УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Стегленко Нина Александровна

Научная статья о формирование словаря детей старшего дошкольного возраста, средствами устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_statya.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Так, на смену федеральным государственным требованиям вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 No 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»), в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

     В настоящее время уделяется особое внимание формированию словаря

детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сензитивным в освоении речи. Дошкольник должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем – отличаются нестабильностью успехов в учебе.

     Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались такие исследователи как: В.В. Гербова, А.П. Иваненко, М.М. Конина, В.И. Логинова,

Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина. Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов, а также форм осуществления данной работы педагогами.

     Старший дошкольный возраст  – это последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением. В современной методике формирование словаря рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

     Проанализировав программы ДОО «Детство» (В.И. Логинова,Т.И. Бабаева),«Радуга» (Т.Н. Доронова,С.Г. Якобсон), «Успех»(Т.И. Алиева, Т.Н. Доронова) и другие можно вывести формы, методы и средства формирования словаря детей дошкольного возраста. В старшей группе необходимо расширять запас слов за счет: названий предметов, качеств, действий; активизации словаря; употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов; формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный – слабый, быстрый – медленный, стоять – бежать); формирования умения подбирать слова со сходным значением (веселый – радостный, прыгать – скакать и др.); использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.

     В целом, для обогащения и уточнения словаря старших дошкольников используются следующие приемы: воспитатель называет предмет, действие, качество, интонационно выделяя новое слово, и предлагает повторить его («Да, мне тоже запомнился этот взъерошенный воробей, – говорит педагог.

– Запомнили? Как я сказала о воробье?»). Дети легче запоминают и быстрее начинают пользоваться новым словом, если в дальнейшем оно закрепляется в различных видах деятельности. Детям предлагают поразмышлять над новым словом («Стоял погожий осенний день, – начинает воспитатель свой рассказ и интересуется: – Как вы думаете, какой это был день?»).

     Начиная, с первобытно общинного строя, детей воспитывали одинаково, вовлекая их в доступную для них деятельность. Родовая община давала поручения старшим, умудренным опытом людям знакомить детей с обрядовыми традициями и историей рода, воспитывать у младших почитания старших и умерших. Важную роль в воспитание детей занимало устное народное творчество: придания, песни, сказания. Устное народное творчество – это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название.

     По-другому, устное народное творчество называют фольклором. К нему относят: народные песни, сказки, былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, частушки и многое другое. Устное народное творчество придает языку яркость и выразительность. К примеру, с помощью пословиц, фразеологизмов можно тактично намекнуть человеку на его ошибки, при этом, не обидев его. В своих исследованиях Н.В. Гавриш [1] занималась поиском путей формирования образной речи дошкольников на основе использования разных жанров литературы и устного народного творчества.

Нельзя не учитывать тот факт, что лучшие образцы речевой культуры предлагает народная педагогика, отраженная в фольклоре. В последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало живительную силу обновления, ее можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Народность – приоритет фольклорного жанра. Главная особенность фольклорных форм – приобщение к вечно юным категориям материнства и детства. Не случайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как народная мудрость. В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию малых форм фольклора в развитии речи детей: М.Г. Буняковой, В.М. Водовозовой, Н.В. Гавриш, М.Г.Кургановой, Е.М.Струниной, О.С. Ушаковой и др. Все они свидетельствуют о возможности использования малых форм фольклора для развития образной речи детей. Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки,  пестушки, – все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. В своих работах Н.В.Гавриш [1] рекомендует использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественнойлитературой. Активировать в речи такие выражения как «водить за нос», «дать волю рукам», «нос повесить», «сказать – узлом завязать», «зарубить на носу». Используя в своей речи пословицы и поговорки дети, учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особо ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А.Сохина [3, с.187].Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

     Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Список литературы

1. Гавриш, Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: дис. ...канд. пед. наук / Н.В. Гавриш.–М.: Просвещение, 1991.  –188 с.

2. Шабаева, М.Ф. История педагогики: учебное пособие для студ. пед. ин -тов по спец. No 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» /под ред. М.Ф. Шабаевой.– М.: Просвещение, 1981. – 367 с.

3. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223с