Мелкая моторика и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста
статья на тему

значение мелкой моторике в развитии ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Мелкая моторика и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста». 
Ребенок постоянно изучает окружающий мир, ему необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Основной метод накопления информации – прикосновения. Надо поддерживать это стремление и предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, так он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Именно поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, надо развивать его ручки!  
Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы. 
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: 
- способствует овладению навыками мелкой моторики; 
- помогает развивать речь; 
- повышает работоспособность головного мозга; 
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; 
- развивает тактильную чувствительность; 
- снимает тревожность. 
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. 
Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры. 
Моя семья 
Этот пальчик – мамочка, 
Этот пальчик – папочка, 
Этот пальчик – бабушка, 
Этот пальчик – дедушка, 
Этот пальчик – я. 
Вот и вся моя семья! 
(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки) 
Капуста 
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки) 
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук) 
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой) 
Как же быть без хруста 
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан). 
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони) 
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга) 
Мы капусту солим, солим…(щепотками) 
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки) 
Игры с пуговицами. 
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д. 
Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы. 
Игры с сыпучими материалами. 
1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: 
"Месим, месим тесто, 
Есть в печи место. 
Будут-будут из печи 
Булочки и калачи". Или: 
«Мы тесто месили, 
Мы тесто месили, 
Нас тщательно все промесить попросили, 
Но сколько не месим 
И сколько не мнем, 
Комочки опять и опять достаем. 
2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например: 
«Зашагали ножки: топ-топ-топ, 
Прямо по дорожке: топ- топ- топ. 
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ, 
Вот как мы умеем: топ- топ- топ». 
Игры с прищепками. 
1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 
«Сильно кусает котенок-глупыш, 
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) 
Но я же играю с тобою, малыш, 
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!». 
2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д. 
3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым. 
Можно сопровождать работу проговариванием стишка: 
«Прищеплю прищепки ловко 
Я на мамину веревку». 
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. 
Игры с бусинами, макаронами. 
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. 
Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме. 
Игры – шнуровки 
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой. 
Аппликация. 
Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами.

Работа с пластилином.
Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток. 
Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. 
Рисование. 
Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок. 
Если  ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски. 
Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки». 
Совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок. 
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша. 
Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть информацией, нужно превратить обучение в игру. В данной статье предлагаются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься ...

Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»....

Методические рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» .

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»...

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

На данном практикуме родители сидят за столами, на которых находятся разные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, различные шнуровки, «сухие бассейны»- емкости, наполненные горо...

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»

На данном практикуме родители знакомяться с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детскои саду так, и дома....

Статья. Статья на тему "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста" (возраст детей 3-4 года). Подготовила воспитатель Светлана Юрьевна Стома

Материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей. В данной статье предлагаются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и в детском саду и дома....