Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
проект по теме

Дошкольный возраст - это период впитывания и накопления знаний, и здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приёмы, вводит ребёнка в социальный мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_teme_1.docx135.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по теме: «Приобщение к элементарным общепринятым нормам и      правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»

Содержание проекта

стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1.1

Анализ внешний среды

5

1.2

Анализ внутренней среды

6

1.3

Проблематика

8

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

9

2.1

Концептуализация проекта

9

2.2

Целепологание

11

2.3

Ожидаемые результаты

12

2.4

Реализация проекта

13

2.4.1

Воспитание по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

13

2.4.2

Методы и приёмы

15

2.4.3

Комплекс игр направленных на приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

20

2.5

Мониторинг проекта

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

27

ПРИЛОЖЕНИЕ

28

                                             


ВВЕДЕНИЕ

Детство – это не только детский лепет, первые шаги, забавные детские суждения. Это непростое время закладки сложных психологических программ, во многом определяющие дальнейшую жизнь ребенка и влияющие на  выбор жизненного пути. Процесс программирования детской психики, закладка поведенческих стереотипов, происходит в раннем детстве, что оказывает влияние на поведения ребенка в будущем.

Общеизвестно, что детство — это важный период в жизни человека, в процессе которого осуществляется развитие личности, формируется здоровье. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.  Психологи и педагоги  настаивают на том, что от взрослых в первую очередь зависит, как будет протекать развитие ребенка в самом трудном подростковом возрасте. Известно, что взаимоотношения не заложившиеся в раннем детстве, влияют на дальнейший период  жизни ребенка. Путь детства ребенок проходит с родителями, воспитателями .

Мы часто видим такие сцены : Ребенок не желает отдавать игушку другому, при этом с удовольствием беря у того ведерко (куклу, лопатку). И уговоры мамы: «Дай мальчику велосипед посмотреть, ведь он дал тебе машинку», часто оказываются напрасны. Дети не могут поделить красный совочек, тянут его каждый в свою сторону, при этом не замечая разбросанные вокруг синие, желтые, лопатки и грабельки.

Именно поэтому ,чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством, необходимо формировать представление о элементарных нормах и правилах взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.
Для того, чтобы воспитание социальных навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

1.1 Анализ внешней среды

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

-развитие игровой деятельности;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

В наше время особую актуальность приобретает важнейшая из задач нравственного воспитания личности - приобщение детей к общечеловеческим ценностям, выражающимся в категориях добра и справедливости.

Выделяют основные общечеловеческие ценности: самосознание личности, мировоззрение, демократия, долг и дисциплина, свобода и любовь, добро, истина, красота, справедливость, из которых создаётся идеал, то, что нравственно выше, без чего не может быть полноценной жизни. Всё это и составляет стержень педагогической теории.

1.2 Анализ внутренней среды

В МБОУ СОШ №3 г. Канаша функционирует 4 группы, общеразвивающей направленности, в них воспитывается 100 детей.

Эти группы работают в режиме пятидневной рабочей недели с  12 часовым пребыванием дошкольников. Данные группы однородны по возрастному составу детей

Программа  «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Контингент воспитанников ДОУ:

2012-2013 у.г.

Возрастная группа

Количество групп

Количество детей

Первая младшая группа «А» от 3 до 4 лет

1

25

Первая младшая группа «Б» от 3 до 4 лет

1

25

Средняя группа,              от 4 до 5 лет

1

25

Старшая группа,               от 5 до 6 лет

1

25

Сильные стороны

Слабые стороны

-все дети оказались в равных условиях

-все новые домашние дети в группу пришли одновременно

-удалось создать в группе доброжелательную обстановку совместно с родителями

-непросто проходил период адаптации детей

 

-недостаточна предметно-развивающая среда; мало развивающих настольных игр

-возможности

-угрозы и препятствия

-использование современных программ и технологий

--отсутствие у родителей времени и желания заниматься с детьми

Кадровое обеспечение педагогического процесса

Общее количество педагогов – 5 человек.

Возраст:

До 20 лет

От 20 до 30лет

От 30 до 40 лет

От 40 до 5 лет

Старше 5 лет

-

-

1

3

1

Образовательный ценз:

- Высшее образование- 3 педагогов из них

- Высшее педагогическое образование – 3 чел

- Среднее специальное педагогическое – 2 чел

Количество сотрудников в ДОУ:

- заведующий: 1

- педагогов: 5

- музыкальных руководителей:  1

- младших воспитателей: 5

- медицинский персонал: 1

1.3 Проблематика

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым.

Поэтому стоит проблема: поиск эффективных методов приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральными) детей среднего дошкольного возраста.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Концептуализация

Для успешного воспитания и развития ребенка-дошкольника необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность. Гармоничное развитие детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, но и обязательно достаточно высокий уровень развития эмоциональной сферы и нравственной позиции ребенка.

Не только игра, для социального развития дошкольников, имеет огромное значение. Занятия, упражнения, чтение книг, знакомство с музыкой, наблюдение, беседы, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится фундаментом, из которого складывается личность человека. Социальное развитие, необходимо личности, так же как и развитие интеллектуальных, физических, творческих способностей.

В современном мире залогом успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимопонимания, взаимодействия с людьми, с которыми ты работаешь. Безусловно, эмоциональная удовлетворённость, душевный комфорт ребёнка напрямую зависит от того, как складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он играет в том коллективе, в котором будет находиться, и кем он себя ощущает. И задача состоит в том, что необходимо правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

В связи с этим в групповой комнате необходимо оформить игровые зоны, иметь дидактические, театрализованные, настольные игры; оборудовать уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Без крайней надобности взрослым лучше не вмешиваться в процесс детского общения – только в случае конфликта - важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором.

2.2 Целепологание

Целью является приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

Для успешной реализации цели необходимо решать следующие задачи:

  1. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
  2. Развивать коммуникативные способности.
  3. Воспитывать привычку проявлять доброжелательность к окружающим, готовность к взаимопомощи и сочувствию, стремление общаться друг с другом.
  4. Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.

Принципы:

  • воспитывать личность в процессе деятельности;
  • единство требований со стороны взрослых к воспитаннику и уважение его личности;
  • сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы и самостоятельной деятельностью детей;
  • соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей.

2.3 Ожидаемые результаты

Ожидаемый результат состоит в том, что разработанный проект по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) детей среднего дошкольного возраста может быть апробирован и внедрен в практику деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

2.4 Реализация проекта

2.4.1 Воспитание по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

(в том числе моральным)

Необходимо:

Развивать эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживать им, адекватно откликаться на радостные и печальные события в семье, детском саду.

Формировать умение общаться - откликаться на предложение общения, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении; выполнять просьбы, поручения взрослого (раскладывать ложки, салфетки, убирать игрушки и др.), оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д.

Привлекать к участию в коллективных играх и занятиях на основе установления положительных взаимоотношений с родителями, педагогами и некоторыми сверстниками и соблюдения отдельных элементарных моральных норм и правил поведения (не конфликтовать, не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку; сдерживать себя, выражать чувства в приемлемой форме; здороваться, прощаться, благодарить, извиняться, обращаться с просьбой и др.).

Формировать, уточнять и обогащать нравственные представления на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, литературы и др.

Развивать нравственно-ценный словарь («хорошо» - «плохо», «нехорошо», «некрасиво», «добрый» - «злой» и т.д.).

Формировать умение в практике общения и взаимоотношений действовать, придерживаясь основных моральных разрешений и запретов, как по указанию взрослых, так и самостоятельно, под влиянием собственных социальных чувств и эмоций, совершать некоторые нравственно-направленные действия (погладить по голове, утешая друга, поднять упавшую у воспитателя книгу и др.).

2.4.2 Методы и приемы

Известный польский педагог Януш Корчак (Генрих Гольдшмидт) (1878–1942) создал концепцию воспитания, в которой главными понятиями выступают ребенок как личность и его благо. Корчак обосновал тезис о полноценности ребенка как человека и о самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни.

Он утверждал, что дети – такие же люди, как и взрослые, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Отсюда целью воспитания является полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности «в уважении к добру, к красоте, к свободе», личности, свободной от эгоцентризма, уважающей нормы человеческого общежития и достоинство другого человека, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства.

В центре воспитательного процесса находится ребёнок – воспитуемый. По отношению к нему как объекту воспитания воспитатель выступает субъектом воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов воспитания.

Методы воспитания - это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.

При помощи методов воспитания и развития детей происходит корректировка поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на целостное развитие и воспитание личности. Только ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу, педагоги тщательнейшим образом отбирают методы воспитания. В различных педагогических ситуациях методы должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

Прием – это частное проявление того или иного метода воспитания. Можно сказать, что прием – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведения и позиции воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведения. Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается ребенком, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяют три группы методов воспитания:

  1. Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, внушение, пример;
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации;
  3. Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

Воспитание включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:

  1. Показ и объяснение

В средней группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.

Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или к отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.

  1. Упражнение, приучение и контроль

Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Без упражнения ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.

Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек. В учебном процессе все упражнения – специальные, а в воспитательной работе – это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.

Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

  1. Пример взрослых.

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание.

Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к копированию. Всматриваясь в других людей воспитуемый наблюдает и фиксирует, перенимает, формирует, создает свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний. Анализируя, воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений.

Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя. Воспитатель должен быть образцом для ребенка. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание).

  1. Игровые приемы

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Что позволяет воспитателю более активно воздействовать на малыша.

Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".

  1. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.

Все это уточняет представления детей о том, как надо действовать в той или иной ситуации. Следующее условие, необходимое для успешного приобщения к элементарным общепринятым нормами правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми – единство требований. Ребенок приобретает навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять социальные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Воспитание– задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо давать в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.

Организация работы с родителями (психолого-педагогическое просвещение, консультирование) с целью оказания им необходимой помощи в освоении детьми элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Примерное тематическое планирование психолого-педагогического просвещения и консультирования родителей представлено ниже.

Педагогические беседы - индивидуальные беседы по результатам педагогической диагностики методом наблюдения в начале и конце учебного года, в течение года - беседы по поводу трудностей в развитии ребенка.

Тематические консультации - адаптация ребенка к новым условиям. Темперамент - основа поведения ребенка. Индивидуальный подход. Методы развития эмоциональной сферы ребенка. Организация досуга.

Конференции - воспитание ребенка в семье. Делимся опытом.

Наглядная пропаганда - выставка детских работ (результаты творческих заданий)

Информация в родительском уголке: подбор игр и упражнений для проведения в свободное время, на прогулке. «С радостью и пользой» (как организовать детский праздник) подбор игр.

Совместные мероприятия - групповые дела (оформление группы, создание альбомов, стендов, атрибутики, отражающей события в группе и др.). Сочинение сказок. Участие в создании костюма для героя. Праздники.

2.4.3 Комплекс игр направленных на приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками

и взрослыми

Так как эффективность общения во многом зависит от того, насколько хорошо мы умеем слышать собеседника и понимать, что он нам на самом деле хочет сказать. Помочь детям научиться навыкам общения могут простые игры, которые обычно очень нравятся детям.

Учиться общаться ребенок может не только в кругу сверстников, или с воспитателем, но и дома, играя с кем-нибудь из взрослых, которые помогут разобраться в сложной ситуации.

Игра «Что будет, если...»:

Ребенку предлагаются следующие ситуации и обсуждаются с ним каждый из его ответов:

- Твой друг, пробегая мимо, нарочно толкнул тебя, но споткнулся сам и упал. Ему очень больно, он плачет. Что ты сделаешь?

- Друг без разрешения взял твою игрушку. Что ты сделаешь?

- Один мальчик (девочка) постоянно дразнит тебя и смеется над тобой. Как ты поступишь?

- Приятель нарочно толкнул тебя, причинив боль. Что ты будешь делать?

- Друг или подруга доверили тебе тайну, а тебе очень хочется рассказать об этом маме, папе или еще кому-нибудь. Как ты поступишь?

- К тебе в гости пришел друг. Вы с ним тихонечко играете в твоей комнате, тут приходит папа и приносит твое любимое мороженое. Как ты поступишь?

Ситуации для обсуждения могут быть самыми разными. Их необязательно придумывать, часто их подсказывает сама жизнь. Проанализируйте случаи, которые произошли с ребенком или с кем-нибудь из его приятелей. Спросите у него, как при этом вел себя он и как вели себя другие дети; обсудите, кто поступил правильно, а кто нет, и как еще можно было поступить...

Задавая ребенку вопросы, необходимо незаметно подвести его к правильному решению проблемы, чтобы при этом он поверил, что принял это решение самостоятельно, ведь это так важно для формирования уверенного в себе человека. Это поможет ему обрести уверенность в себе, и со временем он сможет самостоятельно и достойно справляться с возникающими в жизни сложными ситуациями.

Игра «Волшебная шкатулка».

Независимость в суждениях, способность ответственно принимать решения приходит с годами, но можно сформировать у ребенка эти качества раньше. Прежде всего, необходимо научить его критично оценивать собственные поступки. В этом может помочь «Волшебная шкатулка». Сделанная из какой-нибудь коробочки или любого ненужного футляра, а также необходимы жетоны двух цветов, например красного и зеленого. Каждый день ребенок кладет в шкатулку жетоны с учетом того, какой поступок он совершил: хороший — опускает красный жетон, плохой — зеленый. В конце недели шкатулка открывается и смотрится, каких жетонов больше. Воспитуемый должен рассказать, когда он поступил хорошо, а когда плохо и почему.

Проводите такие беседы спокойно. Обязательно выясните, что заставило его поступить именно так, а не иначе, и объясните, как нужно было повести себя в данной ситуации.

Если малыш не хочет рассказывать о плохих поступках, не нужно настаивайте на этом. Тот факт, что он отказывается об этом говорить, уже свидетельствует, что он осознает неправильность своего поведения и в следующий раз не повторит подобного.

Обязательно похвалите малыша за хороший поступок, за правильное решение.

Игра «Компьютер и художник»

Два игрока объединяются в пары. Каждой паре выдается несколько листов бумаги и фломастер. Распределяются роли: один партнер становится художником, второй – компьютером. Художник командует компьютером, говорит ему, что и как рисовать. Компьютер должен подчиняться и выполнять все команды. Затем они меняются ролями, и рисование продолжается на другом листе. В конце игроки могут поделиться впечатлениями: рассказать, кем им понравилось быть, понятны ли им были команды художника и точно ли их выполнял компьютер.

Игра «Скульптор»

Игроки объединяются в пары. В каждой паре есть скульптор и глина. Скульпторы в течение одной минуты должны кого-то из глины слепить, а глина полностью подчиняться. Затем каждый скульптор называет свою скульптуру, и партнеры меняются ролями. Если пар несколько, то можно попробовать угадать, что за скульптуры получились.

Игра «Робот»

Игроки образуют пары с заданными ролями: робот и человек. На полу расставлены кегли. Робот под руководством человека должен принести одну из них. Отдаваемые человеком команды должны подробно описывать все необходимые действия (например: повернуться направо, сделать два шага, протянуть руку вперед, опустить ее, взять кеглю и т.д.).

2.5 Мониторинг проекта

Мониторинг в данной группе будет проводиться с 22 апреля по 30 апреля включительно. Но если при анализе результатов мы увидим, что приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у большинства детей находятся на низком уровне, то работа будет продолжена.

Планируем выявить уровень сформированности социального поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Цель мониторинга: выявить индивидуальные особенности социального развития каждого ребенка и наметить, при необходимости, индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Имя, фамилия ребенка

Сформированность умения общаться

Сформированность отдельных элементарных моральных норм и правил поведения

Уровень сформированности

Н. Женя

Р. Саша

Л. Дима

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

Оценка уровня:

  • сформированы навыки общения и эмоционального реагирования -  «3»
  • не совсем сформированные навыки общения и эмоционального реагирования - «2»
  • не сформированы навыки общения и эмоционального реагирования - «1»

Критерии оценок

Уровень

Баллы

высокий

41 -51 б

средний

28 -40 б

низкий

0-27 б

В разработке нашей методики мы использовали материалы из детской проективной методики Рене Жиля и методики "Изучение свободного общения".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности.

Дошкольный возраст это период впитывания и накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

На основе изученной и проанализированной психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что для успешного приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми необходимо:

1. Знать особенности социальных навыков у детей среднего дошкольного возраста;

2. Знать методы формирования социальных навыков у детей среднего  дошкольного возраста;

3. Знать диагностические методики социальных навыков у детей среднего дошкольного возраста;

 4. Разработать программу социальных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Так же основываясь на изученную и проанализированную литературу, на наши исследования, можно утверждать, что проведение в группе детского сада совместных мероприятий с большим количеством разнообразных ролей, с перспективным развитием игрового содержания, отражающего интересы детей, педагогически правильно организованная игра – помогают успешно привить детям эмоциональную отзывчивость, формы поведения, культуру общения со сверстниками и взрослыми, сформировать умение общаться, расширить представление детей о нравственных представлениях, на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков, способствовать социализации детей среднего дошкольного возраста.

 В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены методы, диагностические методики, разработана программа приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми для детей среднего дошкольного возраста, которая может быть использована педагогами ДОУ в работе.

Для детей среднего дошкольного возраста решающее значение для приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми имеет положительный опыт общения и совместная деятельность 

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости. Дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11-17-21с

4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 1997-240с.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991-160с.

 6. Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г.-М.: Просвещение, 1988-256с.

8. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.

10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-204с.

11. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.

14. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. Уч. пособие . М.- 1995 

15 Подласый И. П. Педагогика: 100вопросов-100 ответов. Уч пособие для Вузов М.: ВЛАДОС-пресс 2004 – 365с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Дети присаживаются в центре зала на стульчики;

зайчик и волк, отвернулись друг от друга.

Воспитатель начинает беседу с вопросов:

-Ребята поднимите руку, у кого из вас есть друг.

-Во что вы вместе играете? Ходите ли вы вместе на прогулку? Помогаете ли вы друг другу?

-- Когда друга нет рядом, вам скучно?

-Ссоритесь ли вы с друзьями? Почему? Если вы поссорились, что надо сделать, чтобы сохранить дружбу?

Ответы детей

А теперь послушайте, что случилось с зайчиком и волком:

Разыгрывание ситуации «Ссора»

КТО КОГО?

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили!

- Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

Воспитатель:- Ребята что же случилось с зайчиком и волком?

Ответы детей (они поссорились, отвернулись, поругались)

Воспитатель:- Скажите правильно ли, поступают зайчик и волк?

Ответы детей

А давайте мы с вами научим наших зверей дружить.

Что же такое дружба?

Ответы детей (когда не ссорятся, играют вместе).

Воспитатель: Дружба - это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем.

Дружба - это улыбки друзей

Воспитатель: - Давайте с вами улыбнемся (дети улыбаются).

- Теперь нам стало грустно, нахмурились (дети хмурятся)

- Ребята, когда мы с вами улыбаемся, нам так хорошо, радостно, когда хмуримся, сразу хочется грустить.

- И сейчас мы с вами не будем грустить, а немножко повеселимся

Физкультминутка

Пусть стоят на месте ножки.

(Дети выполняют «пружинку», руки на поясе)

Только хлопают ладошки!

(Дети стучат по коленям)

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай,

Хлоп да хлоп перед собой.

(Хлопки перед собой)

А теперь скорей похлопай,

Да по громче, за спиной.

(Хлопки за спиной)

Выше, выше, выше хлопай,

Руки выше поднимай.

(Дети, хлопая в ладоши, постепенно поднимают руки)

Ниже, ниже, ниже хлопай,

Руки ниже отпускай.

(Хлопая, опускают руки)

А теперь качать руками

Можно целых пять минут.

(Покачивают руками вперед-назад, выполняя «пружинку»)

Отдыхая вместе с нами,

Руки тоже отдохнут.

(Приседают на корточки, складывая ладоши под щеку)

Вот мы с вами поиграли, ноженьки у нас устали.

Мы на стульчики пойдем,

И немного отдохнем.

Ребята, а давайте, чтобы зайчик и волк больше не ссорились и всегда помнили, что такое дружба сделаем все вместе дружно им подарок.

Коллективная работа - аппликация «Дерево дружбы»

дерево дружбы нарисуем руками

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, наши зайчик и волк улыбаются друг другу, они рады. Вот они и помирились.

-Так что такое дружба?

Ответы детей (когда делимся игрушками, не обижаем друг друга, играем вместе)

Воспитатель: - Молодцы.

А теперь возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод. (Дети в хороводе ходят по круг за руки, выставляют ножки, делают пружинку, фонарики.)

Под музыкальное сопровождение.

Воспитатель:- Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые технологии

По словам М.Л.Лисиной под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Взаимоотношение – это субьективные связи, во...

«Приобщение дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми».

информация направлена на достижение целей освоения детьми  первоначальных представлений социального характера и включения их в систему социальных отношений через приобщение к элементарным общепри...

Презентация "Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.Старший школьный возраст"

Основные задачи нравственного воспитаниястаршего школьного возраста.1.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старш...

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослымиЗадачи:Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьмиФормировать умение договариватьс...

Приобщение детей младшего и среднего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время социализация личности является важной составляющей системы образования. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к норма...

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Задачи:Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьмиФормировать умение договариваться, помогать друг другуПродолжать воспитывать уважительное отношение к окружающимФормировать такие ка...