Опыт работы
материал (старшая группа) на тему

Трофимова Ольга Викторовна

Опыт  работы на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования различных видов и техник рисования "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_na_temu_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx87.03 КБ

Предварительный просмотр:

        Бурцева Ирина Викторовна, Трофимова Ольга Викторовна

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

Развитие  творческих  способностей дошкольников      посредством использования  нетрадиционных видов и техник  рисования

 Бурцева Ирина Викторовна

 воспитатель

Трофимова Ольга Викторовна

воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад  №57 "Радуга"

Старый Оскол

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Информация об опыте……………………………………………….        3

Технология опыта………………………………………………………        5

Результативность опыта…………………………………………......        12

Библиографический список…………………………………………        14

Приложение к опыту…………………………………………………        15

Тема опыта: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных видов и техник рисования».

Раздел 1.

Информация об опыте.

Условия возникновения.

Бурцева Ирина Викторовна и Трофимова Ольга Викторовна осуществляют свою педагогическую деятельность в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 57 «Радуга» расположенном в микрорайоне Юность. В дошкольном учреждении функционирует 13 групп. Опыт работы обобщался на базе группы общеразвивающей направленности , в которой созданы все условия для всестороннего развития детей. Группу посещает 20 детей. Родители детей посещающих детский сад состоят из разных слоев населения, работают полный рабочий день или посменно. Социальный портрет группы  следующий: большая часть группы около 60% дети из семей рабочих и служащих, около 40% родителей имеют высшее образование.  В дошкольном образовательном учреждении детский сад № 57 «Радуга» реализуется программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Н.А.Васильевой.

Выбор темы исследования, посвященного проблеме использования нетрадиционных  видов и  техник   рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, педагоги заметили: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки дошкольников,   воспитатели пришли к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, мы выбрали направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого    результата.
Таким образом, возникла необходимость создать такую систему  деятельности   которая  стимулировала   бы  творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности

Актуальность  опыта.

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Работа над этой темой позволила  выявить несколько существенных противоречий:

Первое из них - это противоречие  между творчеством и технологией. С одной стороны, воспитание творчества должно стать во главе современного образования. С другой стороны, образование - это всегда определённая технология, которая зачастую отодвигает творчество на второй план.

Второе противоречие между необходимостью использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников и недостаточной теоретической и методической разработки проблемы использование нетрадиционных техник рисования.

Третье противоречие - между необходимостью индивидуального подхода и массовостью обучения и воспитания. Возможности индивидуального подхода иногда сводятся к варьированию объёма информации и скорости её усвоения. Пути решения этих проблем заключаются в том, что необходимо учитывать индивидуальность каждого ребёнка, его отношение и к знаниям, и к тому, что его окружает.

Ведущая педагогическая идея - способствовать развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Длительность работы над опытом. Работа над опытом охватывает период  с 2011по 2013 годы –вторая младшая, средняя, старшая и разделена на несколько этапов.

1 этап - констатирующий, на котором была выявлена проблема, подобран диагностический материал и проведена начальная диагностика, изучена научно-методическая литературы.  Сентябрь 2011 – ноябрь 2012года.

2 этап – формирующий: планомерное, последовательное, систематичное, включение нетрадиционных техник рисования в образовательный процесс. Педагогами  разработано перспективное планирование по изодеятельности , декабрь 2011 года – март 2012года.

3 этап – контрольный: итоговая диагностика. Апрель, май 2013года.

Диапазон опыта- представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных нетрадиционных  техник рисования, которая включает в себя   образовательную деятельность, самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность педагога и детей , использование различных методов и приёмов работы с различными материалами,  консультации  для педагогов и родителей.

1.2.Теоретическая база опыта.

Теоретической основой опыта считаю исследования известного психолога Л.С. Выготского, который исследовал психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Проблемами целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно – творческих способностей занимались педагоги под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева – в области рисунка). Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Были изучены труды Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», Н.А. Ветлугиной «Художественное творчество и ребенок», Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной «Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. Книга для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов», Т.С. Комаровой, О.Ю. Зыряновой, «Преемственность в формировании художественного творчества детей», Т.С. Комаровой «Детское художественное творчество». Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности. В своей работе опиралась на опыт педагогов Р.Г. Казаковой Т.В. Калининой .

Новизна

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.
На  наш  взгляд, использование нетрадиционных техник в системе необходимо взять за основу для развития творческой деятельности воспитанников.

  • Факторы, позволяющие  нам не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:
  • разнообразие и вариативность работы с детьми;
  • новизна обстановки;
  • необычное начало работы;
  • красивые и разнообразные материалы;
  • интересные для детей неповторяющиеся задания;
  • возможность выбора;
  • рисования с помощью бросового материала.

Характеристика условий. Для успешного развития творческих способностей детей необходимы  условия, которые мы выдвигаем на первый план :

  • создание положительно – эмоционального состояния при соприкосновении с изобразительным искусством; развитие интереса к изобразительному искусству;
  • введение игровых элементов и творческих, проблемных задач;
  • развитие наблюдательности; использование наглядности;
  • обучение овладению необходимыми для изображения навыками и умениями; обучение языку изобразительного искусства, освоение средств художественной изобразительности;
  • последовательное усложнение изодеятельности, обеспечение перспектив развития детского творчества;
  • применение разнообразных материалов и техник работы с ними; смена видов деятельности.
  • учёт индивидуальных особенности детей.

Мы считаем, что успешному развитию детского творчества очень помогает наличие места для занятия художественной деятельностью, где дети самостоятельно выбирают материалы для своей работы.

Раздел 2.

Технология опыта.

Целью опыта является развитие творческих способностей детей,
посредством изобразительной деятельности, на основе изучения и освоения нетрадиционных видов и техник  рисования.

При достижении поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Развивать эстетическое восприятие художественных образов,      предметов и явлений окружающего мира;
  2. Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

3. Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами;

4. Формировать у детей технические навыки рисования.

5. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность,  прививать навыки работы в группе и культуру труда.

6. Формировать умение брать на себя роль художника, творца.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

С увлечением  занимаюсь с детьми  нетрадиционной техникой  рисования. На занятиях пытаюсь научить ребят разным методам рисования, умению применять их самостоятельно, к работе относиться творчески. Вместе с детьми комбинируем разные техники исполнения. Нужно, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершенствовании техники, по мере того, как развивается творческая фантазия. Необходимо, чтобы ребенок не боялся приступать к рисованию, чтобы был уверен в своих творческих силах, в своих способностях к изодеятельности.

На наш взгляд, огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога и методы и приёмы, которые мы используем в работе:

1.        Эмоциональный настрой

Мы используем на занятиях музыкальные произведения, которые

успокаивают возбужденных детей, мобилизует заторможенных, активизируют внимание детей. Музыка   звучит   на протяжении всего изобразительного творчества.

2.        Художественное слово

Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

3.        Педагогическая драматургия

Рисуя   с детьми  мы    часто путешествуем  . Путешествия  бывают реальными, сказочными или воображаемыми.  С младшими     дошкольниками    мы  путешествуем  в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает нам развивать у детей эмоции и воображение.

Для старших дошкольников мы используем   метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос  воспитателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.

Также мы с  детьми   путешествуем  в реальные места - в мастерскую художника, в выставочный зал, совершаем  экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами.

4.        Пластика

Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда  кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, "запоминающие" положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. И очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний.

Именно поэтому в изобразительной деятельности мы  активно используем  движение, танец. Такие упражнения, как "Танец цветов", "Воздушный бал", "Веселый зоопарк", "Море", не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

5.        Театр

Элементы театра органично входят в занятия изо деятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.

В младшей группе мы  используем   элементы теневого театра. Изображение  лишено подробностей, ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное.   Старшие дети уже сами  посредством линий, цвета, путем подбора  художественных  средств передают  характер сказочного героя - злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.

Детей   подготовительной группы мы продолжаем  знакомить с театральным искусством. Теперь дети уже сами играют выбранных героев, предварительно изготовив маску,  лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.

6.        Игра

Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А. Сухомлинский писал: "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире".

Работа ведётся в следующих направлениях:

-  от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

-  от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения  к  более   сложным;

- от использования готового оборудования, материала к применению таких,   которые  необходимо самим изготовить;

-  от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

-  от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

-  от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Планирование содержания нашей  работы мы  ведём с учётом принципа сезонности, событийности и возраста детей.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Для достижения поставленных целей и задач, в работе мы используем, доступные для детей дошкольного возраста, нетрадиционные виды и техники рисования.

1. Тычок жесткой полусухой кистью: используем  в любом возрасте.    Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2. Рисование пальчиками – используем   с  двух  лет.      Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Рисование ладошкой – используем  с  двух лет.    Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4. Оттиск смятой бумагой – применяем в  возрасте от четырех лет.      Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

5. Монотипия предметная – применяем в возрасте от пяти лет.    Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение   укра шается, также складывая лист после  рисования нескольких украшений.

6. Кляксография обычная – применяем в возрасте от пяти лет.   Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

7. Кляксография с трубочкой -  применяем в возрасте от пяти лет.   Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

8. Кляксография с ниточкой – применяем в возрасте от пяти лет.      Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовывает .

9. Набрызг – применяем в возрасте от пяти лет.    Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

10. Отпечатки листьев – применяем в возрасте от пяти лет.    Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовываем  кистью.

11. Монотипия пейзажная – применяем в возрасте  от шести лет.  :  Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половину листа, предназначенную  для отпечатка, протираем  влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

12.  Рисование штрихом. С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.

13.  Рисование на камне.

14.  Роспись фигур из солёного теста и ракушек.

15.  Роспись фигур из гипса.

Работа с родителями – важная составляющая деятельности педагога. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи велась в нескольких направлениях:
- объяснение значимости цветоведения, нетрадиционных приемов рисования;
- расширение знаний родителей о роли нетрадиционных техник изодеятельности, о роли цвета и разъяснение приемов и методов руководства изобразительной деятельностью детей в семье (где ребенок использует в своих рисунках нетрадиционные приемы рисования, цвет).
Мы в беседах с родителями давали советы, как знакомить детей с нетрадиционным приемом, как знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, в искусстве и т.д.; как организовать занятие по рисованию в домашних условиях, как изготовить совместно с детьми дидактические игры и пособия по цвету, а также какие пособия необходимо использовать, какие художественные материалы используются в работе с детьми. Из беседы с родителями выяснила, что многие из них не знают как знакомить ребят с нетрадиционными приемами; о некоторых нетрадиционных приемах рисования, вообще не слышали и не знали. Поэтому были разработаны :

1.        Информационные листы, стенды «Виды нетрадиционных техник рисования».

2.        Родительские собрания «Развитие творческих способностей ребенка»

3.        Консультации для родителей «Роль изобразительного творчества в  становлении ребенка  как личности»

4.        Фотовыставки «Приглашение к творчеству»

5.        Выставка работ детей «Отражение мира  глазами  и руками ребенка».

6. Выставка работ семейного творчества « В мире фантазии». Применяем   индивидуальный подход к родителям в форме бесед и практических показов по развитию изобразительных и технических умений. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного  процесса.

Раздел 3

Результативность

Для исследования использовалась методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» с целью определения уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Выполнение предлагаемых заданий должно было дать детям возможность, оттолкнувшись от отдельной детали, построить новый целостный образ, включив в него предлагаемые черты. Кроме того при выполнении заданий они должны были подчинить своё воображение определённой задаче, а не просто свободно фантазировать.

  • По сравнению с началом работы уменьшился процент схематичных рисунков, без дополнительных деталей.
  • Качественная характеристика уровней выполнения заданий показала, что увеличилось количество детей, выполнивших задание на высоком уровне. На начало работы этот показатель был равен 6% - по окончании работы - он повысился до 25%. Налицо положительная динамика.

Выводы

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Наш опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.

В группе, с которой мы работали   20 детей. Их рисунки сейчас отличаются разнообразием, высокой техничностью, оригинальностью, широким выбором  выразительных средств.  За истекший период  2010 г. – 2013 г. определились результаты:

· дети располагают  значительными  потенциальными возможностями и в процессе занятий  изобразительной  деятельностью  у них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук;

· дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их;

· дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов;

· показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем творческие выставки рисунков,  украшаем группу своими картинами, готовим подарки взрослым к праздникам.

Уровень развития воображения,

Способность создавать оригинальные образы.

Библиографический список.

1.Астахов А.И. Воспитание творчеством - М, 1986 - 580 с.

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству - М, Знание, 1981 - 98 с.

2. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии, 1984, № 1.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М: Просвещение, 1969 - 464 с.

4. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. - М, 1994 - 320 с.

5. Венгер А.А. Педагогика способностей. - М: Просвещение, 1988 - 106 с.

6. Венгер А.А. Психология - М: Просвещение, 1988 - 24 с.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М: Просвещение, 1997 - 93 с.

8. Горяева Н.А. Первые шаги в мир искусства: Из опыта работы - М.: Просвещение, 1991 - 159 с.

9.Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М: Знание. 1986 - 96 с.

10.Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по

изобразительной деятельности. // Дошкольное воспитание. 1989, № 2 - С. 27 -31.

11.Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. - М: Просвещение, 1995 -64 с.

12.Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей - М: Наука, 1991 - 44 с. 13.Шадринов В.Д.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1…………………………………………………………………….1

Приложение 2……………………………………………………………………7

Приложение 3…………………………………………………………………..12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...