ПРОЕКТ "ЧИСТЮЛЬКА"
проект (младшая группа) по теме

 (вторая младшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chistota_-_zalog_zdorovya_vo_2_ml_gr.docx98.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ "ЧИСТЮЛЬКА"

 (вторая младшая группа)

                                                                                     

  

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: 

Воспитатели: Татаренко О.Н. , Коваленко А.А.

Дети: Воспитанники 2-ой младшей группы "Мультяшки"

(возраст воспитанников 3-4 года). 

Родители воспитанников группы. 

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. 

ЦЕЛЬ: 

Воспитание у детей младшего дошкольного возраста культурно - гигиенических навыков в игровой форме.

 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 

  •  Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания;
  •  Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
  • Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
  • Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);
  • Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
  • Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

        

        Новизной проекта является использование различных методов и приемов по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Проект может быть использован в работе воспитателей дошкольных и дополнительных образовательных учреждений.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

        Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.         Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.         

        Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приёма пищи, не умеют одеваться – раздеваться. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.

Срок реализации проекта: Сентябрь - ноябрь 2014г

Ожидаемые результаты для детей:

  • Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков;
  • Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
  • Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
  • Ожидаемые результаты для родителей:
  • Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
  • Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
  • Укрепление связей между детским садом и семьёй.

 

Месяц

Режимный момент

Совместная деятельность

Практическая деятельность

Работа с родителями

сентябрь

Питание:

пережёвывать пищу с закрытым ртом.

Умывание:

мыть лицо, руки закатав рукава.

Одевание-раздевание:

снять обувь.

Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр"

Рисование:

«Украсим платье куклы Кати».

Игра-ситуация:

«Знакомство с куклами»,

«У куклы Веры новый шарф».

Чтение потешки:

«Водичка, водичка…».

Беседа:

«Как нужно заботиться о кукле».

Дидактическая игра:

«Накроем на стол».

Игра-эксперимент:

«Мыльные перчатки».

Оформление стенда в родительском уголке: «Возрастные особенности детей 3 -4 лет».

Анкета:

«Какими навыками самообслуживания

владеет ваш ребёнок»?

Предполагаемый результат: игра – ситуация «Купание куклы Кати»

 

Питание:

пережёвывать пищу с закрытым ртом.

Умывание:

сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку.

Одевание-раздевание:

расстегнуть пуговицы, замок.

Чтение произведений:

Н.Саконская «Где мой пальчик?»

В.Берестов «Больная кукла».

Лепка:

«Лепим пирожки, лепим булочки».

Рисование:

«Матрёшки идут на праздник».

Игра-ситуация:

«Сервируем стол»,

«Оденем куклу на прогулку».

Чтение потешки:

«Моем носик, моем щёчки».

Подвижная игра:

«Зайка серый умывается».

Дид. упр:

«Мы едим».

Дид. игра:

«Как я умею аккуратно кушать».

Консультация для родителей:   "О гигиене и правилах хорошего тона за столом”,

октябрь

Питание: не разговаривать с полным ртом.

Умывание:

взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло.

Одевание-раздевание:

расстегнуть пуговицы, замок.

Беседа с детьми

" Кто опрятен тот приятен"

Лепка :

«Подарим игрушки Зайке и Мишке».

Игра-ситуация:

«Кукла Диана стирает».

Чтение потешки:

« Ешь, собачка: ам, ам, ам».

Сюжетно-ролевая игра:

«Котик простудился».

Рассматривание картинок: «Предметы личной гигиены».

Дид. игра:

«Что ты можешь рассказать о предметах личной гигиены?»

Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо? » (изображение в виде картинок положительных гигиенических навыков и отрицательных) ;

Рекомендации:

«Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».

Предполагаемый результат: Занятие «В нашу группу, Ой-ой-ой, Мойдодыр пришёл живой»

Питание:

не крошить хлеб на стол и на пол во время приёма пищи.

Умывание:

взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло.

Одевание-раздевание:

снять платье (рубашку), шорты, носки.

Чтение произведений:

М. Дружининой " Кто знает волшебное слово"

С.Капутикян «Маша обедает».

Игра-ситуация:

«Кукла заболела»,

«Наводим чистоту в комнате».

Чтение потешки:

«Кран откройся…».

Подвижная игра:

«Все котятки мыли лапки».

Дид. игра:

«Каждой вещи своё место».

Дид. игра

«Научим Мишку складывать вещи в шкафчик».

Консультация: «Как ухаживать за молочными зубами».

Предполагаемый результат: театр игрушек «Как мы лечили петушка»

 

Питание:

правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой.

Умывание:

пользоваться носовым платком.

Одевание-раздевание:

снять платье (рубашку), шорты, носки и надеть в обратной последовательности.

Чтение произведений: «Умница Катенька,ешь кашку сладеньку».

Э.Мошковская «Кран откройся».

Игра-ситуация:

«Моем посуду»,

«Куклы обедают».

Чтение потешки:

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки…».

Сюжетно-ролевая игра:

«Сделаем Леночке прическу».

Дид.игра:

«Сервируем стол».

Дид. игра

«Поучим Зайку застёгивать пуговицы».

Папка-передвижка:

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку».

Предполагаемый результат: занятие  «В стране мыльных пузырей»

ноябрь

Питание:

тихо выходить по окончании еды из-за стола и

благодарить.

Умывание:

пользоваться расчёской;

пользоваться носовым платком.

Одевание-раздевание:

расстегнуть пуговицы, замок;

снять платье (рубашку), шорты, носки;

аккуратно повесить;

снять обувь;

надеть в обратной последовательности

Рассматривание иллюстраций:

«Мама купает ребенка».

«Дети обедают».

Игра-ситуация:

«Купание кукол»,

«Новая кукла Рита знакомится с кукольным уголком».

Чтение потешки:

«Ходит котик с веником».

Дид. упр.

«Туфельки поссорились - подружились».

Дид. упр.

«Как мы моем ладошки и вытираем ручки».

Беседа:

«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности».

Предполагаемый результат: фото – выставка «Вот что я умею»

 

Питание:

дети должны уметь пользоваться всеми КГН.

Умывание:

Дети должны уметь пользоваться всеми КГН.

Одевание-раздевание:

Дети должны уметь пользоваться всеми КГН.

Игра-ситуация:

«Мамы гуляют с малышами»,

«Готовим для кукол обед».

Чтение потешки:

«У хозяйки-белочки».

Дид. игра с игрушкой:

«День рождение».

Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»

Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».

Индивидуальное собеседование

«Каким навыкам самообслуживания научился ваш ребёнок посещая д/с».

Предполагаемый результат: Итоговое занятие

«В гости к чистюлькам».

 

"Носики-курносики"
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Перемешанные картинки

Задачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Пособия Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.

Ход игры. Воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.

Чистоплотные дети

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато

Что нужно кукле!

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка
встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

Что ты можешь о них сказать!

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитательница называет по имени одного ребенка: “Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: “Яна, есть у вас дома мыло?”

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

КАРТОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ

КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня.

Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

***

АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ

Цель:систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ

Цель:способствовать формированию навыка пользования носовым плат-ком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать ротносовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться.

Материал: носовой платок

Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д.

***

ВЫМОЕМ КУКЛУ

Цель:закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

***

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание, формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

***

ПОДБЕРИ КАРТИНКИ

Цель:уточнить представления детейо предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

***

ИГРА "ВЫМОЙ РУКИ"

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

***

ИГРА "МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.

Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые! " Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка) .

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

***

ИГРА "УМЫВАЛОЧКА"

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало! "

***

ИГРА "ФОНТАНЧИКИ"

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

***

ИГРА-ЭТЮД «МАЛЬЧИК ПЕТЯ»

Педагог

Мальчик Петя поздно встал -просыпаться тяжко. Умываться он не стал -он ведь замарашка. Педагог просит детей высказать свое отношение к поведению Пети.

Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки? » Дети высказываются; затем с помощью движений и мимики изображают Петю.

(Выразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.)