Главные вкладки

    Социально - коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
    консультация на тему

    Губаева Любовь Леонидовна

    Консультация для педагогов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_fgos_predusmatrivaetsya.docx23.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социально – коммуникативное развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО

    ФГОС предусматривает  развитие дошкольников по  усвоению норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные  ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и  сверстниками; становление  самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального  и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

    Социально – коммуникативное развитие дошкольника
    направлено на решение следующих задач:  

    1.Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.

    2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».

    3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

    4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

    5. Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства ( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

    Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном  развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

    Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

    – несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

    – произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

    – отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

    Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

    Опыт работы ДОО  показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания,  обеспечить  общее психическое развитие, формировать предпосылки  учебной деятельности и качеств,  необходимых для адаптации к школе и успешного  обучения в начальных классах .

    Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития. 

    Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

    В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в нём.

    Три группы задач, которые решаются на этапе социализации:

    1 естественно-культурные

    2 социально-культурные

    3 социально-психологические.

    1. Естественно-культурные задачи связаны с достижением определённого уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.

    2. Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум.

    Д. И. Фельдштейн писал: «К трём годам ребёнок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя своё новое социальное положение, выделяя своё «Я», начинает всё более активно вступать в отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками». Особое внимание педагоги ДОО  должны уделять развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям. Познавательные аспекты у дошкольника направлены на  расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. C возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника – мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, отечества, Родины, всего мира. Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности. Усложняется игровая деятельность, появляются игры сюжетно-ролевые, игры с правилами, дидактические игры и игры-драматизации. Если сюжетно-ролевые и игры с правилами являются базовыми для развития познавательных действий, то игры с правилами и дидактические игры можно рассматривать как новый этап для развития художественной деятельности и активизации познавательных интересов.

    3. Социально-психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребёнка. В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть,  учиться  обдумывать свои действия, планировать деятельность.  В старшем дошкольном возрасте происходит формирование   произвольного поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой, своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве, выходит в авангард формирования личности. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

    Если говорить о воспитании самостоятельности дошкольников, то можно дать следующие рекомендации родителям.

    Советы родителям

    1 Не подавляйте инициативу у ребенка.

    2 Не высмеивайте его идеи и фантазии.

    3 не стремитесь предотвратить или исправлять ошибки. (пусть ребенок

    сам поймет обратную связь между действием и результатом и найдет правильное решение).

    4 Прививайте ребенку мысль, о том, что его мнение важно и он должен

    уметь отстаивать его.

    5 Давайте возможность для самостоятельной деятельности.

    6 Спрашивайте мнение ребенка, как можно чаще: что он считает              важным  и почему.

    7 Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями   своих действий.

    Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда только тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

    Что должны уметь дети в самостоятельной деятельности

    1 Умение действовать по собственной инициативе, замечать необходи-

        мость своего участия в тех или иных обстоятельствах.      

    2 Умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и  

        контроля взрослого.

    3 Умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель,

        учесть   условия, осуществлять элементарное планирование, полу-

        чить результат).

    4 Умение осознанно действовать в ситуации заданных требований

       и условий  действительности.

    5 Умение переносить известные способы действий в новые условия.

    6 Умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку

       результатов деятельности.

    7 Умение переносить известные способы действий в новые условия.

    Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

    В  докладе  сформулированы  задачи,  приведены  основные  направления,  виды  и  формыобразовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию д...

    Система программных мероприятий по формированию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

    Материал посвящён вопросам социально-коммуникативного развития дошкольника через разные игровые формы, согласно основной образовательной программы ДОУ. Опыт работы Детского сада был представлен н...

    Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

    Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО...

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС

    Регулярно в саду работает методическое объединение педагогов.На последнем заседании мною был освещен вопрос "Социально -коммуникативное развите одно из направлений ООП ДОО"...

    Презентация к докладу"Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников а соответствии с ФГОС "

    Презентация к докладу  «Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

    Доклад педагогов творческого сообщества «Социально – коммуникативное развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО»

    Доклад педагогов творческого сообщества«Социально – коммуникативное развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО»Захраббековой И.М., Будайчиевой Р.Д....