Организация питания детей.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шилина Елена Вадимовна

Организация дежурства по столовой в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Организация питания детей».

Дежурство по столовой вводится после того, как дети освоили элементарные трудовые навыки.

Во время дежурства  дети с помощью воспитателя начинают понимать, что их работа нужна всей группе (формируется мотивация), вырабатывается привычка выполнения постоянных трудовых обязанностей. Воспитатель постоянно обращает внимание всех детей на необходимость и обязательность данной работы, помогает детям понять  связь между целью, результатом и его значением.

Во второй младшей группе со второго полугодия вводятся отдельные трудовые поручения по столовой. Привлекаются дети, которые сами проявляют желание, роль воспитателя поддержать и поощрить желание каждого ребенка, похвалить его перед всей группой, создать ситуацию, когда каждый ребенок в группе пожелает оказаться на месте дежурного.

Организации дежурства предшествует предварительная работа: наблюдение за трудом взрослых (работой младшего воспитателя), сюжетные игры «Встречаем гостей», «Чаепитие у куклы» и т.д. Во время проведения этих мероприятий воспитатель постоянно  показывает и проговаривает последовательность сервировки стола: куда поставить хлебницу, тарелку, как правильно класть  ложку, что удобнее делать вначале, а что потом.

В средней группе дежурные полностью накрывают на стол и помогают помощнику воспитателя убирать со столов. Воспитатель продолжает учить детей выполнению трудовых обязанностей, обращая внимание на взаимоотношения детей и их отношения к труду. Так как ребенок поначалу не видит своих ошибок и не может их исправить самостоятельно, воспитатель обращает внимание и показывает как нужно сделать.

При прочном усвоении трудовых умений у ребенка меняется отношение к себе и товарищам: дети становятся более самостоятельными, появляется интерес и желание к дежурству.

В старшей группе дежурные по столовой самостоятельно накрывают столы, учатся делить процесс труда и договариваться о распределении обязанностей.
Контроль со стороны взрослых постепенно перемещается с процесса непосредственно работы на конечный результат.

Воспитатель не спешит указывать на ошибки и исправлять их, педагог предлагает детям найти их самостоятельно.

В старшей группе дежурство это почетная и желанная  обязанность, дежурные назначаются  с участием всех детей  и группа оценивает работу дежурных, поощряя трудолюбивых, ответственных. Эти отчеты создают ситуацию взаимозависимости коллектива детей и дежурных: поднимается авторитет дежурных, становится привлекательно выполнение обязанностей. При оценке дежурных особенно подчеркивается  взаимопомощь дежурных друг другу, слаженность работы. При такой организации дежурств у детей формируется взаимная ответственность.

В подготовительной к школе группе наиболее трудными для детей становится распределение обязанностей и выполнение их в соответствии с распределением. Дети часто забывают как распределена работа и это может нарушать четкость и порядок работы. Воспитатель предлагает заранее обдумать кто и что будет делать, при необходимости напоминает о договоренности, советует что и в какой последовательности должно быть сделано. Воспитатель  поддерживает требования дежурных, подчеркивая тем самым важную роль дежурных в жизни группы.

Постоянство требований взрослого и его контроль за выполнением обязанностей приучают детей работать не только в соответствии с договоренностью о распределении обязанностей, но и контролировать друг друга, что важно для воспитания ответственности, взаимопомощи и других нравственных качеств.

В подготовительной группе при оценке работы дежурных дети высказываются о качестве работы дежурных и мотивах. Оценка со стороны детей и воспитателя формирует у дежурных умение правильно оценивать свою работу.

Проявления отрицательного отношения к дежурствам, как правило, имеют следующие причины:

  • Ребенок не усвоил необходимые трудовые умения и навыки, не может довести дело до конца, теряет цель труда, переключается на игру или другие занятия.
  • У ребенка отсутствуют знания о трудовом процессе, ребенок не уверен в себе, стремится отказаться от дежурства с тем или другим ребенком.
  • Воспитатель не уделяет должного внимания на статус дежурного, не регулярно проводится оценка деятельности дежурных.
  • Отсутствие усложнений в требованиях к деятельности дежурных.

Для каждой  причины нужно подбирать отдельные средства воздействия и планировать индивидуальную работу с детьми.

Организационные вопросы дежурства включают порядок и последовательность назначения детей на дежурства. Важно продуманно подбирать дежурящих детей (2-4 ребенка) с учетом объема работы, желаниями детей дежурить с тем или другим ребенком; с детьми, уверенно и четко знающими работу можно поставить менее умелого, которого дети будут сами учить; можно поставить двух-трех новичков, которые будут учиться вместе.

Длительность дежурств различна: дети младшей и средней групп дежурят 1 день, старших групп — до 3 дня, а подготовительной группы — до недели. Длительные дежурства позволяют закрепить трудовые умения, формируют у детей чувство ответственности, устойчивость интересов и т. п.

Алгоритм работы воспитателя и младшего воспитателя при организации питания детей:

  1. Воспитатель следит за порядком и последовательностью назначения детей на дежурство.
  2. Под руководством воспитателя дежурные моют руки, приводят себя в порядок, одевают  фартуки.
  3.  Младший воспитатель идет в столовую вместе с дежурными (по графику получения пищи).
  4. Младший воспитатель выставляет на сервировочный стол посуду, дежурные накрывают столы. Младший воспитатель следит за правильностью  сервировки. Воспитатель контролирует и оценивает работу дежурных.
  5. Чтобы дети спокойно покушали и успели выполнить обязанности дежурных младший воспитатель раздает пищу сначала дежурным, а затем раскладывает пищу во все тарелки.
  6. Воспитатель во время приема пищи:

-учит правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;

-учит пользоваться столовыми приборами, салфеткой;

- учит тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);

- учит правилам общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с полным ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).

  1. По мере окончания  принятия пищи дежурные убирают со стола посуду и относят ее на сервировочный стол, работу дежурных организуют воспитатели.
  2. Младшие воспитатели очищают остатки пищи с тарелок на раздаточном столе.
  3. После ухода группы из столовой младшие воспитатели стряхивают салфетки и протирают столы.

Главное условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых.

Сервировка стола:

  1. На стол кладется тканевая салфетка 30х30 см.
  2.  Салфетницы  с бумажными салфетками на центр стола.
  3. На центр стола ставится хлебница с хлебом.
  4. Рядом с хлебницами ставятся чашки с блюдцами и маленькими ложечками в блюдцах. Ручки чашек смотрят вправо.
  5. Ставятся глубокие тарелки для супа.
  6. От тарелки справа – ложка (углублением вниз), слева (зубчиками вверх)- вилка.

Когда ребенок закончит прием пищи дежурный относит посуду на сервировочный столик (кроме детей младшего возраста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Организация питания детей в детском саду в адаптационный период"

Это материал о питании детей в детском саду, о причинах отказа от еды, как подготовить малыша к питанию, о перекармливании....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМА»

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье! Для этого необходима четкая преемственность между ними....

Консультация дла воспитателей "Гендерный подход при организации питания детей"

формирование полоролевой идентификации при приёме пищи...

Организация питания детей.

Питание - это одна из важных функций человека, обеспечивающая жизнедеятельность его организма. Вопрос о психологических проблемах питания у детей-дошкольников изучается психологами и в этом возрасте а...

Консультация для родителей "Организация питания детей в ДОУ"

Консультация для родителей "Организация питания детей в ДОУ"...