Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг».
статья по теме

Даничкина Татьяна Владимировна

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, воображения, мышления  - является продуктивная художественно – творческая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг».

3.1.  Актуальность, цели и задачи опыта работы.

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В.А.Сухомлинский.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин,Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина), подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, воображения, мышления  - является продуктивная художественно – творческая деятельность, способствующая:

  • развитию способности нестандартно мыслить;
  • готовности к активности творческого характера;
  • умению создавать креативные продукты собственной деятельности;
  • формированию эстетического отношения к миру.

Цель: определить содержание, методы и формы развития творческих способностей и формированияконструктивных навыков работы с бумагой у  детей  дошкольного возраста посредством техники квиллинг.

Задачи:

  • проанализировать имеющиеся в педагогической и психологической литературе подходы к развитию  у дошкольников творческих способностей,  формирования конструктивных навыков работы с бумагой посредством техники квиллинг;
  • определить методы и приемы работы, повышающие эффективность развития творческих способностей дошкольников;
  • разработать систему работы по развитию творческих способностей, посредством техники квиллинг;
  • познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квилинга, обучить детей приемам и способам выполнения работ из бумаги;
  • повысить уровень развития мелкой моторики; процессов мышления, внимания, памяти, воображения; эстетических чувств и художественно-творческих способностей;
  • воспитывать такие качества личности, как усидчивость, волю, умение планировать свою деятельность, аккуратность в работе;
  • вовлечь родителей воспитанниковв совместную творческую деятельность.

Ожидаемый результат

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • будут установлены партнерские взаимоотношения с родителями, через мотивацию на совместную художественно-эстетическую деятельность.

В основу опыта положены общедидактические принципы, определяющие основные положения,  содержание, организационные формы и методы воспитательно-образовательного процесса  развития певческих навыков и музыкальных способностей детей.

  1. Принцип научности предполагает подкрепление всех мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности —  успех в работе мы определяем через обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
  3. Принцип систематичности и последовательности. Принцип предполагает систематическую работу по развитию творческих  способностей  дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической деятельности, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы.
  4. Принцип доступности и индивидуализации.  Работу  по развитию творческих способностей детей строю с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей детей.  
  5. Принцип комплексности, целостности педагогических процессов.Развитие конструктивных навыков и творческих способностей осуществляю в комплексе всех их составляющих.
  6. Принцип развивающего обучения. Использую в работе с дошкольниками методы развивающего обучения, стараюсь создать условия для развития творческой личности, умеющей разрешать нестандартные ситуации.
  7. Принцип демократичности и гуманизма. Взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей.
  8. Принцип «От простого к сложному». Научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ.
  9. Принцип художественности. Отбор материала осуществляю с позиции его художественной и эстетической ценности.
  10. Принцип увлеченности. Основан на эмоциональном восприятии и является важнейшим условием для достижения единства воспитательной, познавательной и эстетических задач.
  11.  Принцип наглядности. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий,  соблюдая требования к культуре показа и к оформлению наглядности.

3.2. Этапы реализации опыта работы.

Этапы работы над методической темой

Мероприятия по реализации опыта работы

Срок реализации

I.Подготовительный

Цель – провести анализ научно-методической литературы

1. Ознакомление с теоретическими основами технологии квиллинг;

2. Диагностика дошкольников с целью выявления

уровня развития творческих способностей и конструктивных  навыков.

  1. Составление перспективного плана по созданию условий для обучения детей технике квиллинг.

2010

II. Практический

Цель – внедрение   техногогийквилинга в практику работы ДОУ, внесение корректив.

  1. Разработка учебно-методического комплекта, включающего в себя; календарно - тематическое планирование для II младшей, средней и старше- подготовительной группы;
  2. Составление перспективного плана ознакомления детей с художественными особенностями и конструктивными возможностями бумаги;
  3. Создание электронной картотеки методических пособий по данной теме.
  4. Разработка системы работы, перспективного плана,  конспектов занятий;
  5. Составление картотек игр и упражнений.

2010-2011

младший

возраст

2011-2012

средний возраст

2012-2013

Старший

возраст

  1. Аналитико-обобщающий

Цель - обобщить опыт работы.

  1. Диагностика развития творческих способностей детей.

2. Опрос родителей и педагогов, анализ предложений.

3.Транслирование опыта работы:

  • открытые мероприятия;
  • выступления на методических мероприятиях различного уровня;
  • оформление наглядного материала.

2013 - 2014

  1. Система внедрения технологии киллинг в образовательный процессе ДОУ.

Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо)) – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.Квиллинг для детей – прекрасная возможность развивать творческие способности,настойчивость и моторику рук.

Технология  квиллинга  несложна: узкие полоски бумаги накручиваются на любой тонкий стержень, затем снимаются уже в виде роллов – бумажных спиралей, далее ролл  раскручивается до определенных размеров, конец бумажной полоски фиксируется клеем. Полученной спирали можно придать желаемую форму (например, «капли» или «треугольника»). Все полученные элементы наклеиваются на основу или склеиваются между собой, создавая определенную композицию.

В своей работе с детьми я использую лишь часть базовых элементов квиллинга (тугая и свободная  спираль, «капля», «глаз», «стрелка», «квадрат», а так же открытые формы: «сердечко», «рожки», «завиток»). Детскийквиллинг не предусматривает создание сложных, замысловатых фигур и элементов из скрученной в ролы бумаги.

Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства:

  • относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);
  • легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);
  • легко доступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику;
  • большая возможность для самовыражения  и проявления творческих способностей;
  • изделия в технике квиллинга высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.

Занимаясь развитием художественного творчества и развитием способностей у детей, считаю, что различные виды продуктивной деятельности, в частности, квиллинг, влияет на развитие способностей к творческой деятельности.

Формируя у детей трудолюбие, учу их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом учитываю особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваю такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициативу. В процессе работы внимание детей направляю на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляю нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываю следующие умения:

  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подвожу детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы.

Во время выполнения работы учу детей общаться друг с другом и с взрослым.Поэтому моя цель – помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.

В работе с детьми я использую эффективные методы и приемы:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных    
  • форм работы.
  • групповой – организация работы в группах.
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
  • и другие.

А также использую общие способы стимулирования творческой активности:

  • обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со своей стороны, отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления;
  • обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение, высказыванияоригинальныхидей;
  • обеспечение возможностей для упражнения и практики;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

Мной разработаны этапы деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного возраста, в процессе обучения технологии квиллинг:

1 год обучения (младший возраст)

  1. Ознакомление детей с качествами и свойствами бумаги.
  2. Дидактические игры с использованием геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), напоминающих базовые элементы квиллинга.
  3. Пальчиковые игры, способствующих развитию мелкой моторики рук.
  4. Игры и упражнения для развития творческого воображения у младших дошкольников.

2 год обучения (средний возраст)

  1. Ознакомление с историей возникновения квиллинга.
  2. Знакомство с новой техникой обработки бумаги – бумагокручение (базовый элемент квиллинга «спираль», «капля», «глаз»); составление несложных композиций.
  3. Дидактические игры.
  4. Пальчиковые игры, способствующих развитию мелкой моторики рук.
  5. Игры и упражнения для развития творческого воображения.

3 год обучения (старший возраст)

  1. Продолжение знакомства с базовыми элементами квиллинга («глаз», «ромб», «месяц», «стрелка», «сердечко», «рожки», «завиток», составление композиций.
  2. Работа детей по готовым карточкам схемам.
  3. Самостоятельное изготовление детьми схем.
  4. Дидактические игры.
  5. Пальчиковые игры, способствующих развитию мелкой моторики рук.
  6. Игры и упражнения для развития творческого воображения.

Таким образомсоеденение игры, труда и обучения в единое целое, позволило обеспечить единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).

  1. Создание условий для развития творческих способностей посредством техники квиллинг в образовательном процессе ДОУ.

Для реализации поставленных задач и использования техники квиллинг была подобрана методическая литература:

Наименование литературы, автор

Обоснование применения

«Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи - своими руками»

И. В. Новикова

Год издания: 2012

В данной книге предложена серия занятий, которые могут быть использованы в детском саду и начальной школе для обучения детей квиллингу.
Книга адресована воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, а также родителям
.

«Квиллинг. 70 моделей и композиций из гофрированного картона, бумажной ленты, бумажного шнура»

И. Богатова

Год издания: 2012

Работа с гофрированным картоном, бумажной лентой и бумажным шнуром очень занимательна, интересна и одновременно доступна, а готовые изделия и композиции украсят ваш дом, станут достойными подарками друзьям и не перестанут удивлять своей уникальностью. Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Книга, предлагаемая вашему вниманию, предназначена для всех, кто любит мастерить своими руками, для родителей, заинтересованных в разностороннем развитии своих детей, для педагогов дошкольных учреждений.

«Бумажная филигрань» А.И. Быстрицкая.  2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008

Книга рассказывает о древнейшем искусстве - квиллинге (бумажной филиграни). Скрутив их в спираль и придав нужную форму, можно сделать изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно и даже объемные композиции. Автор подробно описывает все приемы этого самобытного искусства, для которого нужны лишь бумага, спица и клей. В книге представлены цветные фотографии готовых изделий.
Адресовано детям дошкольного и школьного возраста, их родителям, школьным учителям, руководителям художественных кружков.

«Гофрированный картон»

Е.А. Ступак

Год издания: 2012

Модели, представленные в книге, выполнены из полосок гофрированного картона путём скручивания. Вы сможете сделать забавные фигурки животных, оригинальные магниты на холодильник, коробочки и подставки, новогодние украшения - все это прекрасные подарки друзьям и близким к любому празднику. Издание адресовано родителям, школьным учителям, руководителям художественных кружков для занятий с детьми 6-10 лет.

Интернет  - ресурсы

http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»
http://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения.

А так же разработанучебно-методический комплект, включающий:

  • календарно - тематическое планирование для II младшей, средней и старше- подготовительной группы;
  • перспективный план ознакомления детей с художественными особенностями и конструктивными  возможностями бумаги;
  • тематический план игр и упражнений по развитию творческих способностей детей;
  • тематический план игр и упражнений по развитию мелкой моторики детей;
  • тематический план работы с родителями;
  • электронную картотеку методических пособий по данной теме.

С целью  улучшения качества работы пополнила предметно-развивающую среду:

  • изготовила комплект наглядно – дидактического и демонстрационного материала;
  • альбомы с изображением поделок, выполненных в технике квиллинг;
  • карточки с изображением базовых элементов квиллинга;
  • карточки-схемы для выполнения поделок.

Для эффективности воспитательно-образовательной работы по данной теме создала:

  • картотеку заданий и игр, способствующих развитию мелкой моторики рук;
  • картотеку с играми и упражнениями пальчиковой гимнастики;
  • картотеку с играми и упражнениями, развивающими творческое воображение;
  • картотеку игр, направленных на развитие конструктивно – пространственного мышления.

Таким образом, условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить развитие творческих способностей детей посредством Квиллинга. 

3.5.Взаимодействие с родителями воспитанников.

Вовлекла  родителей в совместную творческую деятельность, с целью повышения  их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития  детей. Разработала консультации для родителей: «Квиллинг – бумажная филигрань»; «Развитие мелкой моторики рук в процессе занятий квиллингом»; «Квиллинг – не так уж и сложно: работаем с детьми дома»; памятка для родителей «Квиллинг – как средство развития детей».

Совместно с родителями приобрели необходимый материал и оборудование для занятий квиллингом. Были проведены семинар - практикум, и мастер- класс для родителей и педагогов детского сада «Волшебный квиллинг», «Квиллинг вместе с детьми»

Работами детей оформлялись холлы дошкольного учреждения, групповые помещения, оформлялись праздничные костюмы, изготавливались поздравительные открытки для сотрудников ДОУ и родителей; была оформлена выставка «Наш цветник», работы принимали участие в выставке Дома ремесел, посвященному Дню матери, в Межмуниципальном интернет конкурсе творческих работ  «Цветы для красоты», дети изготавливали поздравительные открытки для своих родителей и сотрудников дошкольного учреждения.

Таким образом, деятельность сотрудников детского сада и родителей определяется главной целью - создать коллектив единомышленников: родителей и педагогов, способных вести работу по развитию творческих способностей дошкольников.

  1. Результатыработы.

Организация работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг позволила достичь следующих результатов: 

  • Накоплен опыт комплексного подхода при решении задач развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг;
  • Разработаны и внедрены в практику: система совместно организованной деятельности; учебно-методические материалы для детей, педагогов, родителей;
  • Установлены партнерские отношения в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», через: мотивацию родителей на совместную деятельность;
  • В результате систематической и последовательной работы с постепенным усложнением уровня выполнения работ и совместной деятельности детского сада и семьи по данной методической теме, можно отметить, что у детей повысился уровень художественных способностей, появился интерес к новому виду продуктивной деятельности, появилась самостоятельность в выборе сюжета изображения, повысился уровень ручной умелости, координации движений, а главное повысился уровень развития творческих способностей детей.

Результаты развития творческих способностей детей (в %)

(по методике диагностики творческих способностей детей

В. Синельникова, В. Кудрявцева)

Таблица 13

Учебный год

Уровни

2010-2011 Ст./подг.  группа

2011-2012II младшая группа

2012-2013 Средняя группа

2013-2014 Ст./подг. группа

Высокий

27

13,6

26,4

32,7

Средний

58,9

56,2

62,8

58,3

Низкий

14,1

30,2

10,8

9

Результаты работы в данном направлении неоднократно подтверждены участием воспитанников в мероприятиях и конкурсах разного уровня, а так же  в рамках социального партнерства МБДОУ с учреждениями культуры и образования.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ....

Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….»                     ...

Из опыта работы "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредствам логико-математических игр"

Передо мной стоит задача -  развивать интеллектуальные способности младших дошкольников посредством игр логико-математического содержания.Развивающие игры создают свое­образный микроклим...

Тема моего опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования в младшей группе».

Целью моей деятельности стало — формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной...

Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник   рисования...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИК НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

Рисование имеет большое значение для  эстетического, нравственного, трудового и умственного развития ребенка, играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Художественное творчество являет...

Презентация : "Из простой бумаги чудеса творим как маги (развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники оригами)"

Презентация : "Из простой бумаги чудеса творим как маги (развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники оригами)"...