НОД по составлению сказочных загадок в виде игры "Да -нет-ки"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Елена Александровна Герасименко

Активизация познавательной итворческой деятельности через разгадываниеи сочинительство  сказочных загадок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_-_v_uyutnoy_skazochnoy_strane.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение

детский сад №39

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по составлению сказочных загадок с использованием ИКТ

Тема: В уютной сказочной стране.

                                                                                             

                                                                                                         Подготовил воспитатель:

                                                                                 Герасименко Е.А.

2014уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Проблема  развития творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных  образовательных задач. Развитие творческих способностей детей в условиях детского сада предполагает деятельность в самых разных направлениях.

 Для развития  у своих детей творческого мышления, способности к разгадыванию и сочинению сказочных загадок, способности нестандартно смотреть на окружающий мир, я выбрала русские народные сказки, которые учат детей добру, любви, из которых дети черпают множество удивительных познаний.

В основу работы взята методика, предложенная Т.А. Сидорчук, разработанная для обучения дошкольников умения решать творческие задачи.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • Принцип активности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип непрерывности;
  • Принцип психологической комфортности.

Цель занятия: активизация познавательной и творческой деятельности через разгадывание и сочинению сказочных загадок.

Задачи:

  • Формировать умение у детей кодировать основную идею сказки в одном предложении;
  • Активизировать речевую деятельность детей разнообразными способами и методами;
  • Создать условия для диалога, обогащать речь детей, совершенствовать  грамматический строй речи, интонационную выразительность;
  • Продолжать учить детей оригинально воспроизводить содержание сказок, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации;
  • Развивать творческое и логическое мышление воображение, внимание;
  • Воспитывать у детей уверенность в своем успехе, чувство доброты и отзывчивости.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: игровой, словесно – логический, частично – поисковый, проблемный, ИКТ, прием эмоциональной заинтересованности.

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через образовательные области: познание коммуникация, музыка, здоровье,  художественная литература.

Применение инновационных технологий  - использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена  разнообразных видов деятельности, что позволяет поддерживать высокую активность детей и положительный эмоциональный настрой. В процессе всего занятия осуществляется индивидуализация развития детей (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, объяснение). В течение хода работы создаются все условия для того, чтобы каждый ребенок проявил себя и достиг результата.

Занятие составлено с учетом возрастных и психологических особенностей  детей, в соответствии  с  Программой воспитании и обучения  в детском саду под редакцией Васильевой М.А. и учебным планом.

Данное занятие представляет интерес для педагогов ДОУ, психологов. Материал конспекта занятия доступен любому практику.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, здоровье, художественная литература

 Программные задачи:

  • Формировать умение у детей кодировать основную идею сказки в одном предложении;
  • Активизировать речевую деятельность детей разнообразными способами и методами;
  • Создать условия для диалога, обогащать речь детей, совершенствовать  грамматический строй речи, интонационную выразительность;
  • Продолжать учить детей оригинально воспроизводить содержание сказок, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации;
  • Способствовать снятию зрительного, мышечного и нервного  напряжения;
  • Развивать творческое и логическое мышление воображение, внимание;
  • Воспитывать у детей уверенность в своем успехе, партнерские отношения между детьми,  чувство доброты и отзывчивости.

Методы работы: игровой, словесно – логический, частично – поисковый, ИКТ, проблемный, самостоятельный.

Словарная работа: сказочная страна, волшебное блюдце, чудесная, поучительная, загадочная, «волшебный экран,  добрые дела, друг.

Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся детям в составлении загадки по сюжету сказки; на протяжении занятия активизировать Максима Х.

Предварительная работа: обучению детей составлению загадок путем кодирования, чтение сказок, беседы, решение проблемных ситуаций в сказках, инсценирование  сказок; игры Цепочка слов», «На что похоже», «Выведение следствий», «Путаем сказки» ит.д. Рассматривание иллюстраций к сказкам, работа по схемам, моделирование эпизодов сказок,  продуктивная работа по  сказкам (рисование, лепка героев, раскрашивание иллюстраций к сказкам.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, сани большого размера (из бумаги), волшебная палочка, колобок- игрушка, дорожка для колобка, «волшебное блюдце», яблоко(муляж), костюм Красной Шапочки, Феи; корзина и пирожками, сказочная почта (почтовый ящик с картинками героев сказок); картинки к сказкам «Репка», «Курочка ряба»; «Книга творчества»; знак с надписями; 4 конверта со схемами к сказкам.

                                                            ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель обращается к детям:

  - Ребята прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

(звучит музыка к программе «В гостях у сказки», въезжает на санях Фея сказок)

Фея Сказок: Здравствуйте,  ребята! Я Фея Сказок

                                                             Я не просто к вам пришла,

                                                             А сказки в гости принесла.

Дети: здороваются    

        Фея Сказок: Ребята, вы хотите совершить вместе со мной путешествие по волшебной, удивительной стране «Сказка»?

       Дети: Хотим!

        Фея сказок: Давайте вначале назовем ваши  любимые сказки.

Проводится  пальчиковая гимнастика « Любимые сказки»

                                    Будем пальчики считать,

                                    Будем сказки называть;

                                    Рукавичка, теремок,

                                    Колобок - румяный бок.

                                    Есть Снегурочка – краса,

                                    Три медведя, Волк-Лиса,

                                    Не забудем Сивку - Бурку,

                                     Нашу вещую Каурку,

                                     Про жар – птицу сказку знаем,

                                     Репку мы не забываем.

                                     Знаем волка и козлят,

                                     Этим сказкам каждый рад.

          Фея Сказок: Сейчас я прикоснусь волшебной палочкой к каждому из вас,  и  вы окажитесь в стране Сказок.

                 (Фея Сказок касается волшебной палочкой и произносит слова:

                         1,  и 2, и……,и 8

                          В сказку всех мы переносим!

Фея Сказок: Вот мы и в сказке. Ой, ребята, кто это катится по дорожке? (катится игрушка – колобок)

              Дети: Колобок!

Фея Сказок: Давайте посмотрим, куда это он катится. Наверное, себе в сказку. Скажите мне, чем заканчивается сказка колобок? (дети отвечают) Как жалко Колобка, и деда с бабой очень огорчились, они его, наверное, искали, ждали! А давайте придумаем другой конец сказки, хороший!

(Дети придумывают другой конец сказки)

Фея Сказок: Молодцы, ребята, каждый из вас придумал необычный конец к сказке. А скажите, пожалуйста,  Колобка съела Лиса, а он превратился в животе у лисы в великана и стал мешать лисе? Что тогда бы произошло?

Дети: (придумывают предложенный конец)

Фея Сказок: Ребята, а как по-другому можно назвать сказку «Колобок»?

Дети: (ответы детей)

Фея Сказок: Ребята, ну что  ж ребята, пойдем дальше, ведь страна Сказок большая.

(звучит голос: не спешите, мне помогите, вокруг посмотрите)

Фея Сказок: Ребята, вы слышали чей-то голос, давайте осмотримся, кто же это говорил? (Фея сказок берет  «волшебное блюдце»). Ребята, это волшебное блюдце с волшебным яблочком. Давайте сядем и послушаем что за задание оно нам приготовило (дети вместе с Феей присаживаются на ковер)

                             - Ты, яблочко волшебное катись!

                                Нам заданье покажись!

                 Дети, волшебное блюдце предлагает поиграть в игру «Да- нет- ки»

-Я загадаю себе сказку, а вы должны её отгадать. На ваши вопросы я буду отвечать только словами «Да», «Нет». Вы должны выяснить, кто или что это, можете спросить какой это был герой, т. есть называть его черты характера, что он делал, и  то с ним случилось в конце сказки. Ну, что попробуете отгадать. И еще: если вы отгадаете сказку, то тогда вас ждет сюрприз.

Загадка: «Она заговорила с незнакомцем, и из-за этого пострадала её семья» (Красная Шапочка)

(Проводится  игра «Да-нет-ки», после отгадывания под музыку из сказки появляется Красная Шапочка, напевая песню, она подходит к детям с корзиной в руках)

Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Вы отгадали загадку про меня, а я вам за это принесла пирожков.

Фея Сказок и ребята: (благодарят Красную Шапочку) Красная Шапочка, оставайся с нами путешествовать по стране Сказок.

Красная шапочка: Хорошо! Отправляемся друзья

                                                    В чудо – сказки – вы и я.

                                                     Здесь «Экран волшебный» есть,

                                                     Сказок тут не перечесть.

Просмотр детьми мультимедийной презентации «Угадай сказку»

Слайд 1. Загадка: Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного     аппарата? (Баба – Яга)

Слайд 2. В какой сказке говорится про уникальное спортивное состязание по прыжкам в высоту среди мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз – поцелуй царевны и женитьба на ней (Сивка – Бурка).

Фея Сказок: А теперь сложное задание, я буду называть сказочных героев, а вы вспомните название сказок, в которых они действуют. При  правильном  отгадывании, отгадка появится на «волшебном экране».

Слайд 3. Царь, 3 сына, стрела, болото. («Царевна – лягушка»)

Слайд 4. Отец, мачеха, 3 дочери, фея, туфелька. («Золушка»)

Слайд 5. Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка.

               ( «Дюймовочка»)

Слайд 6. Злая мать, дочь, падчерица, Дед Мороз. («Морозко)

Фея Сказок: Наши глазки так устали, давайте дадим им отдохнуть.

                           Проводится гимнастика для глаз.

                                 Открываем глазки – раз,

                                 И зажмуриваем – два.

                                  Раз, два, три, четыре

                                  Раскрываем глазки шире.

                                  А теперь опять сомкнули,

                                  Наши глазки отдохнули.

Фея Сказок: А сейчас ребята, подберите признаки к героине, (скажите, какая она), изображенной на «волшебном экране»

Слайд  7. Баба – Яга – злая, страшная, старая, уродливая, костяная, оборванная, костлявая.

Слайд 8. Лиса – рыжая, хитрая, умная, теплая, красивая, плутовка, пушистая.

 Фея Сказок: А теперь, ребята,

                       В круг вставайте дружно,

                       В сказки поиграть нам нужно.

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила, (наклониться «поднять яичко»)

Посмотрите – ка, разбила! (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой её полили (имитация движения)

Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь её потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация: мешаем кашу)

И будем от репки здоровы и крепки, (показать «силу»).

(Звучит голос: не забудьте и про меня!)

Фея Сказок:  Ребята, это голос сказочной почты, давайте посмотрим, что она нам прислала.

(Фея достает картинки к сказкам « Курочка Ряба, Репка»)

Фея Сказок: Сказочная почта предлагает вам  придумать загадки к предложенным сказкам так же, как мы сейчас составляли.

(Дети разбиваются по подгруппам и составляют загадки:

                        - Она выросла и доставила много хлопот своему хозяину;

      - Некто принес что-то в дом и из- за этого все обрадовались, а потом расстроились и т.д.

Фея Сказок: (благодарит детей). Все придуманные вами загадки, я запишу в книгу творчества (показывает книгу). Ребята, а можно я вам задам несколько вопросов?

Дети: Можно.

 Фея сказок: Проблемные вопросы:

  1. Ребята, а если бы не прибежала мышка в сказке, то что бы было?
  2. А каким бы образом герои сказки  делили репку?
  3. Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?        

 

Фея Сказок: Молодцы, ребята! Ну что в путь! (Подходят к знаку). Дети, мы стоим на перекрестке трех дорог, где есть надписи:

                        - «Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь своему другу»

                        - «Направо пойдешь- с другом расстанешься навсегда»

                       - «Налево пойдешь – красивую игрушку найдешь»

                   Какую из дорог мы выберем? Почему? Какое доброе дело мы можем сделать для своего друга?

Фея Сказок: Хорошие вы, ребята, умеющие сочувствовать, сопереживать, добрые душой, даже жаль с вами расставаться. И вот последнее задание страны Сказок. Герои сказок мне передали письма, в них заколдованы названия сказок, отгадаете, узнаете кто передал эти конверты.

Работа по схемам:

             

        -  «Два жадных медвежонка»

                - «Три медведя»

        - «Волк и семеро козлят»

        

        - «Цветик – семицветик»

Фея сказок: Ребята, вот наше путешествие подошло к концу, мне  приятно было с вами  играть, вы хорошо знаете сказки, придумывали необыкновенные истории со сказочными героями, интересные загадки.  Возвращаемся в детский сад:

                 Фея Сказок касается волшебной палочкой и произносит слова:

                         1,  и 2, и……,и 8

                          В детский сад всех мы переносим!

            Мы с Красной Шапочкой прощаемся с вами, а вы лакомитесь пирожками.

             (Звучит музыка к программе «В гостях у сказки», Фея Сказок и  Красная шапочка уходит)

Используемая литература:

Поляк Л.Я. Театр сказок. Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб: «Детство – Пресс», 2001г.

Моисеева М.Ф., Федорова А.И. Сказочная угадайка. Конспекты занятий по математике с использованием сказочных сюжетов для детей дошкольного возраста. – СПб: «Смарт», 1996г.

Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – «Сфера», 2008г.

Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск, 1996г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Составление описательных загадок о животных»

Задачи. Связная речь: учить детей составлять описательный рассказ-загадку о животном.Словарь: активизировать в речи детей прилагательные.Грамматика: совершенствовать структуру и грамматическую правиль...

Конспект занятия «Составление описательных загадок о животных»

Конспект занятия «Составление описательных загадок о животных». Средняя группа...

Конспекты организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраст с логопедическим заключением ОНР по составлению описательных загадок

Цель: Стимулирование связной речи детей.  Коррекционно – обучающие задачи:1.Продолжать учить детей составлять описательные загадки по предмету с опорой на алгоритм.2.Активизирова...

Составление описательных загадок. Знакомство с кинезиологией.

Слайд 1.- Здравствуйте, ребята. Послушайте,  пожалуйста загадку:Не дерево, а с листочками,Не рубаха, а сшита,Не человек, а рассказывает.Что это?  (Книга)- А вы умеете составлять загадки?...

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ЗАГАДОК

Аннотация: в статье представлен практический опыт по развитию образной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через составление загадок об объектах окружающего мира с помощью м...

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ЗАГАДОК

В статье представлен практический опыт по развитию образной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через составление загадок об объектах окружающего мира с помощью моделей....

Мастер класс для педагогов "создание образных характеристик через составление сравнений, загадок "ОТСМ ТРИЗ""

Обучение детей среднего дошкольного возраста, созданию образных характеристик через составление сравнений, загадок....