Программа "Здоровье"
рабочая программа по теме

Нагаева Валентина Ильинична

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства - наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл приложения355.62 КБ
Файл приложение19.32 КБ
Файл приложение 3,419.71 КБ
Файл prilozhenie_5.docx31.93 КБ
Файл prilozhenie_6.docx15.97 КБ
Файл prilozhenie.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт Программы «Здоровье»

 

Наименование учреждения

МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида с. Вятское Советского района

Республики Марий Эл.

Основания для разработки программы

-   Закон  РМЭ «Об образовании в Республике Марий

    Эл» от 26 июля 2013 года

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" от 29.05.2013г.
  • Устав  МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида с. Вятское
  • Программа развития МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида с. Вятское

Государственный заказчик

Родители детей МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида, педагоги.

Разработчики программы

Творческая группа: старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колосок» Нагаева В.И.; учитель-логопед Ивашова И.Ю.; музыкальный руководитель Кирчанова Л.М., воспитатель Александрова Н.А., воспитатель Клюкова С.В.

Цель программы

Создание комплексной системы воспитания и развития ребенка, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле (виде) сохранения собственного здоровья.

Задачи

1. Обеспечить качественную работу дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей посредством обеспечения организационно-педагогических, медико-социальных и материально-технических условий для оптимального психофизического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в здоровьесберегающем пространстве ДОУ.

2. Обучить детей навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него.

3. Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье детей.

4. Повышение физкультурно-здоровительной грамотности родителей, создание полной преемственности детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения

Этапы и сроки реализации программы

Подготовительный:

 2014-2015г. – разработка программы «Здоровье», определение направлений работы, подготовка к реализации программы;

Внедренческий:

2015-2018г. – реализация программы «Здоровье»;

Итоговый:

2018-2019г. - мониторинг качества реализации программы «Здоровье», анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе

Ответственный исполнитель программы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида

Основные  разделы программы

- Паспорт программы

- Характеристика здоровья и физического развития детей

- Концепция программы

- Основные принципы программы

- Основные направления  реализации Программы

- Ожидаемые результаты

- Приложения  

Финансовое обеспечение программы

Бюджетное финансирование

Ожидаемые результаты реализации программы

- Повысится эффективность здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного учреждения.

- Повысится компетентность в области здоровьесбережения, педагоги внедрят в практику своей деятельности методы поддержания психоэмоционального здоровья.

- Расширится осведомленность родителей о системе здоровьесберегающей работы в детском саду. Родители и члены семей станут более активно включаться в планирование и организацию мероприятий, направленных на поддержание здоровья.

- У детей будет формироваться осознанное отношение к своему здоровью, к специфическим мероприятиям по оздоровлению. Будет отмечаться положительная динамика в снижении заболеваемости детей. Дети овладевают навыками самооздоровления.

- Отношения взрослых участников образовательного процесса станут более доверительными, открытыми, поддерживающими. Деятельность  по здоровьесбережению в ДОУ и семье будет основываться на принципе преемственности.

Контроль исполнения программы

Рассматривание на педсовете, проведение текущего и тематического контроля.

Программа может быть корректирована, план работы по выполнению программы пишется ежегодно

Пояснительная записка

        Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражают состояние здоровья всего общества. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства - наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.

В связи с этим наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно–образовательных, оздоровительных и лечебно – профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Предметом исследования, а так же целью данной Программы является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья детей детского сада, создание благоприятных условий для формирования у дошкольников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Программа «Здоровье» - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.

Основные задачи деятельности всех дошкольных учреждений – обеспечение всестороннего, гармонического развития ребенка и направлены на укрепление здоровья и формирование его личности.

        

Для сохранения физического и психического здоровья детей необходимо соответствие режима дошкольного учреждения гигиеническим нормам длительности сна, бодрствования детей различных возрастных групп, достаточное пребывание на свежем воздухе, проведение организованных занятий, включающих рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок и полноценного питания.

Характеристика здоровья и физического развития детей.

В физкультурно-оздоровительном направлении основными задачами являются охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их социально-бытовая адаптация, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Уровень адаптации детей

Данные наблюдений свидетельствуют о благоприятной социальной адаптации детей к ДОУ, что обусловлено проведением комплексно медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ДОУ и в период адаптации в детском учреждении.

Группа здоровья детей

Анализируя состояние здоровья  детей, обратили внимание на то, что при поступлении в дошкольное учреждение дети все чаще приходят со II и III группами здоровья. Это характеризуется прежде всего тем, что много детей приходят в детский сад с ослабленным здоровьем.

Количество детей, имеющих хронические заболевания

Процент детей, имеющих хронические заболевания, состоящих под диспансерным наблюдением за последние годы увеличилось. Количество детей состоящих на диспансерном учете с каждым годом возрастает. В 2013-2014 учебном году в детский сад поступили с заболеваниями сердечно-сосудистой системы 4 ребенка, заболеваниями ЦНС 6 детей. Необходимо проводить работу с детьми и их родителями по сохранению и укреплению здоровья детей, планировать здоровьесберегающие  мероприятия, закаливающие процедуры, обращать внимание на улучшение физкультурно-оздоровительной работы.

Количество частоболеющих детей

                         

Отмечается тенденция снижения процента частоболеющих детей, за счет использования  здоровьесберегающих технологий.

Специалистами и воспитателями проводятся мероприятия, направленные на привитие мотивации и закрепление в сознании ребенка здорового образа жизни через дидактические игры, досуги, совместную деятельность с родителями.

Индекс здоровья

Индекс здоровья ни разу не болеющих детей в году ежегодно увеличивается.

Процент детей,

имеющих  морфофункциональные отклонения, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.

В связи с увеличением детей с первой группой здоровья отмечается

снижение количества детей, имеющих морфофункциональные отклонения и нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.

Во всех возрастных группах оборудованы физкультурные уголки с необходимым инвентарем для игр и упражнений. В перечень оздоровительных и медицинских услуг входят: гигиенические процедуры, витаминизация пищи, кварцевание, дыхательная гимнастика, систематические медицинские осмотры педиатром, луко- и чесноко терапия в эпидемический период.

Общая заболеваемость                                 Количество случаев

заболевания на одного ребенка

Основой профилактики, является общая тренировка ослабленного организма, которая проходит на фоне организованного оздоровительного двигательного режима. Этому способствует отработанный комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня, который предусматривает разнообразные виды общеукрепляющих и специальных мероприятий, целенаправленная работа

педагогов по использованию в работе здоровьесберегающих технологий, организации правильной двигательной активности детей, проведению профилактических работ.

Во всех возрастных группах оборудованы физкультурные уголки с необходимым инвентарем для игр и упражнений. В перечень оздоровительных и медицинских услуг входят: гигиенические процедуры, витаминизация пищи, кварцевание, дыхательная гимнастика, систематические медицинские осмотры педиатром, луко- и чесноко терапия в эпидемический период.

Основными направлениями работы педагогов по укреплению

 психофизического здоровья детей, продолжают оставаться:

- обеспечение плотной двигательной активности детей в течение дня- проведение закаливающих мероприятий;

- организация рационального питания;

- система психологической помощи дошкольникам;

- диагностика физического развития и психоэмоционального состояния

  детей;

- взаимодействие с семьями воспитанников.

Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, медико – педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения физкультурных занятий, контроль над осуществлением системы закаливания  дают  эффективные  результаты при организации  физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ. У большинства дошкольников наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств его укрепления.

Организация питания в ДОУ

        С целью обеспечения полноценного сбалансированного питания детей в ДОУ стараемся осуществлять, соблюдая основные принципы:

  • Строгое соблюдение режима;
  • Выполнение натуральных норм и возрастных норм объема порции;
  • Соблюдение условий приема пищи и правил поведения ребенка во время еды.

Согласно санитарным правилам 10-дневное меню составляется строго по технологическим картам и перечню блюд, согласованным Роспотребнадзором. Ведется подсчет ингредиентов и калорийности пищи. При составлении меню учитываются особенности питания детей с отклонениями в состоянии здоровья, (заболевание органов пищеварения, аллергические заболевания, избыточная или дефицит массы тела и т.д.) питание детей в период адаптации и летний период. Для обеспечения преемственности питания, родителей информируем об ассортименте питания в детском саду  , регулярно поднимаем вопрос о питании на родительских собраниях.

    Полноценное и калорийное питание – это наиболее важный фактор укрепления здоровья детей. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и  создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде.

Проблемы:

- при поступлении в дошкольное учреждение дети все чаще приходят со II и III группами здоровья. Это характеризуется прежде всего тем, что много детей приходят в детский сад с ослабленным здоровьем. Количество детей состоящих на диспансерном учете с каждым годом возрастает. В 2013-2014 учебном году в детский сад поступили с заболеваниями сердечно-сосудистой системы 4 ребенка, заболеваниями ЦНС 6 детей.

- низкая двигательная активность детей

-возрастающее количество детей с ОВЗ

- низкий уровень знаний родителей в области оздоровления ребенка в      условиях экологического, экономического и социального неблагополучия в обществе

Концепция программы

        Важнейшей задачей ДОУ является сохранение  и укрепление здоровья детей. Увеличение числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья делает эту задачу приоритетной.

             Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

          Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми,  вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный  подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

        Система охраны здоровья детей в детском саду осуществляется посредством реализации комплекса социальных, медико-организационных и лечебно-профилактических мер по оптимизации роботы с семьей, сохранению и укреплению здоровья детей, созданию условий нормальной жизнедеятельности.

Комплекс мер по реализации проблемы  включает:

- гарантированную систему обучения и воспитания детей в нормальных условиях, не нарушающих их здоровье;

- качественную и доступную медико-социальную помощь;

- формирование соответствующего возрасту иммунологического статуса;

- укрепление материальной базы ДОУ в вопросах медицинского обслуживания;

- повышение профессионального мастерства медработников;

- повышение медицинской активности семьи, формирование стереотипа поведения матери, ориентированного на заботу о здоровье ребенка.

        В развитии стратегии охраны здоровья детей основное внимание сосредотачивается на таких важных и определяющих направлениях как:

- разработка здоровьесберегающих технологий  в ДОУ по предотвращению негативного влияния образовательного процесса на здоровье детей;

- оценка здоровья детей;

- обеспечение необходимыми ресурсами системы и качества       вакцинопрофилактики;

- разработка эффективных форм оздоровления частоболеющих детей.

Основные принципы программы:

  • Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  • Принцип активности и сознательности - участие всего педагогического коллектива и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
  • Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
  • Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Основные направления  реализации Программы

Цель: Создание комплексной системы воспитания и развития ребенка, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле (виде) сохранения собственного здоровья.

Задача 1. Обеспечить качественную работу дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей посредством обеспечения организационно-педагогических, медико-социальных и материально-технических условий для оптимального психофизического развития детей, эмоционального благополучия, повышения из познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в здоровьесберегающем пространстве ДОУ.

Мероприятия

2014-2015

2015-2018

2018-2019

Ответственные

Разработка программы «Здоровье»

+

творческая группа

Внедрение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

+

+

+

педагоги ДОУ

Повышение профессионального мастерства педагогов в работе по здоровьесбережению

+

+

+

заведующий, ст.воспитатель

Проведение анализа исходного состояния психофизического здоровья детей, их валеологических ЗУНов

+

+

+

педагоги, ст.воспитатель

Контроль за проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий, соблюдением режима, за проведением закаливающих мероприятий

+

+

+

заведующий, ст.медсестра, ст.воспитатель

Обеспечение педагогов методической  и дидактической литературой для организации здоровьесберегающего образования

+

+

+

заведующий. ст.воспитатель

Разработка методических рекомендаций по физкультурно-оздоровительной работе с детьми

+

+

+

ст.воспитатель

Обеспечение санитарно-гигиенических условий

+

+

+

мл.воспитатели

Оснащение материально-технической базы, предметно-развивающей среды

+

+

+

заведующий

Задача 2. Обучить детей навыкам здоровьесберегающих технологий:

    формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и

     ответственности за него.

Мероприятия

2014-2015

2015-2018

2018-2019

Ответственные

Уроки здоровья и безопасности

+

+

+

педагоги

Проведение с детьми лечебно-профилактической работы

+

+

+

ст.медсестра

Коррекционно-развивающая деятельность: Проведение фронтальных и индивидуально-групповых коррекционных занятий, использование приемов релаксации, психогимнастики в сочетании с самомассажем, логоритмики

+

+

+

Учитель-логопед, муз.руководитель, педагоги

Активизация двигательного режима дошкольников, проведение оздоровительного бега

+

+

+

педагоги

Беседы с детьми о здоровье и здоровом образе жизни.

+

+

+

Педагоги, ст.медсетсра

Занятия по физкультуре

+

+

+

педагоги

Утренняя гимнастика

+

+

+

педагоги

Реализация детских и совместных проектов

+

+

+

педагоги

Спортивные праздники и развлечения «Дни здоровья»,

+

+

+

педагоги

Осмотр врачами – специалистами

+

+

+

врач

Проведение профилактических прививок

+

+

+

ст.медсестра

Система эффективных закаливающих процедур:

воздушные ванны после сна и во время физкультурных занятий во всех группах; полоскание  рта после еды, гимнастика после дневного сна , босохождение

+

+

+

педагоги

Организация полноценного питания, витаминизация третьих блюд

+

+

+

ст.медсестра

Витаминотерапия

+

+

+

ст.медсестра

Профилактика эмоционального благополучия детей

+

+

+

педагоги

Проведение дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой и артикуляционной гимнастики

+

+

+

педагоги

Профилактика плоскостопия

+

+

+

педагоги, ст.медсестра

Проведение динамических пауз между занятиями, игрового  часа во вторую половину дня

+

+

+

педагоги

Задача 3. Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье детей.

Мероприятия

2014-2015

2015-2018

2018-2019

Ответственные

Проведение консультаций, семинаров-практикумов, деловых игр, тренингов

+

+

+

ст.медсестра,

ст.воспитатель

педагоги

Анализ,  обобщение  и распространение  передового педагогического опыта

+

+

+

ст.воспитатель

педагоги

Организация работы по образовательным проектам спортивной тематики

+

+

+

педагоги

родители

Оздоровительно-профилактическая направленность музыкального сопровождения

+

+

+

муз. руководитель

педагоги

Рассмотрение вопросов возрастной физиологии и психологии

+

+

+

ст.медсестра

ст.воспитатель

Совершенствование знаний программ, методик и технологий поздоровьесбережению и физическому развитию детей

+

+

+

Задача 4. Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей, создание полной преемственности детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения.

Мероприятия

2014-2015

2015-2018

2018-2019

Ответственные

Консультации специалистов

+

+

+

ст. медсестра

специалисты

Оформление памяток, наглядного материала по вопросам здоровьесбережения

+

+

+

ст.медсестра, педагоги

Проведение спортивных семейных праздников

+

+

+

педагоги

Семинары-практикумы, деловые игры, тренинги по оздоровлению дошкольников

+

+

+

ст.медсестра,

ст.воспитатель, педагоги

Участие в совместных проектах

«Я  и мое здоровье

+

+

+

педагоги

Анкетирование родителей

+

+

+

ст.воспитатель, педагоги

Ожидаемые результаты:

- Повысится эффективность здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного учреждения.

- Повысится компетентность в области здоровьесбережения, педагоги внедрят в практику своей деятельности методы поддержания психоэмоционального здоровья.

- Расширится осведомленность родителей о системе здоровьесберегающей работы в детском саду. Родители и члены семей станут более активно включаться в планирование и организацию мероприятий, направленных на поддержание здоровья.

- У детей будет формироваться осознанное отношение к своему здоровью, к специфическим мероприятиям по оздоровлению. Будет отмечаться положительная динамика в снижении заболеваемости детей. Дети овладевают навыками самооздоровления.

- Отношения взрослых участников образовательного процесса станут более доверительными, открытыми, поддерживающими. Деятельность  по здоровьесбережению в ДОУ и семье будет основываться на принципе преемственности.

МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида

D:\Мои документы\фото\SAM_1792.JPG

с.Вятское



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Функциональные обязанности работников ДОУ

 в рамках реализации программы  «Здоровье»

Должность

Обязанности

Заведующая ДОУ

- общее руководство по внедрению программы

- анализ реализации программы  - 2 раза в год

- контроль по соблюдению охраны жизни и здоровья детей

Старший воспитатель

- нормативно-правовое, программно-методичес-кое обеспечение  реализации программы

- проведение мониторинга (совместно с педперсоналом)

- контроль за реализацией программы  

Врач поликлиники

- обследование детей и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей

- взаимодействие с ДОУ по вопросам здоровьесбережения детей

Педагоги

- внедрение здоровьесберегающих технологий

- пропаганда здорового образа жизни

- проведение с детьми оздоровительных мероприятий:

  • закаливания
  • дыхательной гимнастики
  • релаксационных, кинезиологических упражнений
  • самомассажа
  • упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки

- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей

Старшая медсестра

- пропаганда здорового образа жизни

- организация рационального питания детей

- иммунопрофилактика

- лечебные мероприятия

- реализация оздоровительно-профилактической работы по годовому плану

Заместитель заведующей по АХЧ

- создание материально-технических условий

- контроль за выполнением младшим обслужива-ющим персоналом санитарно-гигиенических условий при реализации программы  

- создание условий для предупреждения травматизма в ДОУ, обеспечение ОБЖ

Шеф-повар

- организация рационального питания детей

- контроль за соблюдением технологий приготовления блюд

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на пищеблоке

Младший обслуживающий персонал

- соблюдение санитарно-охранительного режима

- помощь педагогам в организации образователь-ного процесса, физкультурно-оздоровительных мероприятий



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Современные оздоравливающие и здоровьесберегающие технологии, используемые в своей работе педагогами МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Музыкальный руководитель, воспитатели

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Все педагоги

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели,

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, музыкальный руководитель

Игровой час во вторую половину дня

 Для всех возрастных групп, в игровых зонах.

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок

Воспитатели, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели

Игротреннинги и игротерапия

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели

. Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели,

ст. медсестра

3. Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели

Логоритмика

1-2 раза в неделю на занятиях по музыкальному развитию

Занятия проводятся по специальной методике

Воспитатели, логопед, музыкальный руководитель

Применяемые педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения здоровьесберегающие педагогические технологии повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и  неосложненное развитие.



Предварительный просмотр:

Приложение 5.

Основные направления работы

по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников



Предварительный просмотр:

Приложение 6

Формы и методы оздоровления детей

№ п/п

Формы и методы

Содержание

Контингент детей

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

Щадящий режим (адаптационный период)

Все группы

Гибкий режим

Все группы

Организация микроклимата и стиля жизни группы

Все группы

Рациональное питание

Все группы

Занятия ОБЖ

Ст. группы

2.

Физические упражнения

Утренняя гимнастика

Все группы

Коррекционная физкультура

Все группы

Подвижные и динамичные игры

Все группы

Спортивные игры

Все группы

Дыхательная гимнастика

Все группы

3.

Гигиенические и водные процедуры

Умывание

Все группы

Мытье рук

Все группы

Игры с водой

Все группы

Обеспечение чистоты среды

Все группы

4.

Свето-воздушные ванны

Проветривание помещений (в т.ч. сквозное)

Все группы

Сон при открытых фрамугах

Ст. группы

Прогулки на свежем воздухе

Все группы

Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Все группы

5.

Активный отдых

Развлечения

Все группы

Праздники

Все группы

Игры-забавы

Все группы

Дни здоровья

Все группы

6.

Музыкотерапия

Музыкальное сопровождение режимных моментов

Все группы

Музыкальное оформление фона занятий

Все группы

Использование музыки в театрализованной деятельности

Все группы

7.

Физиотерапия

Кварцевание

Все группы

8.

Стимулирующая терапия

Лечебное смазывание носа оксолиновой мазью

Все группы

Дибазол

Все группы

Витаминизация

Все группы




Предварительный просмотр:

Приложение 3

Физкультурно-оздоровительная работа.

Двигательный режим.

Формы работы

Ранний возраст

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.Подвижные игры во время утреннего приема детей

Ежедневно

3-5 мин.

Ежедневно

3-5 мин.

Ежедневно

5-7 мин.

Ежедневно

7-10 мин.

Ежедневно

10-12 мин.

2.Гимнастика для развития мелкой моторики рук.

Ежедневно

5-7 мин.

Ежедневно

5-7 мин.

Ежедневно

5-7 мин.

Ежедневно

7-10 мин.

Ежедневно

7-10 мин.

3.Физкультминутки.

По необходимости на обучающих занятиях

2  мин.

По необходимости на обучающих занятиях

2  мин.

По необходимости на обучающих занятиях

2-3 мин.

По необходимости на обучающих занятиях

2-3 мин.

По необходимости на обучающих занятиях

2-3 мин.

4.Релаксация.

После всех обучающих занятий

1-3 мин.

После всех обучающих занятий

1-3 мин.

После всех обучающих занятий

1-3 мин.

После всех обучающих занятий

1-3 мин.

После всех обучающих занятий

1-3 мин.

5.Музыкально-ритмические движения.

На музыкальных занятиях

4-5 мин.

На музыкальных занятиях

6-8 мин.

На музыкальных занятиях

8-10 мин.

На музыкальных занятиях

10-12 мин.

На музыкальных занятиях

12-14 мин.

6.Физкультурные занятия (2 в зале, 1 на улице)

2 раза в неделю

10-12 мин.

3 раза в неделю

15 мин.

3 раза в неделю

20 мин.

3 раза в неделю

25 мин.

3 раза в неделю

30 мин.

7.Логоритмика на музыкальных занятиях

1 раз в неделю

2-3 мин.

1 раз в неделю

3-5 мин.

1 раз в неделю

3-5 мин.

1 раз в неделю

5-7 мин.

1 раз в неделю

5-7 мин.

8.Профилактика и коррекция плоскостопия

По назначению врача

По назначению врача

По назначению врача

По назначению врача

По назначению врача

9.Дозированный бег

-

Ежедневно

80-100 м.

Ежедневно

150-200 м.

Ежедневно

200-250 м.

Ежедневно

250-300 м.

10.Подвижные игры:

- сюжетные;

- бессюжетные;

- игры-забавы;

- соревнования;

- эстафеты;

- аттракционы.

Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 7-8 мин

Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 10-12 мин.

11.Игровые упражнения:

- зоркий глаз;

- ловкие прыгуны;

- подлезание;

- пролезание;

- перелезание.

Ежедневно по подгруппам

3-4 мин.

Ежедневно по подгруппам

4-6 мин.

Ежедневно по подгруппам

6-8 мин.

Ежедневно по подгруппам

6-8 мин.

Ежедневно по подгруппам

8-10 мин.

12.Оздоровительные мероприятия:

-гимнастика пробуждения;

-дыхательная гимнастика;

- игровой массаж.

Ежедневно

3 мин.

Ежедневно

5 мин.

Ежедневно

6 мин.

Ежедневно

7 мин.

Ежедневно

8 мин.

13.Физические упражнения и игровые задания:

- игры с элементами логоритмики;

- артикуляционная гим-настика;

-пальчиковая гимнастика.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

3-4 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

3-5 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

6-8 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

8-10 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

10-12 мин.

14.Психогимнастика.

2 раза в неделю

3-4 мин.

2 раза в неделю

3-5 мин

2 раза в неделю

6-8 мин.

2 раза в неделю

8-10 мин

2 раза в неделю

10-12 мин

15.Физкультурный досуг.

2 раза в год

10-15 мин.

2 раза в год

10-15 мин.

2 раза в год

15-20 мин.

2 раза в год

25-30 мин.

2 раза в год

25-30 мин.

16.Спортивный праздник.

-

2 раза в год

10-15 мин.

2 раза в год

15-20 мин.

2 раза в год

25-30 мин.

2 раза в год

30-35 мин.

17.Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня.

Ежедневно.

Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.

Проводится под руководством воспитателя


Приложение 4

Система закаливающих мероприятий.

Содержание

Возрастные группы

Ранний возраст

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

I Элементы повседнев-ного закаливания

-

В холодное время года допускаются колебания температуры

воздуха в присутствии детей

1.Воздушный температурный режим

от +21 до +19 С

от +21 до +19 С

от +20

до +18 С

от +20

до +18С

от +20

до +18С

Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей

- одностороннее провеет-ривание (в присутствии детей)

-

В холодное время проветривание проводится кратковременно (5-10 мин.). Допускается снижение температуры на 1-2 С.

- сквозное проветривание (в отсутствии детей):

В холодное время года проводится кратковременно (5-10 мин.). Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, сниженная на 2-3 С.

- утром, перед приходом детей.

К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной.

- перед возвращением детей  с дневной прогулки.

+22 С

+21 С

+20 С

+20 С

+20 С

- во время дневного сна, вечерней пргулки.

В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении.

2. Воздушные ванны:

- прием детей на воздухе.

-

-15 С

-15 С

-18 С

-18 С

- утренняя гимнастика.

В холодное время года проводится ежедневно в зале, одежда облегченная.

- физкультурные занятия.

+19 С

+18 С

+18

+18 С

+18 С

Одно занятие круглогодично на воздухе.

-15 С

-15 С

-18С

-18С

Одно занятие в зале.               Форма спортивная                            Два занятия в зале .

В носках     + 18 С

Босиком + 18 С

- прогулка.

Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям в холодное время года

-15 С

-18 С

-20 С

-22 С

-22 С

-свето-воздушные ванны.

В неблагоприятных погодных условиях время сокращается на 30-40 мин.

В теплое время года ежедневно при температуре от +20 С до +22 С, после предварительной воздушной ванны в течение 10-15 мин.

- хождение босиком.

Ежедневно. В теплое время года при температуре воздуха от +20 С до +22 С. В холодное время года в помещении при соблюдении нормативных температур.

- дневной сон.

Обеспечивается состояние теплового комфорта  соответствие одежды, температуры воздуха в помещении.

+19 С

+18 С

+18 С

+18 С

+18 С

-физические упражнения.

Ежедневно

- после дневного сна

В помещении температуры на 1-2 С ниже нормы.

-гигиенические процедуры

Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры.

Умывание, обтирание щек, верхней части груди, предплечий прохладной водой.

II Специальные закаливающие воздействия.

Полоскание рта водой комнатной температуры.

 

1. Игровой массаж.

Закаливающее дыхание.

Закаливающее дыхание, игровой массаж рук.

Закаливающее дыхание, игровой массаж рук, массаж ушей.

Закаливающее дыхание, игровой массаж рук, массаж ушей.

Закаливание проводится на фоне теплового комфорта для организма ребенка, что достигается рациональным сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды детей и уровня их двигательной активности. Учитываются индивидуальные особенности состояния ребенка и его эмоциональный настрой.