игра - викторина "Россия - Родина моя"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Игра - викторина "Россия - Родина моя" - это итоговая работа к проекту по патриотическому воспитанию "Я - патриот" в группе общеразвивающей направлености от 5 до 6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_-_viktorina_rossiya_-_rodina_moya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Ромашка» муниципального образования Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры городской округ город Радужный

Игра – викторина

«Россия – Родина моя»

в группе общеразвивающей направленности

от 5 до 6 лет                                                                                      

Составила: воспитатель                           Чебанаш Е.А.

Тема: «Россия – Родина моя»

Цель: 

- активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения;

- развивать умения реагировать на высказывания партнера;

- активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины;

- воспитывать у детей патриотические чувства, уважение ко всем национальностям, любовь и уважение к России.

Материал: презентация о Росси  береза, эмблемы «Ромашки» и «Березки», раскраска «Герб России», флаги разных стран, содержание дидактической игры  «Достопримечательности Москвы», бублики, сушки, конфеты, ленточки для украшения березы, содержания настольной  игры «Национальный костюм» , большие платки, дипломы, подарки – книги «Сказки народов России» и «Праздники  России».

Оборудование: прожектор, компьютер.

Словарная работа: род, Родина, Родень, триколор, матушка, благородство.

Зал украшен детскими работами по патриотическому воспитанию. На центральной стене – герб, флаг, портрет президента Российской Федерации.

Под музыку А. Струева «Моя Россия» в зал входят дети и садятся на стульчики.  

Воспитатель: За окном весна. Солнце ярко светит, у всех хорошее настроение, и я вам предлагаю друзья поговорить о нашей великой стране.

Так как же она называется наша страна?

Дети: Россия. (слайд – карта России)

Ребенок:  О, мать моя, Россия

О, мать моя, Россия, Русь,

 Незыблем трон твой златоглавый,

 Люблю тебя, тобой горжусь,

 Многострадальной и державной.

Россия, Россия, великая сила,

 Великая сила, бездонная Русь,

 В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я

 И с нею останусь навеки, клянусь!

 (А. Черный)

Воспитатель: верно, ребята, Россия – это наша Родина. За что вы любите нашу Родину?

- А кто из вас знает, как образовалось слово «Родина»?

- Верно от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных родством. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода.. Главный  город наших древних предков назывался Родень. Он был посвящен богу Роду. (рассказ сопровождается показом слайдов)

- Ребята, придумайте к слову «род» близкие слова (родители, родственник, родня, родословия, родина, народ, родить..).

- Воспитатель: Верно, вы все сказали, родина – главное слово. Родина наша там, где мы родились.

                    На свете много разных стран,

Но Родина одна.

Для нас она любимая и главная страна.

Воспитатель:  А теперь приглашаю вас на игру – викторину посвященной родной стране  «Россия – Родина моя»

Мы приветствуем две команды и их капитанов: команда «Березки» - капитан Дарья Семенова, команда «Ромашки» - капитан Виктория Ивина.

Желаю вам, ребята, успехов и победы. Под музыку команды занимают свои места.

Каждый тур сопровождается показом рекламной вставки с эмблемой задания.

1 разминка   «Моя страна»

Каждой команде задается поочередно по 4 вопроса.

  1. Почему мы называем Россию нашим отечеством?  (Отечеством мы зовем её потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды).
  2. Почему мы зовем Россию матушкой?  (Матушкой – потому, что она выкормила, вырастила, выучила русскому языку и как мать защищает и бережет нас).
  3. Россия, какое место занимает по территории среди всех стран мира? (Первое место)
  4. Кто является главой Российского государства? (Президент)
  5. Кто является Президентом Российской Федерации? (В. В. Путин)
  6. Какая денежная единица России?  (Рубль).
  7. Назовите государственные символы России (Герб, флаг, гимн)
  8. Что такое гимн?  (Это торжественная песня, славящая кого – либо. При исполнении гимна обычно встают. Государственный гимн исполняют в особенных случаях, например  при награждении победителей международных спортивных соревнований). 

Послушаем гимн. Звучит гимн Российской Федерации..

2 тур «Символы страны»

     1. Что изображено на Российском гербе?  (Золотой двуглавый орел)

2. Очертание, какого старинного доспеха напоминает герб? (Щита)

3. Закончи определение: Щит – это вооружение древнего воина, предназначенное для…..(защиты)

4. Что вы знаете об орле? Подбери  слова, наиболее точно характеризующие эту птицу. Орел – гордый, свободный…сильный, мудрый. 

Послушаем, что нам расскажет ребенок

У России величавый

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

(В. Степанов)

Практическое задание: какая команда быстрее раскрасит, греб России.

     5. Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны? (Белого, синего, красного)

6. Какое значение на Руси имел красный цвет?  (На Руси все самое красивое называли красным: красна девица, красно солнышко, Красная площадь…)

7. Что символизирует белый цвет?  (Благородство. Это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбива, она ни на кого  не нападет)

8. Что символизирует синий цвет?  (Честность. Это вера, верность, народ любит свою страну, защищает её, верен ей.)

Послушаем, что нам расскажет ребенок

А Флаг России – триколор,

Полотнище в три цвета.

Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

(В. Степанов)

Дидактическое упражнение. Из множества флагов, которые вам предлагаются, найдите российский флаг.

3 тур «Москва – столица нашей Родины»

Воспитатель:

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы..

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева;

Глаза не схватит улиц длинных…

Это – матушка     МОСКВА…

  1. В каждой стране есть главный город – столица. Как называется столица нашей родины? (Столица России – Москва.)
  2. Вспомните, как звали основателя Москвы? (Юрий Долгорукий)
  3. Почему говорят «Москва - сердце России»?
  4. Как можно понять  слова: «Говорят в Москве, а слушают по всей стране?»
  5. Кто такой Георгий Победоносец?
  6. Почему он изображен на гербе Москвы?
  7. Как называют людей, живущих в Москве?
  8. Дидактическая игра «Достопримечательности Москвы»

Воспитатель: Здесь Кремль,

Здесь Воробьевы горы

И площадь Красная видна.

Такой большой старинный город

Гордиться им моя страна!

Всем городам она голова,

Столица Родины – Москва»

Дети поочередно проходят к столику, переворачивают открытку за открыткой, вспоминают и рассказывают, что изображено на них.

Воспитатель: О Москве написано много стихов, песен, ее рисовали многие художники. Давайте послушаем одну из самых любимых песен о Москве О. Газманов «Москва»

4 тур «Пословицы и поговорки о России»

Воспитатель: Россия – необыкновенная красивая страна. Недаром народ сложил поговорки и пословицы о России.

Какая команда вспомнит больше поговорок и пословиц о нашей Родине.

  • Родина любимая, что мать родимая.
  • Жить – Родине служить.
  • Береги землю родимую как мать любимую.
  • На чужой сторонушке и весна не красна.
  • Русское раздолье – человеку приволье.
  • Родина любимая мать родная.
  • Человек без Родины – что соловей без песни.
  • Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

      Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукцию картин художников и рисунки детей.

- Что общего есть в ваших рисунках и картинах художников? (Береза)

- Как вы думайте, почему и на картинах художников, и в ваших рисунках есть стройные березки? Конечно же, это не случайно. Какой русский человек не любит березку – красавицу! Береза – символ России. Вспомните загадку про березу:

«Стоит Аленка – платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан».

- С кем на Руси сравнивали красавицу березу? (С девушкой, у которой гибкая, тонкая талия; с невестой)

А давайте споем русскую народную песню «Во поле березка стояла» или украшать березу

А еще с березой на Руси связан праздник в июне, который называется «Семик». Когда девушки идут в березовую рощу, выбирают себе одну березку и украшают ее конфетами, ленточками, пряниками. А какие еще народные праздники празднуют сейчас в России?

5 тур «Праздники в России»

  1.  Этот праздник очень знаменит на Руси. Люди красят яйца, пекут куличи и потом идут в церковь и светят их. Что это за праздник?
  2.  Именно на этот праздник поджигают чучело и пекут блины.
  3.  На этот праздник поздравляют мам, бабушек, сестричек…?
  4. А на этот праздник поздравляют пап, дедушек, братиков ...?
  5.  Именно на этот праздник каледуют.
  6.  В какое  воскресение люди идут в церковь и светят вербу?

6 тур «Россияне»

Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди жили.

1. Вместе с русскими в городах, деревнях и селах нашей стране живут люди самых разных национальностей.  Какие национальностей вы знаете?  (Татары, осетины, украинцы, башкиры, белорусы…) и откуда бы они ни приехали, они все «наши».

Есть слово такое хорошее – «наш»

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном.

2. Чем отличаются люди разных национальностей? (костюмом, традициями, языком)

3. Люди, какой национальности изображены на картине? (каждая команда отгадывает по 3 национальности)

4. дидактическая игра «Национальный костюм» (Командам предлагается два вида разрезанных картинок, из которого нужно быстро составить изображение национального костюма и назвать его)

5. Мы живем в России. Как нас жителей Росси, можно назвать одним словом? (Россияне).

6.  Как вы думайте, кого называют гражданином?  (Человек, который живет  и работает в стране, любит свою Родину)

7. Какой язык является общим для всех россиян? (Русский)

                    В день солнечный июльский

Цветы растут вокруг!

Красив язык мой русский

Как этот летний луг.

Идут тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык наш русский

Как это русский лес.

И в радости, и грусти –

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

8. Ребята, это так интересно: разные языки, одежда. Но главное, что все мы кто?  (Друзья)

А теперь ребята давайте дружно станцуем танец наших друзей «Ромашка»

7 тур «Родной край»  (звучит песня «С чего начинается Родина?») и в конце ребята давайте поговорим о родном уголке, о нашем крае.

- Ребята, так с чего начинается Родина? (родной дом, двор, улица, где мы играем с друзьями..)

1. Как называется наш родной край?  (ХМАО)

2. Чем он славится? (Нефтью)

З. Какие животные обитают в нашем краю? (расамаха, медведь, олень, лось, бобер, куница…)

4. Какие ягоды растут в нашем краю?  (Брусника, черника, голубика, клюква, морошка…)

5. Кто коренные жители нашего края? (ханты и манси)

6. Какой основной вид деятельности хантов и манси? (оленеводство)

7. Как называется дом, в котором живут ханты и манси? (чум)

8. Назовите музыкальный инструмент народов Севера? (бубен)

Игра «Кто быстрей построит чум» (дети из больших платков строят чум, какая команда быстрее)

Итоги: награждение команд.

Воспитатель: Ребята, вот какая у нас страна.        

                                                                       Берегите Россию,

                                                           Без нее нам не жить!

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию –

Нет России другой!