Главные вкладки

    Творческий отчёт по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников»
    материал (подготовительная группа) по теме

    Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников

    Введение:
        Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое
    поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном  стандарте дошкольного образования. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, нежелающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация к образовательной деятельности.
       Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий...

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников

    Введение:
        Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое
    поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном  стандарте дошкольного образования. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, нежелающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация к образовательной деятельности.
       Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

    Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

    Проектная деятельность - стала актуальной для дошкольных образовательных учреждений после утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009г №655 ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

          Метод проектов актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

    Этот метод интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания нескучным и чрезмерно назидательным.

     Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. В ходе реализации детских тематических проектов  успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой.
        Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность.    При этом наблюдаются отчетливые позитивные  изменения в познавательном развитии детей,  наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

    Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка,  а также заинтересовать его,  увлечь в эту деятельность.  Она позволяет объединить педагогов,  детей, родителей,  научить работать в коллективе,   сотрудничать,  планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

         Актуальность:

       Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значение познавательной активности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной активности  состоит в том, чтобы вооружить дошкольников  знаниями умениями, навыками. Содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств, личности. Развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.
            Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем  и самостоятельно выполняемый  воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации завершающих созданием творческого продукта.

          Суть  “метода проектов”   в образовании состоит в такой организации
    образовательного процесса,  при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий  - проектов,  имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
          
    “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти
    знания применить”
         – вот основной тезис современного понимания метода
    проектов. 
    Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с
    младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения,
    сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

            Как  помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми  и сверстниками, как помочь детям устранять  появляющиеся трудности?  Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне?  Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

       Поэтому цель работы  заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность.

    Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
            
    Ведущая идея  состоит  в активизации интереса, формировании навыков и умений детей   познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.

    Метод проектов  рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается  возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

    Основными задачами проектной деятельности как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:

    - развитие  интереса к исследовательскому поиску;

    - создание проблемной ситуацию, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

    - организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;

    - организация предметно-развивающей среды.

    При работе над данной темой я определила следующие признаки проекта:

    - присутствие новизны;

    - наличие реальной проблемы;

    -практическая направленность (полезность продукта), широта его использования;

    - презентация результата проекта.

    Изучив труды отечественных ученых и педагогов-практиков, я выяснила, что организовывая детское проектирование, очень важно соблюдать следующие условия:

    - учет интересов ребенка;

    - деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

    - тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

    - предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

    - совместное с взрослыми  поэтапное достижение цели.

             Работая над данной темой, я пришла к выводу, что эффективным средством внедрения проектной деятельности в образовательный процесс является создание «Центров активности» в группе.

    Эффективность реализации поставленных задач во многом  зависит  от содержания  предметно-развивающей среды созданной совместно с родителями  в группе, которая включает:  детскую лабораторию, подборку литературы,  дидактические игры, картинки, схемы, иллюстрации, информацию для родителей, коллекции. Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес, детям предоставляется возможность вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

            При работе над тем или иным проектом крайне важно  научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.

            В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой  деятельности дошкольников:

    в непосредственно образовательной деятельности:

    -  занятия-путешествия;

    -  занятия в форме дидактических игр

    в повседневной деятельности:

    - наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

    - дидактические и сюжетно-ролевые игры;

    - практические упражнения;

    - опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;

    - коллекционирование (классификационная работа);

    - совместное творчество детей и родителей;

    - презентация.

    Самое трудное, как оказалось в процессе работы, - выбрать интересную тему проекта. Мыслей много, остановиться на какой – то одной не всегда сразу получается. Оптимальный выход – фиксировать и собирать интересные идеи в специально предназначенное для этого место, это «Шкатулка Почемучки».

    В ходе реализации детских тематических проектов  успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой.

             В процессе работы с детьми и родителями над проектами  мы решали следующие задачи:

    - обучение детей осмысленной организации творческого дела:

    - видение проблему (зачем мы это делаем);

    - планирование конечного результата;

    - выбор способов достижения поставленной цели;

    - умение   работать в группах и самостоятельно;

    - умение пользоваться различными источниками информации и способами обработки информации;

    - умение публично выступать с отчётом о проделанной работе.

    Эти задачи соответствуют содержанию психолого-педагогической работе в старшей и подготовительной группе.

    Моя группа называется «Пчёлки» - это мой главный «проект». Для каждого воспитателя главной гордостью являются дети, а они у нас – талантливые, любознательные и просто самые лучшие.

    Расскажу немного о том как мы с ребятами проекты создаем.

    Для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за культурными растениями в комнатных условиях,  привлечь к работе проекта как можно больше детей,  сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей,  были созданы и разработаны такие проекты как: «Огород на подоконнике» и «Как вырастить фасоль» .

    Во время этих проектов дети  принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали из семян лук, помидоры, огурцы,  приготовили блюдо из фасоли, узнали о пользе овощей для здоровья. Применили свой опыт для выращивания овощей  в огороде детского сада.

    Во время тематической недели «Народная игрушка», был проведен проект «Русская матрешка»,  где родители в совместной деятельности с детьми были инициаторами организации выставки «Матрешка своими руками» изготовили своими руками  дидактические игры: «Собери матрешку», «Узнай роспись », «Откуда я пришла».  Был создан альбом

    «История матрешки».  Родители приняли активное участие в развлечении «Посиделки с матрешкой».

    Для ознакомления детей с творчеством писателей и поэтов были созданы такие проекты как: «В гости в дедушке Корнею» и  «Знакомство с творчеством В.Бианки».  Совместно с родителями дети изготовили книжки малышки, по произведениям В.Бианки, по произведения К.Чуковского – семьями  Калашниковой Кристины и Редькина Евгения  было приготовлено  театрализованное  представление  по сказке «Муха – Цокотуха», где принимали активное участие родители, вместе с детьми, исполняя роли. Были  изготовлены костюмы. Родителями Мымрина Ивана была представлена  презентация «Экскурсия в дом-музей К.И.Чуковского». Это помогло детям объяснять основные различия между литературными жанрами.

    В целях воспитания экологической грамотности, любви к родному краю, был реализован  долгосрочный проект «Проблема чистой воды». В ходе, которого, дети решали проблему нашего края. Были проведены опыты по очистке воды, дома с родителями дети выяснили, как экономить воду.

    Очень важным моментом проектирования является – мотивация. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог и ребёнок сформулировали причину, по которой они включаются в работу.  Тематическая неделя, посвященная телевидению, дала нам толчок для нового проекта «Детское телевидение».

    Дети выдвигали свои предложения, как решить проблему, предлагали варианты решения.

    Девочками был изготовлен макет телевизора, а мальчики изготовили видео камеры, была проведена сюжетно-ролевая игра «Новости группы» в которой дети приняли активное участие. Родителям были предложены консультации по теме «Ребенок и телевизор», «Польза и вред телевидения»

    В программе «От рождения до школы» большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотичеких чувств, любви к Родине, знаниям об отечественных традициях и праздниках. В канун праздника «День защитника отечества», была организована фотовыставка «Защитники Родины». Рассмотрев, ее перед детьми встал вопрос: является ли  папа защитником Родины. Это и была тема следующего проекта «Защитники Родины». Совместная работа детей и пап была организована через беседы, рассматривание фотоальбомов «Я служу России». Дети узнали о родах войск, о буднях военной службы. Почему нужно защищать Родину? Приняли участие в выставке МДОАУ «Военная техника». Заключительный этап проекта  спортивное мероприятие «Я и папа»

    Самый добрый, самый важный праздник – это всемирный день матери, который отмечается в последние дни ноября. Перед детьми встал вопрос, почему праздник «День матери» всемирный. Они высказывали свои идеи предложения, свои версии ответа. Вместе с родителями искали ответы в интернет ресурсах, энциклопедиях. Была организована экскурсия в библиотеку. Родители совместно с детьми представили презентацию «Мама дома и на работе», приняли участие в выставке рисунков «Мама моей мамы, бабушка моя». Итог проекта - спортивный праздник «А ну- ка, мамочки».

    Многие дети думают, что шоколад покупает мама в магазине, а как он туда попадает, не знают, чтобы дать  детям представление о том как шоколад попадает к нам на стол и  сформировать навык правильного питания был проведен самый вкусный проект «Секреты шоколада». С помощью модели трех вопросов дети выяснили, что они знают о шоколаде, что хотят узнать и что нужно сделать, чтоб узнать. Через презентации дети познакомились с профессией кондитер, как шоколад пришел на стол, побывали на кондитерской фабрике. С помощью опытов сделали вывод о свойствах шоколада. Приготовили  шоколад, которым угостили гостей, а дома совместно с родителями создали мини проекты, которые были представлены в перед родителями и детьми. Итогом проекта стала демонстрация непосредственно образовательной деятельности «Секреты шоколада».

    Огромное значение в работе дошкольников имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новым форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители посещают познавательно игровую деятельность, подготавливают материалы. Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки.

    Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.

              Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что проектный метод позволяет направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса проектирования, повышает детскую самооценку. Значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти человека и позволит выбрать  такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста»

    Целью моей работы является развитие познавательной активности и творческой инициативы детей дошкольного возраста средствами метода проектов....

    Отчёт по годовому проекту "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"

    Годовой проект на тему: "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"...

    ДОКЛАД на тему: «Проектный метод в духовно - нравственном воспитании старших дошкольников» (из опыта работы)

    Одной из результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. В современном информационном обществе метод проектов является особенно актуальным. А вовле...

    Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

    Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития ...

    Презентация на тему:"Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

    Становление новой системы образования, требует серьезных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. На смену традиционному образов...