Статья "Воспитание игрой как путь социализации дошкольника"
статья на тему
Статья о реализации проекта "Воспитание игрой как путь социализации дошкольника",какие методы и формы можно применять в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Воспитание игрой как путь социализации дошкольника»
«Правильно организовать жизнь и деятельность детей - значит и правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлен в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребенок здесь не учится жить, а живет своей жизнью». А. П. Усова.
Проект «Воспитание игрой как путь социализации дошкольника» стал результатом наблюдений автора за детьми, их социальным развитием и взаимодействием с окружающим миром. Опыт показывает, что в проигрывании жизненных ситуаций через ролевую игру ребенок усваивает те жизненные, культурные, художественные ценности, на которые в игре обращает его внимание взрослый, причём в гораздо большей степени, чем в бытовых не комментируемых ситуациях, проанализировать которые и вычленить из них какие-либо закономерности ребенок не в состоянии. Именно благодаря этой особенности мы имеем уникальные возможности повлиять на складывание ценностной ориентации детей, используя игровые методы. Основным принципом работы проекта является опора на игровую деятельность.
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги отмечают огромные возможности игры для решения воспитательных задач.
В теорию игры значительный вклад внесла Н. К. Крупская. Подчеркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, она, прежде всего, видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. «Для ребят дошкольного возраста,- писала она, - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего».
Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком - могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.
Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Длительные наблюдения за играми, изучение их содержания у детей разных народов и на различных исторических этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья.
Наблюдения показывают, что дети дошкольного возраста стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности). Настораживает и то обстоятельство, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты», которые в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. Наблюдения показывают, что дети дошкольного возраста стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности). Настораживает и то обстоятельство, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты», которые в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых
Значение игры на протяжении всей жизни человека огромно, особенно в дошкольном возрасте. Как отмечают многие психологи и педагоги - игра является ведущим типом деятельности, влияет на развитие мотивации ребенка, произвольного поведения, развитие способностей. Но основное значение игр и игрушек заключается в том, что они определяют базовую идентификацию подрастающего поколения - в какие игры играют дети, такой и будет их взрослая жизнь. Ведь игра как свободная область деятельности предоставляет ребенку нишу для своих переживаний, для иного, отличающегося от общепринятого, поведения, для "выплеска" аффективных эмоций и состояний. Это имеет отношение не только к детям с какими-либо органическими нарушениями, поражениями нервной системы. Использование методов воздействия через игру в детском саду, способно оказать благоприятное воздействие на малоконтактных, агрессивных, педагогически запущенных детей, нужно только обязательно учитывать, что такие дети вовсе не отстают в развитии, и поэтому меры игрового воздействия и степень участия педагога в таких играх должны иметь не ярко выраженный характер.
Следовательно, при более или менее глубоком анализе современной социальной действительности многие взрослые в силах сознательно повлиять на восстановление игровой культуры у детей, на развитие в детях определенных умений, навыков, качеств характера и черт поведения, которые могли бы стать желательными для дальнейшего личностного роста индивида.
Задача педагогов и родителей – подготовить детей к взрослой жизни, стремиться выработать у них определенный комплекс социально-необходимых качеств.
Цель проекта: формирование социальных качеств личности через игру в процессе игровой и совместной творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Создать условия, формирующие нравственные и моральные качества;
- Побуждать интерес к игровой и совместной деятельности;
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности;
- Развивать познавательную активность, творческие способности, мышление, фантазию, воображение, коммуникативные навыки.
- Обучать общепринятым понятиям современной жизни в социуме, правилам поведения в быту, на улице, в общественных местах посредством игры.
- Подготовительный этап
- Создание творческой группы (Довести до участников проекта важность данной темы).
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
- Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Обеспечение игрового материала для реализации проекта.
- Создание предметно – развивающей среды в группе.
- Диагностический этап
- Диагностика.
- Анкетирование и опросы родителей.
- Основной этап
- Проведение цикла занятий.
- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с различными видами игровой и совместной деятельности, способствующей формированию социальных качеств личности: родительское собрание «Игра в жизни вашего ребенка», семинар – практикум «Театральная мастерская», вечер встреч «Поделись своими секретами воспитания», совместные праздники и досуги.
- Заключительный этап
- Презентация проекта на педсовете.
- Участие в конкурсе инновационных технологий в ДОУ.
- Открытый просмотр театрализованного представления с привлечением родителей.
- Выставка атрибутов и пособий для сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных, музыкальных, театрализованных игр.
- Концерт для родителей и детей младших групп.
- Создание фотоальбома «Моя семья».
Работая с 2014 года в этом направлении, ожидаем следующие результаты:
создание предметно – развивающей среды и комфортных условий;
диагностирование детей в соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы » под редакцией М.А.Васильевой и Н.Е.Вераксы;
анкетирование родителей;
обеспечение оптимальной взаимосвязи родителей с детьми и воспитателями;
внедрение плана реализации проекта первого года в учебно-воспитательный процесс;
- формирование нравственных и моральных качеств у дошкольников;
- умение согласовывать свои действия с действиями партнеров в игровой деятельности;
- развитие познавательной активности;
- использование общепринятых норм поведения в быту, на улице, в общественных местах.
Сформированные социальные качества, нравственные и коммуникативные навыки дошкольников, приобретенные за время реализации проекта, укрепят желание узнавать что-то новое, разовьют умение и желание работать самостоятельно, окажут благоприятное воздействие на подготовку ребенка к школьному обучению, облегчат адаптационный период.
В перспективе мы прогнозируем улучшение детско – родительских отношений, дальнейшее развитие межличностных отношений со сверстниками, привитие интереса к учебной деятельности и желание учиться в школе и дальнейшей социализации личности.
Воспитатель второй квалификационной категории Токарева Т.Г.
МКДОУ д/с №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/23/picture-26432.jpg)
сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольника
В современном пространстве развития личности дошкольника игра является ключевой деятельностью. Влияние сюжетно-ролевой игры на социально-личностное развитие ребёнка неоспоримо.Предлагаемая презен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/27/picture-249376-1367080444.jpg)
Воспитание культуры поведения - путь социализации дошкольника через разные виды деятельности.
Презенция моей работы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/12/picture-314229-1381570251.jpg)
Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников
Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/05/picture-454670-1401972625.jpg)
Игра как средство социализации дошкольника.
Дошкольное детство является коротким, но очень важным, уникальным периодом жизни человека. Это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/22/picture-454644-1416616389.jpg)
Коммуникативная игра как средство социализации дошкольников
Помогаем детям войти в социальный мир, способствуем формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста....
Создание условий для эмоционального и творческого самовыражения – один из путей социализации дошкольника
Какие условия создаются для детей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/29/picture-717697-1448818531.jpg)
Приложение к социальному проекту «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников «Через игру к общению» План проведения месячника игры сентябрь месяц 2019 год 2-младшая группа
Каждый год в нашем детском саду проводится месчник игр. С его помощью мы можем провести мониторинг знаний детей, У вновь поступивших детей с его помощью легче прохоит адаптация. Что помогает пла...