Главные вкладки

    Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС
    статья на тему

    Молчанова Елена Петровна

    Сообщение на педагогическом совете

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ppr_sreda_po_fgos.docx16.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад №9 г.Льгова»

    Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС

    Подготовила:

    Молчанова Е.П.

    2015г.

    «Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС»

    «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

    Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.

    Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС:

    Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

    Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

    Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

    Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

    РПП среда в младшем дошкольном возрасте:

    Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

    При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии,- это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

    РПП среда в среднем дошкольном возрасте:

    Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

    Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

    РПП среда в старшем дошкольном возрасте:

    В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

    Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

    Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:

    ПРОСТРАНСТВО

    ВРЕМЯ

    ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

    Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

    - рабочая

    - активная

    - спокойная

    Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

    Содержательно-насыщенной

    Полифункциональной

    Трансформируемой

    Вариативной

    Доступной

    Безопасной

    Насыщенность среды предполагает:

    Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе

    Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

    Доступность среды предполагает:

    Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

    Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

    Исправность и сохранность материалов и оборудования

    Безопасность среды:

    Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия

    Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС

    Социально-коммуникативное развитие:

    - Центр ППД

    - Центр пожарной безопасности

    - Центр труда, уголок дежурств

    - Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)

    Познавательное развитие:

    Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения

    Центр сенсорного развития

    Центр конструктивной деятельности

    Центр математического развития

    Центр экспериментирования

    Речевое развитие:

    Центр речевого развития или уголок речи грамотности

    Центр «Будем говорить правильно»

    Центр «Здравствуй, книжка! »

    Логопедический уголок

    Художественно-эстетическое развитие включает:

    - Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки»

    - Центр музыкально-театрализованной деятельности

    Физическое развитие:

    Центр физического развития

    Центр сохранения здоровья

    Спортивный уголок «Будь здоров! »

    Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

    «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....

    ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

    «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....

    Организация предметно-развивающей среды логопедической группы в соответствии с ФГОС ДО

    В статье описаны компоненты, принципы и основные характеристики предметно - развивающей среды логопедической группы....

    «Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС».

    Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (...

    «Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС»

    Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС:...

    «Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС»

    Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС:...