать нормы речевого развития, то есть то, что ребён...

нормы речевого развития

Подробное описание по возрастам, как ребенок овладевает речью....

Статья о нормах речевого развития у детей.

Статья предназначена для родителей, у которых есть дети от рождения до 7-ми лет....

«Дефекты звукопроизношения и их основные причины. Нормы речевого развития»

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. На ранних этапах речевого развития  слова и фразы произносятся искаженно. Это ...

Нормы речевого развития дошкольников

Представленный материал расскажет о том, что является специфической особенностью для  речи детей на возрастных этапах от 2 до 7 лет.Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул ра...

Нормы речевого развития детей

Буклет для родителей...

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...