Колокольчик поет, всех ребят на круг зовет…..
статья по теме

Заболотняя Светлана

Круг – самый универсальный, распространённый символ, обозначающий целостность, непрерывность, совершенство.

Идея круга просматривается в культуре разных народов ( круговые шествия, обходы, танцы). В славянской культуре хоровод – есть не что иное, как танцующей круг.

Из литературы мы знаем о короле Артуре и рыцарском ордене круглого стола. На пирах у короля все рыцари сидели за круглым столом, чтобы не было споров о худшем и лучшем месте и все чувствовали себя равными.

Именно этот обычай круга, как места сбора, использовала в своей педагогике Мария Монтессори. В группах Монтессори круг – место гармонизации, где проводится психотерапия разговорами и играми.

В Вальдорфской педагогике, где придается большое значение человеческим отношениям и связям, тоже использовалась идея общего сбора в круг.

Основополагающая задача группового сбора – создание атмосферы доброжелательности, доверия, уважения, любви.

Мария Монтессори утверждала, что без эмоциональной зрелости интеллект мало значим, поэтому создание условий для эмоционального созревания – одна из задач нашей педагогики.

В этой статье мы хотим поделиться, как мы используем утренний групповой сбор для создания положительного эмоционального настроя на весь день.  Расположение по кругу дает возможность педагогу видеть всех детей, а у детей есть возможность устроиться рядом с кем он хочет, уже на этом этапе решается задача развития эмпатии.  На кругу происходит  формирование  следующих ключевых компетентностей : социальной, коммуникативной, здоровьесберегающей.

Компетентность – это способность успешно действовать, достигать значимого результата. Коммуникативная компетенция реализуется через  формирование следующих коммуникативных навыков: умения слушать и слышать, строить монолог, вести диалог, аргументировать свое суждение. Социальная компетенция реализуется в выборе места, партнера, в праве на выражение своего эмоционального состояния и в праве быть услышанным.  Здоровьесберегающая – в свободном выборе удобной позы, в самостоятельном регулировании активности.

Групповой сбор позволяет интересно и эффективно  развивать всех детей группы и в отдельности каждого ребенка.

В нашей группе групповой сбор мы организуем утром, после завтрака. Это уже своего рода ритуал, который начинается с приветствия.  Приветствие может начинаться с организующих вопросов, какой сегодня день, все ли нашли для себя удобное местечко, какое у вас настроение или это может быть минутка комплиментов и добрых пожеланий, заканчивается приветствие стихотворением или песенкой- здоровалкой. Далее наступает время игры -  это пальчиковые игры, элементы психогимнастики , ритмопластики, тренинга. Перед  тем как перейти к обмену новостями , мы вспоминаем правила сотрудничества: «Сначала подумать, а потом сказать», «Когда один говорит, другие внимательно слушают».  Потом мы переходим к непосредственному  обмену новостями, выстраиваем планы  на предстоящий день. На протяжении всего круга воспитатель выполняет роль терапевта, налаживает эмоциональные связи, создает  условия для контактов детей друг с другом, оказывает поддержку всем детям, удерживает культуру ведения монолога и диалога,  обеспечивает комфортное участие всех детей в общем разговоре. На этом этапе задача воспитателя как терапевта - научить детей получать удовольствие от общения и жизни в целом.

Обмен новостями дает каждому ребенку высказаться, рассказать о своих достижениях, домашних событиях, поделиться тем, что переполняет душу. Проговаривая и осмысливая свои чувства, получая ответную реакцию от взрослых и сверстников, дети учатся рефлексивности.  На кругу есть возможность коррекционной работы таких проблем ребенка, как страхи, тревоги, конфликтность, отсутствие самоуважения, неумение дружить, низкая самооценка, обиды. В этом помогают следующие лечебно – воспитательные методы: куклотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, аретопсихотерапия  (воспитание на положительных примерах героев легенд, исторических личностей, национальных героев), смехотерапия (использованием шуток, анекдотов, небылиц), релаксация. Все эти приемы помогают нам сформировать в ребенке высокую самооценку, самоуважение, заложить импульс таланта общения. Так как в дошкольном возрасте преобладает неформальное образование, то групповой сбор может выступать как достойное средство воспитания и образования детей.

Предлагаем один из вариантов проведения круга.

Приветствие

Утро настало, солнышко встало!

Мы в кружочек собрались, крепко за руки взялись.

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу,

И пожмем друг другу руки.

С ручками мы поиграем, на качелях покатаем!

Песенка

Как качели свои ручки мы качнем, мы качнем,

 Раскачаем сильно, раскачаем сильно, высоко, высоко!

А теперь в ладошки хлопнем: хлоп да хлоп, хлоп да хлоп,

 Над головкой хлопнем, над головкой хлопнем,

Над собой, над собой.

Зарядка.

Нос, рот, голова,

Уши, щеки, лоб, глаза.

Плечи, плечи, шея, грудь.

Не забыть бы что-нибудь.

Ноги топ - топ, руки хлоп - хлоп.

Раз - туда (правая рука в сторону),

Раз - сюда (левая рука в сторону),

Это - нет, а это - да!

Игра «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?»

Это мы хорошие! Это мы пригожие!

• Головушка - солнышко (гладят голову).

• Лобик - бобик (набычиваются).

• Носик - абрикосик (закрывают глаза и пальцем дотрагиваются до кончика своего носа).

• Щечки - комочки (мнут пальцами щеки, осторожно трут их ладонями).

• Губки - голубки (вытягивают губы, в трубочку).

• Зубки - дубочки (стучат тихонько зубами).

• Бородушка - молодушка (гладят подбородок).

• Глазки - краски (раскрывают пошире глаза - смотрят на мир, любуясь его красотой).

Реснички - сестрички (моргают глазами).

Ушки - непослушки (трут тихонько пальцами свои уши).

• Шейка - индейка (вытягивают шею).

• Плечики - кузнечики (дергают плечами вверх-вниз).

•Ручки - хватушки (имитируют хватательные движения).

• Пальчики - мальчики (шевелят пальцами обеих рук).

• Грудочка - уточка (грудь колесом).

• Пузик - арбузик (выставляют живот вперед).

• Спинка - тростинка (выпрямляют спину).

• Коленки - поленки (сгибают ноги в коленках - по очереди).

Ножки - сапожки (топают ногами).

Пальчиковые игры.

1.   Эй, ладошки, выходите.

Угощенья получите!

В эту ладошку семечки крошку,

 В эту ладошку изюма немножко.

 Выбежали ладошки, похлопали немножко.

Громко - громко похлопали,

Тихо- тихо похлопали,

Легли на бочок и молчок.

2.   Две сороконожки бежали по дорожке.

Бежали, бежали, и друг друга повстречали.

Как друг друга повстречали, крепко - крепко обнимали.

Так друг друга обнимали, что едва мы их разняли.

3.   Наши первые цветочки распускают лепесточки.

Головой они качают, солнышко встречают.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Колокольчик поет, всех ребят на круг зовет…..

Круг – самый универсальный, распространённый символ, обозначающий целостность, непрерывность, совершенство.

Идея круга просматривается в культуре разных народов ( круговые шествия, обходы, танцы). В славянской культуре хоровод – есть не что иное, как танцующей круг.

Из литературы мы знаем о короле Артуре и рыцарском ордене круглого стола. На пирах у короля все рыцари сидели за круглым столом, чтобы не было споров о худшем и лучшем месте и все чувствовали себя равными.

Именно этот обычай круга, как места сбора, использовала в своей педагогике Мария Монтессори. В группах Монтессори круг – место гармонизации, где проводится психотерапия разговорами и играми.

В Вальдорфской педагогике, где придается большое значение человеческим отношениям и связям, тоже использовалась идея общего сбора в круг.

Основополагающая задача группового сбора – создание атмосферы доброжелательности, доверия, уважения, любви.

Мария Монтессори утверждала, что без эмоциональной зрелости интеллект мало значим, поэтому создание условий для эмоционального созревания – одна из задач нашей педагогики.

В этой статье мы хотим поделиться, как мы используем утренний групповой сбор для создания положительного эмоционального настроя на весь день.  Расположение по кругу дает возможность педагогу видеть всех детей, а у детей есть возможность устроиться рядом с кем он хочет, уже на этом этапе решается задача развития эмпатии.  На кругу происходит  формирование  следующих ключевых компетентностей : социальной, коммуникативной, здоровьесберегающей.

Компетентность – это способность успешно действовать, достигать значимого результата. Коммуникативная компетенция реализуется через  формирование следующих коммуникативных навыков: умения слушать и слышать, строить монолог, вести диалог, аргументировать свое суждение. Социальная компетенция реализуется в выборе места, партнера, в праве на выражение своего эмоционального состояния и в праве быть услышанным.  Здоровьесберегающая – в свободном выборе удобной позы, в самостоятельном регулировании активности.

Групповой сбор позволяет интересно и эффективно  развивать всех детей группы и в отдельности каждого ребенка.

В нашей группе групповой сбор мы организуем утром, после завтрака. Это уже своего рода ритуал, который начинается с приветствия.  Приветствие может начинаться с организующих вопросов, какой сегодня день, все ли нашли для себя удобное местечко, какое у вас настроение или это может быть минутка комплиментов и добрых пожеланий, заканчивается приветствие стихотворением или песенкой- здоровалкой. Далее наступает время игры -  это пальчиковые игры, элементы психогимнастики , ритмопластики, тренинга. Перед  тем как перейти к обмену новостями , мы вспоминаем правила сотрудничества: «Сначала подумать, а потом сказать», «Когда один говорит, другие внимательно слушают».  Потом мы переходим к непосредственному  обмену новостями, выстраиваем планы  на предстоящий день. На протяжении всего круга воспитатель выполняет роль терапевта, налаживает эмоциональные связи, создает  условия для контактов детей друг с другом, оказывает поддержку всем детям, удерживает культуру ведения монолога и диалога,  обеспечивает комфортное участие всех детей в общем разговоре. На этом этапе задача воспитателя как терапевта - научить детей получать удовольствие от общения и жизни в целом.

Обмен новостями дает каждому ребенку высказаться, рассказать о своих достижениях, домашних событиях, поделиться тем, что переполняет душу. Проговаривая и осмысливая свои чувства, получая ответную реакцию от взрослых и сверстников, дети учатся рефлексивности.  На кругу есть возможность коррекционной работы таких проблем ребенка, как страхи, тревоги, конфликтность, отсутствие самоуважения, неумение дружить, низкая самооценка, обиды. В этом помогают следующие лечебно – воспитательные методы: куклотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, аретопсихотерапия  (воспитание на положительных примерах героев легенд, исторических личностей, национальных героев), смехотерапия (использованием шуток, анекдотов, небылиц), релаксация. Все эти приемы помогают нам сформировать в ребенке высокую самооценку, самоуважение, заложить импульс таланта общения. Так как в дошкольном возрасте преобладает неформальное образование, то групповой сбор может выступать как достойное средство воспитания и образования детей.

Предлагаем один из вариантов проведения круга.

Приветствие

Утро настало, солнышко встало!

Мы в кружочек собрались, крепко за руки взялись.

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу,

И пожмем друг другу руки.

С ручками мы поиграем, на качелях покатаем!

Песенка

Как качели свои ручки мы качнем, мы качнем,

 Раскачаем сильно, раскачаем сильно, высоко, высоко!

А теперь в ладошки хлопнем: хлоп да хлоп, хлоп да хлоп,

 Над головкой хлопнем, над головкой хлопнем,

Над собой, над собой.

Зарядка.

Нос, рот, голова,

Уши, щеки, лоб, глаза.

Плечи, плечи, шея, грудь.

Не забыть бы что-нибудь.

Ноги топ - топ, руки хлоп - хлоп.

Раз - туда (правая рука в сторону),

Раз - сюда (левая рука в сторону),

Это - нет, а это - да!

Игра «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?»

Это мы хорошие! Это мы пригожие!

• Головушка - солнышко (гладят голову).

• Лобик - бобик (набычиваются).

• Носик - абрикосик (закрывают глаза и пальцем дотрагиваются до кончика своего носа).

• Щечки - комочки (мнут пальцами щеки, осторожно трут их ладонями).

• Губки - голубки (вытягивают губы, в трубочку).

• Зубки - дубочки (стучат тихонько зубами).

• Бородушка - молодушка (гладят подбородок).

• Глазки - краски (раскрывают пошире глаза - смотрят на мир, любуясь его красотой).

Реснички - сестрички (моргают глазами).

Ушки - непослушки (трут тихонько пальцами свои уши).

• Шейка - индейка (вытягивают шею).

• Плечики - кузнечики (дергают плечами вверх-вниз).

•Ручки - хватушки (имитируют хватательные движения).

• Пальчики - мальчики (шевелят пальцами обеих рук).

• Грудочка - уточка (грудь колесом).

• Пузик - арбузик (выставляют живот вперед).

• Спинка - тростинка (выпрямляют спину).

• Коленки - поленки (сгибают ноги в коленках - по очереди).

Ножки - сапожки (топают ногами).

Пальчиковые игры.

1.   Эй, ладошки, выходите.

Угощенья получите!

В эту ладошку семечки крошку,

 В эту ладошку изюма немножко.

 Выбежали ладошки, похлопали немножко.

Громко - громко похлопали,

Тихо- тихо похлопали,

Легли на бочок и молчок.

2.   Две сороконожки бежали по дорожке.

Бежали, бежали, и друг друга повстречали.

Как друг друга повстречали, крепко - крепко обнимали.

Так друг друга обнимали, что едва мы их разняли.

3.   Наши первые цветочки распускают лепесточки.

Головой они качают, солнышко встречают.