Рекомендации для молодых воспитателей по теме: "8 июля - день семьи, любви и верности"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Струкова Ирина Ивановна

Рекомендации для молодых воспитателей по теме: "8 июля - день семьи, любви и верности" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУТЬ К МАТЕРИНСТВУ НАЧИНАЕТСЯ С МЛАДЕНЧЕСТВА

             

           

    Вы когда-нибудь наблюдали ,как ведут себя мамы в поликлинике, ожидая очереди на прием к психиатру? Одна мама осторожно кладет малыша на пеленальный столик. Разворачивая одеяло и пеленки ,ласково разговаривает с ним. Ее движения нежны и неторопливы. Она все время сосредоточена на ребенке ,пытается развлечь его ,играет, показывает игрушку. Если малыш расплакался ,берет его на руки ,успокаивает словами.

    Другая мама ведет себя иначе. Ее движения резки ,выражение лица суровое или безразличное. Молча распеленав младенца ,она стоит рядом и не обращает на него никакого внимания. Если ребенок начинает капризничать ,она выказывает недовольство ,требует: »Прекрати нытье!» Взяв младенца на руки ,трясет его ,как неодушевленный предмет ,ей и в голову не приходит приласкать малыша ,отвлечь его разговором или игрушкой.

    Нетрудно представить ,что малыш первой мамы чувствует себя любимым ,нужным ,защищенным ,а второй-одиноким ,предоставленным самому себе ,досадной помехой для окружающих.

    А теперь понаблюдайте ,как ведут себя мамы на детской площадке во время прогулки с детьми постарше-годовалыми или двухлетками. Одна мам сидит вместе с малышом в песочнице ,помогает накладывать песок в ведерко ,показывает ему ,как делать куличики ,подбадривает ,если куличик не удался: »Ничего ,давай попробуем еще раз ,я тебе помогу». Когда же у ребенка получится хороший куличик ,мама искренне радуется ,хвалит его.

    Другая мама тоже пытается научить малыша делать куличики. Но при этом она ничем не помогает ему ,лишь понукает и поддразнивает: »Давай ,давай ,учись сам! Эх ты ,неумеха ,ничего у тебя не получается!» Третья мама сидит на скамейке около песочницы ,равнодушно наблюдает за малышом и время от времени делает ему замечания: »Не смей брать песок в рот!», »Не бери чужие формочки! Я кому говорю?» Ребенок не слушается ,сердито хватает его за руку ,шлепает и тащит за собой к скамейке. У малыша заплетаются ноги ,он сопротивляется и плачет. «В наказание будешь сидеть здесь»,-говорит мама ,и ребенок ,продолжая плакать ,сидит на скамейке.

    Эти зарисовки дают представление о разном отношении матерей к детям и о разных стилях воспитания. В вопросе о том ,что такое хорошая мать ,мнения расходятся. Одни считают ,что хорошая мать должна быть доброй и ласковой ;другие уверены ,что она должна быть строгой и требовательной ;третьи думают ,что материнская любовь должна сочетать в себе и нежность и строгость. Однако встречаются и те ,кто убежден ,что мать вообще не может быть хорошим воспитателем ,поэтому ребенка с самого рождения должно воспитывать государство.

 

    Проблема хорошей матери  сложна и многообразна.  Рассмотрим ее со стороны современных представлений о психологической готовности к материнству и материнской компетентности на этапе младенчества.

   Установлено что недостаточное , или неправильное общение младенца со взрослыми         (и в первую очередь с матерью) ведет к отклонениям и задержкам в его психическом развитии уже в первые месяцы жизни. Известно ,что неадекватное отношение матери к ребенку в раннем детстве может стать одной из причин развития шизофрении и других заболеваний. Известно также ,что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений в семье. Эти данные побудили психологов к исследованию особенностей материнского поведения, их влияния на развитие ребенка и причин, определяющих формирование того или иного типа «материнствования».

    Первые же работы обнаружили, что многие современные матери не обладают достаточным уровнем компетентности в сфере воспитания маленького ребенка. По нашим данным, лишь 25 процентов матерей обнаружили высокий уровень психологической готовности к материнству и эффективности последующего материнского поведения.

    Уровень компетентности в воспитании ребенка после его рождения определяется не только умением матери осуществлять правильный уход за младенцем, но также знанием его психологических потребностей и способностью удовлетворять их.

    До появления системы общественного воспитания женщины в основном опирались на материнский инстинкт и традиции воспитания, которые передавались из поколения в поколение. В современном обществе многовековые традиции воспитания новорожденных и младенцев утеряны. Молодые матери часто оказываются лишенными помощи бабушек; будучи единственным ребенком в семье, не имеют опыта контактов с маленькими детьми.

    В нашей стране в системе общественного воспитания подход к детям младенческого и раннего возраста долгое время ориентировался преимущественно на обеспечение физического здоровья и развития ребенка, на формирование у него различных навыков и умений. При этом игнорировались психологические условия. Считалось, что развитие личности начинается лишь с трехлетнего возраста, до этого срока происходят лишь процессы созревания. Младенец расценивался как пассивный объект различных воздействий взрослого, который лучше знает, что нужно ребенку. Категорически запрещалось «без необходимости» брать ребенка на руки, баюкать. »Идти на поводу» у материнского инстинкта, диктующего стремление утешить малыша, приласкать, считалось чрезвычайно вредной воспитательной тактикой. При этом не учитывалось, что находясь на руках у матери, ребенок чувствует себя защищенным, любимым, получает все необходимые воздействия для развития органов чувств. Недаром у многих народов принято обеспечивать младенцу тесный контакт с матерью: носить в кенгуру на животе или спине.

    Сегодня считается достоверно установленным, что сосание соски и укачивание некоторым младенцам необходимы для того, чтобы успокоится и уснуть, так как способствуют возникновению в головном мозге соответствующих биоритмов. Используемые в старину люльки и ритуал укачивания ребенка под колыбельную песню выполняли полезные и важные функции.

    Негативное отношение к «сюсюканью» ,так называемой «детской речи» ,призывы разговаривать с младенцем обычным «взрослым» голосом также оказались неоправданными. Выяснилось, что маленькие дети особенно чувствительны к высокоинтонированным звукам; использование в общении с ними детской речи в первые месяцы жизни способствует созданию благоприятных предпосылок для овладения речи в будущем. Долгое время рекомендовалось кормить ребенка строго по часам, а не по его потребности. В детских учреждениях всем предписывался единый режим сна и бодрствования. Но в последние годы врачи отказались от требования строго соблюдать режим. Существуют большие индивидуальные различия в потребности в пище, сне и бодрствовании у разных детей. Насильственное включение в режим часто оборачивается для малыша дополнительным стрессом.

   При таких воспитательных установках (не брать на руки, не укачивать, не давать соску, не реагировать на плач лаской, кормить по часам, а не по потребности) ребенок испытывает дефицит общения со взрослыми.

   Большинство психологов считают, что готовность к материнству формируется на протяжении всей жизни женщины. На этот процесс влияют как биологические, так и социальные факторы.

   По воспоминаниям о переживаниях, испытанных женщиной в детстве, можно судить об особенностях ее раннего опыта взаимоотношений с близкими взрослыми. Если родители были ласковы, общение с ними оставило яркие положительные воспоминания, имелась глубокая привязанность к матери, значит, в раннем детстве женщина имела благоприятный опыт эмоционального общения. Это ставит ее в более выгодные условия в прогнозе будущего материнского поведения по сравнению с теми, кто такого опыта не имел.

   Большое значение в становлении родительского поведения имеет общение со сверстниками, старшими и младшими детьми. Важным является и опыт, приобретаемый будущей матерью в играх с куклами, в «дочки-матери».

   Чем больше положительных факторов, влияющих на развитие субъектного отношения к будущему ребенку, действовало на женщину на протяжении ее жизни, чем ярче выражено субъектное отношение к неродившемуся ребенку, тем выше будет уровень ее готовности к материнству.

   Вывод.Во-первых, нежная и ласковая мать для ребенка лучше, чем строгая и требовательная, по крайней мере до трехлетнего возраста. Во-вторых, корни вашего отношения к малышу лежат во взаимоотношениях с вашими близкими в раннем детстве. Старайтесь дать как можно больше любви своему малышу, уважайте его как личность с самого рождения, ведь тем самым вы не только способствуете его успешному развитию в раннем детстве, но и закладываете основы его родительского поведения в будущем и обеспечиваете собственные доброжелательные взаимоотношения с сыном или дочерью, когда состаритесь, а они станут взрослыми.

   



Предварительный просмотр:

Цель: обучить родителей и детей технологии изготовления семейного оберега и методу коллективного творчества при создании его образа.

Задачи:

  • познакомить с оберегом, как субъектом культуры и истории;
  • обучить методу творческого поиска образа;
  • сформировать знания, умения, навыки по конкретным операциям;
  • воспитывать способность и готовность работать совместно, привить интерес к процессу изготовления оберега, к народным традициям.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы: индивидуальная, парами, коллективная. 

Инструменты и материалы: ножницы, клей ПВА, оргалит, кора деревьев (сосна, берёза), тесьма, солёное тесто, гуашь, кисти, сухоцветы, плоды, семена растений и другие предметы (см. информационную карту “Символика оберегов”).

Наглядные пособия: технологические карты на изготовление “ Семейного оберега”, кроссворд “Символика оберегов”, образцы традиционных оберегов, информационные карты “Символика оберегов”.

План занятия: организационный часть, теоретическая часть, практическая часть, заключительная часть.

Ход занятия

Организационная часть. Приветствие детей и родителей. Объяснение темы.

Теоретическая часть. Вы дружите со своим домом? Издревле дом считался пристанищем. Как корабли всегда возвращаются в свой порт, так и человеку необходим причал. Спокойный, надежный, теплый, родной.

Дом - это наша душа.

Дом - это то место, куда мы стремимся.

Дом - это пространство покоя и праздника, новостей и любви.

Дом - это главный Ваш подарок самому себе.

“Наколдовать” благополучие собственного дома можно с помощью самых привычных вещей. Веник, домашняя выпечка, крупа, семена… - у них есть волшебные свойства, дремлющие до поры до времени. Разбудите их, и Дом станет полной чашей, а болезни и злые люди будут обходить его стороной.

На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов.

Оберег - от русского (славянского) слова оберегать, т.е. защищать, сторожить.

Оберег, по Далю, заговор от порчи, сглаза, злых чар, от огня, от болезней.

Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, “дурного глаза”, хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей.

Оберег - не просто красивая вещичка, он имеет вполне конкретный практический, и даже мистический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание от наших далеких предков.

Традиционные обереги.

Оберегом для дома с давних времен на Руси считается колокольчик. Подвешенный на сквознячке, он звенел и изгонял из окружающего пространства все дурное. А оставалось только все чистое, светлое и доброе. А еще, по народному поверью, колокольчик должен звенеть, чтобы в доме водились деньги.

Древнейшим домашним оберегом считается веник. На венике-домовушке размещают природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия. Веник, подвешенный вверх метелкой, - к деньгам, а подвешенный возле двери метелкой вниз - выметал из дома нечистую силу, болезни, горе и напасти.

Издавна на Руси лапоть был оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него прятали гостинцы для домовых. Во многих местах старые изношенные лапти считаются верным средством от сглаза.

Обязательно дома должен жить домовой. Он первый помощник: бережет жилище от “дурного глаза”, зависти, злобы, он очень хозяйственный. Как только он поселится у вас дома, так сразу вы почувствуете, что кто-то оберегает мир и покой в доме, хранит уют и благополучие домашнего очага.

Домовой с мешком - приносит в дом деньги, добро, материальное благополучие.

Домовой с метлой - выметает из дома все плохое, неприятности и невзгоды, заметает в дом деньги.

Домовенок малый - это покровитель детей в семье, их помощник и защитник, делает их спокойными и послушными.

Подкова - оберегает дом от недобрых гостей.

Крест - мощнейший оберег, символизирующий помощь четырех сторон света.

Практическая часть. Родители и дети работают с информационными картами “Символика оберегов”.

Символика оберегов.

Злаки, бобовые - символ достатка, сытой жизни, благоприятной в материальном аспекте.

Красный горький перец - символ мужского здоровья.

Шишка - символ трудолюбия и достижения успеха.

Ягоды шиповника, лекарственные травы - символы крепкого здоровья.

Ягоды рябины - символ женской красоты, молодости.

Бессмертник - символ долголетия.

Семена тыквы - символ плодородия, женское начало.

Хлеб - согласие и достаток дома.

Лавровый лист - слава, успех.

Солнце, цветок подсолнуха - главный славянский оберег, славяне - дети солнца.

Семена подсолнуха - здоровье детей в доме.

Кукуруза - символ здоровья у детей.

Орех - символ умственной силы и здоровья.

Семя - зарождение новой жизни.

Кружка - мир, лад в доме.

Монетка - успех в делах.

Чеснок - изгоняет нечистую силу.

Выпечка - символизирует хлебосольность.

Горох - мир и дружба.

Мешок - символ богатства.

Гнездо - продолжение рода.

Бублик - символ крепкой семьи.

Ложка - загребает в дом добро.

Петух - символ счастья.

Фрукты - долголетие.

Педагог предлагает разгадать кроссворд “Символика оберегов” с целью закрепления полученной информации.

Кроссворд “Символика оберегов”

1. Главный славянский оберег.

2. Символ крепкой семьи.

3. Символ счастья.

4. Символ мира и дружбы.

5. Символ зарождения новой жизни.

6. Символ продолжения рода.

Особая прелесть славянских оберегов в том, что они открывают безграничный простор для творчества. Помимо традиционных, вы можете попробовать сделать свой собственный, семейный оберег, зашифровав с помощью существующих символов свои самые заветные желания. Что может быть интереснее, чем, собравшись вечером всей семьей, придумывать и создавать свой оберег? Такое совместное творчество, без сомнения, укрепит семью, даст ощущение защищенности и позволит украсить дом трогательными сувенирами.

Родители и дети распределяются парами и изготавливают оберег по технологической карте.

Заключительная часть. Презентация итоговых работ. При презентации учитывается четкость выполнения детьми и родителями композиции, цветовое решение, оригинальность замысла.

Рефлексия участников учебного процесса. Педагог предлагает закончить предложения.

Родителям: а) изготавливая оберег, вместе со своим ребёнком, я понял (а), что…

б) ценность совместного творчества заключается в …

Детям: а) я понял (а), что оберег – это…

б) мне особенно понравилось…

мне особенно понравилось…

в) у меня появилось желание…

Пусть в доме счастье светиться всегда, пусть радость будет нескончаема и пусть поможет в этом вам, ваш милый сувенир.


МБДОУ № 146

Совместное занятие родителей и детей по теме

«Семейный оберег»

Старший воспитатель

Струкова Ирина Ивановна



Предварительный просмотр:

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья воюет, а одинокий горюет.

Жена мужа почитай, как крест на главе,

Муж жену береги, как трубу на бане.

На что и клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Не суди мужа  с женой, жену с мужем некому судить, кроме бога!

Муж с женой ругайся, а третий не мешайся!

Плачь молода жена, да про свое горе никому не сказывай.

Жена мужа не бьет, а под свой нрав ведет.

Жена мужем красна.

От хозяина чтоб пахло ветром, от хозяйки – дымом.

Муж с женой бранятся, да под одну шубу ложатся.

Не хвали жену телом, а хвали делом.

Для щей люди женятся, для мяса замуж идут.

На чужих жен не заглядывайся, а за своею – пригляди.

Не женитесь на тех с кем можете прожить,

А женитесь на тех, без кого жить не можете.

Замуж выйти – не напасть, замужем бы непропасть…

Свадебные годовщины

«Зеленая свадьба» называется день бракосочетания, то есть праздник молодости и любви.

1 год – ситцевая

2 года – бумажная

3 года – полотняная

4 года – шелковая

5 лет – деревянная

6 лет – конфетная

7 лет – цветочная

8 лет – кожаная

9 лет – соломенная

10 лет – день алых роз – розовая свадьба

12 – агатовая

13 – лунного камня

14 – мохового агата

15 – стеклянная, горного хрусталя

16 – топазная

17 – аметистовая

18 – гранатовая

19 – гиацинтовая

20 – фарфоровая

23 – сапфировая

25 – серебряная

26 – звездчато-сапфировая

30 – жемчужная

35 – коралловая

39 – кошачьего глаза

40 – рубиновая

45 – сапфировая

50 – золотая

52 – звездчатого рубина

55 – изумрудная

60 – бриллиантовая

65 – железная

70 – благодарственная

75 – коронная

100 – красная



Предварительный просмотр:

8 ИЮЛЯ ПРАЗДНУЕТСЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ УЖЕ НЕСКОЛЬКО СТОЛЕТИЙ КАК ДЕНЬ ПАМЯТИ ПОКРОВИТЕЛЕЙ СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ СВЯТЫХ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТСЯ ОБРАЗЦОМ ВЕРНОСТИ И ИДЕАЛОМ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ.



Предварительный просмотр:

УЗЕЛКИ

НА ПАМЯТЬ

СЕМЕЙСТВО, СЕМЬЯ: совокупность близких родственников, живущих вместе.

Семья воюет, а один горюет

Семейное согласие всего дороже.

Семейный горшок всегда кипит.

В семье и каша гуще.

Без друга сирота; с другом – семьянин.

В своей семье всяк сам большой.

На что и клад, коли в семье лад.

Совестно жить – время коротать.

Любовь да совет – так и нуждочки нет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Ссора в семье до первого взгляда.

Свои, сочтёмся.

В семье не без урода, а на урода все не в угоду.

Вместе тошно, а розно скучно.

А ну, сочтёмся своими: бабушкин внучатый козёл тёщиной курице как пришёлся?

Я тебе сват, да ты – то мне кто?

Ваша – то Катерина да нашей Орине двоюродная Прасковья.

Русский человек без родни не живёт.

Духовное родство пуще плотского.

Тот мне и сват, кто мне рад.

Сыр калача белее, а мать мачехи милее.

Тепло, да не как лето: добра,  добра, да не мать родна.

Мать высоко замахивается, да не больно бьёт; мачеха низко замахивается, да больно бьёт.

Где бабка ни бери, а внука корми.

У кого есть дед, у того и обед.

Рассыпался бы дедушка, кабы его  не подпоясывала бабушка.

Бабушке один только дедушка не внук.

Любовь братская – союз христианский.

Братская любовь лучше каменных стен.

Брат брату – головой в уплату.

Не верь брату родному, верь глазу своему кривому!

Одно дитя роженое (дочь), другое суженное (зять).

Думала тёща, пятерым не съесть; а зять – то сел и за присест и съел.

Прими зятя в дом, а сам убирайся вон!

Две матери, две дочери да бабушка со внучкой, а их всего трое (мать, дочь и внучка).

Шли муж с женою, брат с сестрой да кум с кумой; нашли полтора хлеба, разделили по полухлебу (их всего трое).

Шли тёща с зятем, муж с женой, бабка со внучкой, мать с дочкой да дочь с отцом (всего четверо).

Сын отца моего, а мне не брат ( я сам)

         

                 Толковый словарь и «Пословицы русского народа» Владимира Даля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический день «8 июля День семьи, любви и верности»

Меняются времена и нравы, меняются люди и их жизни. Но семья остается главной ценностью на все времена.  Только создав семью, человек начинает любить по-настоящему, разделяя свое сердце поровну м...

Сценарий праздника «8 июля - День семьи, любви и верности» в детском саду «Когда семья вместе, так и душа на месте» Конспект совместного праздника детей и их родителей (подготовительная группа).

Цель: Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним; создавать условия для развития взаимоотношений образовательного учреждения и родителей воспитанников.Зад...

Мастер-класс по рисованию на тему "8 июля. День семьи, любви и верности"

8 июля мы отмечаем День семьи, любви и верности. Для маленького ребенка семья- это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закла...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «8 июля – День семьи, любви и верности»

Одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, воспитателем, обществом и государством в целом, является вопрос духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. Современное обществ...

"8 июля - День семьи, любви и верности" (Июль 2023 год)

Семья – это основа общества. Как большое здание состоит из миллионов кирпичиков, так и государство состоит из миллионов семей. И от того насколько прочной и крепкой будет каждая семья,...