Консультация для педагогов ДОУ: "Взаимодействие педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
методическая разработка на тему

Фролова Ирина Анатольевна

Вашему вниманию представлен опыт работы по организации работы специалистов и педагогов  по созданию условий для  полноценного физического развития детей в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kon-ya_dlya_pedagogov.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ: 

"Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы."

    Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива.

        Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

Формы двигательной деятельности.

        Согласно п. 12.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, в ДОУ рекомендуется использовать следующие формы двигательной деятельности с учетом здоровья, возраста детей и времени года:

  • утренняя      гимнастика;
  • НОД по физической культуре в помещении и на воздухе;
  • физкультурные      минутки;
  • подвижные игры;
  • спортивные      упражнения;
  • кружковая работа;

Значение для развития дошкольника.

Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.

   В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется организация НОД по физической культуре и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя.

        Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.

        Если использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с детьми дошкольного возраста, то для воспитателя содержание предстоящего мероприятия должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по физической культуре должен ознакомить его с содержанием занятия физической культурой или досуга, обсудить организационные моменты. 
         Конечно, организует и проводит мероприятие специалист.

Задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.

К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.

Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

Функции воспитателя в каждой части
НОД по физической культуре.

В ходе вводной части НОД по физической культуре воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега.

В основной части занятия физической культурой, во время выполнения основных видов движений и общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение.

Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель - в задних. Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений.

В заключительной части НОД по физической культуре при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

Способы организации детей.

        Существуют разные способы организации детей во время проведения НОД по физической культуре: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены.

При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.

При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.

При организации круговой тренировки в процессе НОД по физической культуре воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.

Распределение обязанностей при совместной работе

инструктора по физической культуре и воспитателя.

*  специалист занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);

*  специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот)

* специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;

*  специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;

*  инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.

        Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе образовательной деятельности по физическому развитию.

Закрепление двигательных навыков.

        После совместного проведения НОД по физической культуре деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.

Помощь инструктора по физической культуре.

        В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников, оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.
                                        Совместная организация массовых мероприятий.

        При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель - незаменимый помощник инструктора по физической культуре. Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения итогов.

Возглавлять подготовительную работу может инструктор по физической культуре, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них.

                                           Совместная организация прогулок и походов с детьми.

        Еще одним примером сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя является организация  походов с детьми.

Специалист заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план и маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает инвентарь.

 

Система работы инструктора по физической культуре с педагогами ДОО.

участники

форма взаимодействия

цель взаимодействия

Учитель-

логопед

Бинарные физкультурно-речевые занятия.

Создание картотеки игр с речевым сопровождением.

Создание условий для сохранения здоровья детей через смену видов деятельности.

Музыкальный руководитель

Музыкально-спортивные праздники, организация эстафет, конкурсов, подвижных игр к праздникам.

 Проведение совместных интегрированных занятий.

Создание условий для повышение жизненного тонуса и физической активности детей.

Воспитатели

групп

Планирование работы. Открытые занятия. Совместное проведение праздников, дней здоровья, дней игры, утренней зарядки, фотовыставок, разучивание подвижных и народных игр, физкультминуток. Рекомендации по подбору пособий в физкультурный уголок. Провожу информационную  работу по проблемам физического  воспитания детей.

Создание условий для укрепления физического здоровья детей, профилактики сколиоза, плоскостопия через использование нестандартного оборудования.

Педагог-

психолог

 Разработка и внедрение индивидуальных маршрутов для определенной категории воспитанников (не справляющихся с программой по медицинским показаниям, одаренных детей). Проведение открытых занятий, совместное консультирование  родителей по вопросам физического и психологического комфорта воспитанников в ДОУ. Разработка комплексов утренней гимнастики с использованием «минуток настроения»

 Создание условий для  позитивной установки, для обеспечения физического и психологического благополучия.

Медицинский работник

При тесном взаимодействии с медицинским работником проводится педагогическая диагностика уровня физической подготовленности детей с целью планирования физкультурно-оздоровительной работы. Ведется медицинский контроль за состоянием здоровья детей в процессе занятий физическими упражнениями. Ведется тетрадь индивидуальной работы с детьми, в которой даю советы и рекомендации по организации работы с детьми.

Создание условий для полноценного физического развития детей.

        Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. Именно поэтому педагоги нашего детского сада продолжают работу по созданию условий для физического воспитания и совершенствованию физических навыков детей привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, попытаются сделать так, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками.
Будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы по созданию условий для физического развития детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, педагогами, родителями и социальными партнерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем ...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

Положительные результаты в процессе реализации задач образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» возможны при условии тесной   взаимосвязи и преемственности в работе всег...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например в...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на до...

Консультация для родителей: "Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы"

Консультация для родителей: "Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы"...

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации детей.

Согласно СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санита...