Консультация для воспитателей
методическая разработка на тему

 «Формирование нравственных качеств личности у дошкольников на музыкальных занятиях»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование нравственных качеств личности у дошкольников на музыкальных занятиях»

Обобщение опытом

музыкального руководителя Нохриной А.С.

2.      В словаре  Ожегова С.И.:

«Нравственность - это внутренние, духовные качества,

которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».

3.      Педагогическая энциклопедия под редакцией Каирова даёт такое определение нравственного воспитания:

«Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения».

4.      Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

5.      Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

6.      Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека.

  1. Музыка есть часть культуры. Это искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах: всё многообразие жизни, все её стороны и проблемы: любовь к родной стране, общение с природой и нравственный мир личности, прошлое всего народа и сферу личностного общения, высокие гражданские чувства и тонкие душевные состояния.

8.      «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»

В.А. Сухомлинский.

9.      Музыкальное воспитание имеет огромное значение в нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. Разнообразные виды музыкальной деятельности оказываю неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка.

  1. Одним из наиболее доступных и в то же время сильных средств воспитания детей является проведение музыкальных занятий, где ребёнок может слушать музыку, исполнять её доступными ему средствами, осуществлять первые попытки музыкальных импровизаций.
  2. Музыкальные занятия с точки зрения нравственного развития способствуют становлению характера, норм поведения; формируют нравственные качества личности; коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
  3. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина, обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями.

13.  Основными задачами формирования нравственных качеств личности у дошкольников на музыкальном занятии является:

*      ·Помочь детям научиться видеть достоинства своих сверстников, радоваться их успехам, преодолевать чувство недоброжелательности (зависти) к ним.

*      ·Воспитывать стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения; помочь преодолеть свои недостатки.

*      ·Стимулировать развитие нравственных качеств, правильной самооценки и стремления совершать положительные дела и поступки.

14.  При отборе музыкальных произведений для музыкальных занятий стараюсь учитывать их педагогическую направленность. Так, песня может воспитывать сочетанием музыкально-эмоционального воздействия и текста, в котором содержится гражданский или нравственный пример. В инструментальном произведении акцент ставлю на поясняющем слове.

Стараюсь раскрыть перед детьми красоту музыкальных произведений, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение. Исполнение произведения предстает перед детьми как некий звуковой феномен, эмоционально дополняющий и «оправдывающий» свое словесное окружение. Возникает слияние «музыкальности» и «нравственности».

  1. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных видов деятельности (пения, слушание музыкальных пьес, игра на детских музыкальных инструментах, ритмические движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.
  2. Известно, что восприятие музыки развивается в процессе слушания музыки, которое развивает эмоциональную отзывчивость, адекватный отклик на радость и печаль, формирует представления о нравственных чувствах и нравственных действиях, развивает и побуждает к взаимодействию в других видах деятельности.
  3. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьес.
  4. Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с другой стороны – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях. Пение требует от участников единых усилий. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения у детей, оказывает на них организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.
  5. Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей.
  6. Для становления творчески и нравственно развитой личности вместе с воспитателями используем метод интеграции - разработаны интегрированные, тематические занятия содержание, которых наполнено нравственными категориями и ценностями.
  7. Занятия представлены следующими темами: «А ну-ка, девочки, а ну-ка, мальчики», «Все о куклах», «День победы», «Славится он первым на земле», «Музыка и настроение», «Моя семья», «Путешествие в город счастья», «Рябиновая осень» и многие другие.
  8. Каждая тема предполагает обращение к литературному и зрительному ряду, играм, а также многократные упражнения в положительных поступках. Тематика интегрированных занятий выстроена с учетом развития нравственных ценностей и формируемых нравственные качества  дошкольника.
  9.  В интегрированные занятия включаются музыкальные произведения  русского фольклора, (близкого и доступного детскому пониманию, через детскую классику в музыкальной литературе) инструментального и симфонического творчества русских композиторов; народные и авторские сказки, малые жанры фольклора, познавательные рассказы из круга детского чтения; различные виды художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки.
  10. Тематические музыкальные занятия позволяют на содержательном музыкальном материале дать детям представления о нормах и правилах поведения, сформировать эмоционально-мотивационные ценности и культуру чувств дошкольников. Темы занятий: 1. «Урок в ритме вальса» (Создает условия для получения детьми удовольствия от общения и совместного музицирования, раскрепощает детей эмоционально и творчески), «Сказка в музыке» (Учит детей сравнивать контрастные по характеру произведения с одинаковыми названиями), «Праздник снежинок» (учит детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание музыкальных произведений), «Весело - грустно» (знакомит детей с настроением людей (веселое, грустное, нежное, игривое).) и мн.др.
  11. Важную роль в становлении нормативной регуляции поведения у дошкольника играет взрослый. Поведение значимых взрослых (сначала это ближайшие родственники, а затем и воспитатели) выступает перед ним как образец для подражания. Поэтому соблюдение норм и правил ребенком непосредственно зависит от того, насколько последовательно сами взрослые придерживаются их. Нормы и правила следует формулировать в четком и доступном для дошкольника виде. Для успешного усвоения норм и правил имеет большое значение и постоянное поощрение проявлений одобряемых форм поведения у детей, отношения доброжелательности, доверия между ними и взрослым. Во время проведения музыкальных игр, хороводов воспитатель снова обращает внимание на правила этикета, но делает это ненавязчиво. В играх, также присутствуют правила поведения. Воспитатель похвалил, какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ли все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.
  12. Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
  13. Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование нравственных качеств личности у дошкольников. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.
  14. Итак, мы выяснили, что нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей, и происходит это только через деятельность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование нравственных качеств личности у дошкольников на музыкальных занятиях» Консультация для педагогов музыкального руководителя Нохриной А.С.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения». Педагогическая энциклопедия под редакцией Каирова И.А. даёт такое определение нравственного воспитания:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальное воспитание имеет огромное значение в нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание условий в ДОУ для нравственного развития, позволяет увидеть выпускника детского сада самостоятельным, активным, проявляющим инициативу в музыкальной деятельности, имеющего яркую индивидуальность; эмоционально отзывчивым на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведения искусства, имеющим практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование нравственных качеств личности у дошкольников. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» В.А. Сухомлинский.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В словаре Ожегова С.И .: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности».

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Свет Истина Красота Любовь Добро

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка М ногообразие общественной жизни Любовь к родной стране О бщение с природой Нравственный мир личности Прошлое всего народа Высокие гражданские чувства Тонкие душевные состояния

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Василий Александрович Сухомлинский «Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аристотель «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования »

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валентин Распутин «Дело искусства – сохранять душу»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основными задачами формирования нравственных качеств личности у дошкольников на музыкальном занятии Помочь детям научиться видеть достоинства своих сверстников, радоваться их успехам, преодолевать чувство недоброжелательности (зависти) к ним. Воспитывать стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения; помочь преодолеть свои недостатки . Стимулировать развитие нравственных качеств, правильной самооценки и стремления совершать положительные дела и поступки.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятия музыкой. Пение Слушание музыкальных пьес Игра на детских музыкальных инструментах Ритмические движения под музыку Внимание Сообразительности Быстроты реакции Организованности Проявление волевых усилий

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...