Тема: «Общение с уважением (о конфликтах между детьми)».
консультация на тему

Колотова Ольга Владиславовна

Как быть, если во время игр или на занятиях возникают конфликты между детьми? Этот материал о том, как учить детей мирно взаимодействовать друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_s_uvazheniem.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

Часто родители интересуются, как быть, если во время игр или на занятиях возникают конфликты между детьми. Если в материале нуждаются сразу два маленьких претендента, естественно возникает необходимость договориться об очередности или совместной работе. И дети приобретают бесценные навыки общения, умение договариваться друг с другом.

Если игрушка уже занята кем-то из ребят, тот, кто хочет поиграть. должен будет дожидаться своей очереди. Это формирует волю – ребенок учится себя сдерживать, ждать, и воспитывает уважение к окружающим.

Рассмотрим конкретную ситуацию. В группе два ребенка с разницей в возрасте в несколько дней. Обоим по 2,5 года. Их вкусы совпали. из занятия в занятие тянется «война» за игрушку. Начало военных действий происходит, как правило, одинаково. Один воин сидит за столом и играет. Другой видит любимую игрушку в чужих руках и пытается забрать ее. Первый малыш пугается, накрывает собой игрушку и кричит: «Не дам!» Возникает конфликт.

Если при «делении собственности» присутствуют родители, они, конечно же, пытаются устранить конфликт. Очень важно сделать это правильно, сделать так, чтобы никто из малышей не чувствовал себя обделенным и обиженным. В таких ситуациях родители часто навязывают детям альтруизм, предлагают поделиться, уступить. Но слишком рано воспитывать щедрость в ребенке, если ему всего два-три года. Отдавая игрушку другому малышу, ребенок огорчается и недоумевает, почему он должен уступать.

Бывает, что родители пытаются сделать так, чтобы хорошо было всем, предлагая малышам поиграть вместе. Но такая игра должна быть навязана, ребята должны сами захотеть совместной игры. У «счастливого обладателя» игрушки обязательно нужно спросить, готов ли он принять в игру другого ребенка.

Каковы должны быть действия старших, когда дети не могут поделить игрушку? Прежде всего, нужно показать ребенку, требующему игрушку, что его желания услышаны, их понимают, с ними готовы считаться. Важно начать объяснение не с запрета или отказа, а, например, вот так: «Тебе нравится эта игрушка? Ты тоже хочешь с ней поиграть?» Ребенок почувствует, что его понимают, и будет готов к восприятию дальнейших объяснений. Потом нужно объяснить, что сейчас с материалом занимается другой ребенок и что нужно подождать.

В два-три года ребенок сосредотачивается только на интересующем его в данный момент предмете, а другого ребенка, у которого этот предмет в руках, просто не замечает. Так что выхватывание игрушки у другого малыша это вовсе не осознанное проявление агрессии. Нужно переключить внимание ребенка с игрушки на ее «хозяина», объяснить, что он взял игрушку первым и теперь нужно подождать, когда он наиграется. И, наконец, надо рассказать малышу о дальнейших действиях: «Сейчас он закончит заниматься и уберет материал на место,  хочешь, я покажу тебе, где он должен лежать?» Как правило, ребенок соглашается пойти вместе со старшим и посмотреть, где «появится» игрушка, которую он ждет. Такое развитие событий не только гасит конфликт, но и лишний раз напоминает о правиле класть на место материал, с которым ребенок больше не играет. Кроме того, со временем ребенок осознает, что он  сам тоже застрахован от подобных посягательств, и если кто-то в группе будет претендовать на его игрушку, то тоже должен будет подождать своей очереди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт педагогической работы по теме: «Конфликты между детьми 4–5 лет и методы их решения»

Опыт педагогической работы по теме: «Конфликты между детьми 4–5 лет и методы их решения»Наша главная задача – не заглядыватьВ туманную даль будущего, а действоватьСейчас в направлении, которое н...

Консультация-практикум педагога-психолога для педагогов на тему: «Разрешение конфликтов между детьми».

выработка эффективных способов решения конфликтов среди детей-Познакомить с основными причинами конфликтов между детьми;-Познакомить со способами воздействия детьми друг на друга во время конфликта;-П...

Консультация на тему: "Конфликты между детьми дошкольного возраста"

В дошкольном возрасте дети активно учатся взаимодействовать с окружающим миром, в том числе и общаться со сверстниками. А это неизбежно ведет к возникновению первых конфликтов. Как воспитателю ДОО пре...

Консультация для педагогов на тему: «педагогические рекомендации по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста»

Во-первых, при разработке приемов коррекции необходимо:изучать социальную ситуацию развития ребенка: конкретные отношения со сверстниками группы, удовлетворенность ими, отношения с воспитателями и род...

Консультация для педагогов на тему: «педагогические рекомендации по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста»

Во-первых, при разработке приемов коррекции необходимо:изучать социальную ситуацию развития ребенка: конкретные отношения со сверстниками группы, удовлетворенность ими, отношения с воспитателями и род...

Опыт педагогической работы по теме: «Конфликты между детьми 4–5 лет и методы их решения»

Для нормального развития ребёнка с самого его рождения, важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребёнок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в...