Конспекты занятий для работы логопеда
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Ермилова Татьяна Николаевна

Конспекты, сценарии из опыта работы логопеда на старшую и подготовительную группу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Сказка»

п. Суходол МР Сергиевский.

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром:

«Деревья бывают разные».

с детьми 7-го года жизни

с задержкой психического развития.

                                                          группы КРО №3

                                                                                  Учитель - логопед:                                                                                              

                                                                                                               Ермиловой Т.Н.

     

Ноябрь

2008.

Цель: Развитие лексико грамматического строя речи;

Задачи: Коррекционно-образовательные:

-расширять и уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения;

-закреплять знания детей о деревьях, как представителях флоры земли, их красоты;

- закреплять знания о изменениях в жизни природы осенью;

Коррекционно- развивающие:

-закреплять образование прилагательных от существительных;

- развивать словарь по данной теме;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

Методические приемы:

  1. Эмпатическое упражнение «Как обидно…»;
  2. Игра малой подвижности «Были бы у елочки ножки…»;
  3. Беседа о деревьях;
  4. Упражнение «Складывание из палочек»;
  5. Упражнение на развитие лексико - грамматического строя речи:

            «Угадай, с какого дерева лист»;

  1. Пальчиковая гимнастика;
  2. Игровое упражнение «4 лишний»;
  3. Игра «Листопад» ;                                                                        

Оборудование: Счетные палочки, поднос, листочки деревьев, рисунки деревьев (нарисованные детьми), веточка ели и сосны, ваза, геометрическая фигура- треугольник, иллюстрации овощей, ягод, деревьев,(формат А4), поднос с листочками различного цвета (Дети предварительно с помощью педагога нарвали листочки разного цвета).

Ход занятия:

Орг. момент:

Педагог: - Ребята, послушайте меня, пожалуйста. (Дети в этот момент стоят на ковре). Сейчас представьте, что мы с вами возьмем волшебные кисточки и нарисуем осень.

«Как обидно…».

Осень длинной, тонкой кистью                                                        

 Перекрашивает листья                                                          

 Красный, желтый, золотой,                                                          

 Как хорош ты, лист цветной!                                                      

 А ветер щеки толстые                                                                  

 Надул, надул, надул.                                                                            

И на деревья пестрые                                                                                                                  Подул, подул, подул.                          

 Красный, желтый, золотой…                

 Облетел весь лист цветной!                  

 Как обидно, как обидно,                      

 Листьев нет, -                                            

 лишь ветки видно.                                      

     И Михайлова.

Основная часть: Педагог: - Ребятки посмотрите, какой я красивый букет собрала для вас. (Присаживаются за стол).                                                        

 –Веточки каких деревьев вы видите перед собой?

Дети: -Веточки ели и сосны.

Педагог: - Рассмотрите внимательно веточки ели и сосны. (Веточки пускаются по кругу).                                                                                                   –Что у ели вместо листочков? 

Дети: - У ели вместо листьев иголки.

Педагог: - А вы знаете, ребята, что ели и сосны растут в хвойном лесу.                  

   – Повторите, пожалуйста, в каких лесах растут ель и сосна?

Дети: - Ель и сосна растут в хвойных лесах. ( Педагог опрашивает несколько детей).

Педагог: - Молодцы, а теперь встаем, задвигаем стульчики и немного отдохнем.          

Физ. минутка:      

 Были бы у елочки ножки                                                                        

 Побежала бы она по дорожке                                                                              

 (Дети идут на месте, не отрывая носков от пола).      

  Заплясала бы она вместе с нами,                                                          

  (Переминаются с носка на пятку).                                                            

  Застучала бы она каблучками.                                                  

  (Приподнимаются на носки и опускаются на всю стопу).

Педагог: - Молоlws!  А теперь тихо  садимся на свои места. Ребята, а сейчас мы из волшебных палочек сложим с вами елочку. Я напоминаю вам, что елочка состоит из двух фигур. (Педагог показывает одну фигуру – треугольник).                                                                                               Посмотрите, из каких фигур будет состоять наша елочка?                          

Дети: - Наша елочка будет состоять из треугольников.

(Дети строят елочку).

Педагог: - Молодцы! Все справились.

(Дети складывают палочки).             

Но это у нас не все мы встаем и отправляемся дальше.

ети переходят за второй стол, на нем расположены работы детей).

Педагог: - Посмотрите, какие хорошие получились работы, а какие деревья вы здесь рисовали, кто мне скажет?

Дети: - Береза, дуб, клен.                                         

Педагог: - Эти деревья растут в лиственном лесу. Как вы думаете почему?

Дети: - Они растут в лиственном лесу, потому что у них листочки.

Педагог: - Молодцы! Я для вас приготовила листочки.

Игра: «Угадай, с какого дерева лист».

На подносе лежат листья деревьев. Каждый ребенок должен достать из коробки листочек и назвать его. Пример: «Этот лист березы – березовый листочек».  И кладет его рядом с соответствующим деревом (Береза, клен, дуб.)          

 Педагог: - Хорошо! А теперь немного отдохнем

(Дети встают из-за стола).

Сжимаем ручки в кулачек.

Раз, два, три, четыре, пять                                                                                      

 Будем листья собирать                                                                              

 (Загибаем пальчики с большого, на правой руке)                                                

 Листья березы,                                                                                                      

 Листья рябины,                                                                                                  

 Листья клена,                                                                                            

 Листья дуба мы соберем,                                                                    

  букет маме отнесем.

(Затем выполняют с левой рукой).

Педагог: - Молодцы! Все справились, а теперь садимся за стол лицом к доске. Посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее.

 1.Ежевика, земляника, черника, дуб.

2.Сосна, береза, черника, дуб. 

3.Сосна, береза, помидор, дуб.

4.Бакложан, огурец, помидор, дуб.

Дети: - Здесь лишний помидор, потому что сосна, береза, дуб – это деревья, а помидор – это овощ.

Педагог: - Правильно, молодцы!

(Отвечает каждый ребенок).

-Молодцы, ребята, а теперь перейдем на ковер.

(Дети переходят на ковер, встают в круг).

Итог занятия:

Педагог:  - Кто мне ответит, о каких лесах мы сегодня узнали?

Дети: - Мы сегодня узнали о лиственных и хвойных лесах.

Педагог: - Какие деревья растут в лиственных лесах?

Дети: - В лиственных лесах растут: дуб, клен, береза.  (Опрашивает несколько детей).

Педагог: - А какие деревья растут в хвойных лесах.
Дети: - В хвойных лесах растут ели и сосны.

Педагог: - Ребята, а как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья?

Дети: - Листопад.  (Опрашивает несколько детей).

Педагог: - Правильно и сейчас мы с вами сделаем своими руками листопад, каждый, возьмите в руки листочки и на счет три подбрасываем листочки. (Педагог подносит поднос с предварительно приготовленной листочками, дети берут листочки и подбрасывают).

- Листопад, листопад, листья по ветру летят  (Проговаривают вместе).

- Посмотрите, как красиво. Похоже на листопад

 Дети: - Да, похоже.

Педагог: - Молодцы! На этом наше занятие окончено. Отдыхайте!



Предварительный просмотр:

Цель: Овладение конструктивными способностями и средствами взаимодействия педагогов, детей и их родителей.

В костюме осени выступает родительница.

Ход досуга.

Ведущий: Здравтсвуйте, уважаемые родители!

Добрый вечер, ребята!

Послушайте загадку.

Листья по ветру летят,

Под ногами шелестят,

Солнце уж не припекает,

Когда все это бывает?

Дети читают стихи.

Осень – это тучи, лужи и дожди,

Слякоть, непогода,

Ждет зимы природа,

И тепла от солнца,

Ты уже не жди.

Осень – это листьев чудо - -разноцветье,

Тучи паутинок, хризантем цветенье.

Осень – это птицы к югу полетели,

Что листопада плавное круженье

Осень с урожаем овощей и фруктов,

Теплую одеждой, крышей из зонтов,

Вянущей травою, спячкою медведя,

Множеством запасов средь густых лесов.

Осень – это шубка теплая у зайца,

Тут уж насекомых, спрятались они.

Первый снег и стужа, первый лед на лужах,

Ночи все длиннее и короче дни.

Ведущий: Ребята, скажите красивые слова про осенью.

Игра «Осенние слова»

Осень какая?

Золотая, разноцветная, пестрая, дивная, задумчивая, замечательная, величавая, унылая, очаровательная, таинственная.

Звучит музыка. Входит родительница в костюме осеени.

Ведущий: А вот и сама красавица Осень к нам в гости пожаловала!

Словесная игра «Здравствуй, Осень!»

Осень: Здравствуйте, ребята!

           Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

           Хорошо, что ты пришла.

           У тебя мы, Осень, спросим, что в подарок принесла?

Осень: Принесла я вам муки –

            Значит будут пироги.

 Осень: Принесла, вам, гречки –

            Каша будет в печке.

Осень: Принесла , вам, овощей-

            И для супа и для щей.

Осень: Рады ли вы грушам?

            На зиму насушим!

Осень: Принесла и меду –

            Полную колоду!

Осень: А уж яблоки – что мед! На варенье, на компот!

            Ты и яблок, ты и меду,ты и меду принесла,

            А хорошую погоду нам в подарок принесла?

Осень: Дождику вы рады?

            Не хотим не надо!

Осень: Ребяты! А вы знаете осенние месяца?

Дети читаю стихи.

В сентябре тепло, как летом,

 И цветы кругом цветут

Школьники идут учиться,

Их уроки в школе ждут.

 В ноябре дождливо, сыро,

Небо тучами закрыто,

Лужи, грязь, завяли травы,

 И тепло уже забыто.

В октябре желтеют листья

И багряные леса,

Листопад украсит землю

Ах, какая красота!

 Осень: Молодцы! Давайте, друзья, поиграем с родителями.

 Упражнение выполняется парами.

Как хорошо, когда ты улыбаешься,

Как хорошо, когда ты удивляешься, но как же мне не весело

Когда ты сердишься и огорчаешься.

Ведущий: Осень! Поиграй и ты с нами.

Психоречевая гимнастика « Спряч слова в ладошки»

Буду я сейчас водить,

Слова в слух произносить,

Слова нужно повторять

И на части разделять.

Дети хлопками делят слова на слоги.

Словарь. Осень, листопад, дождь, сырость, красота, лужи, цветы, сентябрь, октябрь, ноябрь, непогода.

Ведущий: Ребята, а вы дома помагаете родителям готовить обед? Умеете варить борщ и кампот?

Эстафета «Варим борщ и компот».

Команда родителей «варит борщ».

Команда ребят «варит компот»

Ведущий:Осень, дети и родители знают осенние пословицы. Послушай, они объяснят их значение.

         Коли ясно, то и осень прекрасна.

         Осень идет, и дождь за собой ведет.

         От осени к лету, поворота нету.

         Грибок в кузовок- зимой будет пирожок.

         Осень- запасиха, зима- подбериха.

         Лето с ягодами, осень с пирогами.

         Осенью серенькое утро, красненький денек.

         Октябрь землю покрыл, где листком, где снежком.

          В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, к низу метет.

         Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.

         Красна весна цветами, а осень пирогами.

Логоритмическое упражнение. «Осень листья золотит».

Осень листья золотит,

Ветер ими шелестит:

Шур – шур – шур, шур – шур – шур.

И с деревьев их разносит

Поиграет, снова бросит:

У – у -  у, у – у – у.

Вверх поднимет, закружит

 И на месте завертит:

У – у -  у, у – у – у.

То к земле прижмет, погладит,

Вдруг на веточку посадит:

Так – так – так, так – так – так.

Соберет большую кучу

Убежит и сядет в тучу.

Ведущий: Посмотрите, сколько у нас разноцветных листочков. Давайте, на память для Осени, приготовим осенний ковер из листьев (сухих).

Коллективная работа детей и родителей «Волшебный ковер для Осени».

Зачин к работе – арикуляционная гимнастика.

Ду – ду – ду, ду – ду – ду,

Карандашик я найду,

Ду – ду – ду, ду – ду – ду,

Я листочек обведу:

Ой – ой – ой, ой – ой – ой.

Мой листочек небольшой.

Дуй – дуй – дуй, дуй – дуй – дуй,

Ветер, ветер, ты не дуй!

Ай – ай – ай, ай – ай- ай,

Ты листок, не улетай!

Дети дарят ковер Осени.

Осень: Спасибо вам друзья за подарок.

А для вас я принесла румяные яблочки. Угощайтесь!

Очень весело мне было,

Всех ребят я полюбила.

Но прощаться нам пора,

Что поделать – ждут дела!

До свидания, друзья!

Список литературы к досугу.

  1. Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты». Кн. 1. – 2 – е изд.-М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
  2. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недорозвитием речи» - спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
  3. Арефьев Л.Н. « Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет» методическое пособие.- СФЕРА, 2004.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя

общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской

области структурное подразделение д/с «Сказка»

Родительский досуг

«Здравствуй , Осень!»

                                                                                                                     

                                                                                                                                   Из опыта работы

                                                                                                                  воспитателя

                                                                                                                            Клементьевой Е.Е.

                                                                                                                             Генералова Э. Э.    

                                                                                                                                    учителя-логопеда:

                                                                                                                           Чупахиной Т. Н.

Октябрь 2012



Предварительный просмотр:

Тема: Побываем в сказке мы! Театрализованное занятие.

Цель: Развивать речевые навыки у детей с ОВЗ  по средствам использования ТРИЗ – педагогики.

Задачи.

Коррекционно-образовательные.

Совершенствование знаний детей о сказках.

Обогащение словарного запаса,  выразительности речи детей.

Коррекция  звукопроизношения.

Коррекционно - развивающие.

Совершенствование: - диалоговой и монологовой речи;

- организации собственной речевой деятельности ребенка творческого характера;

- психических процессов (воображения, анализа, синтеза, внимания, памяти);

- анализаторов (зрительного, слухового, речедвигательного);

-моторики, координации плавности, переключаемости, целенаправнности движений, дыхания;

- эмоционально – волевой сферы.

Развитие: лексико –грамматического строя речи по средствам метода – ТРИЗ;

- фонематического слуха через эмоциональное состояние детского творчества;

- умения всестороннего видения предмета.

Коррекционно-воспитательные.

Формирование доброжелательных отношений между детьми с ОВЗ.

Воспитание солидарности взаимоотношений по средствам театрализованной деятельности.

Методические приемы.

  • Игра «Да – Нетка».
  • Дидактическая игра на узнавание предметов по ключивым словам «Из какой сказки?».
  • Эмпатическая игра на развитие  фонематического слуха.
  • Словесная игра на развитие лексико-грамматического строя речи

      «А что еще бывает сказочным?»

  • Пальчиковая гимнастика «Вечером и утром»
  • Упражнение на развитие фонематического слуха.
  • Упражнение «Назови ласково».
  • Игра «Скажи наоборот»  
  • Динамическая пауза без музыкального сопровождения «Тень – тень, потетень…».
  • Ритмические движения под музыку.

Оборудование. Сказочный домик – теремок с большим окном, занавески. Рядом с домом скамейка. Вокруг домика бутафорский лес. Костюмы: лягушка, заяц, медведь, лиса, сказочница, русские народные костюмы.

Ход занятия.

1.Орг. момент.

Перед домом выходит воспитатель – сказочница. 

Игра «Да – Нетка».

Сказочница: - Здравствуйте, дорогие друзья! Ребята, сегодня к нам придет необычный гость! Отгадайте, кто это?

Дети. Он из рукотворного мира?

Сказочница.    Нет.

Дети. Он из природного мира?

Сказочница.    Да.

Дети.  Он из неживой природы?

Сказочница.   Нет.

Дети.  Он относится к живой природе?

Сказочница.   Да.

Дети. Этот гость живет в лесу?

Сказочница.   Нет. 

Дети.  Этот гость относится к домашним животным?

Сказочница.   Нет.

Дети. Он относится к диким животным?

Сказочница.  Да.

Дети.  Этот гость живет в поле?

Сказочница.   Нет.

Дети. Этот гость живет на болоте?

Сказочница.   Да.

Дети. Он передвигается прыжками?

Сказочница.   Да.

Дети. Этот гость питается комарами да мухами?

Сказочница.   Да.

Дети. Этот гость громко квакает?

Сказочница.   Да.

Дети. У него зеленая и скользкая кожа?

Сказочница.   Да.

Дети. У этого гостя пучеглазые глаза?

Сказочница.   Да.

Дети. Рот до ушей?

Сказочница.   Да.

Дети. На лапках перепонки?

Сказочница.   Да. Кто же это, ребятки?

Дети. Этот гость – лягушка! 

Сказочница. А вот и она, красавица!

2.Основная часть.

Появляется лягушка – логопед (л-л) Ребятки, отгадайте, из какой сказки эти герои?

Дидактическая игра на узнавание предметов по ключивым словам «Из какой сказки?».

Море, перламутровые чешуйки, хвост, лягушка, берег, цапля. (Голая лягушка).

Утки, болото, небо, лягушка. (Лягушка – путешествиница).

Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка).

Вопросы сопровождаются показом иллюстраций.

Сказочница. А в каких сказках еще участвует лягушка?

 Дети. В русской народной сказке «Теремок».

Логопед. Что это за сказка, я что-то такой не припомню?

Сказочница.  Давайте побываем в этой сказке, друзья!  Мы с вами превращаемся в деревья из дремучего-дремучего   леса.  Дети изображают  лес. Эмпатическая игра на развитие  фонематического слуха.

Логопед. Как они шумят?

Дети.  Ш-ш-ш-ш.

Логопед. Как завывает ветер?

Дети. У-у-у-у-у.

Логопед.  Как рычит медведь в чащобе? 

Дети.  Р-р-р-р.

Логопед.  Как тявкает лисица?

Дети. Тяв – тяв.

Логопед. А карканье стаи ворон?

Дети. Кар-кар-кар.

Логопед.  А крик филина пролетающего над головой?

Дети.  Угу-угу-угу.

Логопед.  Молодцы, хорошо.

Сказочница.   Это присказка, а вот –

                        Сказка рядышком идет…

Звучит музыка.

                        За лесочком, на опушке,
                       Чья-то спряталась избушка.
                       Не избушка, теремок,
                       Он не низок, не высок.
А вот и теремок. Давайте сядем по удобней и посмотрим, что же будет дальше.    Послушайте, кто же это бежит по лесной тропинке?

В зал вбегает ребёнок в костюме мышонка.

Мышонок: - Я – маленький мышонок,
                    Я по лесу бегу,
                    Ищу себе домишко,
                    Ищу, не нахожу.

                     Ой что за чудо – теремок.

                     Он наверно сказочный?

Словесная игра на развитие лексико-грамматического строя речи

«А что еще бывает сказочным?»

 Мышонок: - Ребята, а что еще сказочным бывает?

Дети: - Сказочный лес (герой, теремок, домик, цветок, клубок).

Мышонок: -  Что за чудо – теремок?
                      Он не низок, не высок,
                      Кто же в тереме живёт,
                      Кто же терем стережёт? (
пожимает плечиками)
                      Никто не отвечает!

                       В теремочек я зайду,
                      И порядок наведу

                      Зановесочки поправлю,
                     У окошка посижу.

 Мышонок садится на скамейку возле домика.

Сказочница.    Стал мышонок в доме жить,
                        Стал он домик сторожить,
                        Вдруг от озера, по травке,
                        Шлёпают босые лапки.

 На полянке появляется лягушка-ребенок. Скачет, рассматривает теремок.

Лягушка (р) :   Речка, мошки и трава,
                     Тёплый дождик, ква-ква-ква!
                     Я лягушка, я квакушка,
                     Полюбуйтесь на меня (2 раза)
                     
Стучится в теремок. 
                     Что за чудо теремок?
                     Он не низок, не высок!
                     Кто же в тереме сидит,
                     И в окошечко глядит?

Мышонок:   Я  серенький мышонок!

Лягушка(р) :    А  я, твоя подружка,
                     Зелёная лягушка.
                     Ты из дома(дружочек) выходи,

                      Поиграй-ка с нами, ты!

Пальчиковая гимнастика «Вечером и утром» выполняется стоя .

Лягушонок на пруду

Лопушком прикрыл звезду.

Утром он открыть спешит.

Глядь – там солнышко лежит.

Лапкой солнце взять хотел –

Прямо в воду полетел.

Огляделся, загрустил:

- Солнце, солнышко разбил.

Долго плавал и нырял,

Все осколки собирал,

На кувшинку сел, и – глядь –

Солнце целое опять.

Ребёнок Лягушка  садится на скамейку возле домика рядом с мышонком.

Будем вместе дружно жить,
И комариков ловить!

Сказочница.    Вдруг из леса на полянку,
                        Прибежал ушастый зайка!

В зал вбегает ребёнок в костюме зайчика

Зайка: - Что за чудо, вот так да!
             Как же я попал сюда?
             На полянке теремок,
             Он не низок, не высок,
             Из трубы идёт дымок,
             Под окошечком пенёк,
             В дверь тихонько постучу,
             И хозяев позову.
             Тук – тук – тук, кто в теремочке      

              живёт?
             Кто там песенки поёт?

              Я – мышонок!
             Я – зелёная лягушка!

Заяц:-  А я зайка ушастый!

Мышонок: - А что ты умеешь делать?

Заяц:- Песенку петь, на барабане играть дети берут музыкальные инструменты

Упражнение на развитие фонематического слуха.

Зайчик:  Детки, повторяйте все за мной!

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще. 

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей!

Логопед. Какой ты, зайка, хороший! Гладит по голове.

Зайчик. А назовите, меня, ребятки, ласково, пожалуйста! Упражнение «Назови ласково».

Дети. Зайка, зайчик, заюшка, зайчишка.

Зайчик.              Я весёлый зайка,
                          Зайка – попрыгайка,
                          На полянке я скачу,
                          Громко лапками стучу.

Сказочница.      Веселее стало в доме,
                          Стали жить они втроём,
                          Вдруг из леса выбегает,
                          Кто-то с рыженьким хвостом.

Крадётся лисичка, оглядывается, видит теремок, рассматривает его.

Лисичка.    Я - лисичка, я – сестричка,
                  У меня пушистый хвост,
                  По лесной иду дорожке,
                  Поразмять решила ножки.
                  Что за чудный теремок?
                  Он не низок, не высок,
                  Кто хозяин здесь, скажите,
                  И в окошко поглядите!

Звери: - Я – мышонок.
             Я – лягушка – квакушка,
             А я – зайчик- побегайчик.

Звери: - А что ты умеешь делать?

Лиса:  - Я стихи читаю

              И в игры играю.

              Поиграем вместе!

Игра «Скажи наоборот»  выполняется стоя.

  1. Этот дом высокий, а трава низкая.
  2. Эта лягушка большая, а эта лягушка маленькая.

Сказочница.      Вдруг из леса весь лохматый,                        

                           Вышел мишка косолапый.

Медведь.   Что за терем – теремок?
                  Он не низок, не высок,
                  Подайду-ка я к двери,
                  Да узнаю, кто внутри.

Мышонок: - Кто там?

Мишка: -Это мишка косолапый.
Звери: - А что ты умеешь делать?

Медведь:- Играть умею я,

                  Поиграем- ка, друзья!          

                  Выходи лесной народ,
                 Вместе встанем в хоровод,
                 Вы играйте, я спляшу,
                 И ребяток приглашу.

Динамическая пауза без музыкального сопровождения «Тень – тень, потетень…».

      Тень – тень, потетень, выше города плетень.

      Сели звери под плетень, похвалялися весь день.

      Похвалялася лиса: - Всему свету я краса!

      Похвалялся зайка: - Поди догоняй – ка!

      Похвалялися ежи:  - У нас шубы хороши!

      Похвалялся медведь: - Могу песни я петь!

Дети и педагоги встают полукругом.

Мышонок: - Вот так терем – теремок!

Лягушка (р): - Он не низок, не высок! 

Заяц: - Много в нём живёт зверей.

Лиса: - Вместе жить нам веселей!

Вместе: - Он не низок, не высок, наш весёлый теремок!

Дети кланяются.

3.  Итог занятия.

Сказочница.    Сказке наступил конец,

                        А кто слушал, молодец!  

Лягушка (л): - Ой, ребята, очень интересная сказка. И за это я вас приглашаю станцевать свой любимый танец.  Дети выполняют ритмические движения под музыку.

Лягушка (л).  – Спасибо, вам, ребятки! До свиданье, друзья!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Сказка»

п. Суходол МР Сергиевский.

Викторина для родителей

           в старшей логопедической группе.

                                                                                                                       

                                                                                                                         

Учитель-логопед:

                                                                                                                    Чупахиной Т. Н.

                                                                                                                  Воспитатели:

 Клементьевой Е.Е.

Генералова А.А.

6.12.11

Декабрь 2011 г.

Цель: Проверка и закрепление знаний и умений родителей и детей по пройденным лексическим темам логопедической группы.

Ход викторины.

Вводная часть.

Деление родителей на команды. Представление жюри.

Основная часть.

1 конкурс

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

«Назови ласково»        

Птенец — птенчик,

перо — перышко,

голова — головка, головушка,

соловей — соловушка,

шея — шейка,

жаворонок — жаворонушек,

крыло — крылышко,

скворец — скворушка,

гусь — гусек, гусенок,

утка — уточка,

лебедь — лебедушка,

гнездо — гнездышко,

журавль — журавушка, журка,

трясогузка — трясогузонька,

аист — аистенок,

цапля — цапелька.

2 конкурс

Пальчиковая гимнастика от мам

МАМА 1 : ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов,                Пальчики шагают по столу

В туесочке пять грибов.                Переплели пальцы обеих рук – туесочек,

Мухомор красный –                         большие пальцы  - ручка

Гриб опасный.

А второй – лисичка,                        На каждое двустишие разгибать по одному 

Рыжая косичка.                         пальчику, начиная с мизинца, на одной или

Третий гриб – волнушка,                обеих руках

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

МАМА 2: Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови»

У какой птицы самая длинная шея? ... (У лебедя.); ... самые длинные ноги? ... (У цапли, журавля.); ... самый длинный клюв? ... (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? ... (Соловьи.); ... подражают пению других? ... (Скворцы.).

МАМА 3: Сказка «Великий и Гномик»

Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.

Жил-был Великан. У него был не нос, а  … (носище), не глаза, а … (глазищи), не губы, а … (губищи), не руки, а … (ручищи), не кулаки, а … (кулачищи), не локти, а … (локтищи), не ноги, а …ножищи), не ногти, а … (ногтищи).

У Великана был не дом, а … (домище). А рядом стоял домик, в котором жил Гномик. У него был не нос, а … (носик), не глаза, а … (глазки), не губы, а … (губки), не руки, а … (ручки), не кулаки, а … (кулачки), не локти, а … (локотки), не ноги, а …ножки), не ногти, а … (ноготки).

Великан был громадный, а Гномик малюсенький. Но они весело жили и крепко дружили.

МАМА 4: Эмпатическая игра – «Загадка о медведе»

Мама читает загадку, ребенок изображает прочитанное зрителям.

Где живет он? В самой чаще,                                                                              Самый-самый настоящий.                                                                                                  Там гуляет, там и спит,                                                                                            Там детей своих растит.

Любит груши, любит мед.                                                                Сладкоежкою слывет.                                                                                                           А еще могу сказать —                                                                                     Очень любит он поспать.                                                                                         Ляжет осенью, а встанет,                                                                            Лишь когда весна настанет.

МАМА 5: Шуточный рассказ «ГОЛОВА»

Мама читает загадку, ребенок изображает прочитанное зрителям.

Жила-поживала голова. Вверху у неё темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были лопатки, а у ног пятки. У рук были локти, а у пальцев ногти. Все части тела важны, все человеку нужны!

3 конкурс

Что умеют птицы?

Курица умеет кудахтать, клевать, бегать, ходить, пить.

Утка умеет крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.

Гусь умеет гоготать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.

Петух умеет кукарекать, клевать, бегать, летать, драться.

Что не подходит?

Утёнок, гусёнок, котёнок, цыплёнок

Перо, крыло, клюв, утка

Гусь, гусиный, гусли, гусыня, гусята.

Индюк, индеец, индейка, индюшата

4 конкурс

Конкурс загадок между командами.

по темам «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Домашние птицы».

5 конкурс

Физ. минутка от мам.

Движения мамы придумывают самостоятельно.

   Кролики

Мы на ферме побывали,

Белых кроликов видали.

Шустренькие кролики

То ложились,

То кружились

В проволочном домике.

Лапками стучали,

Весело пищали.

Мы зверькам

Не травки жёсткой –

Клеверу достанем…

Вырастайте

С нежной шерсткой,

С круглыми хвостами.

 К. Кубилинскас

5 конкурс

                             ПРИМЕТЫ ЗИМЫ

1). Земля покрыта снегом, а реки и озёра … (льдом).

3). Летом грело солнышко, а зимой …. (дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады).

4). Ночи стоят длинные, а дни  … (короткие).

5). Зимой деревья раздеваются, а люди … (надели тёплую зимнюю одежду).

6). Дети летом лепят куличи, строят крепости из песка, а летом из…(снега).

Закончи предложение «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).

Мы показали соседям нашего … (снеговика).

Мы играли со … (снеговиком).

Мы рассказали о … (снеговике).

7 конкурс

Практический конкурс «Умелые ручки»

Из подручного материала по заданию логопеда оформить плакат на заданные темы:

«Птичий двор», «Домашний зоопарк», «Перелетные птицы».

Заключение.

Награждение участников команд за участие в викторине.



Предварительный просмотр:

Тема: Побываем в сказке мы! Театрализованное занятие.

Цель: Развивать речевые навыки у детей с ОВЗ  по средствам использования ТРИЗ – педагогики.

Задачи.

Коррекционно-образовательные.

Совершенствование знаний детей о сказках.

Обогащение словарного запаса,  выразительности речи детей.

Коррекция  звукопроизношения.

Коррекционно - развивающие.

Совершенствование: - диалоговой и монологовой речи;

- организации собственной речевой деятельности ребенка творческого характера;

- психических процессов (воображения, анализа, синтеза, внимания, памяти);

- анализаторов (зрительного, слухового, речедвигательного);

-моторики, координации плавности, переключаемости, целенаправнности движений, дыхания;

- эмоционально – волевой сферы.

Развитие: лексико –грамматического строя речи по средствам метода – ТРИЗ;

- фонематического слуха через эмоциональное состояние детского творчества;

- умения всестороннего видения предмета.

Коррекционно-воспитательные.

Формирование доброжелательных отношений между детьми с ОВЗ.

Воспитание солидарности взаимоотношений по средствам театрализованной деятельности.

Методические приемы.

  • Игра «Да – Нетка».
  • Дидактическая игра на узнавание предметов по ключивым словам «Из какой сказки?».
  • Эмпатическая игра на развитие  фонематического слуха.
  • Словесная игра на развитие лексико-грамматического строя речи

      «А что еще бывает сказочным?»

  • Пальчиковая гимнастика «Вечером и утром»
  • Упражнение на развитие фонематического слуха.
  • Упражнение «Назови ласково».
  • Игра «Скажи наоборот»  
  • Динамическая пауза без музыкального сопровождения «Тень – тень, потетень…».
  • Ритмические движения под музыку.

Оборудование. Сказочный домик – теремок с большим окном, занавески. Рядом с домом скамейка. Вокруг домика бутафорский лес. Костюмы: лягушка, заяц, медведь, лиса, сказочница, русские народные костюмы.

Ход занятия.

1.Орг. момент.

Перед домом выходит воспитатель – сказочница. 

Игра «Да – Нетка».

Сказочница: - Здравствуйте, дорогие друзья! Ребята, сегодня к нам придет необычный гость! Отгадайте, кто это?

Дети. Он из рукотворного мира?

Сказочница.    Нет.

Дети. Он из природного мира?

Сказочница.    Да.

Дети.  Он из неживой природы?

Сказочница.   Нет.

Дети.  Он относится к живой природе?

Сказочница.   Да.

Дети. Этот гость живет в лесу?

Сказочница.   Нет. 

Дети.  Этот гость относится к домашним животным?

Сказочница.   Нет.

Дети. Он относится к диким животным?

Сказочница.  Да.

Дети.  Этот гость живет в поле?

Сказочница.   Нет.

Дети. Этот гость живет на болоте?

Сказочница.   Да.

Дети. Он передвигается прыжками?

Сказочница.   Да.

Дети. Этот гость питается комарами да мухами?

Сказочница.   Да.

Дети. Этот гость громко квакает?

Сказочница.   Да.

Дети. У него зеленая и скользкая кожа?

Сказочница.   Да.

Дети. У этого гостя пучеглазые глаза?

Сказочница.   Да.

Дети. Рот до ушей?

Сказочница.   Да.

Дети. На лапках перепонки?

Сказочница.   Да. Кто же это, ребятки?

Дети. Этот гость – лягушка! 

Сказочница. А вот и она, красавица!

2.Основная часть.

Появляется лягушка – логопед (л-л) Ребятки, отгадайте, из какой сказки эти герои?

Дидактическая игра на узнавание предметов по ключивым словам «Из какой сказки?».

Море, перламутровые чешуйки, хвост, лягушка, берег, цапля. (Голая лягушка).

Утки, болото, небо, лягушка. (Лягушка – путешествиница).

Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка).

Вопросы сопровождаются показом иллюстраций.

Сказочница. А в каких сказках еще участвует лягушка?

 Дети. В русской народной сказке «Теремок».

Логопед. Что это за сказка, я что-то такой не припомню?

Сказочница.  Давайте побываем в этой сказке, друзья!  Мы с вами превращаемся в деревья из дремучего-дремучего   леса.  Дети изображают  лес. Эмпатическая игра на развитие  фонематического слуха.

Логопед. Как они шумят?

Дети.  Ш-ш-ш-ш.

Логопед. Как завывает ветер?

Дети. У-у-у-у-у.

Логопед.  Как рычит медведь в чащобе? 

Дети.  Р-р-р-р.

Логопед.  Как тявкает лисица?

Дети. Тяв – тяв.

Логопед. А карканье стаи ворон?

Дети. Кар-кар-кар.

Логопед.  А крик филина пролетающего над головой?

Дети.  Угу-угу-угу.

Логопед.  Молодцы, хорошо.

Сказочница.   Это присказка, а вот –

                        Сказка рядышком идет…

Звучит музыка.

                        За лесочком, на опушке,
                       Чья-то спряталась избушка.
                       Не избушка, теремок,
                       Он не низок, не высок.
А вот и теремок. Давайте сядем по удобней и посмотрим, что же будет дальше.    Послушайте, кто же это бежит по лесной тропинке?

В зал вбегает ребёнок в костюме мышонка.

Мышонок: - Я – маленький мышонок,
                    Я по лесу бегу,
                    Ищу себе домишко,
                    Ищу, не нахожу.

                     Ой что за чудо – теремок.

                     Он наверно сказочный?

Словесная игра на развитие лексико-грамматического строя речи

«А что еще бывает сказочным?»

 Мышонок: - Ребята, а что еще сказочным бывает?

Дети: - Сказочный лес (герой, теремок, домик, цветок, клубок).

Мышонок: -  Что за чудо – теремок?
                      Он не низок, не высок,
                      Кто же в тереме живёт,
                      Кто же терем стережёт? (
пожимает плечиками)
                      Никто не отвечает!

                       В теремочек я зайду,
                      И порядок наведу

                      Зановесочки поправлю,
                     У окошка посижу.

 Мышонок садится на скамейку возле домика.

Сказочница.    Стал мышонок в доме жить,
                        Стал он домик сторожить,
                        Вдруг от озера, по травке,
                        Шлёпают босые лапки.

 На полянке появляется лягушка-ребенок. Скачет, рассматривает теремок.

Лягушка (р) :   Речка, мошки и трава,
                     Тёплый дождик, ква-ква-ква!
                     Я лягушка, я квакушка,
                     Полюбуйтесь на меня (2 раза)
                     
Стучится в теремок. 
                     Что за чудо теремок?
                     Он не низок, не высок!
                     Кто же в тереме сидит,
                     И в окошечко глядит?

Мышонок:   Я  серенький мышонок!

Лягушка(р) :    А  я, твоя подружка,
                     Зелёная лягушка.
                     Ты из дома(дружочек) выходи,

                      Поиграй-ка с нами, ты!

Пальчиковая гимнастика «Вечером и утром» выполняется стоя .

Лягушонок на пруду

Лопушком прикрыл звезду.

Утром он открыть спешит.

Глядь – там солнышко лежит.

Лапкой солнце взять хотел –

Прямо в воду полетел.

Огляделся, загрустил:

- Солнце, солнышко разбил.

Долго плавал и нырял,

Все осколки собирал,

На кувшинку сел, и – глядь –

Солнце целое опять.

Ребёнок Лягушка  садится на скамейку возле домика рядом с мышонком.

Будем вместе дружно жить,
И комариков ловить!

Сказочница.    Вдруг из леса на полянку,
                        Прибежал ушастый зайка!

В зал вбегает ребёнок в костюме зайчика

Зайка: - Что за чудо, вот так да!
             Как же я попал сюда?
             На полянке теремок,
             Он не низок, не высок,
             Из трубы идёт дымок,
             Под окошечком пенёк,
             В дверь тихонько постучу,
             И хозяев позову.
             Тук – тук – тук, кто в теремочке      

              живёт?
             Кто там песенки поёт?

              Я – мышонок!
             Я – зелёная лягушка!

Заяц:-  А я зайка ушастый!

Мышонок: - А что ты умеешь делать?

Заяц:- Песенку петь, на барабане играть дети берут музыкальные инструменты

Упражнение на развитие фонематического слуха.

Зайчик:  Детки, повторяйте все за мной!

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще. 

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей!

Логопед. Какой ты, зайка, хороший! Гладит по голове.

Зайчик. А назовите, меня, ребятки, ласково, пожалуйста! Упражнение «Назови ласково».

Дети. Зайка, зайчик, заюшка, зайчишка.

Зайчик.              Я весёлый зайка,
                          Зайка – попрыгайка,
                          На полянке я скачу,
                          Громко лапками стучу.

Сказочница.      Веселее стало в доме,
                          Стали жить они втроём,
                          Вдруг из леса выбегает,
                          Кто-то с рыженьким хвостом.

Крадётся лисичка, оглядывается, видит теремок, рассматривает его.

Лисичка.    Я - лисичка, я – сестричка,
                  У меня пушистый хвост,
                  По лесной иду дорожке,
                  Поразмять решила ножки.
                  Что за чудный теремок?
                  Он не низок, не высок,
                  Кто хозяин здесь, скажите,
                  И в окошко поглядите!

Звери: - Я – мышонок.
             Я – лягушка – квакушка,
             А я – зайчик- побегайчик.

Звери: - А что ты умеешь делать?

Лиса:  - Я стихи читаю

              И в игры играю.

              Поиграем вместе!

Игра «Скажи наоборот»  выполняется стоя.

  1. Этот дом высокий, а трава низкая.
  2. Эта лягушка большая, а эта лягушка маленькая.

Сказочница.      Вдруг из леса весь лохматый,                        

                           Вышел мишка косолапый.

Медведь.   Что за терем – теремок?
                  Он не низок, не высок,
                  Подайду-ка я к двери,
                  Да узнаю, кто внутри.

Мышонок: - Кто там?

Мишка: -Это мишка косолапый.
Звери: - А что ты умеешь делать?

Медведь:- Играть умею я,

                  Поиграем- ка, друзья!          

                  Выходи лесной народ,
                 Вместе встанем в хоровод,
                 Вы играйте, я спляшу,
                 И ребяток приглашу.

Динамическая пауза без музыкального сопровождения «Тень – тень, потетень…».

      Тень – тень, потетень, выше города плетень.

      Сели звери под плетень, похвалялися весь день.

      Похвалялася лиса: - Всему свету я краса!

      Похвалялся зайка: - Поди догоняй – ка!

      Похвалялися ежи:  - У нас шубы хороши!

      Похвалялся медведь: - Могу песни я петь!

Дети и педагоги встают полукругом.

Мышонок: - Вот так терем – теремок!

Лягушка (р): - Он не низок, не высок! 

Заяц: - Много в нём живёт зверей.

Лиса: - Вместе жить нам веселей!

Вместе: - Он не низок, не высок, наш весёлый теремок!

Дети кланяются.

3.  Итог занятия.

Сказочница.    Сказке наступил конец,

                        А кто слушал, молодец!  

Лягушка (л): - Ой, ребята, очень интересная сказка. И за это я вас приглашаю станцевать свой любимый танец.  Дети выполняют ритмические движения под музыку.

Лягушка (л).  – Спасибо, вам, ребятки! До свиданье, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий для работы с дошкольниками 6 – 7 лет, склонными к агрессивному поведению.

Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет склонными к агрессивному поведению на весь учебный год....

Конспект занятия кружковой работы с использованием нетрадиционных техник рисования "Снегири на ветках рябины" в средней группе.

Конспект занятия кружковой работы с использованием нетрадиционных техник рисования  в средней группе. На занятии использовалась техника нетрадиционного изображения - пластилинография....

Конспект занятия НОД учителя-логопеда Тема «Автоматизация и дифференциация звуков [Ж] – [З] в словах, фразах».

Конспект НОД учителя-логопеда для детей подготовительной группы муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект занятия "Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР".

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР....

Конспект занятия - игры по логопедии в подготовительной к школе группе "Дары осени".

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по  развитию связной речи....

Конспекты занятий "Учусь с логопедом"

Конспекты занятий "Учусь с логопедом"...

Комплекс занятий для работы логопеда с неговорящими детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет с отставанием и отклонениями в развитии.

Данный комплекс занятий предполагает развитие активной речи ребенка до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов. Развитие артикуляционных движений, мелкой моторики и дыхания...


 

Комментарии

Якунина Татьяна Николаевна

Творческий логопед!!! молодец!!!!!!!

Ермилова Татьяна Николаевна

Спасибо большое!!! Очень приятно.