КОНСУЛЬТАЦИЯ "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры"
консультация на тему

Нестерова Татьяна Владимировна

Консультация предназначена для воспитателей и родителей. В данном материале раскрывается тема необходимости приобщения детей к народным обычаям, традициям, фольклору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_narodnayakultura.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №1 «Гусельки»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 «Приобщение детей дошкольного

возраста к  ценностям народной культуры»

.

        Подготовила:

        НЕСТЕРОВА Т.В.

                                                                                    воспитатель Iкв. категории

                                                     пгт Итатский

2015год

        

     Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.

Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура. В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям; приобщение детей дошкольного возраста к духовным ценностям русского народа, воспитание национального достоинства детей.

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям  русского народа? Ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок, потешек, игр и т.д.

Успех, приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания. К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.

Содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребенка.

В воспитании велика и ни с чем несравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов.О жизни в старину могут много рассказать колыбельные песни. Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни допускалось улучшение текста и мелодии.С детьми младшего возраста мы пели следующие песни: «Баю-бай», «Собачка не лай», «Серенькая кошечка» и многие другие.

Частью культурного национального наследия являются народные игрушки.  У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Воспитательная ценность игрушки в том, что «только в народной игрушке заключена теплота, которая выражается в заботливом, ее любовном ее исполнении». Народная игрушка сопровождает малышей на протяжении всего года , а особенно важна в период адаптации детей к детскому саду..  В русской народной педагогике детская игрушка является особым видом народного искусства.              

 Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является праздник.

Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности.

Фольклор любого народа необычно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров (колыбельные песни, потешки, прибаутки, скороговорки, считалки, дразнилки, пословицы и поговорки, загадки).

Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Знакомство с такими сказками как «Репка», «Волк и семеро козлят», « Заюшкина избушка», «Три медведя» и т. д.имеют преимущество - они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков  мужчин, а из девочек- матерей.

Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЦЕННОСТЯМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с историей и культурой своего народа. Главное сегодня – как можно раньше пробудить в растущем человеке л...

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Воспитание детей дошкольного возраста на ценностях национальной культуры и ее культурно - историческом фундаменте

  Статья  посвящена актуальным  проблемам  современного воспитания - формированию  этнической  идентичности  детей  дошкольного возраста, основанного...