"Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику"
статья (младшая, средняя группа) на тему

Юсупова Джамиля Алексеевна

 

Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Чаще всего эти нарушения носят временный, непостоянный характер. Нарушения звукопроизношения возникают из-за того, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо развитыцентральный слуховой и речевой аппараты, мышцы речевого аппарата – языка, губ, щек - еще слабо натренированы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов. Для этого существует артикуляционная гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_-_statya_art_gimn.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Чаще всего эти нарушения носят временный, непостоянный характер. Нарушения звукопроизношения возникают из-за того, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо развиты центральный слуховой и речевой аппараты, мышцы речевого аппарата – языка, губ, щек - еще слабо натренированы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов. Для этого существует артикуляционная гимнастика.

       Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков.      

               Начинать занятия артикуляционной гимнастикой можно с раннего возраста – 1,5 – 2-ух лет. В таком возрасте гимнастику проводят в игровой форме.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше её делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за  один раз.

       При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

        Каждому упражнению, в соответствии с выполняемым действием, дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы – «Качели»), к нему подбирается картинка – образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания.

        Дозировка количества повторений одного и того  же упражнения следующая: на первых занятиях нужно ограничиться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы.  В дальнейшем можно доводить количество повторений до 10-15 раз.

          Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

         Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к левой и правой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.

  • Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
  • Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка ребенка необходимо показать специалисту логопеду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику

Рекомендации по выполнению артикулционной гимнастики в домашних условиях....

Рекомендации для родителей "Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику".

Памятка для родителей, как правильно проводить с детьми артикуляционную гимнастику....

Практикум для воспитателей « Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику»

показать  педогогам  правила выполнения артикуляционной гимнастики....

как правильно выполнять артикуляционную гимнастику

для чего нужна артикуляционная гимнастика и как правильно ее выполнять...

Рекомендации для родителей "Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику"

Рекомендации для родителей "Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику"...