Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
статья (старшая группа) на тему

Надырова Люция Ильмировна
Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует цели современного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Преобразования, происходящие в обществе, порождают  новейшие требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка  в целом. Как говорят выдающиеся психологи Л. С. Выгодский,  Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др., «основой  творческих способностей являются общие способности». Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, следить, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, находится высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в остальных сферах: художественной, музыкальной, творческой, где его будет различать высокая способность к созданию новейших идей. 

Конкретно музыкально-игровая  деятельность является уникальным средством развития  творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие  творческих способностей, требует различных   технологий, использования  различных методик и их композиций в целостном педагогическом процессе. Творчество в различных видах искусств даёт ребёнку радость самовыражения, воспитывает художественный вкус и уверенность в своих возможностях, уважение к находкам другого, умение слушать и слышать, расширяет эмоциональную сферу. 
Синтетический характер музыкально-театрального искусства является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания детей. 
Театрализованная деятельность гармонично соединяет драматическое, вокальное, музыкальное и танцевальное искусства. 

Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально – эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно-эстетическое воспитание, частью которого является развитие детей в театрализованной деятельности.

Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует цели современного образования.

Необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.  Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения.

Что бы ребенок мог спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение и  фантазия. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах.  Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются, если есть возможность проявить самостоятельность.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение  элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки.

Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрализованной деятельности. Театральная деятельность развивает творческую активность детей, их исполнительные возможности. Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно-эстетического воспитания.

Необходимо предоставить детям возможность проявить свою внутреннюю активность. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют»  другие.

Театрализованная деятельность включает в себя как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям.

Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; проигрывание ролей по парам.  Поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчества детей. Развитие творческих способностей способствует общему психологическому развитию; эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания; обогащает эмоциональную сферу; активизирует речевую деятельность.

Театральная деятельность непосредственно связана с игрой. Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-либо готовый литературный материал. Для того, чтобы добиться результатов в развитии творческих способностей детей, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Практика показывает, что особенно полезно использовать на занятии диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

 В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Очень важно в проведении игр объяснить детям, что важным средством выразительности являются жесты. Добиваясь того, чтобы в показе сказок, в выполнении ролей праздничного утренника дети не были похожи на роботов или деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом необходимо стремиться, чтобы в любом движении ребенка участвовало все тело.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Недаром все дети без исключения любят сказки. Наблюдая детей, мы легко можем заметить, что почти в каждом из них заложена творческая жилка, ведь они эмоциональны, впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению, добросовестны в выполнении заданий. Их музыкально-слуховые проявления отличаются исключительной конкретностью восприятия музыкальных образов, чуткостью реакций на вокальное звучание мелодий, активностью восприятия. Они выдумывают свои особенные слова, игры, сочиняют несуществующие истории. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Перевоплощается в него, живет его жизнью – это самый частый и распространенный вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Занимаясь с детьми в нашем детском саду,  главной целью я ставлю развитие их творческих способностей средствами театрального искусства. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Моя задача - научить ребенка пониманию прекрасного, умению слышать и слушать, сопереживать, развивать воображение, открыть перед ним тайны музыки,  слова,  движения.

Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с музыкой и, в частности, с инсценированием песен. Инсценирование песен помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.  В развивающей деятельности дошкольников использую формы песен-инсценировок: фольклорные песни-хороводы, театрализованные игровые песни,  песни – попевки,  песенки – шумелки. С детьми старшей группы на праздник осени я инсценировала татарскую игровую песню «Яңгыр».

Детям нравится, когда с ними работают индивидуально. Они тогда лучше раскрываются, идёт творческое общение. С детьми подготовительной группы,  мы показали  сказку «Теремок». Детям очень понравилось, потому что по ходу сказки звучали песни, характеризующие героев в исполнении самих ребят.

Но основной акцент я делаю на программные хороводные игровые песни. В них участвуют все дети. Они наиболее эффективны в достижении целей творческого развития детей.  На праздничных утренниках нами исполнялись такие народные хороводные песни  и игры, как: “Зәңгәр чәчәк”, “Чума үрдәк, чума каз”, “Кәрия-Зәкәрия” и т. д.  Дети проявляли свои умения и навыки в музыкальном развитии, выражали свое отношение и творческое общение.

В своей работе я применяю следующие оборудования:

–  предметы  (в песнях инсценировках, в хороводных игровых песнях);

–  детские музыкальные  инструменты (в сказках);

–  костюмы или их элементы (в песнях инсценировках, в сказках).

Детям желательно давать свободу выбора с помощью чего они будут осуществлять задуманное.

Для того чтобы развить у ребенка воображение, творческое мышление  использую активные методы и приемы по обогащению впечатлений детей в процессе ознакомления с окружающей действительностью, музыкальными произведениями разных жанров. Для этого проводится большая предварительная работа, включающая рассматривание иллюстраций, народных игрушек, наблюдения в природе. Например, при ознакомлении детей старшей группы с маршем, после прослушивания и беседы о характере музыки, я предлагаю детям изобразить, как могли бы маршировать оловянные солдатики, лесные гномики, черепашка, разбойники и др. персонажи.

Также использую специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, лежа на полу (упражнения «Бабочки», «Сосиски»). Учим детей делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения «Игра со свечой»,  «Мыльные пузыри», «Снежок», «Надуть шарик»). В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе.

Таким образом, в процессе организации театрализованной деятельности  у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Занимаясь с детьми театром, мы  делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные средствами театрализованной деятельности, дети смогут использовать в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

Реферат: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Современный подход к образованию связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания ребенка не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА...