Курсовая работа
материал на тему

Авдякова Татьяна Викторовна

Тема: Особенности организации предметно-пространственной игровой среды и методическая помощь воспитателям в развитии игровой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Московский институт открытого образования

Факультет повышения квалификации педагогических кадров

Кафедра педагогики и методики

дошкольного образования

Курсовая работа

Тема: Особенности организации предметно-пространственной игровой среды и методическая помощь воспитателям в развитии игровой деятельности детей.

Слушателя курсов повышения

квалификации старшего воспитателя

ГБОУ д/с №1938 Западного округа

Авдяковой Татьяны Викторовны

Группа ДОУ-3

Москва, октябрь 2012г

Содержание

1.Введение___________________________________________2-3

2.Теоретическая часть_________________________________

2.1 Предметно-игровое пространство ДОУ в соответствии ФГТ_____________________________________________________4-8

2.2 Теоретические основы предметно-игрового пространства в ДОУ_______________________________________________________9-14

2.3 Типичные ошибки в организации предметно-игрового                                      пространства ДОУ___________________________________________15-17

2.4 Игрушки и материалы для  сюжетно-ролевой игровой деятельности детей подготовительной группы________________________________18-21

3.Практическая часть____________________________________21-26

4.Заключение___________________________________________27

5. Приложение__________________________________________28

1.Введение

Роль предметной  среды в развитии детей дошкольного возраста связана,  прежде всего, со спецификой дошкольного возраста, с теми особенностями, которыми дошкольники отличаются от школьников или студентов. Ребенок дошкольного возраста, как правило, еще не умеет читать. Свой опыт и представления о действительности маленький ребенок получает от других людей, в первую очередь от взрослых ( педагогов и родителей) , и из того, что его окружает. Важнейшим источником опыта и стимулом к деятельности ребенка является предметная среда и пространство, в котором находится ребенок. Именно среда является для маленького ребенка носителем знаний об окружающем- природе, мире предметов и других людях и т.д. Действия с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают познать и понять отношения предметов и вещей, а также осознать себя и свои возможности. От того, в каком пространстве растет ребенок, какая среда его окружает его, во многом зависит интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие наших детей, поэтому очень важно, чтобы среда была развивающей.

Созданию адекватной  предметной среды в дошкольной педагогике всегда уделялось достойное место. Однако в последнее время в связи с принятием новых Федеральных требований к программе дошкольного образования появились новые приоритеты  в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Интеграция разных   образовательных  областей, отмена организованных занятий как основной формы работы с детьми, деятельный подход и приоритет игры как ведущей деятельности дошкольников, акцент на общении ребенка со взрослым и со сверстниками, ориентация на интегративные качества ребенка требуют новых подходов к формированию предметно-пространственной игровой среды детского учреждения.

Цель работы: охарактеризовать  критерии выбора  материалов и оборудования для развития сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе, которые могут обеспечить развитие ребенка  в соответствии с ФГТ

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

1.  Проанализировать теоретические исследования, нормативные документы по данному  вопросу.

2.  Охарактеризовать особенности сюжетно-ролевой игры детей в подготовительной группе.

3.  Разработать рекомендации, направленные на развитие сюжетно-ролевой игры  в подготовительной группе в соответствии с требованиями.

Методы работы - изучение  научно-методической  литературы, нормативных документов, диагностика,  беседы с детьми, анкетирование, консультации.

2.1 Предметно-игровое пространство ДОУ в соответствии ФГТ.

Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы):

Развивающая образовательная среда обеспечивает:

- духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

-высокое качество дошкольного образования,

-доступность,

-открытость,
          -привлекательность для детей и их родителей,

-охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

-комфортность по отношению к воспитанникам

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста
и ведущим видом деятельности для них является игра;

-организации разнообразной игровой деятельности;

Оснащенность:

кабинетов, физкультурного зала, спортивных площадок, бассейна необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;

Среда учитывает:

- специфику дошкольного возраста,

- основные виды детской деятельности:  игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Наличие в помещения оборудования:

-здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, приборы, улучшающие качество окружающей среды, аэроклиматические установки, оборудование, позволяющие удовлетворить потребность воспитанников в движении) используемого
в профилактических целях;

Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают:

Соблюдение следующих принципов:

-информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов
и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

-вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

-полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

-педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развиваюшей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

-трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

Учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;

Создание предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться  и в ходе реализации других областей;

Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции, включающие:

В качестве ориентиров для подбора игр, игрушек, дидактического материала, издательской продукции (далее – игрушки и оборудование) выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе;

Подбор оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также с целью активизации двигательной активности ребенка;

Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;

При подборе оборудования и определении его количества педагоги учитывают условия каждого образовательного учреждения: количество воспитанников в группах, площадь групповых и подсобных помещений;

Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра;

Оборудование для продуктивной деятельности представлено оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования
и оборудованием общего назначения:

-набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации;

-оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы;

Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал:

-оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени,  включает различные материалы для сенсорного развития.

Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания;

-группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий;

Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений;

Требования к игрушкам для детей дошкольного возраста.

Игрушки для детей дошкольного возраста должны соответствовать техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

-полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы
в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления;

-возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой воспитанников
(в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры;

-дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля (некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки);

-принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством;

Требования к оснащению и оборудованию кабинетов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного) включают соответствие принципу необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечение разнообразно двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста;

Требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования включают общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

2.2Теоретические основы предметно-игрового пространства в ДОУ

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка. Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.

В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.

Среда – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Исследователи доказывают, что среда это окружающие социально - бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования с материальной действительностью. В процессе развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа».

В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креативного поля.
Из положений А.И.Леонтьева, А.В.Запоржца, Е.А.Флерина вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно -пространственной среды детского сада при условии:
• содержательности и эстетической значимости этой среды;
• целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;
• активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.
Р.Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии
 и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.). Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи.
         Обогащенная среда (по В.А.Петровскому) предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Все компоненты предметно -развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Предметная среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта.

Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой клад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л.Новоселова, Л.А.Парамонова, Е В.Зворыгина и др. В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А.Петровского, Л.М. Клариной, Л.А.Смывиной, Л.П. Стрелковой и др.

В работах О.А.Артамоновой, Т.М.Бабуновой, М.П.Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:

- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно -гигиенических норм;

- соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;

- учет всех направлений развития ребенка;

- разнообразие сред, их рациональное расположение;

- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

- создание условий для изменения среды.

Для того чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Еще в 1989 году Министерством образования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в 1993 году - концепция получила дальнейшее развитие - коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований.

С.Л. Новоселова подчеркивает, что при создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать охрану и укрепление:

- физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

- эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- интеллектуальное развитие;

- создание условий для развития личности;

- приобщения детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса

Наличие данных компонентов в составе «среды человека» обуславливает и характер взаимодействия человека со средой, его адаптацию к ней, а также многообразное влияние среды на формирование личности человека. В трудах таких учёных, как В.Г. Алексеев, Н.С. Глазычева, Л.В. Максимова, Д.Ж. Маркович и др., представлен тщательный анализ природного и социального компонентов окружающей среды.

Экспериментальное исследование, проведенное Н.Я. Михайленко, Н.Н. Поддьяковым и др. показывает, что умение ребенка играть вместе со сверстником следует формировать именно в русле предметной деятельности – в ситуации взаимодействия детей с одним общим предметом, что позволяет выделить сверстника как партнера по игре. Овладение детьми предметным взаимодействием позволит взрослому ввести в их совместную деятельность уже более сложные – условные – игровые действия.

А.Г. Гогоберидзе, д-р пед. наук, проф., заведующая кафедрой дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга,

А.М. Вербенец, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга

Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-пространственная среда проектируется на основе:

- реализуемой в детском саду образовательной программы;

- требований нормативных документов;

- материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);

- предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

- общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).

Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов являются:

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.124903", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26.03.2003 № 24;

Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 <О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье>;

Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");

Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);

Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).

2.3 Типичные ошибки в организации предметно-игрового пространства ДОУ:

На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, не претендуя на полноту, можно выделить  ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада:

1.Большинство дошкольных учреждений недостаточно эффективно используют участок в педагогическом процессе, ограничиваясь традиционными прогулками и подвижными играми на воздухе. Лишь в отдельных садах дети вовлечены в озеленение участка, создаются уголки-огороды, цветники, уголки леса, сада ит.д. Достаточно редко оборудуется пространство и выделяются зоны для свободной игровой деятельности.

2.Во многих ДОУ жизнь одновозрастных групп организуется по принципу закрытой системы, что ограничивает социальные контакты ребенка с другими детьми и взрослыми. Между тем организация совместных контактов и праздников, походов в гости в мини-группах, совместных прогулок обогащает личный опыт ребенка возможности его социальных контактов, коммуникативные и познавательные способности.

3.Во многих садах используется негибкое использование помещений: например, фиксированное фронтальное расположение столов и стульев с неизбежностью приводит к тому, что маленькие дети сидят за «партами» в неудобно застывшем положении в течение длительного времени , что отрицательно сказывается на их осанке, физическом и психологическом самочувствии в целом.

4. Запрет на перемещение столов и стульев детьми, а также использование их вне образовательной и развивающей деятельности занятий существенно обедняет возможности свободной игры.

5. К нежелательным стереотипам также следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с фиксированными темами и сюжетами(«Больница», «Магазин» и т.д. , которые вносят в сюжетно-ролевую игру детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельного игрового творчества ребенка. Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться, создавая основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр.

6. Немаловажную  роль в трудностях реализации деятельностей детей имеет характер размещения игрового, физкультурного и другого оборудования в помещениях детского сада. Игры и игрушки, особенно новые, зачастую находятся вне доступа детей, экспонируются  на верхних полках, или заперты в шкафах  с ориентацией на проверяющего.

7. Отсутствие зоны для самостоятельного экспериментирования существенно обедняют возможности развития ребенка дошкольного возраста. Наблюдения за физическими явлениями и объектами отвечает глубинным потребностям ребенка этого возраста.

8. Отсутствие уголков уединения делает пребывание ребенка в группе психологически напряженным, снижает эмоциональный настрой и в целом нарушает право ребенка на отдых.

9. Качество игрушек и оборудования не всегда соответствует необходимым психолого-педагогическим требованиям. Игрушки, способствующих развитию ребенка, к сожалению недостаточно.

10. Комплект игрушек и игр остается стабильным в течение всего учебного года.

11. Детские книги обычно стоят на полке плотным рядом, корешками наружу, также стационарным комплектом. Подобное расположение и большое количество книг не всегда стимулируют познавательную деятельность дошкольника.

12. Особое значение в развитии дошкольника играют так называемые предметы-заместители(неоформленный или природный материал), способствующие развитию воображения. К сожалению,  в большей части ДОУ  предметы-заместители отсутствуют, что существенно обедняет развивающую среду.

13.К негативным явлениям следует отнести также использование старых, изношенных игрушек, неразборчивость при комплектовании игрового оборудования с точки зрения его педагогической значимости.

14. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.

15. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.

2.4 Игрушки и материалы для сюжетно-ролевой игры  в подготовительной группе.

Известно, что сюжетная игра является главной и ведущей деятельностью дошкольников. Её основная особенность заключается в том, что ребенок создает свой воображаемый мир и разыгрывает сюжет с реальными предметами в мнимой  воображаемой ситуации. Именно в этой деятельности происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Ролевая игра предполагает, что главную действующую  роль берет на себя ребенок. Ребенок действует как бы он кто-то другой (взрослый или сказочный герой). Главное в такой  игре принять и удержать роль. Для более эффективного принятия и удержания роли, т.е. чтобы ребенок действительно почувствовал себя другим. Существует специальный материал - ролевая атрибутика или маркеры роли, которые делают роль более наглядной. Играя, ребенок перевоплощается и познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой.

Маркеры роли называют специфические предметы, которые обозначают, как  бы  маркируют игровую  роль.

Маркеры пространства- предметы, служащие для обозначения места действия. К маркерам пространства относятся всевозможные игровые домики и другие здания, сооружения и конструкции. Эти элементы призваны обеспечить сюжетную канву игры, задать пространственно-временные опоры развития сюжета. Организация ролевой игры в пространстве обладает важной особенностью: с одной стороны, этот вид игры требует большого свободного пространства (потому что перемещается в нем сам ребенок, а не кукла). С другой - огромные пространства затрудняют ролевую иргу. Эту особенность ролевой игры нужно учитывать при организации предметной среды, балансируя между необходимостью представить их в полной мере. Поэтому в ролевой игре вместо реальных маркеров пространства можно использовать большое количество предметов- заместителей, позволяющих быстро собрать и разобрать все необходимые «декорации».

Игровые здания ( домик, гараж и т.п.) и статичные игровые уголки («парикмахерская», «больница» и т.п. не слишком подходящий вариант для помещения группы детского сада. Это довольно громоздкие конструкции, которые, во  – первых «съедают» и так не очень большое пространство ДОУ, а во-вторых, ориентируют детей на одни и те же сюжеты. Домики, которые иногда можно встретить в детских садах, часто слишком маленькие, и в них особо не разыграешься. Кроме того, они статичные, их нельзя передвинуть, как того требует сюжет. Почти всегда они в единственном экземпляре, что порождает трудности игрового и межличностного взаимодействия.

Тем не менее укромный закуток, а также адекватный маркер пространства в игровом помещении необходимы. В качестве таковых лучше использовать мягкую зону (подушки, пуфики, ковры) при этом хорошо бы создать возможность закрывать ее полупрозрачной ширмой или шторой. Ширмы - очень важный предмет в игре, поскольку ими можно отграничить множество зон. Уже с помощью одной ширмы можно создать, например, два домика. Этот предмет за счет своей мобильности позволяет легко организовывать игровое пространство, а за счет условности - использовать ее в любых сюжетах. Предпочтение лучше отдавать легкой складной ширме на колесиках - так  дети смогут самостоятельно в нужный момент включать ее в игру, а если понадобится - убирать.

Помимо  ширм, материалом для обозначения пространства может служить мягкая мебель ( столы и стулья, скамейки, пуфы), крупные куски ткани разных цветов, листы фанеры, ленты, прищепки и т.д.  Этот материал способен заменить любой другой маркер пространства и даже транспортное средств. Например, легкий стол со складными ножками может стать кораблем ( машиной, вагоном и т.п.), если его перевернуть столешницей низ. Он может стать границей любого здания или забором, если его поставить «на ребро»; театральной ширмой в том же положении; «пещерой», домом и т.п. в обычном положении, но накрытый тканью. Большой кусок ткани с помощью веревок и прищепок также может служить любой конструктивной частью здания(полом, стеной, крышей). Он может обозначать собой любой элемент ландшафта: поле, лес, реку и т.п., куст, дерево, если накинуть ткань на стул или другой более крупный предмет и т.д. С помощью такого полифункционального материала дети учатся создавать не только первичные в игре здания, но и конструировать природный ландшафт, что очень положительно сказывается на развитии пространственных представлений и образного мышления. Помимо полифункционального материала, хорошим  игровым подспорьем выступают блоки для крупномасштабного  конструирования из мягких материалов разных форм.

Мебель для ролевой игры также должна быть максимально открыта для замысла детей. Упомянутые статичные уголки допустимы только в своем условном варианте. Например, обычный стол со стульями может служить любым другим столом в игре- обеденным, столом в кофе или ресторане, рабочим, офисным, партой и т.д.- в то  время как  школьная парта всегда остается только школьной поверхностью.

Предметы оперирования -это те предметы, с помощью которых дети выполняют игровые действия: посуда, бытовая техника, инструменты и т. д. Главной функцией предметов оперирования является возможность прожить, прочувствовать то или иное игровое действие как реальное, выстроить его движении, логику. Например, игрушечные кастрюля, половник, тарелки и ложки обращают внимание ребенка на последовательность приготовления еды и обеда. Кроме того «профессиональные»  предметы поддерживают ролевое поведение ребенка, например, фонендоскоп наталкивает ребенка на образ доктора.

Сегодня  предметы оперирования - это самый распространенный тип сюжетных игрушек.

Чем старше ребенок,  тем дальше его игра уходит от отдельных игровых действий. Поэтому засилье предметов оперирования может , напротив, тормозить развитие игры, сводить ее к отдельным игровым действиям, способствовать слишком легкому переключению между разными сюжетами без удержания единой сюжетной линии, отвлекать внимание ребенка от взаимодействия и т.п.

В старшем дошкольном возрасте содержание игр становится очень разнообразным. Обычно именно в этом возрасте можно впервые наблюдать расцвет фантастических и приключенческих сюжетов, со сложными препятствиями и большим количеством необычных ролей.

Для поддержания замысловатых историй детям необходим разнообразный полифункциональный материал -одна и та же палка здесь может быть и волшебной палочкой, и саблей, и отверткой, и градусником, что значительно облегчает игру, избавляя ее от большого количества необходимых предметов. В тоже время, отдельные , «Знаковые» для того или иного сюжета(роли) реалистические игрушки способны натолкнуть ребенка на создание какой-то истории или повернуть игру в неожиданном направлении.

3.Практическая часть

На сегодняшний момент нередко приходится задаваться вопросом: почему дети к концу дошкольного детства не играют или играют плохо?

        Выделяем несколько причин данной проблемы:
- воспитатели в детском саду не всегда знакомы или не знакомы вовсе с игровыми интересами своих воспитанников. Некоторые из них, зная подчас особенности современной детской игровой субкультуры, зная привлекающие детей сюжеты и образы, не учитывают их в организации игр или по личным соображениям не опираются на них. А ведь именно интерес обеспечивает направленность и продолжительность игровой деятельности, делает процесс развития ребенка в игровой деятельности занимательным и эффективным.               Игровой интерес пронизывает все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил.
- содержание игр, предлагаемое детям образовательными программами не всегда современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников.

1. Чтобы определить уровень развития игры детей в подготовительной группе, воспитателям был предложен диагностический лист по определению уровня развития игры детей.

Приложение №1

2. Диагностика игровых интересов дошкольников подготовительной группы.

Вопросы для беседы с ребенком  Приложение №2

1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?

3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?

4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).

5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

Следующая анкета направлена на изучение учета воспитателями игровых интересов детей при организации сюжетно-ролевых игр.
Вопросы для воспитателей:   Приложение №3
1. Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников? Как вы это делаете?
2. Используете ли вы результаты диагностики для сюжетно-ролевой игры?
3. Как вы планируете игровую деятельность детей (с учетом детских интересов, без интересов)
4. Настаиваете ли вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой? Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям?
5. Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты? Откуда они появляются?
6. Подбираете ли вы игровые атрибуты для игр, каким образом вы это делаете?
7. Имеется ли все необходимое в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр? Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей?
8. Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам?

4.Консультация для педагогов:

Были разработаны  некоторые методические подсказки для воспитателей по развитию игровых умений дошкольников старшей и подготовительной групп.
1.Так, например, при совместном сюжетосложении с ребенком педагог может использовать прием
"Придумай компьютерную игру", благодаря которому дошкольник учится создавать сюжетную линию игры. При этом предварительно выясняется, знаком ли ребенок с компьютером, компьютерными играми, какого рода эти игры, играл ли он когда-нибудь в такие игры, нравится ли ему в них играть. Необходимо использовать любимую игрушку ребенка, которая будет главным героем будущей "компьютерной" игры, создаваемой совместно с воспитателем. В процессе взаимодействия обсуждается "миссия", задание, которое должен выполнить главный герой, куда прийти в конце игры, с кем встретиться в дороге и т.п.
При взаимодействии с неиграющим дошкольником педагог интересуется причиной того, почему ребенок не играет. Если он устал, воспитатель предлагает ему отдохнуть и поговорить на любую интересную для ребенка тему. Тем самым у педагога появляется возможность выяснить интересы ребенка, которые могут помочь в активизации игровой деятельности воспитанника. Если ребенок отвергается коллективом или еще не знаком ему - "новенький в группе", - воспитатель просит поиграть с ним лидера группы или спокойного, контактного ребенка или сам начинает осуществлять игровые действия с ним.

2.Для того чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей этого возраста своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре - это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатления. 
        При планировании игры следует помнить, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Например, если предполагается "морское путешествие", то ребятам нужно задать вопрос: "Что нам понадобиться для нашего путешествия?" Они ответят: якорь для корабля, билеты для пассажиров, карта, по которой будет определяться маршрут следования. Все эти атрибуты желательно изготовить из подручных материалов вместе с детьми. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать  и слышать пожелания детей, ведь осуществляется
диалог между равноправными участниками педагогического процесса. Обязательно нужно учитывать пожелания всех детей, так как в них тоже проявляются игровые интересы и предпочтения.
         3. Также выяснили, что в  подготовительной группе дети долго не могли развивать сюжет. Поэтому воспитателям группы предложили изготовить игрушки- самоделки, которые соответствуют игровым замыслам детей. В группе очень любят играть на тему «Космос». Предложили сделать макет Космодрома из бросового материала. Макет поставили на стол. Дети делали космических героев, их дома, космические машины и т.д. Сюжет оставался,  но каждый день имел свое продолжение.

Анкетирование. Приложение №4

Для  выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома используются анкетирование или интервьюирование родителей. 


 Вопросы для родителей:


1. Часто ли Ваш ребенок играет дома? В какие игры чаще всего? 2.Предлагаете  ли вы ребенку поиграть в конкретную игру, настаиваете ли вы, если он не высказывает особого желания? 3.Каким образом вы это делаете? Как выбираются вами игры для ребенка?
4. Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет или он сам его предлагает? Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка?
5. Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку?
6. Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно?
7. Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам?


     
Чтобы помочь родителям создать условия для игр детей и повысить их знания по руководству игровой деятельностью.
 Планируется: - разработать несколько вариантов игровых уголков в домашних условиях в виде макетов, фотостендов;
- составление примерного перечня игр и игрушек для дома, особое внимание, уделив использованию игрушек, сделанными руками родителей и детей.
- по изготовлению таких игрушек запланировано провести ряд консультаций с практическим показом, объявить конкурс для родителей "Сделай своим руками".
- проводятся и планируется проводить открытые мероприятия для родителей, где последние получают необходимую информацию, знакомятся с событиями в группе, с рекомендациями по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр, по подбору игрушек, соответствующих возрасту детей и их интересам.  

4.Заключение

Созданию адекватной  предметной среды в дошкольной педагогике всегда уделялось достойное место. Однако в последнее время в связи с принятием новых Федеральных требований к программе дошкольного образования появились новые приоритеты  в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Интеграция разных   образовательных  областей, отмена организованных занятий как основной формы работы с детьми, деятельный подход и приоритет игры как ведущей деятельности дошкольников, акцент на общении ребенка со взрослым и со сверстниками, ориентация на интегративные качества ребенка требуют новых подходов к формированию предметно-пространственной игровой среды детского учреждения.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Результаты проведенной работы  являются конкретным шагом в развитии сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе, не претендуют  исчерпывающую  полноту её решения. Полученные позитивные результаты поставили новые вопросы, требующие дальнейшего изучения.

Список  литературы:

1.  Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

2.   Коломийченко Л.В., Олейниченко Е.Ф., Метечко А.А. Организация предметноразвивающей среды по «Программе социального развития» Л.В. Коломийченко: Метод. реком. – Пермь, 2003.

 3. Маханева М.Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - С.4-6

4.   Новоселова Г.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - С.14-18

5.  Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа.- М.: Изд. «Баласс», 2004.

6.  Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.

7.  Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада.// Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", 2010.

8.Смирнова Е.О. и др. Организация предметно-игрового пространства в детском саду. М., Акри, 2012

9.  Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. – М., 1997.

Приложение №1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЛИСТ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ ДЕТЕЙ

(СЮЖЕТ ИГРЫ)

Группа №        

ДОУ №

№№ п/п

Вопросы к анализу

Показатели развития

Комментарии (качественная оценка)

Оценка

Кол. оценка

1.

Разнообразие и источник сюжетов

Преобладающий источник (узость или широта областей: быт, телепередачи, книги, профессиональная деятельность взрослых и т.д.)

2.

Устойчивость сюжета

Как долго развивают сюжет: произвольность деятельности, проявление свойств внимания, волевых качеств.

3.

Почему возникает игровой сюжет?

Влияние игрушки, взрослого, сверстника, инициатива самого ребенка. Способность поставить цель и спланировать игру (умение сформулировать сюжет до начала игры)

4.

Сколько сюжетов могут объединить в одной игре

Богатство знаний, проявление воображения

Выявленный  показатель  развития отражается в последней графе диагностического листка знаком «+», отсутствие показателя знаком «-».

Например:

  • широта источников и разнообразие сюжетов «+»,
  • узость источников и разнообразие сюжетов «-».

В графе «Комментарии» дается качественная оценка, например, называются сюжеты игр и преобладающие источники.

Приложение №2

Диагностика игровых интересов дошкольников подготовительной группы.

  1. вопросы для беседы с ребенком

1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?

3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?

4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).

5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

При анализе ответов детей необходимо обратить внимание:
- на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома;
- на любимые сюжеты и роли;
- на любимые игрушки;

Необходимо пронаблюдать за самостоятельными и организованными воспитателем играми детей.

Аспекты наблюдения:

- игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения);

- разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;

- зависимость применения игровых умений от игровых интересов;

- характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.

 Приложение №3

Анкета для воспитателей

изучение учета воспитателями игровых интересов детей при организации сюжетно-ролевых игр.

Вопросы для воспитателей:
1. Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников? Как вы это делаете?
2. Используете ли вы результаты диагностики для сюжетно-ролевой игры?
3. Как вы планируете игровую деятельность детей (с учетом детских интересов, без интересов)
4. Настаиваете ли вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой? Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям?
5. Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты? Откуда они появляются?
6. Подбираете ли вы игровые атрибуты для игр, каким образом вы это делаете?
7. Имеется ли все необходимое в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр? Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей?
8. Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам?

Анкета для родителей

Выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома

 

Вопросы

 

Варианты ответов

Часто ли Ваш ребенок играет дома?

Да

нет

Свой вариант

Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку?

да

нет

Свой вариант

Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам?

да

нет

Свой вариант

Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно?

Меньше 1 часа

От 1  до 2 часов

Свой вариант

Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет или он сам его предлагает

Предлагаю я, по мере надобности

Выбирает самостоятельно

Свой вариант

Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка?

Из игр детского сада

Телевидения и компьютерных игр

Свой вариант

В какие игры чаще всего играет ваш ребенок

настольные

Сюжетно-ролевые

Свой вариант

Предлагаете  ли вы ребенку поиграть в конкретную игру

да

нет

Свой вариант

настаиваете ли вы в выборе игры, если он не высказывает особого желания?

да

нет

Свой вариант

Как выбираются вами игры для ребенка?

На свое усмотрение

На усмотрение ребенка

Свой вариант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Влияние дидактических игр на развитие цветоощущения детей.

СОДЕРЖАНИЕ: ВведениеАктуальностьЦельЗадачиТеория Задачи дидактических игрТребование к дидактическому материалуВажность использования правил в игреВыводФормы организацииКлассификацияВыводСистема работы...

Курсовая работа.

Развитие памяти дошкольника...

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

Курсовая работа

Детское словотворчество...

Курсовая работа

Детское словотворчество...

КУРСОВАЯ РАБОТА «Система методической работы с кадрами»

План.Введение      1.Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.            1.1 Цели и задачи...

КУРСОВАЯ РАБОТА Система работы по развитию фонематического слуха и восприятия в старшей и подготовительной группе ДОУ для детей с ОНР

В настоящее время  количество детей с речевыми нарушениями увеличивается. Это происходит из-за роста патологий беременности и родов, общей соматической ослабленности детей, из-за неблагоприятных ...