Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации
статья на тему

Коранова Ксения Евгеньевна

для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koranova_k.e._tezisy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность в дошкольной

образовательной организации

1)Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни, социально-экономических условий в России, процесс модернизации российского образования, развитие научных исследований в области образования, вариативности дошкольного образования резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.

Как педагогический термин «инновация», «инновационная деятельность», «педагогические инновации»  относительно молод, поэтому существуют разные подходы к определению данного понятия. Согласно современному словарю по педагогике «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан». [ 2: c.58 ]

Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образования по сравнению со сложившимися традициями и практикой. Это предполагает системное использование научных достижений для социального и экономического развития общества, интеллектуального развития индивида, требует создания стимулов для распространения и приобретения знаний, совершенствования системы образования вообще и дошкольного в частности.

2)Инновации в образовании можно условно разделить на:

- общие (глобальные концепции современного образования);

- частные (авторские нововведения, которые разрабатываются  и внедряются непосредственно в ОУ).

В системе образования можно выделить следующие классификации инноваций по типам нововведений:

по масштабности:

- федеральные;

- региональные;

- муниципальные;

- на уровне образовательного учреждения.

по педагогической значимости:

- обособленные (частные, локальные, единичные и т. д.);

- модульные (комплекс частных, связанных между собой инноваций);

- системные.

по происхождению:

- модификационные;

- комбинированные (присоединение к известному нового компонента);

- совершенно новые.

3)Основными признаками инновационной деятельности воспитателя является формирование необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

 Важным условием успешной реализации инновационной деятельности воспитателя являются умение принимать инновационное решение, идти на определенный риск, снимать инновационные барьеры.

 Инновационная деятельность-содержание, технологии, формы, методы которые использует воспитатель в своей работе. Инновация – это не просто факт, это целая система в работе воспитателя, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.

4)Инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно ориентированные.

-В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежит реализация той или иной образовательной технологии и методики, например:

- применение современных информационных технологий;

- применение принципа интеграции содержания образования;

- развивающее обучение;

- дифференцированное обучение;

- проектное обучение;

- проблемное обучение;

В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства воспитателя должны стать такие подходы к современной организации обучения как: личностно - ориентированный подход; профессионально-ориентированный  подход; креативно - развивающийся подход; сущностный подход.

Проблемно ориентированные инновационные процессы, как это и определено названием, направлены на решение определенных задач, связанных с формированием конкурентоспособной личности.

5)Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях

Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии).

1.ИКТ в работе современного педагога:

а) Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

б) Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

в) Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

г) Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

д) Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

2.ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Компьютер в детском  саду рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная интегрировать с различными направлениями воспитательно- образовательного процесса, обогатить и изменить   развивающую среду детского сада.

В воспитательно-образовательном процессе используются программы:

- Развитие воображения, мышления, памяти

- Простейшие графические редакторы

- Игры-путешествия

- Обучение чтению, математике

- Использование мультимедийных презентаций

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

 2. Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Достоинства проблемного обучения:

 а) Высокая самостоятельность детей;

 б) Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребёнка;

 в) Развитие мыслительных способностей детей.

 3. Технология проектного обучения — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 4. Технология игрового обучения - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.) Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

 5. Личностно – ориентированные технологии - ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты.

 6. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

 7. Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, т.е целью является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ дает возможность  проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности».

Формирование конкурентоспособного специалиста в современных условиях возможно только при внедрении и включении в образовательный процесс проблемно и методико-ориентированных инноваций, отвечающих положениям общих инновационных процессов, отраженных в программах и концепциях.

Литература:

1. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16 – 21.

2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.

4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

5. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.

6. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с.

7.Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004. – С. 34-35.

 8.Микляева, Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008. – С. 12-18.

 9.Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: Аркти, 2004. – С. 43.

10. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12.