Социально - нравственное развитие дошкольников
презентация на тему

Корелина Жанна Сергеевна

Участие в семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok-doshkolnik_vhodit_v_mir_sotsialnyh_otnosheniy.pptx384.39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ребенок-дошкольник входит в мир социальных отношений. Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Выготского Л.С. рассматривается как «врастание в человеческую культуру». Велика роль взрослых - педагогов, родителей на становление его самосознания, на формирование у дошкольников умения взаимодействовать в коллективе сверстников и взрослых.

Слайд 2

Социально-нравственное развитие дошкольников Корелина Ж.С. Воспитатель отделения с оциальной реабилитации КУ «Социально – реабилитационный ц ентр для несовершеннолетних «Зина»

Слайд 3

В науке последние годы понятие «нравственное» интегрируется с такими понятиями, как «моральное», «духовное воспитание». В настоящее время - термином «социальное воспитание». Разберем эти понятия. Под « духовным воспитанием» подразумевается как удовлетворение и развитие потребности познания смысла жизни, так и социальной потребности - жить ради других людей. Мораль , как известно, это усвоение детьми норм и правил поведения в обществе. Но, чтобы стать личностью, важно, чтобы мораль стала внутренним содержанием ребенка, принятым им образом жизни. Нравственное воспитание детей протекает при социальном и педагогическом воздействии. Поэтому термин «нравственное воспитание» намного шире термина «моральное воспитание» Социальное развитие это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

Слайд 4

Сущность педагогической технологии вхождения ребенка в мир социальных отношений выявляется через систему необходимых этапов образовательной деятельности, связанных между собой, имеющих внутреннюю логику и представляющих алгоритм деятельности педагога. Алгоритм воспитательно-образовательной деятельности педагога Мотив к действию и включение детей в деятельность. Поиск и формирование новых представлений. Освоение и применение детьми представлений в различных видах детской деятельности совместно со взрослыми и самостоятельно.

Слайд 5

Методический прием вовлечения детей в общение и поисковую деятельность: В группе выделяется место для «стола удивлений», на котором педагог каждое утро организует ситуации, воздействующие на эмоциональное состояние детей. Первая - вызывает удивление от неожиданной встречи с добрым знакомым предметом и желание поговорить о ним. Вторая - вновь вызывает удивление от встречи с внешне изменившимся знакомым предметом и побуждает у детей желание узнать, почему он изменился? что с ним произошло? На этапе «поиск новых представлений» педагог создает условия для самопознания (сам открываю знания), самообучения (использую разные способы для ответа на проблемный вопрос), самовыражения (имею свои суждения, сам делаю выводы). На этапе «проживание новых представлений» в творческой продуктивной деятельности» педагог побуждает детей встать на место познаваемого объекта, порадоваться за него или определить, какие у него есть, будут затруднения и оказать посильную помощь через творческую продуктивную деятельность - лепку, рисование, конструирование, аппликация. «Освоение и применение добытых представлений» - основополагающий этап в познавательном развитии и саморазвитии детей. В разных видах деятельности ребенок самостоятельно реализует добытые знания, проявляя сочувствие познаваемому предмету, оказывая ему посильную помощь.

Слайд 6

Роль взрослого человека в процессе приобщения детей к социальной действительности Взрослый предстает перед детьми в двух ФУНКЦИЯХ: как носитель социального опыта, норм и правил общежития, знаний о мире как организатор процесса воспитания и обучения ребенка. Обе функции реализуются в двух формах: стихийно (общаясь со взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки). Малыш впитывает в себя этот опыт. целенаправленно (взрослые преднамеренно демонстрируют свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений. К. Д. У Ш И Н С К И Й: «Мы учимся тремя путями: или путем опыта и собственного наблюдения; или нас учат другие; или, наконец, мы учимся, подчиняясь бессознательному влиянию сильных уже образовавшихся характеров. Образование, передаваемое последним путем , едва ли не самым быстрым, ведет к изумительным результатам»

Слайд 7

Ребенок - дошкольник и социальные нормы Чрезвычайно причудливо переплетается нормативность и спонтанность поведения и оценок в дошкольный период. С одной стороны ребенок не уверен в достаточности своего опыта и весьма восприимчив к усвоению норм и правил, поэтому во всех ситуациях, контролируемых взрослым миром, ребенок стремиться быть жестко и некритично нормативным. С другой стороны , произвольный контроль за собственными действиями у маленького ребенка еще не очень стабилен, поэтому при отсутствии постоянного внешнего нормативного давления он не в состоянии самостоятельно удерживаться в рамках правильного поведения. Еще одна возрастная черта дошкольника - ребенок очень чувствителен к нормам, с удовольствием копирует внешние образцы поведения, но в своем стремлении к подражанию он некритичен и «всеяден». С одинаковым упоением он воспроизводит как «хорошие», так и «плохие» социальные образы. Как распутать этот узел? Надо выводить ребенка на новый личностный уровень - формирования социальной независимости поведения, т.е. осознавать ошибки других людей.

Слайд 8

Как способствовать социальному развитию дошкольника? Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества: чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека. Подчеркивайте сходство между разными людьми. Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь. Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребенка, который ведет себя хорошо. Не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания. Ясно формулируйте правила поведения.Объясняйте,почему следует поступать так, а не иначе.

Слайд 9

Продолжение приемов и средств, способствующих социальному развитию ребенка. Обсуждайте последствия неверного поведения, как для самого ребенка, так и для окружающих. Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить. Поощряйте совместную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополнительный игровой материал или пространство группы. Помните, что улыбка или доброе слово является поощрением. Используйте разные формы проявления внимания к детям.

Слайд 10

Игры и упражнения, способствующие развитию нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста. 1. «Назови себя». Цель: учить представлять себя коллективу сверстников. ХОД: ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как он хотел бы, чтобы его называли в группе. 2. «Позови ласково». Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. ХОД: ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому ребенку, ласково назвав его по имени. 3. «Волшебный стул». Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. ХОД: один ребенок садится в центре на «волшебный стул», остальные говорят о нем добрые, ласковое слова, комплименты, Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать. 4. «Передача чувств». Цель:учить передать эмоции невербальным способом.ХОД: передать по цепочке чувство с помощью мимики, жестов.Затем обсуждают, что чувствовали.

Слайд 11

5. «Волшебный цветок». Цель: учить выражать свою индивидуальность, представляя себя другим детям в группе. ХОД: детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию выбирают кто, каким цветком будет, Далее под музыку показывают как цветок распускается. Затем каждый рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает? 6.»Волшебники». Цель: продолжать воспитывать дружелюбные отношения друг к другу, умение проявлять внимание и заботу. ХОД: детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. 7. «Подарок другу». Цель: развивать умение невербально описывать предметы. ХОД: один ребенок становится именинником, остальные дарят ему подарки, передавая движением и мимикой свое отношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе социально-нравственного развития дошкольников»

Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе социально-нравственного развития дошкольников» Цель: повысить качество образовательной работы по социально-нравственному развитию детей группы за счет обе...

презентация на тему: "Социально-нравственное развитие дошкольника".

Сейчас такое время, что мы стали больше делать доклады в виде презентаций. Вот и этот доклад я сделала в виде призентации....

Конспект занятия в младшей группе по социально- нравственному развитию дошкольников. Тема: "Веселое путешествие".

В этом занятии прослеживается интеграция областей таких как, развитие речи, познавательное развитие....

План по самообразованию: : "Игра-драматизация как средство социального - нравственного развития дошкольников"

Ф.И.О. - Васильева Валентина ВладимировнаОбразование - высшее Тема: "Игра-драматизация как средство социального - нравственного развития дошкольников"Работа начата: 01.10. 2014 годПредполагается ...

СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

В этой статье даётся информация для воспитателей и родителей о социально - нравственном развитии дошкольников через русские народные сказки....