Русское народное творчество
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Вячина Юлия Владимировна

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная деятельность « Музыка».

Тема: «Русское народное творчество».

Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, знать чем отличается русская народная музыка от композиторской, познакомить детей с русским народным творчеством через музыку, пословицы, сказки, загадки и художественно изобразительное искусство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 196»

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная деятельность « Музыка».

Тема: «Русское народное творчество».

г. Оренбург, 2015 г.

Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, знать чем отличается русская народная музыка от композиторской, познакомить детей с русским народным творчеством через музыку, пословицы, сказки, загадки и художественно изобразительное искусство.

Задачи: 

  • образовательные:
  • формировать универсальные предпосылки учебной деятельности, умение использовать вербальные и невербальные средства общения;
  • формировать интерес к русскому народному творчеству;
  • развивающие: 
  • развивать речь, творческие способности, умение общаться и слышать и слушать музыку, быстро реагировать на сигналы во время игры, умение самостоятельно действовать при затруднениях, обращаться ко взрослому за помощью;
  • развивать технику в танцевальных вокальных, движениях;
  • воспитательные:
  • воспитывать интерес к музыке, изобразительному творчеству, чувство эмпатии;
  •  поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героем.

Расширять и активизировать словарный запас: гармонь, дудочка, балалайка, композиторская музыка. Русская народная музыка, русская народная песня. Пословицы, поговорки, русский народный костюм.

Приёмы руководства деятельностью детей в ДОУ.

1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, рассматривание русских народных костюмов.

2. Приёмы активации деятельности детей в процессе ННОД; беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ, выводы.

3. Приёмы организации практической деятельности детей: показ фильма про русские народные костюмы, продуктивная деятельность, демонстрация вариантов разукрашивание русских народных костюмов.

4. Приёмы поддержание интереса у детей: ситуация выбора, планирование, музыкальная разминка, музыкальное сопровождение, чередование детской деятельности.

5. Приёмы оценки и самооценки; поощрение, совместное с педагогом и детьми, определение качества продуктивной деятельности, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения ННОД: гармонь, дудка, балалайка, музыкальны центр, ширма с изображением домика, ложки, корзина с народными костюмами, ларец, краски, кисточки.

Виды детской деятельности в ННОД:

  • музыкально-художественная,
  • коммуникативная,
  • познавательно-исследовательская,
  • продуктивная,
  • чтение художественной литературы,
  • трудовая,
  • игровая.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие у детей интереса к русскому народному творчеству.
  2. Умение детей действовать самостоятельно.
  3. Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общение со взрослыми и сверстниками.
  4. Воспитание нравственных качеств.
  5. Формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности.
  6. Расширение и активации словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей:

  1. Ребёнок активно учувствует в продуктивной деятельности.
  2. Проявляет самостоятельность.
  3. Задаёт вопросы.
  4. Обращается за помощью ко взрослым и детям и оказывают её своим сверстникам.
  5. Сопереживание.
  6. Эмоциональное реагирование.
  7. Проявление волевых умений.
  8. Аргументирование самооценки.

Интеграция образовательных областей

Области

Методы и приемы реализации содержания ННОД

Решение задачи

Познавательное развитие

Знакомство с русским народным костюмом, рассматривание коллекции народных костюмов.

Принимать активное и заинтересованное участие в образовательном процессе. Развивать интерес к русскому народному творчеству.

Социально-

коммуникативное развитие

Практическая работа по созданию коллекции русских народных костюмов.

Приучать решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения задач поставленных нам взрослым, так и им самими. Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью.

Беседа о ЗОЖ, о композиторской и о русско-народной музыке.

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными средствами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве). Прививать умение планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать общепринятые нормы и правила поведения.

Художественно-эстетическое развитие

Валеологическая песня-распевка с оздоровительными массажем. Прослушивание музыкальных инструментов. Исполнение танца»Калинка малинка».

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальное сопровождение. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками. Развивать технику в танцевальных и вокальных движениях.

Рассматривание коллекции русских народных костюмов. Формирование у детей эстетического вкуса.

Развивать у детей творческие способности. Прививать чувство эмпатии и умение откликаться на эмоции воспитателя.

Отгадывание загадок о музыкальных инструментах. Чтение пословиц и поговорок.

Развивать речь детей, обогащать словарный запас

Физическое развитие

Валеологическая песня-распевка с оздоровительным массажем» Доброе утро».

Создавать элементарные правила ЗОЖ. Совершенствовать мелкую моторику рук.

Беседа «Что нужно делать что бы быть здоровым».

Воспитание культурно гигиенических навыков.

План ННОД

1. Вводная часть.

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для детской деятельности.

Определение цели.

2. Основная часть.

Отгадывание загадок про музыкальные инструменты.

Прослушивание народной песни «Петушок».

Разучивание русско-народной  песни «Пойду ль я вый ду ль я».

Чтение пословиц про труд.

Просматривание видео фильма про русские народные костюмы.

Игра «Тихо - громко».

Танец «По полю полю».

Раскрашивание русских народных костюмов.

3. Заключительная часть.

Оценить деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов ННОД.

ХОД ННОД:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что значит «Здравствуйте»? Это слово произошло от слова «Здравие» – «Здоровье». А что нужно делать, чтобы быть здоровым?

(Ответы детей.)

Музыкальный руководитель: Давайте и мы с вами, чтобы быть здоровыми, сделаем сейчас небольшую зарядку.

Валеологическая песня-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро».

  1. Доброе утро!                                   разводят руки в стороны и слегка
  2. Улыбнись скорее!                          кланяются друг другу
  3. И сегодня весь день                     «пружинка»
  4. Будет веселее.                                поднимают ручки вверх

2. Мы погладим лобик,                      выполняют движения по тексту

Носи и щечки.

Будем мы красивыми,                        наклоны головы к правому и левому 

Как в саду цветочки!                         плечу поочередно 

Разотрем ладошки                              движения по тексту

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!                           разводят руки в стороны

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Чтобы они показались, нужно отгадать загадки. А загадки у нас необычные - они про музыкальные инструменты.

Гармонь:

В руки ты её возьмёшь

То растянешь, то сожмёшь

Звонкая нарядная

Русская двухрядная

Заиграет, только тронь

Как зовут её – (гармонь)

Рада вам она играть -

Приглашает танцевать.

Дудочка:

Очень весело поёт,

Если дуете в неё

Не палочка и не трубочка

А что же это - (дудочка).

Балалайка:

Ой, звенит она, звенит

Всех игрою веселит

А всего то, три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая – отгадай-ка

Это наша (балалайка)

Музыкальный руководитель:А к нам пришла гостья, но пришла не одна, принесла нам балалайку. Сейчас вы услышите, как она звучит.

(Девочка в русско-народном костюме играет на балалайке народную плясовую «Петушок»).

Музыкальный руководитель: А вы знаете ребята, чем отличается композиторская музыка от русско-народной? Композиторскую музыку сочинял один человек-композитор, а народную народ. Раньше в древности телевизоров не было. И люди после работы собирались возле дома на лавочке и общались. Пели песни, рассказывали сказки, загадывали загадки. И всё это переходило из уст в уста. Из одного двора в другой. И так дошло до наших лет. Поэтому нам и неизвестны авторы или композиторы. А когда всё это дошло до нашего времени - всё это опубликовали в книги и написали как русские народные. И сегодня мы начнём разучивать русскую народную песню «Пойду ль я выйду ль я». А сначала я предлагаю её прослушать в исполнении нашей гостьи Яны Мерзловой (исполнение песни и разучивание 1 куплета).

Музыкальный руководитель: Русский народ очень трудолюбивый. Много трудились наши отцы и деды на земле и завещали нам любить землю и не бояться никакой работы. В старину люди посвящали своей работе припевки, песни поговорки и пословицы. Вот некоторые из них:

Дети читают пословицы:

  1. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
  2. Долог день до вечера, кому делать нечего.
  3. Судят не по словам, а по делам.
  4. Терпенье и труд всё перетрут.
  5. Труд человека кормит, а лень портит.
  6. Умелые руки не знают скуки.
  7. Землю красит солнце, а человека труд.

Музыкальный руководитель: Народ наш трудолюбив, но в его среде есть и лентяи. Так вот, лентяев и бездельников народ не любил и высмеивал в своих рассказах. И даже сочинял сказки. А какие русские народные сказки знаете вы?

(Ответы детей.)

А чем отличается русская народная сказка от авторских сказок?

(Ответы детей.)

А как выглядит русский народный костюм? Вот вы сегодня тоже пришли в национальном русском костюме. Костюмы бывают очень разнообразные. И я сегодня хочу показать вам несколько русских народных костюмов.

(Просмотр презентации про русские народные костюмы.)

(Звучит русская музыка и звуки трещоток.)

Музыкальный руководитель: Откуда эта музыка?

(Ответы детей.)

Верно, в домике кто-то живёт.

(Подходит к домику вместе с детьми, и поёт:)

Кто - кто в теремочке живёт?

Кто - кто в невысоком живёт?

(Из домика выходит бабушка.)

Бабушка: 

Здравствуйте детушки - малолетушки!

Я бабушка – забавушка!

Люблю песни петь, плясать, играть

И ребяток забавлять!

Музыкальный руководитель: 

Ладушки-ладушки - выходи к нам бабушка!

Ладушки- ладушки, попляши нам бабушка!

Мы на ложках сыграем, станет весело друзья!

Потому что плясовая - тут сейчас слышна.

Звучит русская народная плясовая - дети играют на ложках, бабушка пляшет.

Проводится игра «Тихо – громко».

Музыкальный руководитель: А наши дети тоже умеют плясать. Правда ребята. И сейчас они станцуют для тебя русский народный танец: « Калинка малинка».

Музыкальный руководитель: Ребята, а посмотрите какая красивая корзинка у нашей бабушки.

Бабушка: А у меня корзинка необычная. Я принесла вам целую корзину русских народных сарафанов. Только краски растерялись у них. Давайте мы сейчас вернём краски нашим сарафанам. А вы мне поможете ребята?

(Ответы детей.)

(Дети раскрашивают сарафаны - звучит музыка.)

Бабушка: А ещё в старину любили загадывать загадки. Я вам сейчас загадаю несколько, а вы отгадайте.

(Загадывает загадки, а последняя загадка про цветочек.)

(Бабушка выносит ларец, в котором цветочки из воздушных шариков и раздает детям.) 

Бабушка: Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравились мои подарки? А что ещё вам сегодня понравилось? А чем народная музыка отличается от композиторской? А какую песню вы сегодня новую выучили? А с какими музыкальными инструментами познакомились? На каком инструменте играла девочка Яна? Сколько струн у него? А вы на каких инструментах играли? Что Вам понравилось больше всего?

Музыкальный руководитель: До свидания ребята! Скажем гостям до свидания!

(Под русскую народную музыку дети выходят из зала.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Слайд 2

Орнамент

Слайд 3

Мужской костюм

Слайд 7

Женский костюм

Слайд 12

Кокошник

Слайд 17

Праздничный народный костюм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...