«Опыт создания развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ»
статья (старшая группа) на тему
В данном материале полностью описан опыт создания предметно-пространственной среды старшей группы ДОУ по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_novoe.docx | 43.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Опыт создания развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ»
О.В. Антонова, воспитатель I кв. категории
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 196», г. Оренбург;
О.Н. Здобнова, воспитатель I кв. категории
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 196», г. Оренбург.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому проявляется интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
При оформлении в своей группе развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС, мы учитывали комплексирование и гибкое зонирование.
Условно в пределах пространства группы мы выделили игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка.
Зона познавательного развития включает в себя дидактические и развивающие игры (где имеются пособия по развитию памяти, мышления, логики, внимания; также демонстрационный и раздаточный материал для формирования ЭМП; дидактические игры изготовленные своими руками), также имеется уголок природы, который содержит материал для проведения опытов (для обследования с помощью различных анализаторов: зрительного, тактильного, слухового и пр. : наборы пуговиц, бусин, шнуровки, бросовый и природный материал (шишки, ракушку, желуди, камешки, горох, бобы и пр.:), образцы различных видов семян).
В зоне речевого развития имеется демонстрационный материал для проведения занятий, картотека речевых игр, доступных для ежедневного использования детьми, пеналы для составления схемы слова, которые мы используем на занятиях по обучению грамоте и в вечернее время (детям очень нравится по ним заниматься). Также созданы наборы предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам для составления детьми описательных и сюжетных рассказов по картинкам.
Зона социально-коммуникативного развития представлена уголком безопасности, который включает в себя: методическую и художественную литературу (книжки-раскладушки, детские журналы, дорожная азбука, где ярко и красочно описаны и показаны ситуации по безопасности); дидактические игры и дидактический материал (домино, лото, различные виды транспорта: водный, воздушный, наземный, автомобили специальных служб, своими руками создали несколько макетов дорог, подготовили иллюстрации по темам); атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полиция», «Пожарные» (дорожные знаки, костюмы, каски, шлемы, макеты орудий); наборы конструкторов; папки-передвижки; инвентарь по безопасности. Для закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности часто организуются выставки детских и коллективных работ.
Зона художественно-эстетического развития включает в себя уголок рисования, музыкальный уголок и уголок театрализации. В уголке рисования есть карандаши, краски, кисточки, стаканы-непроливайки, различные трафареты и бумага для рисования. Здесь дети могут прочитать и просмотреть книги, нарисовать иллюстрации к ним. Музыкальный уголок составляют: музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них самодельные. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Уголок театрализации располагает различными видами театра, масками и шапочками сделанными совместно с родителями.
В зоне физического развития имеется инвентарь и оборудование для физической активности, нестандартное оборудование для физического развития детей, также иллюстрации летних, зимних, олимпийских видов спорта, картотека оздоровительных упражнений, массажи и самомассажи различных видов, комплексы общеразвивающих упражнений и корригирующих гимнастик, физкультминуток, картотека подвижных игр народов мира, считалки, фотоальбомы победителей олимпийских игр и выдающихся спортсменов.
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. В группе представлены уголки для девочек (парикмахерская, предметы женской одежды, украшения) и мальчиков (разнообразные технические игрушки, макет «Парковка», макет «Замок»). В группе создан холдинг, который представляет собой полки с разнообразными видами предметов, как для мальчиков, так и для девочек.
Развивающая предметно-пространственная среда подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети принимают участие в проектировании и изменении среды.
Проведенная нами работа позволила разнообразить материальное оснащение группы. Также, реализация проектирования предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с ФГОС помогла сделать нашу группу привлекательной для детей, они стали более инициативны, самостоятельны. Дети стали более коммуникативными, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности, у них нет затруднений в выборе рода занятий. Подобная организация пространства создала возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности. Для нас, как воспитателей, лучшей оценкой нашей работы является фраза ребенка: «Мама, зачем ты так рано пришла за мной, я еще не хочу идти домой! ».
На прогулочном участке также создана развивающая среда, которая способствует:
- полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;
- продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;
- закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.
Оборудована веранда с необходимой мебелью и организованной предметно-развивающей средой, имеется уличное стационарное игровое оборудование: домик, столы, лестница, железные теневые навесы, веранда на которой также зонируем площадь для игры детей по интересам:
- общения детей с книгой;
- рисования;
- настольно–печатных игр;
- конструктивных игр;
- оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.
Также имеется песочница с песком. Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных игр: кольцебросы, скакалки, самокаты, ракетки для игр в бадминтон, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д., предусмотрены площадки для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Автосалон», «Магазин».
Развивающая предметно-пространственная среда не может быть построена окончательно. При организации развивающей предметно-пространственной среды необходима сложная, многоплановая, авторская и высоко творческая деятельность участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Библиографический список.
1. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 6.
2. Базуева. Е.В., Воронова. К.А. Роль педагога в преодолении гендерных стереотипов: Мат. Всерос. Конф. – Томск: Изд. Томского гос. пед. ун – та, 2006 г.
3. Меремьянина О.Р., Казанцева А.С. Предметно-развивающее пространство в ДОУ //Воспитатель ДОУ 2008, № 7.
4. Проектирование развивающей предметно–пространственной среды современного детского сада. Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения», 2010 г.
5. Программа развития по дифференцированному подходу в воспитании детей старшего дошкольного возраста И.П. Шелухиной «Мальчики и девочки». М.: ТЦ Сфера, 2006 г. – 96 с. – (Программа развития).
6. www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2770.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опыт создания развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ»
Описание развивающей предметно-пространственной среды....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Опыт создания развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
проектирование развивающей образовательной среды группы с учетом ФГОС....
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Опыт создания развивающей предметно-пространственной среды в средней группе ДОУ
Развивающая среда по ФГОС...
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...