Главные вкладки

    Мастер-класс для родителей "Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы-закрутки"
    материал на тему

    Ситникова Елена Викторовна

    Цели: знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой; показ и изготовление куклы-закрутки; вовлечение родителей в совместную культурно - досуговую деятельность; обеспечение атмосферы доброжелательности, комфортности в общении, воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass_dlya_roditeley_oberezhnaya_kukla.doc222.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кто в детстве в куклы не играл,
    Тот счастья не видал.
    (народная мудрость)

    Мастер-класс для родителей:

    "Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы-закрутки".

    Цели: знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой; показ и изготовление куклы-закрутки; вовлечение родителей в совместную культурно - досуговую деятельность; обеспечение атмосферы доброжелательности, комфортности в общении, воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа.

    Материалы и оборудование: компьютерная презентация «Народная кукла для наших детей», компьютер; лоскуты ткани для изготовления кукол, нитки, ножницы - раздаточный материал для каждого участника мастер-класса; образец куклы-закрутки.

    Ход мероприятия:

    I. Вводная часть.

    - Добрый вечер, уважаемые взрослые и ребята! Я очень рада видеть всех вас здесь. Благодарю, за то, что вы согласились посетить мой мастер-класс. Надеюсь, вы сегодня узнаете много нового, интересного, необычного. Ощутите атмосферу доброжелательности, тепла, спокойствия.

    - Наша встреча посвящена народной кукле, игрушке, которой играли наши предки. Впереди нас ждет практическая часть, мы будем своими руками создавать кукол. А пока я расскажу, что меня подтолкнуло провести это мероприятие.

    II. Теоретическая часть. Показ презентации. Выступление педагога.

    - Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Во что играют современные дети? Слайд 2.

    - Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, мы очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда.

    Современные игрушки в подавляющем большинстве есть антиигрушки. Они насаждают стремление к злу, ненависти, насилию, распущенности, стяжательству. Детей чаще привлекают игры агрессивного характера. Заигрываясь, они перевоплощаются в героев компьютерных игр, боевиков, мультиков, забывая о реальном мире. Слайд 3.

    Слайд 4 - картинка.

    Результаты такого воспитательного действия:

    - повышенная агрессия;

    - раздражительность;

    - несдержанность;

    - высокая тревожность;

    - нарушение межличностных отношений;

    - появление страхов, фобий. Слайд 5.

    Слайд 6 – картинка.

    Особое место среди детских игрушек занимает кукла. Главный посыл современной куклы – быть модной, гламурной, демонстрировать всем свою красоту. Такие женские качества как доброта, нежность, хозяйственность, уходят из игры современных девочек. Слайд 7.

    Слайд 8 – картинка.

    - Современные куклы для мальчиков всё дальше отходят от образа человека, всё больше приобретая черты животных или технических устройств. Герои обладают нечеловеческими способностями – силой, ловкостью, жестокостью и полным отсутствием внутреннего мира.

    Эти качества становятся синонимом мужественности. Слайд 9.

    Слайд 10, 11 – картинка.

    В первую очередь игрушка должна быть безопасной как для физического, так и для психоэмоционального развития ребенка. Игрушка для ребенка – помощник в исследовании мира, источник радости, мотив для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый (например, оранжевые пушистые лягушки или пятнистые слоны). Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности. Слайд 12.

    - Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах минимальное количество подходящих кукол. Как выйти из этой ситуации? Куклу можно изготовить своими руками из остатков натуральных материалов. Рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает правдивую информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок – сыпучий. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга.

    Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной» куклы все что угодно. «Подробные» игрушки не развивают образного мышления.

    Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.

    Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему.

    Пока дети были маленькими, кукол им делали матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую кукольную потешку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Слайд 13.

    По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя, так как кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы-берегини передавались по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы.

    Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве.

    Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию

    любви, защиты, доброжелательности. Слайд 14.

    - В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. Слайд 15.

    - Например: Кувадка (или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками. Слайд 16.

    Пеленашка – младенчик в платочке. Такую куколку клали в колыбель к ребенку в качестве оберега от злых духов. Ребенок с 4 лет мог свернуть пеленашку для игры себе и младшим сестрам и братьям. Слайд 17.

    Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

    Сонница-бессонница,

    Не играй моим дитятком,

    А играй этой куколкой. Слайд 18.

    Вепсская кукла (Кормилка) – образ замужней женщины, символ благочестия и достатка. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь – чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми. Слайд 19.

    «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». Родители легко могут изготовить народную игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с ней сами. Я убеждена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле. Слайд 20.

    III. Практическая часть.

    - А теперь я вас приглашаю сотворить куклу-закрутку.

    Педагогом предоставляются необходимые материалы: ткань, нитки, ножницы, схемы работы. Воспитатель участвует в совместном творчестве, оказывает необходимую помощь.

    Слайд 21. Схема куклы – закрутки. Слайд 21

    1. Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.  Слайд 22

    Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки.

    2. Для изготовления куклы вам понадобиться несколько кусочков х/б ткани размером не более 20х20 см, катушечные нитки, ножницы. Слайд 23

    3. Возьмите один из подготовленных квадратиков ткани поплотнее. Подогните края, как показано на фото. Слайд 24

    4. Чтобы куколка получилась не худенькой можно в серединку положить кусочек ваты, равномерно распределяя его по всей длине будущего туловища. Слайд 25

    5. Выполните плотную скрутку-рулик. Слайд 26

    6. Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязжите нашу скрутку ниткой. Слайд 27

    7. Далее делаем голову и руки. Берем квадратик ткани, желательно белого цвета, чтобы наша куколка была белолицей. Находим серединку, прикладываем туда скрутку, предворительно подложив небольшой кусочек ваты, чтобы голова обрела более круглую форму. Слайд 28

    8. Завяжите ниткой на уровне шеи. Слайд 29

    9. Расправьте ткань, определите, где будет лицо куклы. Уберите лишние складочки назад. Слайд 30

    10. Делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. Слайд 31

    11. С края отмеряем размеры ладошки куклы. Перетягиваем ткань ниткой.
    Вот и руки готовы.
     Слайд 32

    12. Оставшиеся уголки белой ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть широко распахнуты или слекга опущены вниз. Слайд 33

    13. Традиционно у такой куклы лицо не рисовали. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Основа нашей куклы готова.
    Теперь нужно куклу нарядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. Можно придумать широкую юбочку или цветной сарафан, душегрею, поневу и т. д.
     Слайд 34

    14.На этих фото показан самый простой способ одеть куклу.
    Квадратик цветной ткани складываете пополам и стягиваете нитку, проложенную внутри, на поясе.
     Слайд 35

    15.Вот примерно что получилось. Слайд 36

    16.Добавляете передник, украшенный вышивкой (на моей куколке вышивка нарисована обычным фломастером, а вы можете сделать все по-настоящему). Можно сделать куколке волосы из шерстяных или х/б нитей, закрепив из ленточкой на голове или косынкой. Вот и все. Куколка готова! Слайд 37

    17.Ну а здесь целый хоровод. Слайд 38

    IV. Обратная связь. Прощание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Изготовление куклы - закрутки

    Цель: Изготовление куклы – закрутки. Психолого — педагогические задачи: Совершенствовать умения изготавливать куклу, учить работать с тканью; знакомить с малыми формами фольклора. ...

    Мастер-класс для педагогов "Знакомство с народной куклой. Изготовление традиционной обережной куклы "Филипповка"

    Цели: знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой; показ и изготовление куклы; обеспечение атмосферы доброжелательности, комфортности в общении; воспитание любви и уважения...

    Мастер - класс "Традиционные народные куклы. Изготовление тряпичной куклы "Отдарок - на - подарок""

    В представленном материале можно познакомиться с особенностями и алгоритмом изготовления тряпичной куклы, материалами и пошаговым исполнением....

    Методическая разработка совместного с родителями и детьми старшей группы тематического досуга по этнокультурному воспитанию "Изготовление куклы Закрутки"

    Актуальность:Реализуя  деятельность детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, необходимо комплексное использование всех средств эстетического цикла: музы...

    Мастер-класс для родителей: "Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы-закрутки".

    Цель: формирование интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы "Закрутки".  Задачи. 1. Научить мастерить тряпичную куклу...