Презентация для детей подготовительной группы и начальных классов Васнецов Виктор Михайлович
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Воронина Надежда Александровна

В этой презентации полностью представлена вся биография великого советского художника Васнецова Виктора Михайловича. Ее можно использовать целиком для детей более старшего возраста, так и частями для детей дошкольного возраста. в презентации представлены разделы:

Биография:- сын священника

                   - жизнь в столице

                   - в поисках собственного стиля

                  - интерес к истории

                  - сказочные сюжеты из реальной жизни

                  - былинный эпос

                  - история и сказка

                  - древние образы и сказки

                  - театр и его влияние

                  - три былинных богатыря

                  - многогранность мастера

                  - орнаментальность, как важный элемент стиля

                  - закат сказочной эпохи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasnetsov1.pptx2.41 МБ
Файл vasnetsov2.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История жизни и творчества Васнецов Виктор Михайлович Я всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим. В.М. Васнецов .

Слайд 2

Виктор Михайлович Васнецов — основоположник особого « русского стиля », преобразованного из исто­рического жанра и романтических тенденций, свя­занных с фольклором и символизмом. Творчество художника сыграло важную роль в эволюции оте­чественного изобразительного искусства от эпохи пе­редвижничества к стилю модерн. Биография Автопортрет. 1868

Слайд 3

Талантливый живописец, иллюстратор, декоратор и архитектор Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 в селе Лопиял Уржумского уезда Вятской губернии. Его отец Михаил Васильевич Васнецов был потом­ственным священником. В селе Рябово прошло дет­ство будущего художника. Семья сельского священни­ка жила так же просто, как и остальные крестьяне. У Виктора было пять братьев, все они помогали отцу вес­ти хозяйство, поскольку их мать умерла очень рано. Отец Михаил, будучи широко образованным челове­ком, стремился дать своим детям разностороннее вос­питание. Он н e только учил их грамоте и арифмети­ке, но и пытался развить в них наблюдательность, пыт­ливость. Васнецовы любили читать научные журналы, рисовать акварелью и заниматься резьбой по дереву. Сын священника Портрет Васнецова В.М.

Слайд 4

Холодный Вятский край с его суровой природой, обособленным укладом жизни, сохранившим старин­ные обычаи, народные поверья, деревенские песни и сказки, сформировал художественное и жизненное ми­ровоззрение будущего живописца. Виктор и его млад­ший брат Аполлинарий (пошедший впоследствии по стопам брата) навсегда впитали в себя эту атмосферу «преданий старины глубокой», которая в дальнейшем явилась главной особенностью их творчества. Но по сложившейся семейной традиции мальчи­ки Васнецовы должны были пойти по стопам своих предков и стать священниками. Васнецов Виктор окончил духовное училище в 1862, перешел в класс Вят­ской духовной семинарии. Автопортрет. 1873 Государственная Третьяковская галерея

Слайд 5

В 1867 году Васнецов , мечтавший стать художником, решил попробовать попытать счастья на вступительных экзаменах в Петербургскую Академию художеств. Но средств на поезд­ку в столицу у него не было, и тогда его друг и наставник польский художник Эльвиро Андриолли устроил в Вятке лотерею для богатых горожан, на которой были проданы две любительские карти­ны молодого дарования. Получив, таким образом, де­нег, юноша оставил предпоследний курс обучения в семинарии и с благословения ректора и Михаила Ва­сильевича уехал в Петербург. Портрет Васнецова В.М . – Репин И.Е. 1883

Слайд 6

Портрет Васнецова В.М . – Куинджи А.И. Жизнь в столице В 1867 Васнецов сдал вступительные эк­замены в Академию художеств, но из-за застенчивос­ти и неуверенности в собственных силах даже не стал узнавать результат. К лету следующего года Васнецов, чувствуя боль­ше уверенности в собственных умениях и знаниях, снова отправился на вступительные экзамены в Ака­демию художеств. Каково же было его удивление, когда он узнал, что был зачислен в студенты еще в прошлом году! Первый год обучения принес Виктору заслу­женную награду — серебряную медаль за ученичес­кие работы. Помимо учебы, у Васнецова появились неплохие заказы от из­дательств на создание рисунков к различным произве­дениям: азбукам, сказкам и бытовым рассказам . В 1870 отец художника скончался. Теперь студенту Васнецову нужно было больше работать, чтобы как-то сводить концы с концами. Из-за этого он стал нерегулярно посещать классы Академии, а вскоре и вовсе забросил лекции и уроки. В результате, юноша даже не стал держать вы­пускные экзамены и в 1874 получил канцелярское удо­стоверение, в котором говорилось, что он «состоял в числе учеников Академии».

Слайд 7

В поисках собственного стиля Поселившись в Париже практически без денег, но с поддержкой друзей-художников, Виктор Ми­хайлович с дотошностью изучал коллекцию Лувра и внимательно следил за импрессионистическими от­крытиями современных французских живописцев. Их влияние чувствуется в созданной им во Франции жанровой картине «Акробаты на празднике в окрест­ностях Парижа» (1877, Государственная Третьяков­ская галерея, Москва). Это полотно весной 1877 Васнецов выставил на ежегодном парижском Са­лоне, но без особого успеха. Вернувшись через год на Родину, он представил «Акробатов» на очередной пе­редвижной выставке. Александр III , увидев эту рабо­ту, приобрел ее для императорской коллекции. В 1878 Васнецов был принят в ряды Товарищества передвижников.

Слайд 8

Интерес к истории Вскоре художник вместе с супругой и братом пере­брался из Петербурга в Москву. Патриархальный дух этого большого старинного города, его бес­численные храмы, разнообразные по стилю избы, особняки и дворцы поразили живописца. Он с удовольствием зарисовывал Кремль, московские монастыри и храмы. Здесь Васнецов получил за­каз от директора Московского публичного и Румянцевского музея, этнографа В . А. Дашкова на создание портретов знаменитых русских деятелей с копий сохранившихся гравюр. Благодаря этой работе живописец все больше погружался в атмосферу старины и преданий. Он получил воз­можность увидеть и прикоснуться к историческим реликвиям, почувствовать необыкновенную ат­мосферу прошлых веков. Все это подвигло Васнецова, еще с семинарских лекций полюбившего строки «Слова о полку Игореве », создать серию историко-былинных картин. Первым произведением цикла стало «После побоища Игоря Святославича с половцами», (1880, Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Слайд 9

Неоднозначная реакция на полотно «После по­боища Игоря Святославича с половцами» не за­ставила художника отказаться от замысла создания цикла историко-былинных картин. Увлечение архео­логическими открытиями, стариной и русским фольклором все больше отражалось на творчестве масте­ра. На сказочную тему был написан «Ковер-самолет» (1880, Нижегородский художественный музей. В этой картине удивительно сплетены мотивы арабских и русских сказок . Художник сумел достоверно передать фактуру бо­гатого костюма царевича, вор­са шерстяного узорчатого ковра и толстого стекла фонаря , за которым при внимательно рассмотрении видно не пламя, а Жар-птица, раскинувшая свои зо­лотые крылья . Ширина полотна 1650 высота 297 см. Сказочные сюжеты из реальной жизни

Слайд 10

Подмосковная приро­да навевала на Виктора Михайловича романтически-сказочное настроение. Однажды на лесной тропинке ему повстречалась убитая горем местная девушка с тоскливым взглядом. Живописец сделал несколько набросков сжавшейся в комок босоногой крестьянки. Саму картину, полу­чившую название «Аленушка» (1881, Государствен­ная Третьяковская галерея, Москва ). Представленная на Девятой передвижной выстав­ке, эта работа произвела неоднозначное впечатление. Простые зрители единодушно выразили свое восхи­щение удивительным талантом художника, но крити­ки, в том числе такой знаменитый ценитель живопи­си, как меценат П. М. Третьяков, высказывали весьма едкие замечания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Былинный эпос В 1882 Виктор Михайлович продолжил работу над историко-былинным циклом картин. Полотно «Ви­тязь на распутье» (1882, Государственный Русский му­зей, Санкт-Петербург) он задумал еще много лет назад. Для создания этого масштабного произведения Васне­цов внимательно изучал экспозицию Оружейной пала­ты Московского Кремля и старинные книги публичной библиотеки . Психо­логический , пафосный и одновременно философский смыслы картины поразили современников. Холст , масло, 167x299 см

Слайд 2

В 1882 Васнецов, погруженный в изучение отечественной истории и фольклора, получил за­каз на разработку и возведение расписного фриза для здания Московского Исторического музея. Созданный Васнецовым фриз произвел неизгла­димое впечатление на друзей-живописцев, на вни­мательно следившего за его творчеством профессо­ра Академии художеств П. П. Чистякова, а также про­фессора Петербургского и Киевского университетов, искусствоведа и реставратора А. В. Прахова . В скором времени мастер представил на всеобщее обозрение свою очередную былинно-сказочную картину «Три царевны подземного царства» (1884, Государственный музей русского искусства, Киев). История и сказка Холст , масло, 164x297 см

Слайд 3

Сюжет картины «Иван-царевич на сером волке» (1889, Государствен­ная Третьяковская галерея, Москва) взят из лубочной книги XVIII века, в которой рассказывалось об Иване-царевиче, его возлюбленной Елене Прекрасной и се­ром волке. Эту рабо­ту Васнецов представил на Семнадцатой передвижной выставке в Петербурге и получил восторженные отзывы от коллег и критиков. Слава Виктора Михайловича как талантливого рус­ского художника достигла апогея. Он был удостоен зва­ния профессора живописи и избран действительным членом Петербургской Академии художеств. В 1891 Васнецов вернулся в Москву на постоян­ное место жительства. Он купил небольшой земель­ный участок в районе Мещанской улицы (в 3-м Тро­ицком переулке) и принялся за строительство соб­ственного дома. Эскиз будущего жилища художник разработал сам, но для воплощения в жизнь этого разностильного дворца-терема он нанял профессио­нального архитектора . Древние образы и сказки Холст , масло, 249x187 см

Слайд 4

В мастерской своего нового московского дома Васнецов продолжал создавать картины на национально-фольклорный и исторический сю­жеты. «Сирин и Алконост. Песнь радости и печа­ли» (1896, Государственная Третьяковская галерея, Москва) — это образ человеческой души, в которой уживаются добро и зло, радость жизни и неизбеж­ность смерти. Холст , масло, 133x250 см Театр и его влияние Первый сценографический опыт Васнецова относится к открытию Частной оперы Мамонтова в 1884. Художник написал акварель­ный эскиз подводного терема к опере «Русалка» А. С. Даргомыжского. Дом-музей В.М. Васнецова «Подводное царство, акварель, 1884»

Слайд 5

В 1885 Виктор Михайлович в этом же известном московском театре блестяще оформил оперу «Снегурочка» ( 1899 , Государствен­ная Третьяковская галерея, Москва) Н . А. Римского-Корсакова. Создан­ный мастером художественный образ спектакля в дальнейшем во всем мире был принят как образец, в котором переданы не только реализм сказочных образов и атмосфера легенды, но и русский дух. Холст , масло, 116 x 80 см

Слайд 6

Центральным произведением творчества Вас­нецова является масштабное полотно «Богатыри» (1881-1898, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Между задумкой этого сюжета в виде каран­дашного эскиза и законченным его воплощением на огромном холсте прошло около тридцати лет. И даже после того, как знаменитый меценат П. М. Третьяков приобрел работу для своей коллекции и поместил ее в публичной галерее, художник некоторое время про­должал вносить в нее поправки. Фигуры трех защит­ников Руси — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича мастер создавал с натурщиков, об­лаченных в настоящую одежду древнерусских вои­нов, взятую напрокат из запасников Исторического музея. Три былинных богатыря Холст , масло, 295,3x446 см

Слайд 7

В последние годы XIX века Васнецов, вплотную занимавшийся станковой живописью, снова обратился к книжной иллюстрации и архитектуре, в очередной раз продемонстрировав свой разносторонний художественный дар. К столетию со дня рождения А. С. Пушкина в Пе­тербурге и Москве готовились различные переизда­нии произведений великого поэта. Васнецов полу­чил заказ на оформление «Песни о вещем Олеге» и принялся за разработку иллюстраций и орнаментов к тексту. «Встреча Олега с кудесником» (1899, Государ­ственная Третьяковская галерея, Москва) и «Проща­ние Олега с конем» (1899, Государственный Литературный музей, Москва) — графические композиции, которые художник написал в виде древнерусских книжных миниатюр. Мастер также выполнил декоративные заглавные буквицы и концовки, стилизуя все издание под руко­писную средневековую книгу. Многогранность мастера Бумага, акварель

Слайд 8

Картина Богатырский скок (1914, Дом-музей В.М. Васнецова, Москва) была написана в тяжёлом 1914 году, через неё автор пытался напомнить людям о былой славе, мощи и единстве русского народа. Холст , масло, 1 19 x 142,5 см Васнецов , используя в своей работе «Битва Ива­на-царевича с трехглавым Змеем» ( 191 2 , Дом-музей В.М. Васнецова, Москва ) мотивы народного фоль­клора, сумел изобразить переломный момент битвы, с од­ной стороны, демонстрируя напряженность боя и силу обо­их противников, а с другой — утверждая победу добра, любви и справедливости над жестокостью и злом. Холст , масло, 1 20 x 260 см

Слайд 9

Богатый орнамент, которому живописец в каждой своей стан­ковой работе, иллюстрациях, архитектурных разработ­ках и настенных церковных росписях придавал огром­ное значение, является его своеобразным индивидуаль­ным стилем, которым он пожертвовал, пожалуй, лишь в одной картине. В 1917 было написано удивительно мрачное и в то же время динамичное, мощное полотно «Баба-яга» (Дом-музей В. М. Васнецова, Москва). Орнаментальность как важный элемент стиля Холст , масло, 195x267 см Несмотря на происходившие в России революцион­ные и военные события, художник продолжал создавать полотна на былинные сюжеты, но теперь гораздо ин­тенсивней использовал багряно-красный цвет, окраши­вая им и полыхающее сказочное небо, и изрыгаемое чу­довищем пламя, как например, в картине «Бой Добры­ми Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва). Холст , масло, 267x196 см

Слайд 10

« Царевна-лягушка» (1918, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва) — еще один сказочный сюжет, в котором сквозит едва уловимое отчаяние. Царевна стоит спиной к зрителю, так, что ее танец как бы «направлен» в сторону открытого пространства террасы. Там, вдале­ке, на другом берегу реки, видна деревня и народные гу­ляния у воды. Летящие в небе гуси-лебеди, склонившие свои длинные шеи в сторону царевны, наполняют атмос­феру безудержного веселья драматизмом и тревогой . В это тяжелое время Виктору Михайловичу не хва­тало холстов, красок, не на что было отапливать дом и мастерскую. Но даже когда в Москве начались перебои с продовольствием и за кусок хлеба жители отдавали фа­мильные драгоценности и раритеты, живописец про­должал писать картины, используя для создания обра­зов имеющиеся антикварные реликвии. холст , масло, 185 х 250 см

Слайд 11

В1924 полотна Васнецова на мифологически-сказочные сюжеты были отобраны комиссией и отправлены в Амери­ку на выставку русского искусства. Мастер продолжал учас­твовать в жизни России, только в его произведениях боль­ше не было ни русской мощи, ни динамизма, ни отважных героев. В работе «Ковер-самолет» (1919—1926, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, бумага , акварель) фигуры летящих на фоне тревожного алого неба Ивана-царевича и Елены Прекрасной выглядят абсолютно неподвижными и печальными, хотя по сюжету сказки они только что сбежали от врагов. Мотив побега является главным и в картине «Сивка-Бурка» (1917—1926, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, холст , масло, 282 х 186 см ). Однако волшебный конь, способный одним прыжком до­браться до высокой башни, даже при том, что у его наездни­ка от галопа развевается кафтан, выглядит неестественным и застывшим. «Сивка-Бурка» Этюд. картон , масло, карандаш, 20,7 х 32,4 см Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Слайд 12

Отрешенно замерла на своем белоснежном троне и «Царевна- Несмеяна » (1916-1926, Дом-музей В. М. Васнецо­ва, Москва). Ее подданные с гримасами на лицах танцуют, играют на балалайках и лютнях, зачитывают различные ма­нускрипты, но красавица-царевна к этой вакханалии абсо­лютно безучастна . В картине «Спящая царевна» (1900-1926, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва) изображен красивый деревянный Все эти древнерусские орнаментальные расти­тельные и животные мотивы, которые ранее исполь­зовались мастером в других картинах и даже в укра­шении храмов, сливаются здесь в единую волшеб­ную симфонию красок и экспрессивных изящных линий и ритмов. Холст , масло, 1920 холст , масло, 214 х 452 см

Слайд 13

Закат сказочной эпохи Творчество Васнецова, подчиненное закону древнерусской красоты, является важным этапом раз­вития направления в национальном искусстве, на­зываемого неорусский стиль, из которого впослед­ствии возник модерн. Художник утверждал: «Все великое в искусстве, ставшее общечеловеческим, вы­росло на национальной почве». Картины Виктора Михайловича оказали огром­ное влияние на целую плеяду живописцев, а вопло­щенные в его работах былинные и сказочные об­разы в дальнейшем явились основой множества визуально-пластических решений в отечественном кинематографе . « Кащей Бесмертнный » ( 1917-1926, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва) холст , масло, 196 х 306 см

Слайд 14

Академик живописи, иллюстратор, декоратор и архитектор Виктор Михайлович Васнецов скончался в своем доме в Москве 23 июля 1926 и похоронен на Введенском кладбище. Созданные им произве­дения являются национальным достоянием, отра­жающим героизм и душу русского народа. Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова 1891, художник Кузнецов Николай

Слайд 15

http :// vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit6914.htm http:// www.detskiysad.ru/art/opisanie12.html http://artlemon.ru/rus-artists/ В/ vasnecov-viktor-mihailovich-1848-1926-i13538-page-1/ http://www.art-pics.ru/?hud=Kuznetsov Nikolaj&picture =4398 Издательство « Директ – Медия », 2010. Том 30. Великие художники. Васнецов. Использованные сайты и литература Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта детей подготовительной группы " Зелёная Аптека"

Цели: 1. Расширить знания учащихся о лекарственных растениях. 2. Развивать у дошкольников чувство прекрасного. 3. Воспитывать бережное отношение к растениям. 4. Дать практические рекомендации ...

Презентация для детей подготовительной группы "История возникновения Олимпийских игр"

Презентация подготовлена для воспитанников подготовительных групп ДОУ и   для учащихся начальных классов. В ней содержатся текстовые и фотоматериалы о возникновении Олимпийских игр, о Кубертене -...

"Презентация для детей подготовительной группы"

Интересные загадки по месяцам с картинками....

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ И 1 КЛАССА «ЗОЛОТАЯ ВОЛШЕБНИЦА ОСЕНЬ»

Музыкальная гостиная "Золотая волшебница осень". В  этотой разработке описан опыт работы с детьми подготовительной группы. Используется много песен об осени,стихи русских поэтов,классическа...

Презентация для детей подготовительной группы "Смешарики"

Материал к занятию в подготовительной группе по развитию речи...

Сценарий праздника «Первое июня – «День защиты детей» (подготовительная группа, учащиеся начальной школы).

Создать детям весёлое, радостное настроение от совместных со сказочными героями, школьниками  игр и соревнований....