Детско-родительский проект "Семья, любовь и верность"
проект (подготовительная группа) на тему

Дубакова Елена Владимировна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_semya_lyubov_vernost_-_kopiya.doc429.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 6 с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития воспитанников»

ПРОЕКТ

«Семья, верность, любовь»

(возрастная категория детей – 5-6 лет, срок реализации проекта 30.06.2014-09.07.2014г.г.)

Описание: Ольга из Орла (2)

Авторы проекта:

Дубакова Е.В., музыкальный руководитель;

Назарова О.И., Истратова О.Ю., Ишпулатова О.А., воспитатели;

Комина А.А., заместитель заведующего.

г. Красноуфимск

2014г.


АННОТАЦИЯ

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста семейных ценностей, любви к своей семье и своим родственникам, уважения к ним является актуальной проблемой современного общества и требует внимания педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

В проекте «Семья, верность, любовь» представлен опыт организации проектной деятельности, который реализуется в преддверии празднования Всероссийского дня семьи, любви и верности. Предложенный проект содержит описание содержания психолого-педагогической работы, направленной на приобщение детей шестого года жизни и их родителей к православным традициям, укреплению семейных ценностей. Формы работы с детьми и родителями соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Описание проекта

1.

Актуальность проекта …………………………………………………....

4

2.

Цель, задачи проекта……………………………………………….……..

4

3.

Ведущие принципы реализации проекта……………………………….

5

4.

Участники проекта……………………………………………….……….

5

5.

Сроки реализации проекта……………………………………….………

6

6.

Ожидаемые результаты………………………………………………….

6

7.

Этапы реализации проекта………………………………………………

7

8.

Взаимодействие в процессе реализации проекта……………….………

10

9.

Оценка развития проекта и его результатов…………………….………

10

10

Система мотивации и стимулирования……………………..…..………

10

Список литературы       …………………………………………………..……...………….

11

Приложение……………………………………………………………………....…………

12


ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

  1.  Актуальность проекта

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью.

Семья как основной элемент общества была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития.

Во все времена по отношению государства к семье, а также по положению семьи в обществе судили о развитии страны. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Она - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Семья - это очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона. В Статье 38 Конституции РФ четко изложено, что:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

В настоящее же время семья, по мнению специалистов, переживает кризис, о чем говорят такие показатели: падение рождаемости (в России 15% бездетных семей), рост разводов, распад семей (Россия вышла на первое место в мире), сокращение уровня брачности и активный рост внебрачной рождаемости, массовый отказ от детей и сдача их в детские учреждения, жестокое обращение с детьми, их бегство из дома и бродяжничество, преступность.

Одной из задач детского сада, согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является создание условий для формирования у воспитанников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Одной из наиболее эффективных форм реализации данной задачи согласно ФГОС дошкольного образования является детско-родительский проект. Детско-родительский проект - это способ организации образовательной деятельности, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и родителей по определенной тематике.

Детско-родительский проект «Семья, любовь, верность» реализуется в преддверии празднования Всероссийского дня семьи, любви и верности. Этому теплому празднику рады в любом доме, он вышел из церковного календаря. Всероссийский праздник 8 июля – День семьи, любви и верности – появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья еще при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

  1. Цель, задачи проекта

Цель: Создание условий для обеспечения благоприятных условий по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста семейных ценностей, любви к своей семье и своим родственникам, уважения к ним.

Задачи:

  1. Познакомить детей шестого года жизни с праздником «День семьи, любви и верности».
  2. Формировать у детей шестого года жизни представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
  3. Учить детей шестого года жизни вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание заботиться о близких людях.
  4. Приобщать детей шестого года жизни и их родителей к православным традициям, укреплению семейных ценностей.
  5. Развивать познавательный интерес у детей шестого года жизни к истории семьи, семейным традициям.
  6. Воспитывать у детей шестого года жизни любовь и уважительное отношение к членам семьи, доброту, терпимость, взаимопомощь, почитание старших.
  7. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей шестого года жизни и их родителей.

3.  Ведущие принципы реализации проекта:

- принцип прогностичности обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта;

- принцип пошаговости: природа метода проектов предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него – к программе действий и ее реализации. Причем, каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего;

- принцип нормирования требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с различными формами организации мыследеятельности воспитанников;

- принцип обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информация о ее результативности и соответствующим образом корректировать действия;

- принцип продуктивности подчеркивает прагматичность метода проектов, обязательность ориентации проектной деятельности на получение значимого и реального результата, имеющего прикладную значимость;

- принцип культурной аналогии указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам. Чтобы быть включенным в процесс, необходимо научиться понимать и чувствовать своё место в нем, формулировать собственный взгляд на проблему;

- принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленных целей.

- полноценное проживание ребенком этапа детства - дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей шестого года жизни и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей шестого года жизни в различных видах деятельности;

- сотрудничество детского сада с семьей;

- приобщение детей шестого года жизни к социокультурным нормам, традициям семьи;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей шестого года жизни.

4.  Участники проекта

  • дети шестого года жизни;
  • педагоги: воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель;
  • родители детей шестого года жизни.

5. Сроки реализации проекта: с 30 мая по 09 июля 2014 года.

6. Ожидаемые результаты

Для детей:

  1. Получение первичных представлений о семейных ценностях, любви и верности.
  2. Сформированная потребность в любви к самым близким людям – родственникам, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам; проявление доброты, терпимости, взаимопомощи; почитание старших.

Для педагогов:

Приобретение навыков организации психолого-педагогической работы, направленной на приобщение детей шестого года жизни и их родителей к православным традициям и укреплению семейных ценностей.

Для родителей:

  1. Возможность лучше узнать и оценить интересы и способности детей с целью их дальнейшего индивидуального развития.
  2. Приобретение навыков организации и взаимодействия с родителями, направленные на формирование и укрепление семейных ценностей.


7. Этапы реализации проекта

Деятельность по реализации проекта состоит из нескольких этапов: подготовительно-организационный, подготовительно-обучающий, презентационный и подведение итогов.

Этап

Сроки

Содержание деятельности

Ответственные

Результат

Подготовительно-организационный этап:

- определение проблемы, отвечающей потребностям детей;

- постановка цели проекта, его мотивация

- привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

30 мая – 01 июля

2014 года

Воспитатели группы:

1) осуществляют предварительную работу с детьми по определению тематики проекта и планирование деятельности детей шестого года жизни в проекте «Семья, любовь, верность», используя модель трех вопросов:

«Что вы знаете о празднике семьи?»

«Что бы вы хотели узнать о празднике семьи?»

«Где вы можете узнать о празднике семьи?»

2) информируют родителей о содержании проекта «Праздник семьи», их роли в реализации проекта:

- создание генеалогического дерева семьи;

- создание фотоальбомов о семье.

3) оформили выставку книг о семье.

Воспитатели группы

Информированность, готовность участников проекта к его реализации.

Практический этап:

- совместная деятельность взрослого и детей по достижению результата.

02 – 07 июля

2014 года

Реализация содержания психолого-педагогической работы:

02.07.2014

Утро

1) чтение художественной литературы

А. Мороз «Житие святых Петра и Февронии муромских»;

2) рассматривание и обсуждение иллюстраций икон и фотографий;

3) слушание музыкальных произведений по теме проекта;

Вечер

4) мастерская (изготовление предметов быта, личного пользования, подарков-сувениров для членов семьи, атрибутов для сюжетно-ролевых игр по теме праздника);

5) консультация для родителей «Счастливые родители, счастливые дети!»;

6) дидактическая игра «Мой ангел».

03.07.2014

Утро

1) ситуативные разговоры и беседы по теме праздника;

2) рассматривание и обсуждение семейных фотографий;

3) экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста в «Храм Александра Невского»;

4) дидактическая игра «Наша семья».

Вечер

5) сюжетно-ролевая игра «Семья»;

6) спортивный праздник с участием родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».

04.07.2014

Утро

1) слушание и исполнение песен о семье, членах семьи (папе, маме, дедушке, бабушке, старших братьях и сестрах);

2) тематическая прогулка «Путешествие на ромашковое поле»;

3) рисование на тему «Наша дружная семья»;

Вечер

4) сюжетно-ролевая игра «Ждём гостей»;

5) разучивание хороводной игры «Вишенка»;

6) летний праздник «Волшебная ромашка».

07.07.2014

Утро

1) отгадывание загадок о семье, составление рассказов о своей семье, чтение и заучивание стихов и пословиц о семье;

2) дидактическая игра «Укрась икону»;

Вечер

3) развивающие игры по теме «Моя семья»;

4) конкурс рисунков на асфальте «Счастливая семья».

Дети шестого года жизни, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, родители детей шестого года жизни.

Проведение воспитательных мероприятий, направленных на формирование семейных ценностей детей шестого года жизни.

Презентационный этап:

Презентация результатов

08 июля

2014 года

1) выставка проектов «Генеалогическое дерево семьи»;

2) выставка фотоальбомов «Моя семья»;

3) выставка детских рисунков «Наша дружная семья»;

4) праздник «День семьи, любви и верности».

Воспитатели средней группы

Повышение имиджа МКДОУ детский

сад 6

Этап подведения итогов:

- совместный анализ выполнения проекта, переживание результата

09 июля

2014 года

На этапе подведения итогов реализации проекта проводится рефлексивная беседа с детьми шестого года жизни.

Воспитатели, воспитанники шестого года жизни, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, представители родителей детей шестого года жизни

Оценка эффективности реализации проекта.


  1.  Взаимодействие в процессе реализации проекта

Для реализации проекта необходима, поддержка администрация МБДОУ детский сад 6 (обеспечение материально-технической базы для реализации проекта).

Планируется активное участие педагога-психолога в реализации работы с родителями.

  1.  Оценка развития проекта и его результатов

В качестве критериев и показателей оценки результативности реализации проекта определены следующие:

  • количество родителей участвующих в реализации проекта;
  • количество детей участвующих в реализации проекта;
  • содержательность и качество организованных мероприятий;
  • удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы.

  1.  Система мотивации и стимулирования

Одним из важнейших направлений в деятельности реализации проекта является система мотивации и стимулирования детей. Способов сделать это довольно много (розыгрыши мини-призов за выполнение конкретного задания, командные соревнования, бонусы за их выполнение).

Также среди нематериальных стимулов, особенно для родителей, могут быть благодарственные письма, присвоение званий и категорий.

Стимулом для педагогов, реализующих проект, будут являться дополнительные стимулирующие баллы для стимулирующей части зарплаты.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бочарова. Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: пособие для родителей и воспитателей /Н. И. Бочарова. - М.: АРКТИ, 2003.
  2. Ветлугина Н.А. Нравственно - эстетическое воспитание ребенка в детском саду. - М.: Просвещение, 1989.
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Воспитатель: журн. - 2007. - № 1. — С. 75.
  5. Галанов А.С. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет /А.С.Галанов. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
  6. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников /М.А.Давыдова. - М.: ВАКО, 2007.
  7. Давыдова О. И. Работа с родителями в ДОУ /О. И. Давыдова Л. Г. Богославец А.А. Майер. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  8. Дошкольная педагогика: журн. – 2013. №1, №3.
  9. Дошкольное воспитание: журн. – 2006. №4, №12.
  10. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ /Е. С. Евдокимова. - М.: Сфера, 2006.
  11. Крайнева И.Н. Отдыхаем всей семьей /И. II. Крайнева. - Смоленск: Русичи, 1997.
  12. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1984.
  13. Петров В.М. Праздники, игры и забавы. – М.: ТЦ Сфера, 2000.
  14. Сборник методических материалов «Организация проектной деятельности в условиях формирования нового содержания образования в ДОУ». - Иркутск, 2007.
  15. Счастная А.М. По ступенькам нравственности. Минск: Народная асвета, 1990.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Житие святых Петра и Февронии Муромских

Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княдения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его вылечить. Во сне князю открылось, что исцелить его может дочь пчеловода Феврония – крестьянка из деревни ланской на рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра. Мудрая девушка знала свойства трав и умела лечить недуги, ее слушались дикие животные. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость, доброту и дал ей обет женится на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на ней.

После смерти брата Петр унаследовал княжение.

Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку. Бояре потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти, богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Петр и Феврония покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке.

Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились в борьбе за освободившийся княжеский престол. Опомнившись, они собрали совет и  решили позвать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

В преклонных летах Петр и Феврония приняли подстриг в разных монастырях с именем Давид и Ефросиния. Они молили бога, чтобы умереть в один день, и завещали похоронить себя вместе в специально  приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Они скончались каждый в своей келье в один день и час – (по старому стилю – 25 июня) 1228 г.

Люди сочли нечестивым хоронить монахов в одном гробу и нарушили волю усопших: их тела  доставили в разные обители. Однако уже на следующий день они вновь оказались вместе. Дважды их тела разносилипо разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Тогда люди поняли: Богу угодно, чтобы Пётр и Феврония не разлучались и после смерти.

Тогда похоронили святых супругов вместе в городе муроме около церкви Рождества Пресвятой Богородицы.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Иллюстрации икон и памятников святых Петра и Февронии Муромских

- Святая Феврония (художник А. Простев);

- Феврония (художник - Ольга из Орла);

- Феврония передает сосуд со снадобьем и объясняет, как получить исцеление. Фрагмент иконы 17 века;

- Исцеленный князь Петр посылает Февронии дары, которые она не принимает. Фрагмент иконы 17 века;

- Пётр и Феврония (художник - Ольга из Орла);

- Пётр и Феврония Муромские (художник А. Простев);

- Пётр и Феврония возвращаются в Муром. Икона;

- Пётр и Феврония возвращаются в Муром (художник И. Львова);

- Пётр и Феврония Муромские (художник А. Простев);

- Пётр и Феврония Муромские (художник А. Простев);

- Пётр и Феврония в монастыре. Фрагмент иконы 17 века;

- Смерть Петра и Февронии. Фрагмент иконы 17 века;

- Иноческий постриг Петра и Февронии. Фрагмент иконы 17 века;

- Обретение тел Петра и Февронии в едином гробе. Фрагмент иконы 17 века;

- Памятник Петру и Февронии в Архангельске;

- Памятник Петру и Февронии в Абакане;

- Памятник Петру и Февронии в Ейске;

- Памятник Петру и Февронии в Омске;

- Памятник Петру и Февронии в Муроме.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Экскурсия в «Храм Александра Невского»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: развивать кругозор детей путем знакомства с устройством православных храмов и традициями поведения в них.

Задачи:

Образовательные

- Познакомить с историческими фактами появления местной церкви, появлением в ней мощей Февронии и Павла.

- Дать представление о форме одежды, приемлемой для посещения церкви.

- Познакомить с правилами поведения в церкви.

- Настраивать на необходимость соблюдения дисциплины и порядка в храме.

Воспитательные

- Воспитывать любовь и уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.

Развивающие

- Развивать слуховые восприятия, внимание, память.

Предварительная работа

- Рассматривание фотографий с изображением храмов.

- Чтение детской библии.

- Беседа «Что такое церковь».

Ход экскурсии

1. Организационный момент (перед входом в храм)

Приветствие, тема экскурсии.

2. Основная часть (в храме)

Действующий собор в стиле русского барокко, построен в 1914г. по проекту архитектора Рябова. Имеет один престол во имя святого благоверного князя Александра Невского. Церковь представляет собой каменное двухэтажное здание, выполненное из красного кирпича. Основной объем имеет светлый барабан, который венчает большой купол. Всего куполов пять, они выкрашены в голубой цвет и на них установлены ажурные, золоченые кресты. Колокольня имеет открытую звонницу и соединена с основным объемом трапезной. Внутреннее убранство храма сияло золотом и блистало красотой.

Решение о строительстве Красноуфимская городская управа приняла ещё в 1881 году, для увековечения памяти царя-освободителя Александра Второго, убитого террористами-народовольцами. С первых дней службы горожане стали называть церковь «красной» – и не только за цвет кирпичных стен, но и потому, что являлась она самым красивым и важным зданием в городе.

Но недолго новенькая церковь с электрическим освещением и калориферным отоплением радовала взор прихожан.

В 1930 г. храм закрыли и разграбили. От полного разрушения его спасло только то, что в здании разместили краеведческий музей. В 1999 г. в храме возобновлены службы.

Является памятником истории и культуры Свердловской области.

Одежда для посещения церкви должна быть скромной и благопристойной. Кроме того, она должна быть чистой и выглаженной, обувь – вычищенной, прическа – аккуратной. Ни в коем случае нельзя приходить в церковь в том, в чем обычно ходят дома или на пляже.

Богослужения

Богослужения совершаются священнослужителями. Священнослужители для совершения богослужения облачаются в священную одежду. Особую службу в храме несут певцы хора. Традиция христианского пения очень древняя, пели во время служб еще первые христиане.

Правила поведения в православном храме

Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно. Шум разговора, а тем более смех, при вступлении в церковь, оскорбляет святость храма и мешает верующим.

Символизм свечей в храме

Особое символическое значение в христианской церкви имеет возжжение свечей и светильников. Ни одного богослужение не может быть совершаемо без возожженных свечей. Горящая перед иконой свеча – это знак нашей веры и надежды на помощь Бога. Свеча – символ нашей любви к богу.

3. Завершение экскурсии

Дети зажигают и ставят свечи перед иконами святых с помощью взрослых.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Дидактическая игра «Наша семья»

Цель: формирование у детей понятий о семье.

Задачи:

- закрепить у детей представления о семье, ее членах;

- воспитывать у детей любовь, ласковое и чуткое отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

- развивать коммуникативные навыки детей;

- воспитывать уважение к повседневному труду родителей;

- воспитывать чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).

Ход игры

Игра 1. «Что мы делаем?»

Играют 2-4 человека.

Большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в стопку, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем берет маленькую карточку след-й игрок и т.д. во время второго круга игры, игроки выкладывают маленькую карточку на вторую большую карточку. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки или у кого-то из игроков на одной большой карточке оказалось 3 маленьких. Он – победитель!

Игра 2. «Как мы помогаем родным?»

Играют 2 – 6 человек.

Раздают по 1 карточке с родственниками. Маленькие карточки с предметами переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по 1 карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей бабушке?» (маме, тете и т.д.). Например: «Я помогаю своей бабушке варить суп», если ребенок сказал правильно, он оставляет себе карточку, если нет – возвращает в стопку. Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не окажется 5 карточек или не закончатся карточки в стопке. Победит тот, у кого будет 5 карточек или больше всех карточек.

Игра 3. «Родство»

Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая внучка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает след-й игрок, тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку. Игра заканчивается, когда у одного из игроков будет 6 карточек. Он победитель.

Игра 4. «Запоминаем имена близких родственников»

Ведущий берет одну из больших карточек (например с дедушкой), игроки по очереди называют имена своих дедушек.

Тому кто назвал:

*имя – дают 1 мал-ю карточку;

*имя и отчество или имя и фамилию – 2 карточки;

*имя, отчество и фамилию – 3 карточки.

Если карточек не хватает, можно использовать любые другие. Игра заканчивается, когда ведущий показал все карточки с родственниками. Победитель тот, у кого больше всех карточек.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Программное содержание:

- Закрепить знания детей с обобщающим понятием «посуда».

- Развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (накрывать на стол, встречать гостей, кормить, убирать посуду, мыть её).

- Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма.

Атрибуты: Кукольная посуда, сундучок с нарядами, машина (построена из стульчиков), руль. Угощения (фрукты, печенья, конфеты), корзина с баночками варенья и мёда, стол, стулья, скатерть, бумажные салфетки.

Ход игры

Воспитатель активирует внимание детей.

- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы умеете играть. Давайте им покажем, как мы умеем играть в «семью».

Я - буду мамой;

Рома – папой;

Платон – сыночком;

Арина – дочкой;

Даша будет бабушкой. Хочешь?

Саша будет водителем машины, а Вероника и Галя будут гости.

К нам приедет бабушка вместе с гостями.

Давайте с вами нарядимся (эта кепка для водителя машины; для бабушки платок, очки, корзиночка; для мамы фартук, косынка; для дочки шляпка).

Ребята займите свои места.

- Сыночек, ты играй в игры пока. Вот тебе машина, кубики, построй гараж.

- Папа, а что ты у нас будешь делать?

- Рома, что у тебя папа дома делает?

- А мы с тобой стол будем дочка накрывать. Давай возьмём скатерть, затем стол, расставим посуду. Какую же посуду нам надо для чая? Правильно Арина, иди, принеси.

- Что ты принесла? Ой, ты моя умница, помощница. Давай поставим ещё сахарницу, разотки для варенья, коробку конфет для гостей.

- Сыночек, сходи, купи фрукты и конфеты, а то у нас кончились. И, пожалуйста, купи цветы для бабушки, она их так любит.

- Водитель, вы скоро приедете?

- Покатай гостей по нашему городу Красноуфимску. Пусть гости посмотрят какой, наш город красивый. Покажи им, где у нас находится Дом культуры, детский и городской парки.

- Вы были там гости дорогие?

- Папа, ты у нас устал, ложись, отдохни, возьми книгу или газету.

- Доченька, чайник у нас холодный, подогрей, пожалуйста. А где у нас бумажные салфетки? Поставь их на стол. Ну, вот доченька, у нас всё готово.

- Ой, уже время много нужно идти встречать бабушку и гостей. Бери дочка цветы.

(Водитель остановил машину, выходят бабушка и гости.)

- Здравствуй, мама (обнимаемся, целуемся).

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Доченька, приглашай гостей. Пойдите, помойте руки. Принимай гостей к столу.

- Угощайтесь, берите фрукты, конфеты. Это сыночек Платон сам ходил в магазин за покупками.

- Арина, дочка я так устала, налей, пожалуйста чай, поухаживай за гостями.

- Что вам понравилось из угощений гости дорогие? А тебе бабушка?

- Расскажи нам, как ты доехала, не устала в дороге? Как дедушка поживает? Почему он не приехал?

- А вы гости как живёте? Как Вероника живешь? Как дела дома? (Спросить у Гали, у Саши - водителя машины).

- Сыночек расскажи бабушке, нравится ли тебе ходить в детский сад?

- Доченька, расскажи бабушке, как ты учишься?

- Арина помой посуду, пожалуйста, а ты сыночек помоги сестрёнке. Вот тебе полотенце будешь посуду вытирать.

- А вы гости проходите в другую комнату, отдохните с дороги. Хотите телевизор посмотрите.

- Рома, включи телевизор. Подай бабушке нашей очки, она плохо видит.

Дети играют.

- Ребята мы сегодня с вами поиграли в игру «Семья». Посмотрели, что делают бабушка, мама, папа, их дети, водитель машины... Мне очень понравилось, как Арина играла дочку, а Платон - сыночка. Папа был у нас очень гостеприимный. Гости были вежливые. Так же мне понравилось, как Даша играла бабушку. Молодцы детки.

На этом игра наша закончена.

(Установка на дальнейшую деятельность.)


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Сценарий праздника

«ПАПА, МАМА И Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»

Цель: Через различные формы работы способствовать общему укреплению здоровья детей  сближению детей и родителей через совместные игры.

Задачи:

  1. Развивать функциональные способности организма, умение владеть своим телом, быть ловким, гибким, смелым и выносливым.
  2. Учить умению перевоплощаться, расслабляться, снимать усталость и стать увереннее в себе и своих силах.
  3. Доставить детям радость.
  4. Активно вовлекать родителей в совместную детско-взрослую деятельность.

Ход праздника

(Звучит веселая музыка «Мама, папа и я …»). Болельщики рассаживаются на спортивной площадке, в центр выходит ведущий. (Музыка затихает).

Ведущий: - Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть вас на семейном празднике. Вы, конечно, знаете, что 8 июля отмечается День семьи, любви и верности.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Ведущий:

На нашем стадионе собрались мы не зря,

Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.

Давайте же о дружбе в семье поговорим

И дружбе в наших семьях наш праздник посвятим!

Ребенок:

Знают взрослые и дети,

Что важней всего на свете –

Мама, папа, ты и я -

Вместе дружная семья.

Ребенок:

Семья – это радость, тепло и уют,

Семья – это дом, где тебя всегда ждут.

Если мир и дружба в семье,

Вами будут гордиться все.

Ведущий:

Встречаем наши семейные команды.

Под звуки спортивного марша и аплодисменты зрителей входят участники спортивных состязаний и строятся в отведенных местах. (В каждой команде своя единая форма).

Ведущий: Массовость спорта – залог трудовых побед семьи, хорошего настроения и отличного здоровья. Сегодня на нашем празднике мы рады приветствовать дружные спортивные семьи: … (фамилию семьи и имя капитана – ребенка).

Ведущий: Оценивать ваши успехи будет жюри (представление членов жюри).

Ведущий: Итак, предоставляем слово нашим участникам… (участники по очереди говорят название команды и девиз).

Ведущий: Заниматься физкультурой полезно, веселой физкультурой – вдвойне. Ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час, а веселым – на два! И даже с минутами. Не верите? Проверьте сами. Итак, в добрый путь!

Перед соревнованиями надо сделать разминку. Все участники встают на середину площадки (проводится зарядка на музыку В. Высоцкого «Зарядка»).

1-й конкурс «Автогонки»

Кататься на машине – это не только удовольствие, но и спорт. Спортивная машина отличается от обычной специальными шинами, низкой посадкой, формой руля и т.д. Нашими машинами сегодня будут самокаты. Ребенок едет на самокате, огибает конус и возвращается обратно. Мама и папа тянут игрушечные машины за веревки, наматывая их на палочку (чья машина быстрее приедет). Победителем будет та команда, которая быстрее справится с этим заданием.

Ведущий:

Не бойтесь дети дождя и стужи,

Почаще приходите на стадион,

Кто с детских лет со спортом дружит

Всегда здоров, красив и ловок и силён.

2-й конкурс «Самый сильный папа»

Сейчас все команды спешат на стадион, на улице идет дождь. Папа несет за спиной ребёнка, а мама бежит за ними, укрывая ребенка зонтом от дождя. (Каждой команде выдается зонт).

3-й конкурс танцевальный - на лучшее исполнение танца «Летка-енка»

4-й конкурс «Меткий стрелок»

Эстафета: пролезть в обруч, взять мешочек с песком и забросить в мишень, оббежать конус и передать эстафету следующему.

5-й конкурс «Кузнечик»

Команды стоят в указанном порядке. Ребёнок прыгает первым в длину с места, мелом проводится линия на полу по крайней точке приземления (по пяткам). К этой полосе встаёт мама и выполняет прыжок, (чертится линия), затем прыжок выполняет папа. Измеряется общая длина прыжка.

6-й конкурс Эстафета «Семейная»

(Потребуется: 6 обручей, 12 мячей, корзина для мячей). Обручи расположены так:

 

Расстояние между ними 2 м. Семья бежит, взявшись за руки, каждый в свой обруч – мама в обруч с мячами, папа в обруч около баскетбольного щита, ребёнок в пустой обруч. Мама бросает 6 мячей ребёнку в руки, ребёнок бросает мячи папе, папа ловит их и забрасывает в баскетбольную корзину (по одному). Берутся за руки и бегут обратно.

7-й конкурс «Скачки»

Все участники команд по очереди прыгают на мячах-лошадках (прыгающие мячи). Побеждает та команда, которая первая придет к финишу.

8-й конкурс – это многоборье «Вкус победы!»

Испытать этот вкус должны все! Участники «паучками» (папа, мама и ребенок встают спиной друг к другу, сцепившись локтями) добегают до отметки, обратно возвращаются по «льдинам» (дается по 2 коврика на каждую семью – передвигаются, наступая всей семьёй на один коврик, второй  подтягивают вперед и затем перепрыгивают на него и т.д.). На финише их ждет напиток под названием «Вкус победы» (этикетки сделаны организаторами конкурса). Побеждает та команда, которая быстрее выпьет напиток через коктейльную трубочку.

Жюри подводит итоги

Игра с болельщиками «Каждой белке своё дупло»

На пол ложится 9 обручей. Вызываются по 5 детей от каждой команды болельщиков. Дети встают в круг. Пока играет музыка, дети бегают по кругу, перестаёт играть музыка – занимают обруч. Кому обруча не хватило – покидает игру. Один обруч убирают и начинают игру снова. Побеждает последний, оставшийся в обруче.

Жюри подводит итоги конкурса болельщиков.

Награждение

Ведущий: И в заключении мне очень хочется сказать вам:

Спортсмены – верные друзья и летом, и зимой.

Пусть будет каждая семья спортивною семьёй!

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Круг почета под музыку


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Тематическая прогулка

«Путешествие на ромашковое поле»

Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру, цветку ромашке, символу Всероссийского дня семьи, любви и верности.

- Формировать желание стать другом и защитником природы.

- Расширять представления и знания детей о лекарственных растениях, об их значении в нашей жизни.

- Развивать речь, активизировать внимание и память.

Художественное слово:

Хорошо, что мы собрались

На лужайке в этот час,

И погода постаралась

Быть приветливей для нас.

Хватит нам сидеть на месте

И в песочнице играть!

Есть дела поинтересней –

Например, в лесу гулять.

Ваши формочки, лопаты

И ведерки подождут.

Приглашаю вас, ребята,

На прогулку. В добрый путь!

Воспитатель: Пока мы собирались в путешествие, почтальон принес нам посылку. Ребята, как вы думаете, что лежит в посылке? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте откроем ее и посмотрим. Здесь лежит цветок. Вы знаете, как он называется?

Качаясь под ветром, гнет стебелёк

В зелени яркой белый цветок.

Оранжевым солнцем горит серединка.

К которой прижалась, белея снежинка.

Спит в серединке уютно букашка…

Снежинка плюс солнце и вышла     ромашка.

Дети: Ромашка. Ромашка является нежным символом семейного праздника, к которому мы готовимся.

Воспитатель: А еще здесь какая-то записка. Оказывается, что эта не простая Ромашка, а с секретом. Каждый лепесток – волшебный, с заданиями, которые нам предлагает выполнить цветок.

Вы хотите отправиться в путешествие и выполнить все задания?

(Ответы детей)

- Тогда отправляемся в путь на ромашковое поле.

Ход прогулки

1 лепесток

Воспитатель: Рассмотрите цветок. Ромашка — это травянистое растение с ветвистым стеблем и многочисленными узенькими листочками.

Она теплолюбива, потому прекрасно себя чувствует в южных краях нашей страны.

Цветок ромашки состоит из беленьких лепестков и желтой серединки.

Ромашка очень ароматное растение. Своим сильным запахом она привлекает насекомых, которые ее опыляют.

Цветет ромашка все лето, украшая лесные поляны и луга.

Ромашка — ценное лекарственное растение. Сухие цветки полевой ромашки продают в аптеках, они помогают людям справиться со многими болезнями.

Наша задача — сохранять и оберегать этот красивый и полезный цветок, не дать ему исчезнуть.

Цветоводы вывели и садовую ромашку, которую часто можно встретить на городских клумбах. Цветки у нее гораздо крупнее, но они не имеют такого аромата, как полевая ромашка, и целебными свойствами не обладают.

2 лепесток

Подвижная игра «Веночек»

Дети становятся в шеренгу на одной стороне площадки: это цветы в саду. Выбирается водящий — садовник. Становится напротив детей на расстоянии 3—4 м.

Садовник произносит слова:

Я иду сорвать цветок,

Из цветов сплести венок.

Дети: Не хотим, чтоб нас срывали — (махи руками перед собой).

И венки из нас сплетали — («вертушка» руками).

Мы хотим в саду остаться — (встать на носки, руки вверх).

Будут нами любоваться — (кружение на носках, руки вверх с наклоном головы).

Дети перебегают на другую сторону. Водящий ловит. Пойманный — водит!

3 лепесток:

Загадки:

Отгадайте-ка, ребятки, мои летние загадки!

Яркое и доброе, светит всем в окошко.

Мы попросим ласково:

«Нас погрей немножко!»

(Ответ: солнце.)

Для одних он – садовод,

Для других он – полевод,

Успевает везде быть,

Поле, луг и сад полить.

(Ответ: дождь.)

На большой цветной ковер села эскадрилья,

То раскроет, то закроет расписные крылья.

(Ответ: бабочки.)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Ответ: пчела.)

Возле леса, на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый…

(Ответ: мухомор.)

Длинноногие сестрицы

Вышли стайкой на лужок.

Словно снег, у них ресницы

И, как солнышко, глазок.

(Ответ: ромашка.)

4 лепесток

Подвижная игра «Радуга»

Чертятся две линии. Выбирается водящий — радуга. Он становится между этими линиями. Все остальные — на одной из них. Радуга отворачивается от детей и называет какой-либо цвет и поворачивается. Если такой цвет есть в одежде ребенка, то он может спокойно пройти на другую сторону. Если нет — должен пробежать так, чтобы радуга не осалила его.

5 лепесток

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Дети подражают звуками насекомых: как пищат комарики, жужжат мухи, птички поют в лесу, кукушка кричит на суку, лягушки квакают, кузнечики трещат и т. д.

Серединка ромашки:

Воспитатель: Ребята, я очень люблю лето. А какое время года любите вы?

(Ответы детей)

Воспитатель: Здесь другого нет ответа – ну, конечно, это… лето. Ребята, а какого цвета лепестки у ромашки? А какого цвета серединка?

(Ответы детей)

Правильно, желтого. Желтый – мой самый любимый. Я знаю «Желтую игру». Хотите, поиграем?

(Дети повторяют движения за воспитателем.)

Желтое солнце на землю глядит,

(поднимают ручки вверх)

Желтый подсолнух за солнцем следит.

(качают руками)

Желтые груши на ветках висят.

(фонарики)

Желтые птенчики звонко пищат.

(клюют)

Желтая бабочка, желтая букашка.

(машут руками)

Желтые лютики, желтая ромашка.

(вращают кистями рук)

Желтое солнышко, желтенький песочек.

Желтый цвет радости, радуйся, дружочек!

(хлопают).

Воспитатель: Наше путешествие закончилось, все задания выполнены. Пора в детский сад возвращаться.

Вот и закончилась наша прогулка!

Шли мы, шли

И в детский сад пришли.

Вот песочек, вот совочек.

Будем куличи лепить,

Машинки по земле возить,

С любимыми игрушками

И прогулку нашу вспоминать.


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Сюжетно - ролевая игра «Ждем гостей»

Цели: Продолжать учить детей организовывать сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу; уточнить представления детей о составе семьи, уточнить и закрепить знания детей о правилах взаимоотношений между членами семьи; закреплять навыки уборки помещения, глажения белья, сервировки стола;

Развивать логическое мышление, познавательную активность детей, желание участвовать в ролевых диалогах в рамках заданной сюжетной линии;

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, дружелюбие, развивать творческую инициативу, самостоятельность.

Материалы: предметы сервировки стола, средства для уборки помещения, утюг, технические музыкальные средства, конфеты, торт, печенье.

Ход игры

В: Сегодня, дети, у нас особенный день. Мы ждем гостей. В нашем общем доме мы живем долго и можем сказать, что мы – вместе кто?

Дети: Мы семья.

В: Назовите, пожалуйста, членов семьи. Кто живет в семье?

Дети: В семье живут папа, мама, бабушка, дедушка, дочка, сын.

В: Рассмотрите картину. Как сказать одним словом, кто живет в этом доме?

Дети: В этом доме живет семья.

В: Расскажите, чем занимаются члены семьи?

Дети рассказывают

В: Как вы думаете, как они должны общаться друг с другом? Каким голосом и как разговаривать?

Дети: Они должны разговаривать вежливо, спокойно, не кричать…

В: Какие должны употреблять «волшебные» слова!

Дети: Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, доброе утро…

В: Рассмотрите и назовите предметы, которые мы будем использовать во время игры.

Дети называют предметы, уточняем, для чего нужен данный предмет

В.: Давайте распределим роли:

- Кто хочет играть роль мамы? Папы? Сына? Дочки?

- Еще нам в игре нужен продавец. Кто хочет играть роль продавца?

- Итак, наша семья ждет гостей. Мы можем приглашать гостей в неубранный дом?

Дети: Нет, не можем.

В: А почему?

Дети: Потому что стыдно, не хорошо, если в доме грязно…

В: А мы можем оставить гостей без угощения?

Дети: Нет, не можем.

В: Чем же мы будем сегодня заниматься?

Дети: Мы будем убирать, накрывать на стол, покупать угощение.

В: В дружной семье все дела делаются сообща, вместе. Давайте подумаем, что будет делать мама?

Мама: Я поглажу новую скатерть, салфетки, ленты. (Папе) А ты почисть ковер.

Папа: Хорошо, (Дочке) Дочка, возьми тряпочку и вытри пыль на столе, телевизоре, на тумбочке.

Дочка: Хорошо, мама.

Мама: Сынок, а ты наведи порядок в игровом уголке, расставь красиво игрушки.

Сын: Хорошо, я все сделаю.

Мама: А я поглажу скатерть.

Участники игры приступают к выполнению трудовых поручений.

Звучит легкая тихая музыка (в магнитофонной записи)

Мама: Ой, мы забыли купить угощение для гостей. (Обращаясь к папе). Сходи, пожалуйста, в магазин.

Папа: Хорошо, а что купить?

Мама: Купи вкусный торт, конфеты, печенье.

Папа: Я пошел в магазин.

(Продавцу) Здравствуйте!

Продавец: Здравствуйте, что вы хотите купить в нашем магазине?

Папа: Дайте мне, пожалуйста, 1 торт, коробку конфет, печенье.

Продавец: Все это стоит 100 рублей.

Папа: Возьмите, пожалуйста, деньги. Спасибо за покупку, до свидания.

Продавец: До свидания, приходите еще.

Папа: Я пришел, посмотрите, что я купил.

Мама: Хорошо, положи все на стол.

Папа: Как у вас дела? Тебе помочь?

Мама: Да, давайте накрывать на стол.

Все сервируют стол, затем приводят себя в порядок.

Приходят гости (2-е детей)

Гости: Здравствуйте!

Мама, папа: Здравствуйте, проходите, пожалуйста. (Гостей приглашают к столу, поют песни или загадывают друг другу загадки, рассказывают пословицы и поговорки о труде, поют песню о дружбе).


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Волшебная ромашка

(сценарий летнего праздника)

Под мелодию «Песенки теплого лета» муз. В. Ударцева дети собираются на праздник.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в этот теплый летний день в нашем детском саду. Пока мы собирались на праздник, почтальон принес посылку. Ребята, как вы думаете, что лежит в посылке?

Ведущий: Давайте откроем, и посмотрим. Здесь лежит цветок. Вы знаете, как он называется?

Дети: Ромашка.

Ведущий: А ещё здесь записка. Оказывается, что это не простая ромашка, а с секретом. Каждый лепесток – волшебный, с заданиями, которые нам предлагает выполнить цветок.

Загадки:

Отгадайте-ка, ребятки, мои летние загадки!

Яркое и доброе, светит всем в окошко.

Мы попросим ласково:

«Нас погрей немножко!» (солнце)

Для одних он – садовод,

Для других он – полевод,

Успевает везде быть,

Поле, луг и сад полить. (дождь)

На большой цветной ковер села эскадрилья,

То раскроет, то закроет расписные крылья. (бабочки)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (пчела)

Возле леса, на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый…(мухомор)

Он и желтый, он и белый,

Он и робкий, он и смелый:

Только дунет ветерок,

К облакам взлетит цветок. (одуванчик)

Молодцы, ребята! С первым заданием справились. Следующее задание: веселые соревнования!

Игра «Веселые соревнования»

Дети делятся на две команды.

Первое задание: «Кто быстрее». Игроки строятся колоннами перед стартовой чертой. У контрольного ориентира – флажка каждой команды лежат 10-15 мячиков (это бабочки) и детский сачок. По сигналу ведущего первые номера бегут к флажку, берут сачок и кладут в него один мяч, затем несут его к ведру, которое стоит около стартовой черты, кладут бабочку (мяч) в ведро, а сачок передают следующему участнику.

Второе задание: «Кто больше сделает прыжков на скакалке».

Третье задание: «Оббеги препятствие». Дети в порядке очереди оббегают пирамидки змейкой, добегают до ориентира и кидают мяч в корзину. Возвращаются в свою команду.

Ведущий. Молодцы, ребята. Наши соревнования удались. Переходим к следующему заданию ромашки – прочитать стихотворение.

1 ребёнок: Как мы долго ждали, как мы долго звали,

Лето наше красное,

Звонкое и ясное.

Наконец, оно пришло,

Сколько счастья принесло!

Нам тепла и света

Хватит на все лето!

2 ребенок: Маленькое солнце на моей ладошке –

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки –

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки, наступило лето,

И ромашек белых соберем букеты!

3 ребенок: Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик – первый, молодой,

У него чудесный золотистый цвет,

Он – большого солнца маленький портрет.

Ведущий: Еще один лепесток и следующее задание ромашки – потанцевать. Давайте станцуем веселый танец.

Танец по выбору музыкального руководителя

Ведущий: Мы с вами и стихи читали, и загадки отгадывали, и танцевали, и соревновались, какое же ещё задание нам приготовила ромашка? Она предлагает поиграть в игру «Кто как кричит?»

Игра «Кто как кричит?»

Дети подражают звукам:

- пищат как комарики;

- жужжат как мухи;

- птички поют в лесу;

- кукушка кричит на суку;

- лягушки квакают;

- кузнечики трещат;

- зайчики пищат.

Ведущий: Молодцы! Со всеми заданиями справились. А теперь, я думаю, Ромашка раскроет нам свой секрет. Закрывайте глаза, пусть волшебная музыка нам поможет.

Звучит веселая мелодия, выходит Ромашка.

Ромашка: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ромашка. Я очень люблю лето. А какое время года любите вы? Здесь нет другого ответа – ну, конечно, это…лето! Ребята, а какого цвета мои лепестки? А серединка? Правильно, желтого, это мой самый любимый цвет. Я даже знаю «желтую игру». Хотите, поиграем?

Желтая игра

Ромашка: Желтое солнце на землю глядит,

(поднимают ручки вверх)

Желтый подсолнух за солнцем следит.

(качают руками)

Желтые груши на ветках висят.

(фонарики)

Желтые птенчики звонко пищат.

(клюют)

Желтая бабочка, желтая букашка.

(машут руками)

Желтые лютики, желтая ромашка.

(вращают кистями рук)

Желтое солнышко, желтенький песочек

Желтый цвет радости, радуйся, дружочек!

(хлопают)

Ребята, а какого цвета лето?

Ведущий. Ромашка, наши ребята знают про это песню.

Песня «Лето» Т. Бокач

Ромашка: Какие вы молодцы, мне очень понравилось, как вы играете, поете песни, радуетесь солнышку и лету. У меня для вас есть сюрприз. Я приготовила вам угощение, но забыла, куда его положила. Для того чтобы его найти, надо перейти болото, перепрыгнуть ручеек и шагать по дорожке.

Ромашка: А вот и мой сюрприз для вас, эта волшебная корзинка, а в ней – сладкие ромашки. Угощайтесь, пожалуйста.

Ромашка раздает детям леденцы на палочке, в виде ромашек.

Ромашка: Без меня вы не скучайте,

Скоро к вам приду – прощайте.

Ромашка уходит.

Ведущий: Вот и кончилось веселье, наступил прощанья час.

Вы скажите откровенно, вам понравилось у нас?

Всех, кто сегодня смеялся, играл,

Весело пел, шутил, танцевал,

В этот пригожий и теплый денек

Ждет в группе витаминный сок!

Под музыку «Лето» Ю. Муратовой дети расходятся по группам.


ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ДЕТСКИЕ СТИХИ О СЕМЬЕ

В разделе представлены стихи про семью от различных российских авторов. Трогательные стихи научат ребенка ценить, уважать, защищать семью и не оставят равнодушными ни взрослых, ни детей.

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Стихи о семье

Семья-это слово нам многое скажет.

Семья нам с рожденья в путь жизни покажет.

И каждый, какой бы с ней не был момент,

Волшебней, роднее моментов и нет.

Семья с нами рядом всегда и везде,

Она много значит в каждой судьбе.

Стихи о семье (О. Бундур)

Мама на папу глядит,

Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресенье,

И за окошком – не солнце,

А вьюга,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

Бабушка и дедушка

Надо бабушку любить,

Надо с дедушкой дружить.

Только вместе всей семьёй

Можно долго нам прожить.

С ними можно поиграть,

Или книжку почитать,

И от них, когда захочешь,

Можно новое узнать.

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна (СЕМЬЯ!)

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (семья)

Вот ведь дело-то какое…

Нас не семеро, а трое:

Папа, Мамочка и я,

Но все вместе мы — …(семья)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя... (мама)

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая... (мама)

Фотография стоит

В золотистой рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой... (мамочки)

Ты трудилась, ты устала

И совсем не отдыхала,

Буду солнышко просить

Утром в окна не светить:

— Не вставай так рано,

Не буди ты... (маму)

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз? (мама)

Колыбель кто вам качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игpyшки вам дарит? (мама)

Если, дети, вы ленивы,

Hепослyшны, шаловливы,

Что бывает иногда, -

Кто же слёзы льет тогда?

— «Всё она, родная». (мама)

Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В щёчку поцелует - чмок?

Вот она всегда какая

Моя ... родная! (мамочка)

Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора»?

Кашу кто успел сварить?

Чаю — в пиалу налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в саду нарвал?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех? (мама)

Пословицы и поговорки о семье

Русские пословицы о семье

Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.

Без отца - полсирота, а без матери - круглая сирота.

Брат брату - головой в уплату. Брат брату сосед.

Было бы кому до смерти поить, кормить да глаза прикрыть.

Была б моя бабуся, никого не боюся; бабушка - щиток, кулак - молоток

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В своем доме и стены помогают.

В семье дружат – живут, не тужат.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Всякая невеста для своего жениха родится.

Всякий мирянин своему брату семьянин.

Где бабка ни бери, а внука корми!

Где любовь и совет, там и горя нет.

Где мир да лад, там и Божья благодать


ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Дидактическая игра «Укрась икону»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

  • расширять представление детей об иконе;
  • познакомить детей с православной традицией отношения к иконе – почитание икон;
  • учить узнавать на иконах Образы Святых Угодников Божьих;
  • способствовать развитию высших сфер личности ребенка, формированию любви, добра, совести.

Материалы: Иконы с Образами Святых Угодников Божьих, цветной и белый картон, ножницы, гуашь, кисти, салфетки, клей, цветная бумага.

Ход игры

  1. Чтение стихотворения Ю. Кондратьевой  «Икона Божьей Матери»

Икона Божьей Матери,

Прошу меня храни.

От бед, напастей горестных

Меня убереги.

С Тобой я свет увидела

В далёких облаках.

Икону Божьей Матери

Держу я на руках.

Растопишь сердце ты моё

В преддверии трудных дней

И станет ясно и легко

На душе моей.

  1. Рассматривание икон, выбор иконы для игры.
  2. Изготовление украшений (цветы, свечи, листочки, геометрические фигуры).
  3. Украшение иллюстрации иконы.
  4. Рассматривание и обсуждение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Развивающие игры по теме «Моя семья»

1. Детям предлагается с помощью кругов показать членов семьи (самый большой круг – дедушка, поменьше круг – бабушка и т. д.). Хорошо, если такие кружки будут у каждого ребенка.

Описание: Развивающие игры по теме «Семья»

2. Можно показать членов семьи с помощью пирамидки. Ребенку предлагается нанизывать кольца пирамидки и называть члена семьи (самое большое кольцо – дедушка, поменьше – бабушка и т. д.)

Описание: http://www.maam.ru/upload/blogs/12718175f19294c9f956e9fff56a7018.jpg.jpg


ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Сценарий праздника «День семьи, любви и верности»

(для детей старшей группы детского сада)

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады вас видеть на нашем семейном празднике! Сегодня вся Россия отмечает праздник Семьи, любви и верности.

Что может быть семьи дороже, теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя с любовью и провожают в путь с добром!

Отец и мать и дети дружно сидят за праздничным столом.

И вместе им совсем не скучно, а интересно впятером!

СТИХИ

1. Моя дружная семья

Папа, мама, дед и я!

Папа мой такой большой,

Очень ласковый, родной.

Мама, мамочка моя

Очень добрая она.

Ну а дедушка и я - неразлучные друзья!

2. Семья-это мы, семья-это я,

Семья-это папа и мама моя,

Семья-это Коля братишка родной,

Семья-это котик пушистенький мой,

Семья-это бабушки две дорогие,

Семья - и сестрёнки мои озорные.

Семья-это крёстный и тётя, и дядя.

Семья – это ёлка в красивом наряде.

Семья-это праздник за круглым столом,

Семья-это счастье, семья-это дом.

Где любят и ждут и не помнят о злом!

Песня «Моя семья»

Ведущий: Что такое семья - понятно всем! Семья-это дом, семья – это мир, где царят любовь и преданность. Это одни на всех радости и печали. Это привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь.

В нашем садике дружные крепкие семьи, в которых соблюдаются традиции, а верность, любовь, взаимопонимание передаются из поколения в поколение.

А теперь посмотрим, что думают и говорят наши ребята о семье.

Показ видеофильма «Что такое семья?»

1-й ребенок:

Ожидая от природы

Новых радостных вестей,

Смотрим на «Прогноз погоды»

Сразу после «Новостей».

Узнаем мы с мамой, глядя

На мерцающий экран:

Наводнение в Неваде,

В Уругвае — ураган!

2-й ребенок:

А в Индийском океане

Изверженье в глубине,

А тайфуны на Тайване

Так и ходят по стране!

Сколько волн, и бурь, и грома —

Им уже потерян счет.

Хорошо, мы с мамой дома,

А не где-нибудь еще!

Ведущий: Действительно, погода в доме важна и для взрослых, и особенно для малышей. В репертуаре Ларисы Долиной есть прекрасная песня, которая так и называется — «Погода в доме». Дорогие гости! Давайте все вместе ее споем, а ребята нам помогут.

Ведущий раздает взрослым листки с текстом, после чего исполняется песня «Погода в доме», сл. М. Танича, муз. Р. Горобца.

Под музыку входит Бабушка –рассказушка.

Бабушка-Рассказушка: Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости (кланяется). Поздравляю всех с большим праздником - с днём Семьи!

Ведущий: Здравствуйте! Ой, кто это пришел к нам в гости?

Бабушка – Рассказушка: Давайте познакомимся. Я Бабушка - Рассказушка. А называют меня так, потому что я знаю много интересного и люблю рассказывать обо всем детям. А вас как зовут?

Ведущий: Уважаемая Бабушка - Рассказушка, вы, наверное, и сегодня поведаете ребятам и нашим гостям интересную историю.

Бабушка – Рассказушка: С удовольствием! Я расскажу, почему мы отмечаем День Семьи, Любви Верности именно сегодня, 8 июля. Это день памяти православных святых, супругов Петра и Февронии. Они издавна почитаемы в России как хранители семьи и брака. Петр был человеком благородного происхождения, князем. Влюбившись в простую рязанскую девушку Февронию, он женился на ней. Княжили супруги в городе Муроме в конце XII века, жили счастливо. А сейчас я предлагаю вам посмотреть  музыкальную картинку о празднике Семьи, её нам покажет старшая группа.

Презентация «День семьи» (Приложение)

2 слайд: Выходит Хозяюшка

Хозяюшка: В Великой России есть праздник красивый.

Днём семьи, любви и верности наречённый.

Празднуется 8 июля по новому стилю,

Любви настоящей сей день посвященный.

3 слайд: Зажигая в этот день свечи,

Вы сердца любовью зажгите.

Чтобы были вы вместе вечно,

Заступничества у святых просите.

4 слайд: И дарите ромашки любимым -

Солнышки надежды, доброты…

Пусть станут они отныне

Символом любви и чистоты.

Входят под музыку «Воротички» гр. «Иван Купала» дети подготовительной группы.

5 слайд:

1 ребёнок:

Это были мудрые правители,

Прожили в согласии, а главное –

Всем влюблённым стали покровители,

Как гласит нам вера православная.

2 ребёнок:

Всю жизнь земную праведники жили,

Храня своей любви бесценный клад.

Они следят, чтоб и у нас царили

В семье любовь, согласие и лад.

Хозяюшка: Семья-то у меня большая – детушки ладные, песни поют складные…

Русская народная игра «Вишенка»

(Ведущая держит в руках палку. Напевая песню, постукивает палкой об пол. Дети подпевают хором. Названный в песне ребёнок, берется за палку. Постепенно все дети вовлекаются в игру, образуя дерево, где стволом является палка, а ветками – дети.)

Вишенку я брала,

Брала зеленую.

Семеюшка мала,

Семеюшка мала.

Пристань, пристань, Маша.

Пристань, дорогая.

Семеюшка мала,

Семеюшка мала.

И т.д.

Пословицы и поговорки о семье:

1. Где любовь да совет – там и горя нет!

2. Семья в куче – не страшна и туча.

3. Не нужен и клад, когда в семье лад.

4. Когда семья вместе, и сердце на месте.

5. С милым и в шалаше рай.

Ребёнок:

Отворяю ворота ключиком-замочком

Накрываюсь, покрываюсь шелковым платочком.

Приглашаю танцевать мальчика Ванюшу,

А подружке предлагаю пригласить Андрюшу.

Русская народная песня «Летели 2 птички» (инсценировка песни)

  1. Летели две птички,

Ростом невелички.

(дети парами двигаются по кругу)

Припев: Ой, да – виноград,

Зеленая роща.

А кто ж виноват?

Жена или теща?

(Полуповороты туловищем. Кружатся.)

  1. Летели-летели –

Сели, посидели.

(Движения по тексту. Присаживаются лицом друг к другу)

Припев: (движения те же)

  1. Сидели-сидели.

Взвились – полетели.

(движения по тексту)

Припев: (движения те же)

  1. Стали расставаться –

Крепко обниматься.

(обнимаются)

Припев.

(Полуповороты туловищем. Кружатся.)

Хозяюшка выходит с запелёнутой куклой. Качает её, баюкает:

- Семья-то у меня какая большая! Детушки ладные, песни поют складные…

Передает куклу ребёнку. Ребёнок качает куклу, укладывает в колыбель

А-а-а-а….А-а-а-а-а.

Сами Катю покачаем

Под припевочку свою,

В ней начало – баю-баю,

А припев: баю-баю…

6 слайд.

Танец «Белый голубочек» гр. «Миряне»

7 слайд.

Мальчик:

С Днём семьи всех поздравляем,

Жить, как мы живём, желаем!

Девочка:

В наказ от нас – наставленья примите:

Лишь в мире, любви и верности живите!

Хозяюшка:

Друг друга храните и уважайте,

И в горе, и в радости не забывайте!

Ведущий: Спасибо, Бабушке – Рассказушке и ребятам из подготовительной группы за интересную музыкальную картинку.

Скажи, пожалуйста, а для чего у тебя в корзинке ромашки?

Бабушка-Рассказушка: Ромашка — это самый известный и любимый цветок в России. Также с древних времен он был символом любви. В наши дни ромашка стала олицетворять праздник Дня Семьи, Любви и Верности. И я вам дарю этот букет.

А сейчас, ребятки, попробуйте-ка отгадать мои загадки…

Загадки от бабушки:

1. Яркое, доброе, светит всем в окошко,

Мы попросим ласково, нас погрей немножко! (солнце)

2. Для одних он садовод,

Для других он полевод,

Успевает везде быть, поле, луг, сады полить (дождь)

3. На большой цветной ковёр села эскадрилья,

То раскроет, то закроет расписные крылья (бабочка)

4. Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,

Похлопает над цветком – он поделится медком (пчела)

5. Он жёлтый, он и белый,

Он и робкий, он и смелый.

Только дует ветерок.

К облакам взлетит цветок (одуванчик)

6. Синенький звонок висит,

Никогда не звонит (колокольчик)

7. Стоит кудряшка – белая рубашка (ромашка)

Ведущий: Молодцы, а теперь давайте соберём ромашку!

Игра «Собери ромашку»

Ведущий: Ребята, скажите, как вы думаете, что такое дом? (Ответы детей)

А родители, что думают по этому поводу? (Ответы  родителей)

Ведущий: Бабушка-Рассказушка, может быть, вы знаете, что такое дом?

Бабушка-Рассказушка:

Дом — это уютный, теплый очаг.

Я расскажу вам стихотворение о доме:

Дом, как известно всем давно,

Это не стены и не окно,

Даже не стулья за столом —

Это не дом.

Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом —

Это твой дом!

Желаю, чтобы вам всем было тепло и уютно в своих домах.

А мне уже пора возвращаться в свой дом, где меня ждут мои родные и близкие. До свидания.

Уходит.

Ведущий:

К сожалению, наш праздник подходит к концу.

Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем.

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!

А сейчас все встанем в большой круг, возьмёмся за руки и потанцуем.

(звучит песня «День семьи»)

Праздник заканчивается чаепитием, запусканием воздушных шаров с белыми голубочками в небо, с загадыванием желаний.