"Интеллектуальное развитие ребенка в дошкольном возрасте"
методическая разработка на тему

Анна Александровна Вислянская

Методическая разработка предназначена для воспитателей и педагогов дополнительного образования. Приведены методы и приемы, с помощью которых развивается интеллект ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

Центр детского творчества Дятьковского района

Методическая разработка

на тему: «Интеллектуальное развитие ребенка в дошкольном

возрасте».

        Возраст детей: 4 – 7 лет

        Разработала:

                                                                        Вислянская Анна Александровна

                                                   методист                    

        г. Дятьково

        2014 г.

                                                                                             Интеллект служит

                                                                                             наиболее эффективным

                                                                                             и необходимым оружием

                                                                                             во взаимодействиях

                                                                                             субъекта с окружающим миром

Пояснительная записка

Актуальность данной темы диктует этап развития общества, высокий уровень технологий, возрастающий и быстро меняющийся поток информации, переориентации жизненных ценностей – все это требует гибкости, смелости мышления, умения нестандартно решать возникшие противоречия. Таким образом, одной из задач образование должно стать подготовка интеллектуального – развитой личности. Главным отличием нового образовательного процесса состоит в том, что ранее при обучении детей отдавался приоритет овладению детьми знаний, умений и навыков. Сейчас же главной целью обучения является развитие личности ребенка. При этом основное внимание педагога обращено на универсальные действия, над предметные действия.

Решение проблемы, создание оптимальных условий для непрерывного обучения и развития творческой личности позволило выявить следующие педагогические условия.

Одно из главных условий – это отбор методов, прием и форм проведения занятий.

Педагогическая целесообразность данной методической разработки определяет то, что развивая интеллект, мы можем дать ребенку мощное орудие для познания окружающего мира, содержание компоненты саморегуляции и саморазвития.

Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний, легче адаптируется к внешним взаимодействиям, менее подвержена стрессам, устойчива к психологическим нагрузкам, обладает наиболее навыками саморазвития и логического мышления.

Сформировать такую личность, есть высшая цель образования. Важным становится и тот факт, что принятый федеральный закон об образовании на 2012-1025 г. предлагает, что дошкольное образование становится уровнем образования.

 Отличие данной методической разработки является то, что основными принципами ее является широкая вариантность и модульность. Содержание отдельных занятий, викторин, игр и других форм подбирается с учетом психолого – педагогических и возрастных особенностей обучаемых.

Широко варьируется и методика проведения занятий и игр.

Цель: развивать у детей мысленные процессы на основе анализа, синтеза и обобщения, прививать навыки саморазвития посредством игры.

Технологии обучения детей дошкольного возраста:

1) Технология игрового обучении.

2) Информационные технологии обучения.

3) Технология проблемного обучения.

Методы и приемы

 1. Метод проблемного изложения материала

2. Проблемно – поисковый метод

3.Игровой метод

4. Метод наблюдения

5. Наглядный метод

6. Метод исключения лишнего

Принцип проведения занятия

1. Принцип доступности

2. Принцип последовательности

3. Принцип одобрения

4. Принцип индивидуального подхода

5. Принцип системности

6. Принцип партнерства

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников – одна из сложнейших в психолого – педагогической практике. Главное ее решение – рациональная организация всего  учебного процесса (создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведений занятий и т.д.), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемый игровой тренинг.

Основой любого полноценного мыслительного процесса, направленного на понимание усваимого материала и творческое его преобразование, является наличие, как минимум трех универсальных составляющих.

Высокий уровень сформированности элементарных, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др.)

 Сравнение – мысленные установления сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

 Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей предмета, в единое целое.

Следовательно, для формирования понятий данного аппарата, ребенку необходимо овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, квалификация, обобщение, сравнение, усвоить типы или виды отношений между понятиями.

Классификация – это распределение предметов по группам. где каждая группа, каждый класс имеют свое постоянное место.

Классификация может производится по существенным признакам (основная) и по несущественным (вспомогательная).Чаще в основе  классификации лежат родовидовые понятия.

Понятия – форма мышления, в которой отражается совокупность существенных признаков отдельного предмета или класса однородных предметов, с помощью которых можно отличать данный предмет от остальных. Понятия в языке выражаются словами. Понятие могут находится в разных отношениях друг с другом.

Наиболее часто встречаются следующие отношения:

- вид – род (окунь – рыба);

- род – вид (рыба – окунь);

- часть – целое (плавник – окунь);

- противоположность (день – ночь, свет – тьма);

- последовательность (понедельник, вторник, среда)

- причина – следствие (жара – жажда, снег – холод).

Особое внимание необходимо обратить на причинно- следственные связи.

Причина – явление или совокупность явлений, которые непосредственно обуславливают или порождают другое явление – следствие.

Действительные причины событий, как правило. скрыты от непосредственного восприятия. не являются наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их выявить, нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Дошкольнику легче осмыслить пространственные и временные отношения, чем причинно – следственные связи.

В книге «Этюды по истории поведения» Л.С. Выгодский и А.Р. Лурия в главе «Примитивные мышления» ярко описывают особенности мышления ребенка дошкольника. Ученые указывают на то, что мышление ребенка отличается от мышления взрослого другой логикой – логикой примитива. Ученые отличают особенности речи ребенка, в которых отражается своеобразие его мышления. Дети часто не употребляют придаточных предложений. Причинные связи в речи ребенка обычно отсутствуют, связь «потому что» или «вследствие того» заменяются союзом «и» или аналогичным по значению словом – «я пошел гулять, потом пошел дождь, потом я промок».

 Сложная системная картинка мира, расположение явлений по их связи и причиной зависимости заменяются простыми «склеиванием» отдельных признаков, их примитивным соединением друг с другом.

Ребенок почти не знает категорий причинности и связывает в одну цепочку подряд, без всякого порядка, и действия, и отдельные не имеющие к ним отношения явления.

Именно поэтому причина часто меняется у него со следствием, и перед заключением, начинающимся со слов «потому что», ребенок знающий лишь это примитивное, до культурное мышление, оказывается беспомощным.

Также Л.С. Выготский и А.Л. Лурия указывают на другой факт в развитии мышления ребенка. Представления ребенка не располагаются в определенной иерархии (более широкое понятие – его часть – еще более узкое по типичной схеме: род – вид – семейство и т.д.), но отдельные представления для ребенка оказывается как бы разнозначными.

Такие понятия, как «город – округ – страна», принципиально не отличаются даже для ребенка 8 лет (по исследованием Ж.Пиадже).

Он еще не может мыслить логически последовательно, понятия, связанные с внешним миром, могут располагаться  несколько этажей, а объект может принадлежать одновременно и к более узкой группе, и к более широкому классу.

Мышление ребенка является конкретным и абсолютным. Также особенностью детского примитивного мышления является представления ребенка о том, что одна вещь может действовать на другую независимо от расстояния, времени, полного отсутствия связи. Одновременно - значит вследствие такого одно из основных положений мышления ребенка. Зная о том, что ведущим абстрактное мышление становится в подростковом возрасте, а старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, можно закладывать основы логического мышления.

Практика показала, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале, в игровой форме, способствует развитию активности мышления, творческого мышления, самостоятельности и системности мышления.

С этой целью проводим следующие виды занятий и игр:

1) Игры и упражнения на установления причинно – следственных связей

Игра «Почему это произошло?»

Цель научить детей находить причину событий.

«Утром на земле появились лужи, потому что…»

«У мальчика заболело горло, потому что…»

«Сегодня дети надели теплую одежду, потому что…»

«Птицы улетают на юг, потому что…»

«Весной птицы вьют гнезда, потому что…»

Игра (Учимся представлять последствия событий)

Цель: научить детей старшего возраста определять варианты последствий. некоторые событий в природе и жизни людей.

Педагог говорит детям, что в природе все взаимосвязано. Сейчас я назову некоторые события, которые могут произойти в природе, а вы назовете как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события в природе или в жизни людей.

Целое лето не было дождя:

а) засохли все растения;

б) погиб урожай;

в) животные остались без корма;

г) земля высохла потрескалась.

Садовник из шланга стал поливать клумбу:

 а) оставил шланг на земле и залил все цветы;

 б) шланг прорвало, и водой облило всех.

Несколько дней подряд дул сильный ветер:

а) облетели листья с деревьев;

б) сорвало крыши с домов;

в) повалились деревья

г) поднялась пыльная буря и т.д.

 

Игры и занятия на развитие операций сравнение и установления причинности.

Действия для развитого сравнения объясняем детям в доступном для них форме:

- внимательно обследуйте предмет, и подумай, какие признаки важны для сравнения;

- посмотри на предмет и скажи, почему предметы похожи;

- подумай и скажи, почему предметы не похожи.

Когда детям трудно ответить на обобщенный вопрос, задаем дополнительные вопросы, способствующему выявлению признаков различия, например: «Одинаковые ли форма и размер тела у этих животных? Какого они цвета? Как передвигаются?

Важное значение для развернутого сравнения и мест полнота выделения основных, ведущих признаков. В связи с этим развиваем у детей наблюдательность, учим их всестороннее обследовать предмет, видеть главное.

Приучаем детей ставить при сравнении обобщенные и частичные вопросы:

Почему медведь зимой спит днем и ночью?

Почему у зайцев длинные уши, а у медведя короткие?

Проводим следующие занятия на сравнения:

«Сравнения автобуса и пожарной машины»

«Заяц и бурый медведь»

«Почему похожа и непохожа посуда?»

«Чем и почему похожи и непохожи стол и стул?» и т.д.

Большое количество занятий отводится на развитие операций по обобщению, классификации и конкретизации: например: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».

Например, при проведении занятий о фруктах предлагаем детям следующие вопросы:

Что можно назвать фруктами?

Где растут фрукты?

Какие фрукты вы знаете?

Какие фрукты растут в наших краях?

Какие не растут у нас?

Как хранят фрукты?

Почему фрукты полезны для здоровья?

Что из них можно приготовить?

Какие фрукты вам больше нравятся?

Почему?

Аналогичные занятия проводим с детьми по ознакомлению: с цветами, деревьями, кустарниками, животными (домашние и дикие), птицами, одеждой, обувью, головными уборами, транспортом, посудой, мебелью, инструментами, школьными принадлежностями, электроприборами.

При проведении занятий о профессиях, задаем детям следующие вопросы:

«Что такое профессия?»

«Какие профессии вы знаете?»

«Почему все профессии нужны?»

«Что делает повар? Врач? Строитель? Портниха? Учитель? Пилот? Водитель?

Какие профессии у ваших родителей?

Что они делают на работе?

Почему нужно уважать труд людей разной профессии?

Кем бы вы хотели стать?

Серия игр на тему «Исключение лишнего» помогает исследовать уровень образно-логического мышления, операций анализа, обобщения и сравнения. Для этих игр предлагаем детям карточки с изображением 3 предметов одного класса или вида и 1 предмет другого вида или класса. Ребенок должен исключить лишний предмет.

Большое значение для развития логического мышления имеют словесные игры.

Например, словесные игры «Концовки». Мы предлагаем детям такую цепочку понятий:

«Если слон тяжелее зебры, значит зебра…»

« Если крокодил длиннее ящерицы, значит ящерица…»

Словесная игра:  «Кто больше?» «Родственники: «Кто кем становиться» помогает развивать у детей ассоциативное представления.

Многие проводимые с детьми игры направлены на развитие словаря ребенка, фразовой речи, речевого оформления суждений и умозаключений. Это словесные игры типа «Кто, что делает?», «Кто, как передвигается?», «Назовите слово наоборот? (слон большой, а мышка…)».

«Что бывает: деревянным, стеклянным, пластмассовым и т.д.», такие предметы бывают: мягкими, твердыми, сыпучими, жидкими и т.д.

Игра: «живое – неживое; «Назови пару» (зима-снег, книга-страница и т.д.). «Назови, какого цвета» (соль - белая, огурец – зеленый). «Назови, кто какие звуки издает» (утка – крякает, лягушка – квакает и т.д.).

Игра: «Чье жилище?»

Игра: «Догадайся, во что превратится эти предметы» чашка без ручки (стакан), стул без спинки (табурет), кофта без рукавов (жилет).

Игра: «Подумай, кто кем будет?» (яйцо – цыпленок, мука – хлеб и т.д.).

«Узнай по описанию?» «Сравниваем»

Также используем серию словесных игр «Небылицы» например (кисточкой повар размешивал суп, учительница в школе детям шьет рубашки и т.д.).

Словесная игра «Отвечайте, правда ли?»: «Любит кошка на обед

                    Виноград и винегрет

                     Отвечайте, правда ли?»

Чтобы ребенок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Но между словами – понятиями взрослого и словами – представлениями ребенка, есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления, стихийно не могут превратиться в понятия. их можно лишь использовать для формирования понятий. С этой целью детей сначала. учим при помощи собственных действий, выделять в предметах или их отношениях те существительные признаки, которые должны войти в содержание понятия.

Дальнейший ход его формирования и заключается в замене ребенком реальных действий развернутым рассуждением, которые в словесной форме воспроизводит все основные моменты этого действия.

В конечном счете, рассуждение начинает проводиться не вслух, а про себя; оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления.

Это действие выполняется при помощи внутренней речи. Таким образом, возрастной переход от наглядно – образного к словесно – логическому мышлению может быть ускорен путем специально – организованного обучения проведенного выше, т.е. с помощью дидактических и словесных игр.

Изучив процесс перестройки – мышления, можно управлять им, учитывая особенности развития. Чрезмерно ускорять овладения логическими формами мышления в данном возрасте, по мнению ученых, нецелесообразно.

Возможность формирования логического мышления можно использовать лишь в той степени, в какой это необходимо. Для ознакомления ребенка с некоторыми основами научных знаний, не стремясь к тому, чтобы сделать логический весь строй мышления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Е.Акулова «познаем логические отношения, Ж., «Дошкольное воспитание» № 8 2008 г.

2. Е.Алябьева «Игры для детей 5-8 лет», М., Творческий центр 2010 г.

3. Ю. Афонкина, Т. Белотелова, О. Борисова «Как преодолеть скованность мышления» № 1 2009 г.

4. А. Белошистая «Задания, развивающие образное мышлений» Ж., Дошкольное воспитание» №4 2010 г.

5. Н. Варенцова «Развитие умственных способностей дошкольника» Ж. «дошкольное воспитание» № 4 1996 г.

6. Т. Ломбина, В. Лукина «Авторская программ «Читай-ка или как позновательно развивать до школьника». Ж., «Дошкольное воспитание» № 5,10 2005 г.

7. С.Мисуна «Развиваем логическое мышление» Ж., «Дошкольное воспитание» № 8, 12. 2005 г.

8. Ю. Соколова «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка», Москва., ЭКСМО 2010 г.

9. М.Сиднева, Л. Тимофеева «Позновательно – речевое развитие Ж., «Дошкольное воспитание» № 9 2005 г.

10. Е. Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающее мышления». Ж., «Дошкольное воспитание» № 2, 4. 2009 г.

11. Н. Степанова «Современные развивающие технологии для дошкольников: программирование упражнения».

12. Г.Тумакова, А. Максакова «Учите играя». М., 1989 г.

13. Е.Федорова «Интеллект, игры для мышления у старших дошкольников». Ж., «Дошкольное воспитание» № 3 1996 г.

14. З. Шашкова «Занятия по предшкольной подготовке, развитие творческого мышления». Москва «Глобус» 2007 г.

15. В. Яфаева «Педагогическая технология проектирования интеллектуального развития дошкольников». Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 2009 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Интеллектуальное и творческое развитие ребенка младшего дошкольного возраста, через организацию развивающих игр с игровыми пособиями»

АннотацияСтатья посвящена интеллектуальному и познавательному  развитию и «обучения» детей младшего возраста посредством организации развивающих игр, разработке системы занятий и развивающих посо...

Проект. Тема:«Сенсорное развитие как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Проект. Тема:«Сенсорное развитие как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Консультация для педагогов «Робототехника как средство развития интеллектуального развития обучающихся старшего дошкольного возраста»

Робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развити...

Развитие межполушарного взаимодействия мозга как основа интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Развитие межполушарного взаимодействия мозга как основа интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста...

Проект по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования как функциональный механизм интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста», воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбини

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Оз...