Дефектологи советуют.
консультация (старшая группа) на тему

Ермакова Ольга Николаевна

 

Многие родители, когда впервые приводят своего ребенка на занятия к дефектологу, спрашивают:
«Что делает дефектолог? Чем занимается? Может, нам не нужен дефектолог?»
В этой статье мы постараемся ответить на данные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon defektoli_sovetuyut.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Дефектологи родителям

Основная деятельность учителя

Многие родители, когда впервые приводят своего ребенка на занятия к дефектологу, спрашивают:
«Что делает дефектолог? Чем занимается? Может, нам не нужен дефектолог?»
В этой статье мы постараемся ответить на данные вопросы.
 

 

Дефектология (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) относится к педагогическим наукам и изучает психо-физиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание и обучение таких детей - сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям их подготовки в соответствии с возможностями к самостоятельной, активной, общественно полезной жизни. Деятельность – основная социальная функция личности, поэтому изучение  ее своеобразия и путей совершенствования , способствует социальной адаптации, т.е. осознанному усвоению системы норм, ценностей и правил общества, приспособлению к условиям жизни и труда.

Основная деятельность учителя-дефектолога в школе направлена  на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками. Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи ребенку, родителям, учителям. В тоже время занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока.

В работе учителя-дефектолога можно  выделить следующие принципы

1) единство диагностики, коррекции и развития  потенциальных возможностей ребенка.

2) дифференцированный подход к работе  по преодолению школьных трудностей учащихся, выделение приоритетных направлений

3) учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, «зоны ближайшего развития».

Содержание занятий строится в рамках программ, утвержденных педагогическим советом ЦЛПДО. Коррекционно-развивающие упражнения  с одной стороны доступны для выполнения учащимися, а с другой – активизируют потенциальные возможности ребенка, при необходимости ребенку предоставляется помощь в выполнении задания.

4) осуществление взаимодействия специалистов - психолога, дефектолога, логопеда.
Согласование суммарной нагрузки на учащегося при  работе с несколькими специалистами.

5) организация динамического наблюдения за развитием учащегося (обследование в начале, середине, конце учебного года).

      Деятельность учителя-дефектолога обеспечивает решение  таких задач как:

– выявление  учебных трудностей ребенка;

 – составление индивидуальных перспективных планов работы 

– отслеживание соответствия выбранной программы уровню развития ребенка;

 – проведение индивидуальных  занятий, обеспечивающих усвоение программного материала,
    перенос сформированных на занятиях умений и навыков в другие виды деятельности. 

– консультирование педагогов и родителей.

Учителя-дефектологи, работающие в ГОУ ЦЛПДО, имеют высшее педагогическое
(  дефектологическое ) образование, регулярно повышают квалификацию в Московском институте открытого образования, проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности, принимают участие в работе школьных, окружных и городских методических объединений и семинаров, ежегодной Международной конференции дефектологов, награждены грамотами Южного окружного управления образования. 

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с особенностями здоровья

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.) и отечественные (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, З. М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.) исследователи.

Возможности формирования приемов мышления не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.

Одной из важнейших особенностей мышления маленького ребенка, выступающей уже на ступени наглядно-действенного решения задачи, является речь. В речи поставлена задача, речью взрослый пользуется для указания и пояснения способов ее решения. С развитием речи и накоплением опыта ребенок переходит к мышлению образному. На первых порах этот более высокий вид мышления сохраняет у младшего школьника многие черты низшего вида. Это, прежде всего, обнаруживается в конкретности тех образов, которыми ребенок оперирует.

Нами проводилась коррекционная работа  по развитию логического мышления у младших школьников. Она проходила в два этапа:   1)диагностический этап, который включил в себя следующие методики: «Исключение понятий», «Определение понятий», «Последовательность событий», «Сравнение понятий»; 2)коррекционно-развивающий этап, включающий  дидактические игры и упражнения.

Диагностика

Методика «Исключения понятий»

Цель: предназначена для исследования способностей к классификации и анализу.

Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова
     объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Ненавидеть, призирать, негодовать, возмущаться, понимать.

5. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

6. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

7. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

8. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

9. Грабеж, кража, землетрясение, поджег, нападение.

10. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

11. Широкий, низкий, светлый, высокий, длинный.

12. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

Обработка результатов

12-10 - высокий, 9-7 - средний уровень, меньше 7- низкий.

Методика « Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»

Все это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов.

Ребенку задаются вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления.

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

3. Утром на улице светало, а вечером?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груша, слива и яблоня - это…?

6. Почему когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?

8. Который сейчас час (Ребенку показывают часы и просят назвать время), (Правильный ответ должен содержать часы и минуты).

9. Детеныш коровы – теленок. А как называют детеныша лошади,  свиньи?

10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля).

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ, что это инструменты).

13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих признака).

14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга. (Правильный ответ: гвоздь гладкий по поверхностям, а винт и шуруп - нарезные, гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают отверткой).

15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание.

16. Какие ты знаешь виды транспорта (в правильном ответе как минимум 2 вида транспорта).

17. Чем отличается старый человек от молодого? (правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака).

18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?

19. Почему  нежелание работать считается отрицательным качеством?

20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ, отражающий смысл: марка - это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).

Обработка результатов.

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла так что максимальное количество баллов, которое он может получить по результатам оценки в этой методике равно 10.

10 баллов - очень высокий

9-8 баллов - высокий

7-4 баллов - средний

3-2балла - низкий

1-0           баллов - очень низкий

 

 Методика «Последовательность событий»

Цель исследования: определить способность к обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Материал и оборудование: серии картинок (от 3 до 6) на которых изображены этапы какого-либо события. Перед ребенком лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник и составить по ним рассказ о изображенном событии.

Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить рассказ, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Но если ребенок, даже с помощью наводящих вопросов не смог справиться с заданием, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное.

Обработка результатов

1. Смог восстановить последовательность событий и составил логический рассказ - высокий уровень.

2. Смог восстановить последовательность событий (самостоятельно или с дозированной помощью) и составить рассказ по наводящим вопросам - средний уровень.

3. Не смог восстановить последовательность событий и составить рассказ - низкий уровень.

 

Методика «сравнение понятий»

Цель: Определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьников.

Испытуемому называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между парными словами: «Чем они похожи?», «Еще чем?», «Чем они отличаются друг от друга?»

Список слов для сравнения

утро – вечер                                     велосипед - мотоцикл

ворона – рыба                                   лев - собака

лев – тигр                                          ворона - воробей

поезд – самолет                                яблоко - вишня

корова – лошадь                               летчик - тракторист

обман – ошибка                                собака - кошка

трамвай – автобус                            река – озеро

 

Обработка результатов

 Количественная обработка  заключается в подсчете числа черт сходства и различия.

а) Высокий уровень - школьник назвал черты сходства и различия  более чем 12 пар понятий.

б) Средний уровень - школьник назвал черты сходства и различия  8 - 11 пар понятий.

в) Низкий уровень - школьник назвал черты сходства и различия менее чем 8-ми пар понятий.

 Качественная обработка состоит в том, что экспериментатор анализирует, какие черты отметил учащийся в большем количестве - сходства или различия.

Коррекционно-развивающая работа

Сведения, полученные в результате диагностики, использутся при составлении образовательных  маршрутов коррекционно-развивающей работы. Важная роль в процессе коррекционной работы принадлежит играм, которые способствуют выработке мотивации к занятиям у школьников и позволяют корригировать в занимательной форме пробелы в развитии, выявленные в процессе обследования.

Коррекционно-развивающие игры

 Данный вид игр способствует общему развитию детей и развитию высших психических функций. Их можно включать в материал занятий на различных этапах.

 I. Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном  восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

II. Настольно-печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

III. Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, обычное  раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

IV. Словесные игры наиболее сложны, они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

а) «Исключение лишнего слова»

Цель: развитие операций мышления (сравнение, анализ).

Предлагаются три слова, выбранных наугад. Необходимо оставить два слова, для которых можно выделить общий признак. «Лишнее слово» надо исключить. Нужно найти как можно больше вариантов, исключающих «лишнее слово». Возможны варианты комбинаций слов.

1) «собака», «помидор», «солнце»

2) «вода», «вечер», «стекло»

3) «машина», «лошадь», «заяц»

4) «корова», «тигр», «коза»

5) «стул», «печь», «квартира»

6) «дуб», «ясень», «сирень»

7) «чемодан», «кошелек», «тележка»

 

б) «Поиск предмета по заданным признакам»

Цель: развитие логического мышления.

Задается определенный признак, необходимо подобрать как можно больше предметов, обладающих заданным признаком.

Начинают с признака, отражающего внешнюю форму предмета, а затем переходят к признакам, отражающим назначение предметов, движение.

Признак внешней формы: круглый, прозрачный, жесткий, горячий и.т.д.

Самый активный ребенок, давший наибольшее количество правильных ответов становится победителем.

в) Игра «Наборщик»

Цель: развитие логического мышления, обогащение словаря.                Детям задается слово, из него нужно составить как можно больше существительных единственного числа, используя только те буквы, которые есть в заданном слове.          

Например: «велосипед» - весло, село, дело, ил, лис, вес, вол, пол.

г) Игра «Чехарда»

Цель: развитие логического мышления, обогащение словаря.

Детям нужно определить какое слово скрывается за беспорядочным набором букв, назвать как можно больше слов.

Например: голвабалннормсырденвдомнрсткотплокеодырапордти

д) «Черный, белый не берите, да и нет не говорите»

Цель: развитее внимания, самоконтроля, логического мышления, активизация словаря.

Перед началом игры педагог обращает внимание детей на то, что, давая ответы на вопросы, они не могут употреблять слова черный, белый, да, нет.                                                                                                         Например: Какой бывает снег? (холодный, рыхлый, пушистый, мягкий).                                               Ты любишь пить горькое лекарство? (ненавижу, не люблю).                             Какая бывает пантера? (быстрая, гибкая, дикая, опасная, красивая). 

V. Игры-загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

 а) «Ну-ка, отгадай!»

Цель: развитие логического мышления и речи.

  Дети делятся на две группы. Первая группа тайно от второй задумывает какой либо предмет. Вторая группа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет». После угадывания предмета группы меняются местами.                                                                                                                                            

б) «Отгадай, что в коробке»

Цель: развитие логического мышления, активизация словаря.                                                                                                                                                                                                                      

Занятие можно проводить в групповой и индивидуальной форме. Детям дается коробка, в ней спрятан предмет. Водящий должен наощупь догадаться, что это за предмет и назвать его признаки. Выигрывает тот ребенок, который первый отгадает этот предмет по названным признакам. Он становится водящим.

в) «Отгадай загадки»

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же...........

(крапива)

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок,

Остался стебелек.

(одуванчик)

Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(ромашка)

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

полузамерзший, чуть живой.

(подснежник)

Словно розочки цветы-

Просто чудо красоты!

Яркие, пахучие...

Ай-ай-ай! Колючие.

(шиповник)

Весь в пыли (хоть сил немного),

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметный он на вид.

(подорожник)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советует дефектолог

Для родителей и педагогов....

Советует дефектолог

значение сказки в детском возрасте...

Совет дефектолога

В данной статье даются простые, но в то же время важные, необходимые советы для родителей, которые столкнулись с проблемами в области дефектологии, логопедии...

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА

В ЭТОЙ СТАТЬЕ ДАЮТСЯ ПРОСТЫЕ,НО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ СТОЛКНУЛИСЬ С ПРОБЛЕМАМИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С  ЗПР...

Учитель-дефектолог советует

Основная деятельность учителя-дефектолога в ДОУ направлена на детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в специализ...

Учитель-дефектолог советует

Учитель-дефектолог советует, консультации для родителей ...