Проект "Посуда"
проект (средняя группа) на тему

Познавательно - творческий прект в средней группе "Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_sosh_2005.docx725.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ 2005

2015

Познавательно – творческий проект «Посуда»

Автор проекта - Савельева Наталья Анатольевна

Участники проекта:

  • дети средней группы
  • воспитатель Савельева Н.А

Срок реализации проекта: 2 недели.

Актуальность:

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков также справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Наблюдая за детьми и беседуя с ними, я увидела, что дети

• в недостаточной степени умеют классифицировать предметы посуды;

• не достаточно хорошо сравнивают предметы посуды;

• не называют их составные части, не достаточно хорошо описывают предмет.

Цель проекта:

создать условия для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Посуда».

Задачи:

  •  Обогатить представления  детей о посуде (чайная, столовая, кухонная).
  •  Расширять запас слов по теме «Посуда»
  •  Развивать связную речь через составление описательного рассказа о посуде.
  •  Воспитывать у детей культуру поведения за столом, умение пользоваться столовыми приборами.

Ожидаемые результаты:

  •  Знать и называть предметы посуды, их части;
  •  Владеть обобщающими понятиями;
  •  Узнавать по описанию и назначению;
  •  Находить сходство и различия предметов посуды по нескольким признакам;
  •  Знать: из какого материала сделаны предметы посуды.
  •  Владеть навыками пользования столовыми приборами, культуры поведения за столом.

I этап. Подготовительный

- Сбор информации.

- Отбор художественной и познавательной литературы.

- Подбор иллюстративного материала в виде презентации.

- Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.

- Свободная самостоятельная изобразительная деятельность детей:

II этап. Выполнение проекта

Беседы с детьми

Беседа с детьми на тему: «Что мы знаем о посуде?»

Цель: выявить знания детей о посуде.

Рассказ воспитателя «Какая бывает посуда»

 Цель: рассказать о классификации посуды: чайная, столовая, кухонная.

Беседа с детьми на тему: «Из чего сделана посуда?»

 Цель: ознакомить с признаками материала, из которого изготовлена посуда.

Художественная литература

Чтение: стихотворение К.Чуковского «Федорино горе»

Загадывание загадок о посуде.

Интегрированное занятие на  тему: «Посуда»

 Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Коммуникация)

Цели: расширять запас слов по теме «Посуда»; познакомить с классификацией предметов посуды; учить употреблять названия предметов посуды в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах, описывать их; учить соблюдать соотношение величин, рисовать круг, равномерно наносить узор.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование тарелки с полосками разного цвета); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: картинки с изображением разной посуды; образцы посуды из разных материалов; листы белой бумаги в форме в форме тарелки. Карандаши.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организованный момент. Повторение названий предметов посуды.

Воспитатель. На прошлых занятиях мы с вами говори ли, что нужно беречь деревья, леса. Что можно изготовить из дерева? (Ответы детей). Из дерева делают посуду, например деревянные ложки. А еще какую посуду вы знаете? (Дети называют) (Воспитатель показывает картинки с изображением посуды)

2. Классификация посуды.

Воспитатель. Посуда бывает разная.

Чайная посуда: чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница, молочник, чайник, сухарница. Для чего нужна чашка? Что можно пить из чашки, стакана? Что мы кладем в сахарницу, сухарницу, конфетницу? Что наливаем в молочник?

Столовая посуда: тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, масленка, салатница, соусница. Давайте вместе назовем столовую посуду. (Дети хором повторяют за воспитателем название посуды и рассматривают картинки) К столовой посуде относятся еще нож, вилка, ложка – столовые приборы. Зачем нужна супница, хлебница? Что находится в масленке, солонке, перечнице, соуснице, салатнице?

Кухонная посуда – это кастрюля, сковородка, миска, половник, сито, кувшин. В этой посуде люди готовят еду. Для чего нужны кастрюли, половник? Как используют сковородку, сито? (Показывает изображение кухонной посуды, дети ее называют) Для чего нужна чайная посуда? Когда мы пользуемся столовой посудой? Зачем нужна кухонная посуда? Какая посуда есть у вас дома?

3. Рассматривание сюжетной картинки с изображением детей, расставляющих на столе столовую посуду к обеду.

Вопросы:

- Кого мы видим на картинке?

- Что стоит на столе?

- Что держит мальчик?

- Для чего нужна тарелка?

- Что кладет девочка на стол?

- Для чего нужна ложка?

- Что едят вилкой?

- С какой стороны от тарелки лежат ложка и вилка?

- Где стоит стакан?

4. Развивающие игры.

• Какая посуда спряталась?

Дети называют каждый предмет посуды и говорят, к какому виду он относится: чайная, столовая, кухонная посуда.

• Назови правильно.

Воспитатель по очереди называет каждому ребенку слово, обозначающее предмет посуды, во множественном числе. Ребенок называет слово во множественном числе, родительском падеже, отвечая на вопрос «Чего нет?». За правильные ответы дети получают фишки.

5. Ознакомление с признаками материала, из которого изготовлена посуда.

Воспитатель показывает образцы посуды из фарфора, глины, стекла, дерева, металла, пластмассы. Дети берут посуду в руки, определяют ее легкость, прозрачность, гладкость или шероховатость. Воспитатель подсказывает, что пластмассовая посуда легкая, но готовить в ней нельзя, она расплавится, металлическая посуда тяжелая, в ней можно готовить, стеклянная посуда хрупкая, она может лопнуть от горячей пищи, в фарфоровой посуде нельзя готовить, в ней подают готовое блюдо, глиняная посуда – тяжелая, готовить в ней можно в печке или в духовке.

Дети осматривают посуду и называют свойства материала: стекло – прозрачное, тонкое, холодное, гладкое, хрупкое; глина – толстая, гладкая, непрозрачная; металл – тяжелый, прочный, твердый и т.д.

6. Игра «Назови, какая посуда»

 Если тарелка из пластмассы, то она (какая?) - …

Если ложка из металла, она - …

Если чашка из фарфора, она - …

Если чайник из глины, он - …

Если стакан из стекла, он - …

Если сахарница из стекла, она - …

Если половник из металла, он - …

7. Описание предметов посуды.

Дети описывают предметы посуды по схеме:

1) Название.

2)  Материал, из которого изготовлен предмет.

3) Признаки (гладкая, шершавая, тонкая, хрупкая, легкая, тяжелая).

4) Составные части.

5) Назначение.

8. Рисование тарелки с полосками разного цвета.

Педагог показывает приемы изображения тарелки с полосками, обращает внимание детей на то, что между полосками должно быть расстояние, в центре необходимо изобразить кружок, который является дном. Дети рисуют карандашами.

9. Рефлексия.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что вам понравилось больше всего?

Интегрированное занятие на тему «Описание посуды

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация».

Цели: упражнять в употреблении существительных в именительном и родительном падежах множественного числа; учить сравнивать предметы посуды, называть их составные части, описывать предмет; учить сгибать лист пополам, совмещая стороны и углы, вырезать фигуры.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; способен конструировать по собственному замыслу стаканчик для карандашей из бумаги; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материал и оборудование: картинки с изображением посуды; цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, кисточки.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организованный момент. Повторение названий посуды.

Картинки с изображением посуды лежат на столе перевернутые. Дети берут по одной картинке и называют посуду.

2. Загадки.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.                              Вся макушка в дырках мелких,

Больше греться не хочу.                             Перец сыплется в тарелки. (Перечница)

Крышка громко зазвенела:

«Пей чай, вода вскипела!» (Чайник)

 

Новая посуда,                                              Зубами накалываю

А вся в дырах. (Сито)                                 И в рот накладываю. (Вилка)

 

Всех кормлю с охотой я,                            Режу хлеб и сыр, морковку.

А сама безрогая. (Ложка)                           Все ровнехонько и ловко. (Нож)                

 

3.    Игры.

• Чего не стало?

Среди некоторых картинок с изображением посуды одна убирается. Дети называют. Какой посуды не стало.

• Угадай, какая посуда.

Как называется посуда, в которую кладут кашу; жарят котлеты; варят суп; насыпают сахар(соль, перец); наливают соус; через которую пересеивают муку; в которую кладут конфеты; из которой пьют чай.

4. Описание посуды.

Дети получают карточку с изображением предметов посуды. Не показывая изображение остальным детям, описывают предмет. Те, кто слушает описание, должны отгадать, какую посуду описывают.

5. Сравнение.

Вопрос: чем отличаются и чем похожи: тарелка и блюдце; чашка и бокал; бокал и стакан; кастрюля и чайник?

6. Конструирование из бумаги «Стаканчик».

Для изготовления стаканчика надо на изнаночной стороне плотной цветной бумаги начертить выкройку стаканчика-цилиндра, увеличив ее по желанию. Вырезать, склеить его. Приклеить донышко, подогнув зубчики и намазав их клеем. Украсить стаканчик узором – аппликацией.

Воспитатель готовит выкройку стаканчика и раздает детям. Остальную работу они выполняют сами.

7. Рефлексия.

Вопросы:

- Что мы делали сегодня на занятии?

- Расскажите по порядку, как нужно изготавливать стаканчик.

- Чем вам понравилось на занятии?

Художественное творчество

Лепка на тему: «Чашка для Мишутки».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Социализация».

Цели: учить лепить из соленого теста чашку; знакомить с приемом вдавливания середины шара для получения полой формы.

Планируемые результаты: владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка чашки), активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Предварительная работа: ознакомление с видами посуды, чтение сказки «Три медведя».

Материал и оборудование: пластилин, стеки, клеенки, салфетки, игрушка Мишутка.

Содержание образовательной деятельности детей.

1. Организованный момент.

Стук в дверь. В группу приходит Мишутка из сказки «Три медведя»

Мишутка: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Здравствуй, Мишутка. Ребята, вы узнали из какой сказки пришел к нам Мишутка? (Ответы детей)

Воспитатель – Да, из сказки «Три медведя» Но что-то Мишутка грустный. Давайте спросим у него, что с ним случилось?

Мишутка – Проснулся я от зимней спячки и захотел кушать. Посмотрел на стол и не увидел свою чашку.

2. Лепка «Чашка для Мишутки».

Воспитатель – Ребята, а ведь мы можем помочь Мишутке. У меня есть пластилин. Что мы можем сделать из него? (Ответы детей). Да, мы слепим для него чашку.

Сначала я вам покажу, как надо лепить. Берем немного пластилина. Делаем из него шарик. Большим пальцем вдавливаем середину шара, а потом оттягиваем все края этой полой формы. И у нас получается чашка.

(Далее дети самостоятельно выполняют работу.  Воспитатель и Мишутка помогают детям подсказками, советами)

Воспитатель – Вот и вылепили чашки ребята. Молодцы.

3. Подвижная игра «У медведя во бору».

Мишутка – Вот спасибо, ребята, что помогли мне. Я так рад, что хочу с вами поиграть в игру «У медведя во бору»

(После игры Мишутка прощается и уходит)

4. Рефлексия.

Воспитатель задает вопросы:

- Кто к нам сегодня в гости пришел?

- Почему Мишутка был грустный?

- Как мы помогли Мишутке?

- Чем вам понравилось занятие?

C:\Users\АНТОН\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2015-04-07 13-07-47.jpg

C:\Users\АНТОН\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2015-04-07 09-36-11.jpg

C:\Users\АНТОН\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2015-04-07 09-37-04.jpg

Дидактические игры:

 «Назови правильно»,  «Какая посуда спряталась?»,  «Назови, какая посуда», «Чего не стало?», «Описание посуды».

Подвижные игры:

«Летающие слова», «Чайная, столовая, кухонная», «Рывок за мячом»

Сюжетно-ролевые игры:

«Ждем гостей», «Покорми куклу Катю» и т.д.

III этап. Заключительный

Презентация на тему «Посуда»

Итог работы:

Познавательная ценность: Углубление и систематизация знаний о посуде; формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать и анализировать, экспериментировать; использовать полученные знания в различных видах деятельности.

 Воспитательная ценность: Формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности.